Про барсучка Савелия и его друзей

Владимир Мишурский
ГЛАВА 1. О том, как барсучок Савелий делает свои   первые шаги.

… На обширной лесной поляне, меж корнями старого раскидистого дуба, приютился небольшой аккуратный домик, в котором проживало семейство барсуков: барсук-папа, барсучиха-мама и маленький сынок-барсучок.
Барсучок был совсем крохотный, так как родился всего несколько дней назад. Мама, которую звали Степанида, качала его в красивой люльке и напевала колыбельную песенку. Сынок смотрел на нее своими черненькими глазами-бусинками и никак не хотел спать.
-Спи, малыш, спи. Детки, когда спят - растут, и ты вырастешь, если будешь спать. Станешь большим, умным и сильным.
-И послушным.-из-за спины жены вставил свое слово отец, вернувшийся домой и неслышно подошедший к детской зыбке.
-Это ты, Пафнутий?-спросила мама-барсучиха.-Я и не услышала, как ты пришел. Что нового в лесу? Удачным ли был промысел?
-Удачным… Набрал немного грибов. Набрел неподалеку на малинник – сорвал листьев, сладких корешков нарыл. На обед и ужин хватит, а завтра с утра снова пойду.
-Молодец, Пафнутий, ты у меня добытчик!.. Все в дом несешь.
-Я то что?-приосанился глава семейства, обрадованный похвалой жены.-Вот ты у меня настоящая умница. Какого красавца родила! Вылитый я. И шерсть, и лапы, и хвост.
-А глазки?
-А глазки твои, Степанидушка… Однако, надобно нам как-то назвать сыночка. Ты уже думала об этом?
-А может, ты дашь ему имя, отец? Я надеялась, что родится доченька, поэтому у меня в голове совсем другие имена.
-Ну, что ж, давай назовем его Савелий, как звали твоего дедушку. Хороший был барсук. Прожил долгую и счастливую жизнь.
-Да.-согласилась барсучиха и вздохнула, вспомнив своего деда.-Все  звери и птицы в округе его уважали. Дети и внуки его любили. А уж какая роскошная у него была шуба!... Пожалуй ты прав, отец. Пусть и наш малыш тоже зовется Савелием.
На том они и порешили.
… Прошло еще несколько дней, и малыш Савелий вылез из своей колыбельки. Он бодро семенил своими маленькими лапками вслед за мамой – куда она, туда и он. Родители звали его ласково – Савик. Он был послушным некапризным ребенком: хорошо кушал, вовремя ложился спать, поэтому рос не по дням, а по часам.
Еще через неделю барсучонок окреп настолько, что осмеливался выходить на лужайку перед собственным домом. Он сидел на крылечке и  с нетерпением ждал возвращения отца.
-Мамочка, а наш папа скоро вернется?-то и дело
спрашивал он у матери, которая хлопотала по хозяйству и наблюдала за Савиком через открытое окошко.
-Скоро, сыночек. Скоро.
-А он принесет мне сладких корешков и орешков?
-Конечно, принесет. Папа тебя очень любит.-успокаивала его барсучиха-мама.
Пафнутий приходил усталый, но довольный. Всегда у него в запасе было какое-нибудь лакомство для малыша и для своей любимой Степаниды. В такие минуты Савик забирался к отцу на колени и долго сидел, поедая гостинцы.
… Барсуки были не единственными обитателями лесной поляны. Здесь проживало много зверей и птиц. Одни устроили свои дома под кустами и деревьями среди густых зарослей травы, другие жили в дуплах и гнездах в кронах могучих дубов, елей, осин, ясеней и берез. Лес был ни хвойный, ни лиственный – смешанный, поэтому всяк находил себе местечко по вкусу.
У многих жителей «лесного городка» в эту летнюю пору тоже родились малыши, которые взрослели вместе с барсучком Савелием.

ГЛАВА 2. О том, как Савик знакомится с зайчиком Никишкой.

… Дни шли за днями. Маленькому барсучку наскучило играть в своем доме и сидеть на крылечке в ожидании отца. В один из погожих летних дней он попросился у мамы пойти погулять.
-Ну, что же.-согласилась барсучиха-мама.-Ты уже подрос и можешь отличить друзей от врагов. Ты ведь помнишь мои наставления?
-Конечно, мамочка. Я должен опасаться крупных незнакомых птиц: орлов, коршунов.-загибал маленькие пальчики Савик.-Также мне следует держаться подальше от больших хищных зверей: лисиц и волков. Не есть незнакомых ягод и корешков.
-Все правильно. Ты мой умница!-мать ласково погладила барсучонка по голове.-Ты все запомнил правильно.
-Теперь я могу пойти погулять, мамочка?
-А ты не боишься идти один?
-Нет, мамочка, ведь я уже не младенчик!
-Ну, если так, то иди,-усмехнулась мама-Степанида.- Только смотри не заходи слишком далеко, а то я буду за тебя переживать.
-А недалеко – это как?
-Так чтобы я тебя видела из окошка.
-Хорошо, мамочка. Я буду играть на полянке возле нашего дома.-согласился малыш.
-Вот и славно. А я пока займусь на кухне своими делами. Необходимо готовить к Зиме соленья и варенья.
Савик хотел еще спросить у мамы кто такая Зима, и зачем ей нужны соленья и варенья, но потом передумал, махнул маленькой лапкой и запрыгал по ступенькам крыльца.
Он шел, и все время оглядывался, чтобы узнать виден ли их домик. Когда он в очередной раз обернулся назад, то зацепился за что-то и упал. Это «что-то» пискнуло и бросилось наутек. Савик тоже испугался и стремглав помчался вспять.
Добежав до крыльца, барсучонок хотел, было позвать маму, но так как за ним никто не погнался вслед, и вокруг все было тихо, то он устыдился своей трусости и передумал.
Окошко в кухне продолжало оставаться открытым, и мама напевала негромкую песенку. Савик немного подумал и, осторожно ступая, направился к тому месту, где столкнулся с неведомым предметом. Неизвестное серое пушистое существо с большими испуганными глазами и длинными ушами, тоже двигался навстречу.
-Эй, ты кто?-задал вопрос барсучок.
-А ты кто?-дрожащим голосом спросил неизвестный зверь.
-Я барсук Савелий!-громким голосом заявил наш герой. Он старался говорить, как можно громче, что бы скрыть свой страх.
-А я Никишка… Так меня зовут.
-А ты случайно не волк и не лис?
-Нет. Я заяц.-ответил пушистый зверек.
-Заяц? Это хорошо.-Савик заметно приободрился, когда узнал, что встреченный им зверь не хищник.-Какой же ты заяц? Ты же еще маленький… Значит ты – зайчишка!
-Но ты ведь тоже еще маленький?
-Нет, я уже большой, и скоро так вырасту, что стану совсем взрослым барсуком, как папа. Так говорит моя мама!
-Если ты, Савелий, такой большой, то отчего же ты убежал? Испугался трусишка?
-Ничего я не испугался, и вовсе я не трусишка! Мне просто показалось, что мама позвала меня домой… Я знаешь какой храбрый?!
-Какой?
-Такой, что запросто могу дойти до самого края поляны!-расхвастался барсучок.
-Я тоже храбрый, и тоже могу… до края.
-Тогда может быть, пойдем вместе?
-Пойдем… Давай лапку.-промолвил зайчик.
Савик и Никишка, взявшись за лапки, пошли дальше. Вдвоем им было не так страшно и гораздо веселее!
Дойдя до самого края поляны и, вернувшись обратно, барсучонок и зайчонок, поверили в себя и расхрабрились!
-Слушай, Никишка. А давай будем дружить?
-Давай. Будем каждый день куда-нибудь ходить!
-А тебя мама отпустит?-поинтересовался Савик.
-Не знаю… Я спрошусь.
-Хорошо. Тогда приходи завтра на это место.
-Ладно, приду. Только и ты приходи.-сказал зайчик и ускакал домой.
-Мама, мама.-закричал Савелий, когда вернулся к своему крылечку.
-Что случилось, малыш?
-Я познакомился с зайчиком Никишкой. Он живет неподалеку от нас. Можно мы завтра пойдем с ним гулять?
-Я рада, Савик, что у тебя появился друг, но думаю, что вам еще рано уходить далеко от дома. Пусть он приходит к нам – будете играть у нашего крылечка.

ГЛАВА 3. Бельчата Пик, Пок и дятел дядюшка
         Корнелий.

… На следующий день зайчонок пришел в гости к барсучку. По такому случаю Мама-Степанида достала большое красное яблоко, разрезала его на две половинки и подала малышам.
-Идите, детки, погуляйте во дворе.
Довольные Савик и Никишка сели на крылечке и с удовольствием съели угощение. Затем они принялись играть в чехарду и прятки, но так как их было только двое, то игры им быстро надоели.
Друзья сели в траве и стали думать, чем им еще заняться, но тут их внимание привлекла большая красивая стрекоза. Малыши погнались за ней и забежали на край поляны, где росли густые высокие елки и сосны.
Стрекоза вспорхнула ввысь, уносимая налетевшим вдруг ветерком и исчезла из виду. Где-то вверху послышался незнакомый громкий стук.
-Слышишь, Савик, кто-то стучит?
-Слышу. Что бы это могло быть?
Товарищи стояли под елкой, запрокинув свои маленькие головки, и попытались обнаружить источник шума.
Вдруг нечто упало сверху.
-Ой, Никишка, меня что-то шлепнуло по голове!
-Ой, и меня тоже!
Они отскочили и обнаружили подле себя две большие еловые шишки. Между веток замелькали рыжие тени.
-Эй, кто прячется там наверху?! Кто бросается шишками?!-грозно закричал Савелий.-Выходите, а то хуже будет!
-Мы вас не боимся!-вторил ему зайчонок.
Долгое время никто не отвечал на окрики двух друзей, но потом в ветках показался рыжий пушистый зверек.
-Извините, мы не нарочно.-сказал он.-Мы не знали, что внизу кто-нибудь есть.
-Кто это мы?-спросил маленький барсук.
-Мы – Пик и Пок.
-А вы кто такие? И почему сидите на дереве?-поинтересовался зайчик.
-Мы бельчата. Брат и сестра.-сказал второй зверек, вылезший из мохнатых веток.-Меня зовут Пок, а ее Пик. Наш домик на елке в глубоком дупле. Родители пошли за грибами, а мы собираем шишки и лущим из них орешки.
-Еловые орешки? А они вкусные?-Савику очень захотелось попробовать неизвестного кушанья.
-Мы хотим угостить вас орешками в знак примирения.-сказала маленькая белочка.-Вот кушайте.-она спустилась по стволу дерева и протянула двум товарищам горсть очищенных орешков.
-Послушай, Савик, а нам можно водиться с белками?-нагнувшись к уху друга, спросил зайчонок.-Они, случайно, не хищники?
-Нет, Никишка, не бойся. Мне мама говорила, что опасны только волки и лисицы, а про белок она не вспоминала.
-Хорошо, тогда я возьму орешки.
Второй бельчонок, увидав, что его сестра мирно беседует с незнакомцами, тоже спустился вниз.
-А как вас зовут?-спросил он.
-Меня зовут Савелий. Родители и друзья называют меня Савик. Я барсук… А это мой приятель, его зовут Никишка.
-Я зайчонок.-сказал его товарищ, грызя орешки.
-Спасибо, было очень вкусно.-поблагодарил бельчат наш герой, которого мама с папой учили благодарить всех за добрые дела.
-Пожалуйста.-хором ответили брат с сестрой, которые оказались, не менее воспитаны, чем барсучок.-Мы можем вам еще принести.
-Савик, по-моему, они неплохие ребята. Может возьмем их в свою компанию? Вчетвером будет веселее!-предложил зайчик.
-Пожалуй.-согласился Савелий.-Хотите с нами дружить?-спросил он у бельчат.
-Хотим. Хотим.-ответили те.
-Только, как мы с Никишкой буем вас различать, вы такие одинаковые?
-А у нее кисточки на ушках длиннее и на хвосте белый кончик.-объяснил Пок.
Вдруг вверху опять послушался непонятный стук. Тук-тук-тук… Тук-тук-тук. Как будто кто-то колотил по дереву толстой палкой.
-Кто это?-забеспокоился Никишка.
-Не бойтесь. Это дядюшка Корнелий.-пискнула Пик.
-Какой еще Корнелий?-спросил Савик.
-Птица такая.
-А он не орел и не коршун?
-Нет, он дятел. Он очень добрый. Он делает дупла в стволах деревьев, затем другие звери и птицы устраивают там себе жилище.
Дятел услышал, что говорят о нем и, расправив крылья, слетел на самую нижнюю ветку.
-Кто тут вспоминает про дядюшку Корнелия? Ах, это вы, Пик и Пок? А кто это рядом с вами?
-Здравствуйте, уважаемый Корнелий. Нас зовут Савелий и Никишка. Я барсук, а он заяц.-храбро вступил в разговор наш герой.
-Знаю, знаю.-сказал дятел.-А где же ваши родители, малыши?
-Наши пошли за грибами.-ответели брат с сестрой.
-А моя мама дома.-заявил Савик.
-И моя.-добавил Никишка.
-Я вижу, вы хорошие воспитанные ребятишки, поэтому мой вам совет: пока вы еще не выросли – не уходите далеко от дома.
-Спасибо, добрый дятел. Только откуда вы нас знаете?-поинтересовался барсучок.
-О, малыш! Дядюшка Корнелий высоко сидит, далеко глядит. Мне сверху все видно… Я всех на нашей поляне знаю… А теперь простите, мне нужно трудиться дальше.-сказала птица, распрощалась и улетела.
-Мы пойдем домой.-молвил зайчик.-А то наши мамы будут беспокоиться.
- Мы бы проводили вас.-сказал Пок.- Но нам к приходу родителей нужно шишек насобирать.
-Ребята, завтра снова приходите.-сказала белочка
-Ладно. До завтра.-согласились барсучок и зайчонок и поспешили домой.

ГЛАВА 4. О том, как товарищи выступают в поход.

… Савику и Никишке очень понравились еловые орешки, а еще больше веселые бельчата. Но так как елка, на которой жили брат с сестрой, росла далековато от домика, то барсучок решил спросить разрешения у родителей.
-Скажи, папочка, я уже большой?-начал издалека наш герой, когда Пафнутий вечером вернулся домой.
-Что за вопрос? Конечно, большой.-ответил отец и погладил сына по головке.-А почему ты спрашиваешь?
-Мы с моим другом, зайчиком Никишкой, хотим пойти к высокой ели.
-Это та, что растет на краю поляны?
-Да.
-Хм.-глава семейства в задумчивости потер затылок.-Вообщето далековато… Мать.-позвал он Степаниду.-Как ты думаешь, можно нашему Савику разрешить дальние прогулки?
-Не знаю… Боюсь я за него, отец. А вдруг кто вздумает обидеть малыша?
-Но вы же сами сказали, что я уже большой. К тому же я буду не один, а с другом!
-Ну, если с другом, тогда я думаю можно.-согласился папа-барсук.-А зачем вам нужна эта самая ель? Мало ли места для игр возле дома?
-Там живут бельчата Пик и Пок. Они угощали нас вкусными орешками и приглашали нас в гости.-проговорился барсучонок.
-Ах, проказники!-всплеснула лапами мать.-Значит, вы уже ходили к елке без спросу?! Как же это я недоглядела?
-Мамочка, это вышло случайно.-признался наш герой.-к тому же было один раз.
-Ну, что же, раз это было только однажды, а на другой раз ты решил спросить разрешения, то мы с мамой не будем тебя ругать. Но только ты на будущее пообещай, что без спросу не будешь далеко уходить.
-Обещаю.
-Тогда завтра можешь идти к своим друзьям.-согласился отец.
-Спасибо, папочка. Спасибо, мамочка.-Савик поцеловал родителей и отправился в свою комнату спать.
-Я попрошу одного знакомого дятла, его зовут Корнелий, чтобы он приглядывал за малышами.-сказал Пафнутий жене, когда за их сыном закрылась дверь.
-Как он вырос, наш Савик.-радостно вздохнула Степанида.
-Да уж.-согласился с ней Пафнутий. Барсуки души не чаяли в своем первенце.
… Встретившись утром, друзья заспешили к знакомому дереву, покрытому пушистыми иголками.
-Пик!.. Пок!..-стали они попеременно звать бельчат.
Вчерашний дятел прилетел и уселся на елке.
-Доброе утро, дядюшка КорнелиЙ. Позовите, пожалуйста, бельчат.-попросил Никишка.
-Доброе, доброе.-ответил дятел.-Это вы двое неразлучных друзей?
-Мы.-сказал барсучок.-Вы не знаете Пик и Пок дома?
-Спят, наверное. Сейчас я их разбужу.-ответила птица и застучала клювом по стволу. Тук-тук-тук. Тук-тук-тук. Разнеслось по лесу.
Бельчата, зевая и потягиваясь, вылезли из дупла.
-Эй, сони и лежебоки, привет!-позвал их снизу Савик.-Долго спите.
Бельчата заметили их и спустились вниз.
-Мы, белки, любим поспать.-после приветствия сказала Пик. (Они хоть и были с Поком одного возраста и очень походили друг на друга, но белочка была проворнее своего брата.)-Наскачешься за целый день по веткам, вот и спишь без задних лап.
-Нас с Никишкой родители отпустили. Теперь мы можем резвиться с вами хоть целый день!-заявил Савелий.
-Только целый день мы не продержимся.-возразил ему зайчик.-Есть захочется.
-И, правда. За еду я как-то не подумал.
-Ничего, ребята,-успокоил их бельчонок.-С нами не пропадете! Мы с сестрой знаем такие места, где растет много всяких вкусностей.-Груш хотите?
-Мы очень любим груши.-признался Никишка, только мы их никогда не ели и не видели.
-Мы вам покажем. Предлагаю пойти в поход.- произнесла белочка.
-Мы не можем.-молвил Савик.
-Почему?
-Мы обещали родителям дальше елки никуда не ходить.-вступил в разговор зайчонок.
-Ерунда! Здесь совсем рядом!-успокоил их Пок.
-Ну, если это недалеко, пошли.-согласился Савик.-Только…
-Что только?-переспросил бельчонок.
-А вдруг там хищники?
-Нет там никаких хищников!-самоуверенно заявил рыжий зверек.-А если и попадутся, то мы спрячемся на дереве!
-Тогда пойдем.-решили Савик с Никишкой, не сообразив, что в случае опасности они никак не смогут залезть на дерево!
Так четверо товарищей выступили в поход.

ГЛАВА 5. О том, как ежик Мишаня угощал своих новых друзей сладкой грушей.

… Идти действительно было не так уж и далеко. Скоро посреди другой полянки, наши герои увидали раскидистое дерево.
-Вон, вон растет груша. Мы же вам говорили!-радостео пискнул Пок.-Еще немного и мы будем у цели.
Но неожиданно перед путешественниками возникла преграда – речушка. Она была неглубокой и неширокой, можно даже было назвать ее ручьем, но, к сожалению ни Савик, ни Никишка не умели плавать. Они вообще впервые в жизни увидали так много воды.
-Еге, а как же мы переберемся на ту сторону?-спросил барсучонок.
-Ерунда!-опять пискнул Пок свое любимое слово. Он вставлял его, когда надо и не надо, и все для него было «ерунда».-Ручеек маленький, его запросто можно перепрыгнуть. С этими словами он ловко взобрался на березу, что росла на берегу, и без особого труда перемахнул через водный поток.-Видали?!
-Видали то видали, но мы так не можем скакать, как ты.-заявил зайчонок.-И воды я боюсь… Наверное, мы пойдем домой… Что-то и груш мне расхотелось.
-Погодите, ребята.-вмешалась в разговор белочка. Тут совсем рядом должен быть мосточек. Пойдем туда.
-Пойдем.-согласились Савик с Никишкой.
Они прошли еще совсем немного, и увидели возле самой воды небольшого зверька сплошь покрытого серыми колючими иголками.
-Ой, кто это?-испугался зайчонок.-Какой он страшный!
-Не бойтесь, друзья, это ежик.-успокоила их Пик.-Подойдем ближе.
-Здравствуй, ежик.-сказал Савик, когда они приблизились к зверьку.
-Здравствуйте.-ответил он и тяжело вздохнул.
-Как тебя зовут, и отчего ты так вздыхаешь? Тебя кто-то обидел?
-Мишаня меня зовут. Я живу на том берегу. Я ходил в лес за грибами и ягодами.-он показал путешественникам большую корзину полную лесных даров.-Хотел переправиться через речку, а мосточка нет.
-А где же он?-спросила белочка.
-Не знаю? Когда я утром шел – он был, а сейчас нет… Как же я теперь попаду домой?!-сказал ежик и горько заплакал.
-Наверное, мостик унесло водой.-промолвил зайчик, и ежик от этих слов заплакал еще больше.
-Не плачь, Мишаня, мы сейчас что-нибудь придумаем.-сказал Савелий и стал осматриваться вокруг.-Вон смотрите – большая суковатая палка. Ее можно перебросить через ручей и по ней, как по мостику перейти на другой берег!
-Ура, ура!-закричали все кроме Мишани.
-Я видел эту палку, но она очень тяжолаа – ее не поднять.
-Это ты один не мог с ней справиться.-заявил зайчонок.-А все вместе мы ее одолеем! Нас то теперь вон сколько!
-Пок, сейчас мы перебросим через ручей палку, а ты закрепи ее на своей стороне.-скомандовл Савик.
Звери дружно взялись за большой сук, и совместными усилиями соорудили переправу. Они осторожно перебрались через ручей, причем Савелий, как самый рослый из всех, помог ежику перенести его корзину.
-Спасибо, друзья!-от всей души радовался колючий зверек.-Можно я буду считать вас своими друзьями?
-Конечно, можно. Меня зовут Савик, я барсук. А это зайчик Никишка, рядом бельчата брат и сестра – Пок и Пик.
-Ну, мое имя вы уже знаете… Пойдемте ко мне, я здесь живу неподалеку.
Домик ежика был не такой большой и красивый, как у родителей Савика, но тоже довольно уютный.
-А вы где живете?-спросил Мишаня своих новых товарищей, когда они прибыли на место.
-На другой поляне, что за ручьем. А сюда пришли, чтобы нарвать груш.-сказал зайчик.
-Груш?.. Так их еще нет.-заявил колючий зверек.-Они будут только Осенью, а сейчас Лето!
-Вот те на! Напрасно сходили.-изрек Савелий.-Что же вы, белки, не знаете когда спеют груши?
-Нам всегда родители приносили.-сознался Пок.
-Извините нас друзья. Мы хотели как лучше.-тихо прошептала белочка.-Вы ведь с Никишкой никогда не ели груш, а нам так хотелось, чтобы вы попробовали.
-Вот горе.-опечалился зайчонок.-Я так люблю груши!
-Ну, этому горю можно помочь.-успокоил их хозяин.-У меня в кладовке, как раз осталась одна груша с прошлогоднего урожая. Большая! Сладкая! На всех хватит.-с этими словами ежик пошел в чуланчик и принес фрукт.
Звери аккуратно разделили грушу на равные дольки и с удовольствием съели.
Затем они всей компанией пошли на полянку, и возле раскидистого фруктового дерева стали играть в догонялки и прятки. А потом ежик проводил своих новых друзей за ручей и просил приходить чаще.
-Приходи лучше ты к нам.-напоследок крикнул ему Савик и помахал на прощание лапкой.

ГЛАВА. 6. О том, как звери выручают лисенка Прутика.

… Однажды под вечер над лесом разразилась страшная гроза. Дождевые струи хлестали по окнам, выбивали барабанную дробь по крыше барсучьего домика. Ветер гудел в печной трубе.
Маленький барсучок Савелий никогда еще не видывал такого сильного дождя. Когда разнеслись раскаты первого грома, и блеснула молния, он от страха спрятался под стол, но потом устыдился своей трусости.
«Что бы подумали мои друзья, если бы увидели меня жалкого, трясущегося от страха да к тому же еще и сидящего под столом?!»-подумал наш герой и, вылезши из своего укрытия, побежал к родителям. Он прижался к теплой мягкой шерсти отца, и его маленькие страхи улетучились сами собой.
Утром опять выглянуло солнышко, снова защебетали птицы, запорхали разноцветные бабочки и загудели жуки. Жизнь в лесу возобновилась. Но оказалось, что ночью сильным ветром повалило много старых деревьев и повсюду валялись обломки сучьев. Старый дуб, под которым семейство барсуков построило свое жилище – устоял. Не зря Пафнутий так долго выбирал место для будущего домика.
Савик, позавтракав, как всегда побежал играть со своими друзьями. Все они ежедневно встречались и придумывали все новые забавы и игры. Исключение составлял ежик Мишаня. Во-первых, он был старше остальных товарищей по возрасту, а во-вторых, колючий зверек часто был занят на заготовках запасов на Зиму.
В этот день он тоже отсутствовал, а друзья резвились, прыгая через скакалку.
-Может, сходим проведаем Мишаню? Давно что-то его не было.-предложила белочка.
-Пойдемте.-поддержал ее зайчик.-Может груши уже поспели. (Он каждый день надеялся, что появится ежик с известием о том, что поспели груши. Но они все не спели и не спели!)
Вся компания согласилась с предложением Пик. Проходя по тропинке мимо старого поваленного ночной грозой ясеня, звери услышали какие-то странные звуки.
-Слышите, друзья?-спросил Савик.-Кажется, кто-то плачет?
-Может, это опять Мишаня нагрузил полную корзинку и не может донести ее до дому?-пошутил Пок, и все засмеялись, вспомнив запасливого ежика.
Чем ближе приближались они к поваленному дереву, тем отчетливее слышался плач. Подойдя вплотную, звери увидели глубокую яму, над которой торчали корни некогда могучего ясеня. На дне ямы было темно, но кто-то там был.
-Эй, кто там? Отзовись.-крикнул барсучок, перегнувшись через край ямы.
Плач прекратился.
-Помогите мне вылезть. Я бежал, испугавшись грозы, было темно, и я свалился сюда… Вытащите меня… Я боюсь… Я хочу домой к маме.-сказал неизвестный зверек и опять захныкал.
-А ты кто?-поинтересовался Никишка.
-Я лисенок. Меня зовут Прутик.
-Не хнычь. Вытащим мы тебя, вот только сейчас что-нибудь придумаем.-успокоил его Савелий и стал оглядываться вокруг.
-Ты что, Савик, хочешь вытащить его?!-испуганно на ухо товарищу зашептал зайчик.
-Да. А что такое?
-Он же лис!
-Он не лис, а лисенок… А если бы кто-нибудь из нас свалился в яму, что бы тогда было? Даже страшно себе представить!
-Вообще-то ты прав.-заявили брат с сестрой.-Но кто его знает этого Прутика?.. Лисы они знаешь, какие коварные? Ого!
-И много вы видели лис?-спросил барсучок.
-Вовсе не видели. Нам родители рассказывали.-ответил Пок.
-Может этот бедный лисенок, совсем не такой уж плохой, как говорят?.. Я думаю, ему нужно помочь.-произнес зайчик.
-Ну, как хотите.-пожала плечами белочка.-Мы, в случае чего спрячемся на дереве.
-Эх, вы! Тоже мне – друзья называетесь!.. Спрячемся на дереве!.. А меня с Никишкой, значит бросите?
Бельчатам стало стыдно за свои слова.
-Извините нас, ребята. Мы сказали не подумав.
-Ладно, уж. Давайте, держите меня за лапы, а я спущусь в яму.
Зайчик и бельчата взяли своего друга за передние лапки, он спустился вниз, и лисенок, ухватившись за хвост барсучка, выбрался наружу.
-Спасибо, братцы, вы мне очень помогли… Я побегу, а то моя мама не знает, что со мной случилось! Наверное, ищет меня повсюду.-сказав это, Прутик стремглав бросился прочь, только его огненно-рыжая тень мелькнула между деревьями.
Вдруг неподалеку раздался знакомый перестук. Это дятел принялся за строительство нового домика. Он сидел на стволе елки и выстукивал своим крепким клювом однотонную мелодию. Тук-тук-тук. Тук-тук-тук. Заметив внизу на тропинке неразлучных друзей, он окликнул их.
-Куда вы собрались на этот раз, детишки?
-К ежику идем в гости.-сказал Никишка.
-Дядюшка Корнелий, вы мудрый вы все знаете. Можно вам задать вопрос?-обратился к птице Савелий.
-Слушаю вас.
-Мы только что помогли лисенку – вытащили его из ямы. Мы правильно поступили?
-Вы сделали благое дело, друзья. Всегда нужно помогать тем, кто нуждается в помощи.-одобрил их поступок дятел, и довольные похвалой звери пошли дальше.

ГЛАВА 7. О том, как друзья помогали ежику делать запасы на Зиму.

… В этот раз друзья опять не застали Мишаню дома, однако заметили, что на фруктовом дереве появились плоды.
-Смотрите, смотрите – Как много груш на ветках!-восторженно сказал зайчик.
Пок проворно залез на дерево и сбросил вниз несколько плодов.
-Фу, кислятина.-скривилась белочка, укусив зеленый плод.-Они еще не созрели.
-Ничего.-философски заявил Никишка.-Мы подождем!
-Однако странный этот Мишаня. Сколько раз приходим к нему в гости, а его нет дома!-сказал непоседливый Пок.
-Он не странный, он просто очень запасливый.-поправила его сестра.-Он сейчас где-нибудь бродит по лесу в поисках съестного.
-Это потому что он живет сам, а мы живем с родителями.-мудро заметил Савик.-Вот если бы мы жили сами, то нам тоже пришлось бы делать запасы, как ежику. Нужно будет ему помочь.
-Это хорошая мысль.-согласился зайчик.-А давайте насобираем ему много-много ягод и грибов и оставим возле домика. Мишаня придет, увидит и обрадуется.
-Давайте.-согласились звери и хотели отправиться на поиски лесных даров. Но тут затрещали кусты, и на полянку возле груши выбежал весь мокрый лисенок Прутик.
-Вот вы где?-сказал он, отряхиваясь от воды.-А я вас повсюду ищу. Спасибо дятлу- подсказал, где можно вас найти.
-А почему ты такой мокрый?-поинтересовалась белочка.
-Переплыл через ручей.
-А зачем ты нас искал?-спросил Пок, опасливо косясь на крупного лисенка.
  -Хотел еще раз поблагодарить вас за свое спасение, и еще… Еще хотел дружить с вами. У меня совсем нет друзей… Можно я буду с вами играть.
-Как, друзья, возьмем его в свою компанию?-обратился к товарищам Савик.
-А ты не будешь кусаться?-спросил Никишка.
-Нет. Я смирный.-заверил их Прутик.
-Ну, что же, раз никто не против, тогда оставайся. Меня зовут Савелий, рядом со мной Никишка, а это Пик и Пок. Мы идем собирать запасы, чтобы помочь еще одному нашему другу – ежику Мишане. Ты с нами?
-Конечно!-сказал Прутик, и вся компания дружно отправилась дальше в лес.
Они трудились до самого вечера: принесли к домику Мишани много разных грибов, всевозможных ягод, и уставшие, но довольные отправились по домам.
Каково же было их удивление, когда, подойдя к елке, где жили бельчата, наши герои обнаружили возле дупла большую плетеную корзину с такими же грибами и ягодами.
-Ваш товарищ приходил. Колючий такой. Я его приглашала в гости, но от сказал, что не умеет лазить по деревьям. Да и торопился он кудато.-сказала мама-белка.-Просил передать вам привет и гостинцы.
Удивленные звери расхохотались! Одна мама-белка не могла понять причину такого веселья.
Когда же Савик вернулся в свой домик, то он застал там самого Мишаню. Тот сидел за столом, а мама-Степанида угощала его чаем из брусничного листа с малиновым вареньем! Рядом с ними на полу стояла еще одна полная корзина, точно такая же, как и у домика белок!

ГЛАВА 8. О том, как лисенок из Прутика превратился в Плутика.

… Мама лисенка Прутика, узнав о том, что ее единственного сыночка выручили из беды четверо друзей, решила их отблагодарить. Она долго думала, что бы такого им подарить, чтобы спасители остались довольны? Наконец, он нашла решение.
В одно прекрасное утро она обратилась к сыну:
-Прутик, а как поживают те симпатичные зверьки, которые помогли тебе выбраться из ямы?
-Хорошо, мама. Мы с ними подружились, и я как раз собирался отправиться поиграть с ними на полянке.
-Вот и отлично! У меня есть к тебе одно поручение. Выполнишь?
-А что нужно сделать?-навострил ушки хитрый лисенок. Он очень боялся, что мама заставит его убирать в детской комнате или подметать пол. Этого ему так не хотелось!
-За то, что твои друзья помогли тебе, я хочу дать им вкусных шоколадных конфет. Возьмешь себе две штуки, и отдашь еще каждому по две. Вот возьми.-мама дала ему небольшую плетеную корзинку с крышкой, в которой лежали конфеты.
О! Конфеты Прутик обожал. Он пробовал их всего один раз, но они ему очень понравились.
-Спасибо, мамочка, я побежал.-он взял подарки и заспешил к своим друзьям. Однако, пройдя совсем немного, он остановился и решил съесть одну из своих конфет. Развернув красивую блестящую обертку, лисенок отправил конфету в рот и долго с большим удовольствием ее смаковал.
Покончив с первой, он вскорости не вытерпел и съел другую. «Ах, какая вкуснота! И где только мама их берет?.. Наверное, в деревне достала. Не зря же она вчера туда бегала.»-так думал Прутик, идя по лесу и напевая веселую песенку. Он шел, и время от времени заглядывал в корзинку – не потерялись ли конфеты? Потом он сел под березкой и поразмыслив, решил, что друзьям вполне хватит по одной конфете. Приняв такое решение, он съел целых четыре штуки, а обертки, аккуратно свернув, положил обратно в корзинку.
Посмотрев на оставшиеся сладости, Прутик тяжело вздохнул и продолжил свой путь.
Он не выдерживал и еще несколько раз садился передохнуть то под кустиком, то под деревцем. Короче, когда он добрался до полянки, где по обыкновению собирались вся компания, от шоколадных конфет остались лишь одни обертки!
-Вот, возьмите.-сказал лисенок, передавая корзинку Савелию.
-Что это?-спросил барсучок, разглядывая красивые бумажки от конфет.
-Это моя мама велела вам передать, каждому по две штуки.
Звери подошли, и каждый взял себе причитающееся количество.
-Как вкусно пахнет!-сказал зайчик Никишка, развернув одну из оберток. Он даже лизнул пустую бумажку.
-А что здесь было?-спросила Пик.
-Шоколадные конфеты.-ответил Прутик и отвернулся.
-А где же они?-поинтересовался бельчонок.
-Не знаю?-соврал лисенок.
-Наверное, ты их съел.-догадался Савик.
-Да ладно вам, что вы ко мне пристали с этими конфетами? Давайте лучше играть в догонялки.-произнес Прутик.
Товарищи неохотно, но согласились. Они играли до самого вечера, и мало-помалу история с конфетами забылась. Но тут случилось непредвиденное – на полянке появилась лиса! Звери испугались, один только Прутик остался невозмутим.
-Не бойтесь, это моя мама!-закричал он и бросился к ней.
Бельчата мигом оказались на ближайшем дереве. Савик остался стоять на месте, а зайчик спрятался за его спину.
-Здравствуйте, ребятишки.-улыбаясь, начала лиса.-Вы меня не бойтесь. Про нас, про лис говорят много всякого плохого. Конечно, за всех я отвечать не могу, но меня вы можете не опасаться. Я пришла поблагодарить вас за то, что вы помогли моему дорогому сыночку.-Прутик.-обратилась она к лисенку.-Ты отдал своим спасителям конфеты?
Тот стоял, опустив низко голову, и ковырял лапой землю.
-Нет, мамочка.-наконец еле слышно промямлил проказник.
-Почему?!-строго спросила его мать.
-Я подумал, что у них от шоколада будут щипать языки.-выкрутился плутишка.
-Ну, что же. Это хоть какое-то объяснение… Извините, детишки, я еще раз приду к вам, завтра.
Лиса распрощалась и ушла по своим делам, вильнув роскошным пушистым хвостом.
Прутик остался стоять под осуждающими взглядами всех зверей.
-Вот ты какой?!-сказала белочка.-Ты не Прутик.
-А кто же я?
-Ты Плутик, вот кто ты!-ответила Пик.
-Точно, теперь мы будем звать тебя Плутиком.-подвел итог Савик.-Пошли, ребята, играть, а ты оставайся и подумай над своим поведением.
Звери побежали по тропинке к высокой ели и, смеясь, стали кричать:
-Плутик!.. Плутик!.. Плутик!
… На следующее утро, лисица-мама, как и обещала, пришла на полянку, ведя за руку своего непослушного сына. На этот раз никто из всей компании убегать не стал. Все стояли и с интересом ждали, что будет дальше.
Лисица поздоровалась со всеми и, достав из сумочки большую плитку шоколада, раздала всем по куску. Досталось всем, даже ежику Мишане, который в этот раз был рядом с друзьями. Один только Прутик остался без гостинца.
-Мамочка, а мне?-недоуменно спросил он.
-Боюсь, что у тебя от шоколада будет щипать язык.-сказала лисица-мама.-Всего доброго, детки, до свидания.-она ушла, оставив лисенка одного.
С ним долго никто не хотел водиться, пока Прутик, не проявил себя в одной истории.

ГЛАВА 9. Про Прутика, про щенка Дуню и про девочку Машу.

Лисенок Прутик, отторгнутый на время от всеобщих игр, решил исправить допущенную ошибку. Он принял довольно смелое решение: проследив за матерью, которая частенько наведывалась в близлежащую деревню, он узнал туда дорогу. Затем он сам отправился на промысел, надеясь, что ему удастся раздобыть конфет и угостить ими своих друзей. «Тогда»,-думал лисенок,-«они меня простят!»
Подобравшись к крайнему от леса деревенскому дому, Прутик залег в кустах и стал наблюдать, как деревенские мальчишки на улице играли в неизвестную игру, гоняя ногами странный похожий на большое яблоко круглый предмет, который они называли мяч. Игра длилась довольно долго, а затем игроки сели отдыхать.
-Братва, давайте стрелять из рогаток.-сказал один из них, и остальные согласились.
Мальчишки достали из карманов какие-то штуковины, сделанные из веток и стали стрелять из них камнями по металлическим консервным банкам.
-Братцы, а пойдемте на речку купаться.- предложил другой, и мальчишки умчались с криками и визгами.
Прутик подошел к тому месту, где только что играли люди, и увидел, что кто-то из них потерял стрелялку, которую они называли рогаткой. Он повертел ее в лапах и попробовал выстрелить. Камешек пролетел далеко от банки. Второй выстрел был точнее, а с третьего раза Прутик попал в цель. Банка закувыркалась и затарахтела.
В дальнем конце улицы залаяли собаки. Они перекрикивались между собой, видимо почуяв пришельца из леса.
Лисенок повертел головой, перебежал через дорогу, юркнул в приоткрытую калитку и оказался в небольшом тихом и уютном дворике. Повсюду вокруг дома росли кусты сирени, шиповника и дикого винограда. Все было ухожено, и ромашки на грядке сияли своей белизной.
Возле крыльца Прутик увидел ярко-синий мячик точно такой же, как был у игроков на улице, но меньшего размера. Пушистый зверек взял его в лапы, обнюхал и, бросив на землю, попытался ударить по мячу. Не имея привычки, он промахнулся по мячу и чуть не свалился.
Вдруг из-за угла дома выскочил лохматый ушастый зверь в два раза крупнее лисенка и принялся громко лаять на незнакомца:
-Тяв-тяв-тяв… Вот я тебя! Вот я тебя!.. Как схвачу за хвост, будешь знать, как залезать в чужие дворы! Тяв-тяв-тяв!
Прутик от страха забился под крылечко и не знал, что делать. Он крепко схватил мячик и прижал его к себе.
На громкий лай из дома вышла девочка.
-Дуня! Дуня! Прекрати сейчас же лаять… Тихо… А ну, перестань!.. Что случилось? Чего ты так разошелся?-закричала она на щенка.-Вот глупый, никак не уймется.-она спустилась во двор и, отогнав непослушного Дуню, заглянула под крыльцо.-Ах вон оно что? Да у нас гость!.. Лисенок… Вылезай оттуда, не бойся.
Но так как собачонок продолжал лаять из-за спины хозяйки, то пришелец никак не соглашался выйти из своего убежища. Наконец, девочка взяла щенка за ошейник и, отведя в будку, заперла его там.
-Гав-гав-гав! Какая несправедливость!-возмущался тот.-За что меня в будку! Тяв-тяв-тяв!-покричав немного, он успокоился и затих.
Только после этого Прутик выбрался наружу, продолжая сжимать в лапках мячик.
-Ой, какой хорошенький!-всплестнула руками девочка.-Меня зовут Маша, а тебя как?
Лисенок молчал, разглядывая девочку.
-Ты, верно, не умеешь разговаривать!-догадалась Маша.-Тебе понравился мячик? Возьми его. А хочешь, давай вместе играть?.. Давай поиграем в футбол, а то эти вредные мальчишки не берут меня в свою команду! А мне так хочется.
Потом Маша долго и старательно учила лисенка игре в футбол. А когда солнце начало клониться к закату, маленькая хозяйка напоила своего гостя молоком и, подарив мячик, отпустила домой.
Хоть Прутик и не раздобыл конфет, но все же его поход в деревню оказался удачным – он научился играть в футбол и стрелять из рогатки.
ГЛАВА 10. О том, как Савик спасает зайчика Никишку.
… В лесу, где проживали наши герои, хищников не водилось, а если и забегал какой-то шальной волк или незнакомая лиса, то об этом сразу предупреждали трескучие сороки или всезнающая синица тетушка Тинь. Поэтому дружная компания, под предводительством славного барсучка Савелия, вела спокойную беззаботную жизнь. Однако, как говориться, никогда не знаешь, что может случиться завтра!
Однажды, всезнающая синица Тинь сообщила, что в лесу появились случаи нападения хищной птицы на мелких зверей. Предположительно это был коршун.
-Не исключено, что он может объявиться и в нашей округе!-предупредила птица барсучиху-маму.-Так что, смотрите, соседка, не выпускайте своего Савика далеко гулять.
-Да разве его удержишь?!-всплестнула лапами Степанида.-Он уже вон какой большой, скоро догонит отца!
-Мое дело предупредить, любезная соседка. Лично я эти дни собираюсь пересидеть в укромном местечке.-просвистела синица и улетела с чувством выполненного долга.
Вечером, когда вернулся домой Пафнутий, жена сообщила ему тревожные вести, и они оба стали уговаривать сына отказаться на несколько дней от прогулок по лесу.
-Не волнуйся, мама, не волнуйся, папа.-успокоил их Савик.-Во-первых, я уже большой и никакому коршуну со мной не справиться! А, во-вторых, я же гуляю не один. Нас много, и мы будем внимательны.
-Ох, боюсь я за тебя, Савик!-вздохнула мать.-Ты же у нас единственный сын!
-Все будет хорошо.-заверил родителей барсучок, когда на следующий день уходил утром из дому.-Я теперь не просто буду гулять, я теперь, как ежик Мишаня, буду тоже приносить что-нибудь домой.
Встретившись с друзьями, Савелий поведал им о грозящей опасности.
-Ерунда!-как всегда закричал Пок.-Пусть только сунется к нам этот коршун! Я в него так кину шишкой – будет знать!
-Все мы знаем, Пок, что ты храбрый бельчонок, но все же я предлагаю кому-нибудь из нас караулить, пока другие будут играть.
-Вот еще!-обиделся пушистый зверек.-Одни значит, будут веселиться, а другие караулить!
-А мы по очереди.-сказал зайчик.
-Правильно, Никишка!-похвалил его Савик.-Пойдемте играть, друзья. А тебя, Пок, за твою вредность мы назначаем первым дежурным – будишь зорко смотреть по сторонам. Смотри – не лови «ворон»!
Все звери, кроме бельчонка дружно засмеялись. Тут они увидали стоявшего на краю полянки Прутика. В лапах он сжимал ярко-синий круглый предмет.
-Привет, Плутик, что это у тебя?-спросил Савелий.
-Я не Плутик, я Прутик.-ответил лисенок.
-Ну, это надо еще доказать.-вставила свое слово белочка.
-Я докажу. Вот.-он протянул товарищам кругляш.
-Что это.-спросил Никишка.
-Это мячик. И я дарю его вам. Вместе мы будем играть в футбол.
-Какой такой футбол? Мы не умеем.-молвила Пик.
-Это не сложно. Я вам сейчас покажу. Меня научила девочка Маша, когда я был в деревне.-ответил Прутик и стал объяснять друзьям правила игры так, как он запомнил.
Через некоторое время звери, соорудив подобие ворот, стали играть на поляне в футбол. Это занятие им очень понравилось. Все было хорошо, пока не пришел ежик Мишаня и  попросился поиграть. Его поставили защищать ворота. Игра закончилась, когда Мишаня, вместо того, чтобы поймать мяч в лапы, подставил свои иголки. Раздалось громкое шипение, и ярко-голубой клубочек сморщился и превратился в тряпочку!
-Ты что натворил, Мишаня?!-закричали на него друзья, а пуще всех Прутик, который считал мяч своим.
-Я не хотел.-оправдывался колючий зверек.-Я не нарочно.
-Пропал мячик.-грустно вздохнул зайчик.-Теперь мы никогда не сможем играть в такую интересную игру – футбол!
-Не расстраивайтесь, друзья.-стал успокаивать всех Савик.- Может Прутик достанет еще один мячик. У девочки Маши нет еще одного мячика?
-Не знаю.-пожал плечами лисенок.-Я завтра обязательно еще раз схожу в деревню, а сейчас давайте стрелять из рогатки.
-А это еще что такое?-хором спросили бельчата.
-Вот.-Прутик достал рогатку.-Это такая штука. Из нее можно стрелять камушками.-он стал вертеть головой в поисках подходящего камня, но на поляне их не было.
-А может из нее можно стрелять желудями?-робко поинтересовался Мишаня, который чувствовал себя виновным в порче мяча.-У меня, как раз, есть несколько. Я у дуба подобрал.
Лисенок взял желуди и несколько раз выстрелил из рогатки в ближайшее дерево. Желуди с гулким стуком ударились о ствол.
-Ух, ты! Дай попробовать.-попросил Никишка. Прутик протянул ему рогатку. Товарищи по очереди принялись стрелять, пока желуди не затерялись в окружающих кустах.
-А если попробовать стрелять шишками?-сказал Пок.-Сейчас я нарву на елке.-он в несколько прыжков заскочил на дерево и стал оттуда швырять шишки.
Савик взял одну из них и попробовал выстрелить. Выстрел был удачный. Все так увлеклись новым занятием, что не заметили опасности!
Вдруг на небе мелькнула большая черная тень, и коршун хищным клубком  обрушился на поляну, где резвились  беспечные звери.
Коварная птица схватила когтями за шиворот несчастного

Никишку, и уже готова была взмыть ввысь! Но барсучок Савелий, в руках которого оказалась рогатка, не растерялся. Наш герой схватил крупную шишку и, прицелившись, выстрелил в стервятника. Шишка попала коршуну прямо в грудь! Тот от страха выпустил свою жертву и с истошным криком пустился наутек.
Все произошло так быстро, что никто не успел всерьез испугаться. Товарищи бросились к лежавшему на земле зайчику. Он был цел и невредим, но смертельно напуган.
-Это был коршун?-еле слышно спросил Никишка.
-Да. Но его больше нет. Он улетел.-ответил ежик.-Его Савик так огрел шишкой, век помнить будет!
-Спасибо, Савичек, ты спас меня! Если бы не ты, коршун заклевал бы меня!-промолвил зайчик и заплакал от радости и от запоздалого испуга.
Товарищи, кто как мог, стали утешать Никишку, но он все плакал, плакал и никак не мог остановиться. Тогда звери отвели его домой к родителям, и лишь одна мама-зайчиха смогла его успокоить.
На другой день мама Никишки пришла домой к барсукам и долго благодарила Степаниду, за то, что та вырастила такого прекрасного сына.

ГЛАВА 11. О том, как Прутик второй раз ходил в деревню.

… Несколько дней вся компания сидела по домам, так как родители, напуганные налетом коршуна, не отпускали своих детей гулять. Но постепенно все страхи улеглись, тем более, что хищная птица больше не появлялась в окрестностях. Савик и его товарищи, мало-помалу, вновь вернулись к прежним забавам. Только теперь они все чаще, вместо игр, для того чтобы помочь родителям, занимались заготовкой зимних припасов.
В минуты отдыха звери часто вспоминали увлекательную игру в футбол и жалели о том, что прокололся мяч. Слушая эти разговоры, Прутик решил еще раз сходить в деревню. «Девочка Маша добрая. Может быть, у нее найдется еще один мячик?»-думал лисенок, шагая знакомой тропинкой, которая вела в деревню.
Вот и дом, где живет девочка. Прутик прислушался. Где-то вдали слышались крики играющих мальчишек. Собаки молчали, так как ветер дул в сторону леса, и они не могли унюхать лисий запах. Рыжий зверек осторожно вошел во двор и огляделся – Маши нигде не было. Он бы мог ее позвать, но, к сожалению, не умел говорить по-человечески! Прутик присел на крылечко и стал ждать прихода девочки. Но вместо нее вдруг появился нахальный щенок Дуня, который с момента их последней встречи заметно подрос.
-Ах ты, рыжая бестия!-закричал удивленный пес.-Ты опять приперся в наш двор?! Я в прошлый раз из-за тебя целый день просидел взаперти в конуре!..Сейчас, как схвачу тебя за твой распрекрасный рыжий хвост – будешь знать!
Прутик хотел возразить, что, мол, Дуня сам виноват в причине своего заточения. Не был бы таким агрессивным. Но щенок так щелкнул зубами прямо у самого хвоста лисенка, что тот, испугавшись, кинулся со всех ног наутек. Пес, раззадоренный бегством противника, кинулся вдогонку.
Хорошо, что лес был рядом, и Прутик бросился в спасительную чащобу. Он бежал так быстро, что лишь его огненно-рыжая тень мелькала между деревьями. Но пес несся за ним напролом, лишь трещали кусты. Лисенок был проворнее и хитрее простоватого Дуни, но долго бежать в таком быстром темпе он не мог. Тогда он решил пойти на хитрость – пробежать по стежке, петлявшей меж двух старых берез. Проход между ними был узок. Так Прутик и поступил. Он стрелой юркнул между деревьев, а крупный щенок, несшийся следом, кинулся за ним и застрял. К тому же ошейник, который был у пса, зацепился за сучок! Дуня рванулся изо всех сил, но вырваться из ловушки не смог.
Прутик, услышав, что погоня прекратилась, остановился. Отдышавшись, он вернулся к двум березам и застал там своего преследователя в жалком виде.
-Ну, что, глупая голова, попался?-засмеялся рыжий зверек.-Что же ты больше не гонишься за мной? Вот он я.
  В ответ Дуня только щелкал зубами и ругался.
-Ав, ав, ав! Все равно я тебя достану.
-Остынь, дружок!-посоветовал ему лисенок.-Я завтра вернусь, а ты подумай над своим поведением. Может к утру, и поумнеешь.-подвел итог Прутик и побежал по тропинке, подпрыгивая и смеясь.

ГЛАВА 12. Освобождение щенка Дуни.

… На другое утро, товарищи встретились на своей полянке.
-Привет, Прутик, где ты вчера был?-спросил Савик.
-Ходил в деревню, думал раздобыть еще один мячик.
-Мячик это хорошо.-сказал зайчик, который уже поправился после нападения коршуна.-Но я что-то не вижу его у тебя? Ты достал мячик?
-Нет. Мне помешал один друг.
-Какой друг?-хором поинтересовались белки.-У тебя появился новый друг? Что же ты молчал?
-Я вам сейчас его покажу.-сказал лисенок.-Только будьте осторожны, он очень невоспитанный зверь. Пойдемте со мной.
Товарищи с любопытством последовали за Прутиком. По мере того как они приближались к двум старым березам, все отчетливее слышались странные звуки, похожие толи на плач, толи на вой.
-Ой, я не пойду дальше. Я боюсь.-прошептал зайчик.
-Не бойся, Никишка, мы тебя в обиду не дадим.-успокоил его Мишаня.-Нас мало, но мы в колючках!
Вскоре друзья увидели щенка, застрявшего между двух деревьев.
-Вот полюбуйтесь.-весело изрек лисенок.-Это песик Дуня. Прошу любить и жаловать.
-Я не Дуня. Меня зовут Дунай.
-Хи-хи-хи. Ха-ха-ха.-засмеялся Прутик, хватаясь за живот.-Какой же ты Дунай, если так глупо попал в ловушку? Нет, ты есть Дуня – глупая голова!
-У-у-у… У-у-у.-жалобно завывал щенок.-Помогите мне, я застрял… Я есть хочу, я пить хочу… Я хочу домой!
-Ишь ты, какой умный нашелся!-опять засмеялся Прутик.-Так мы тебя и отпустили. Нечего было вчера за мной гнаться. Что я тебе сделал?
-Я больше не буду. Освободите меня, добрые звери.
-Мы тебе не добрые звери.-ответил лисенок.-Вот сейчас я возьму рогатку и начну стрелять шишками прямо тебе в нос!
-Не надо в меня стрелять, я больше не буду никого обижать.-заплакал Дуня, и Савику стало его жаль.
-Погоди ты, Прутик.-барсучок отстранил своего товарища и отнял у него рогатку.-Кажется, он понял свою ошибку? Нужно его освободить.
-Вот еще!-обиделся рыжий зверек.-Тебе его жалко, а меня не жалко. А он, собачья его душа, вчера мне чуть хвост не откусил!
-Ну, не откусил же?..-поддержал Савика Никишка.-Ты слышал? Он больше не будет… Когда ты попал в яму, хорошо тебе было?
-Делайте, что хотите.-махнул лапкой Прутик.-Но когда он вас искусает, тогда не жалуйтесь.
-А ну-ка, Пок, освободи его. Сможешь расстегнуть ошейник?
-Ошейник? Ерунда – конечно, смогу.-бельченок ловко взобрался на ствол березы и, расстегнув пряжку, стрелой взлетел на высокую ветку.
Дунай медленно вылез из ловушки и, обессиленный лег на траву.
-Спасибо тебе барсучок, спасибо тебе, зайчик. И тебе, бельчонок спасибо. Вы хорошие ребята. Я полежу немного и побегу домой.
-А меня, отчего ты не благодаришь?-задал вопрос Прутик.
-А ты, рыжий, плохой. Это все из-за тебя!-огрызнулся щенок.
-Ты не злись на него, Дунай.-сказал Савик.-Он тоже хороший. Он просто ходил в деревню за мячиком. Мячик у нас пробился, а мы так любим играть в футбол.
-Вот как? За то, что вы мне помогли, я вам завтра принесу новый мяч.-пообещал пес и, попрощавшись с новыми знакомыми, побежал обратно в деревню.
Щенок сдержал свое обещание, и на другой день появился на поляне с большим зеленым мячом в лапах.
-Ой, какой мячик!-воскликнула белочка.-Он еще лучше прежнего!
-Какой красивый.-добавил ежик Мишаня.-Где же ты его взял?
-Деревенские мальчишки забили его в кусты и потеряли, а я нашел. Вот!..Возьмите меня в свою компанию. Я тоже умею играть в футбол.
Все согласились дружить с Дуней, при условии, что он не будет лаять и щелкать зубами.
Щенок пообещал и стал каждый день прибегать из деревни на поляну. Но недели через две он пропал и больше его никто не видел.
Прутик еще раз ходил в деревню и принес новости: у девочки Маши закончились каникулы, и она уехала к родителям в город, а Дуная посадили на цепь охранять хозяйское добро.

ГЛАВА 13. Нашествие плохих людей.

… Так, за играми пролетело Лето, и началась Осень. Еще днем все также ласково светило Солнышко, но вечером, уже становилось прохладно.
За Лето наш герой Савик и его товарищи сильно подросли и окрепли, почти догнав в росте своих родителей. В их играх было все меньше беготни и шума. Все дальше уходили они от своей поляны, обследуя близлежащий лес. Знакомились с новыми обитателями, помогали им при нужде. В округе все звери знали их веселую и дружную компанию. И все было хорошо, но однажды случилась беда.
  Пришли в их лес двое злых людей и стали ловить животных и птиц, сажая их в привезенные клетки. Лиходеи намеревались продать их в городской зоомагазин и заработать на этом кучу денег.
Савелий с друзьями как раз путешествовали по окрестностям, когда синица Тинь принесла тревожную весть.
-Спасайтесь, спасайтесь! В наш лес пришли люди! Они ловят зверей и сажают их в клетки! Спасайтесь!
-Погодите, тетушка Тинь, не тарахтите так быстро. Расскажите толком, что случилось?-спросил Савелий.
-Беда, Савик, беда! Поймали плохие люди твоих родителей, родителей Никишки, белок и много другой живности. Даже мудрый дятел Корнелий, и тот попал в их сети! Бегите, детки, бегите!-просвистела синица и стремительно упорхнула прочь.
-Ой-ой-ой!-заплакала Пик, и зайчик тоже хотел, было плакать, но барсучок их остановил.
-А ну перестаньте! Ничего еще толком не известно. Тинь известная паникерша. Пойдем осторожно на поляну и сами все узнаем.
Но синица оказалась права, и товарищи, осторожно прокравшиеся к своей поляне, увидели грустную картину. У дуба стояли две клетки: одна большая, а другая поменьше. В большой клетке сидели пойманные звери, а в маленькой – птицы. Сами же злые люди развели посредине поляны костер и принялись обедать.
  Подобравшись со стороны леса, Савик увидал за прутьями своих несчастных родителей.
  -Савик, сынок, беги скорее отсюда, пока тебя тоже не схватили!-зарыдала бедная Степанида, узнав своего сына.
-Нет, я никуда не уйду пока не освобожу вас всех!-заявил барсучок и попытался открыть клетку. Но ни тут то было. На дверце висел замок!
-Ничего у тебя не выйдет, сынок,-грустно вздохнул Пафнутий.-Мы тоже пробовали открыть дверцу, но ничего не вышло.-Вот если бы были ключи! Но они у людей… Такая уж видно наша судьба!
Тут к клетке приблизились остальные дети и стали переговариваться со своими плененными родителями. Взрослые умоляли их спасаться самим.
-Послушайте! Я знаю, кто нам может помочь!-промолвил дядюшка Корнелий, который сидел в другой клетке вместе с птицами.
-Что нужно сделать?!-встрепенулся Савелий.
-Помните, у вас был друг? Такой большой, лохматый, похожий на волка. Какие у него были большие клыки! Вот он бы мог справиться со злыми пришельцами!
-Конечно, помним. Это был пес Дунай, но он недостаточно велик, да и сейчас он в деревне.
-За последнее время он значительно вырос!-сказал дятел.-Я его вчера видел, когда пролетал мимо деревни. Попросите его, он может нам помочь.
-Спасибо дядюшка, Корнелий! Мы сейчас же бежим за нашим лохматым другом!

ГЛАВА 14. О том, как пес Дунай, помог друзьям в трудную минуту.
 
Не чуя лап, Савик, Никишка и Прутик мчались к Дунаю. Тот сидел в своей конуре, и длинная цепь была пристегнута к его ошейнику.
Когда товарищи рассказали псу о своей беде, то он не раздумывая ни секунды, согласился им помочь.
-Я бы рад, но не могу снять тугой ошейник.
-Ничего, мы тебя освободим.
Друзья втроем расстегнули пряжку, и цепь звякнула, свалившись на землю.
Все четверо, отворив калитку, устремились в лес.
-Только ты рычи пострашнее, и все время щелкай зубами, чтобы злодеи испугались.-наставлял своего друга Савик.-И постарайся у них вырвать ключи. Они висят у одного из людей на поясе.
-А можно мне их пару раз укусить? Мне так и хочется кого-нибудь укусить!
-Это можно.-сказал Прутик.-Нас нельзя, а их можно.
Звери очень торопились, но скоро запыхались от быстрого бега и, обессилев сели на траву, высунув языки.
-Нужно спешить!-пытался подбодрить друзей Савик, хотя и сам еле стоял на лапах.
-Мы больше не можем.-сказал зайчик и повалился на траву. Рядом с ним лег и Прутик.
-Так. Садитесь мне на спину.-приказал Дунай, который был еще полон сил.-У меня спина широкая, всем места хватит.
Пес лег на землю, звери взобрались на него верхом, как на лошадь, и помчались дальше!
Перед самой поляной, Дунай спустил своих друзей на траву и, завыв по-волчьи и ощетинившись, бросился в бой!
-У-у-у… А-ву-у-у!-громко пронеслось над поляной, да так, что даже у наших героев шерсть стала дыбом!
-Караул! Волки!-завопили злодеи и, увидав мчащегося на них большого серого зверя со страшной оскаленной пастью, бросились кто куда.-Караул! Спасайся, кто может!
Но от Дуная им убежать было невозможно. Пес молнией носился по поляне, то и дело, кусая непрошенных гостей за задние части тела.
-Ключи! Вырви у них ключи!-что есть сил кричал Савик, но пес, разгоряченный схваткой, казалось, не слышал призывов своего друга. Он вымещал на этих двух представителях рода людского всю свою обиду за то, что его посадили на цепь и заставили охранять двор! Но, наконец, ключи выпали на траву, и барсучок подхватив их, отпер обе клетки. Все пленники оказались на свободе!
Храбрый Дунай, прогнав лиходеев с поляны, еще некоторое время преследовал их, а затем вернулся.
Все принялись обнимать и целовать своего спасителя! Так добро победило зло! Никогда больше плохие люди не приходили на поляну, а пес Дунай остался жить в лесу. Друзья помогли ему построить просторный дом. Так они и зажили все вместе – дружно и счастливо!
На этом мы заканчиваем повествование о храбром барсучке Савелии и о его славных друзьях! Но, кто знает? Может быть нам еще суждено вернуться к нашей дружной и веселой компании.


КОНЕЦ.

Декабрь 2005 года