Торжество ниспровергателей

Владимир Калуцкий
К  Годовщине Февральской революции в России.


Попытка осмысления

     Александра Исаевича Солженицына  никак не назовешь «уездным Кампанеллой» ибо с его вчерашних вермонтских, а позже всероссийских высот хорошо виделся весь наш шарик. И проще попросту согласиться с его точкой зрения на русскую смуту начала прошлого века. Потому что очень сложно спорить с ним, имеющим ключи от архивов всего мира нам, судящим  о былом лишь с багажом общедоступных учебников истории и убогого Интернета. Тем  больше у нас требования к классику (как нашему представителю в тех же архивах) и тем с большей жадностью выпивается его недавний коктейль под  заголовком «Размышления  над февральской революцией».
   Выпили… и не почувствовали утоления жажды. Чтобы написать такое и не надо закапываться в архивы. Увы, Александр Исаевич оперирует документами  почти общедоступными и складывает он из них, как из кубиков «лего», конструкцию сколь неустойчивую, столь и  малоубедительную. Я  надеюсь, что эту мою статью теперь читает человек, уже знакомый с трудом Солженицына, а потому пересказывать выступление классика не стану. Вкратце лишь напомню главное, что внушает нам Александр Исаевич: никаких предпосылок для февральской революции не было, просто нашло на Россию некое затмение (автор называет его Полем, с большой буквы). Вот под влияние этого Поля солдаты повтыкали штыки в землю, крестьяне схватились за рогатины, а генералы и великие князья прикололи к груди красные банты. Красиво!...и совершенно непонятно. Почему Поле в воюющей Европе накрывает только Россию? Почему только у нас это эфемерное Поле стремительно переродилось в разливанное море крови всероссийского Гуляй-поля?
    …Есть, есть ответ у Александра Исаевича. Все это случилось, по разумению писателя, от нерадивости русского народа. Генералы сплошь у него продажные, царедворцы корыстные, попы неверующие, народ невежественный. В сочиненных им «Размышлениях…» всего один, скажем так, нейтральный русский персонаж, да и тот Хан Нахичеванский. На такую страну Сам  Бог  велел напустить или Поле,  или свиной грипп…
     Кстати, к Богу  у Александра Исаевича свое отношение. Именно Он, Всевышний, причина наших бед, ибо  Он «отвернулся от России». Конечно же, виноват и царь, потому что слабый. Да и вообще каждый человек тут личность темная, только вселенским пожаром и  высвечиваемая.
    На мой взгляд, Александр Исаевич продолжает многовековую традицию уничижителей России.  И не случайно он даже в этой малой  статье бьет, как и вся махина иноземной практики и пропаганды, по трем основным устоям Российской государственности :Бог – царь – отец семейства.
    Поясню свою мысль. Русь, Россия была сильна именно в те годы,  когда имела нерушимую Ось, вертикаль власти от Бога через своего помазанника-царя к каждому дому, в каждую  хату, где нерушимым  оставался авторитет отца семейства, своеобразного фамильного патриарха. Причем, эти три ипостаси оставались практически равными в значимости для простого человека: в каждой семье отец был и царь, и Бог. Государь для каждого подданного был и отцом семьи, и главой державы, и посланником Бога на земле. Надо ли говорить, что вышний Бог для каждого русского человека почитался и царем, и главой семьи? Вокруг это русской оси и вертелась вся общественная жизнь, словно преобразуясь во вращении в некий условный волчок. И любое неразумное прикосновение к точкам нашей Оси  заставляло выписывать этот волчок на пространствах Евразии опасные зигзаги.
    Такая вертикаль власти в случае покоя  оставалась целостной и неподкупной. Давать взятку Богу бессмысленно, подкупить царя нельзя, подлизаться к отцу семейства невозможно, В старину о казнокрадах говорили: «Он украл у царя». Это все равно, что у каждого жителя страны. Поэтому воровство порицалось как тяжкий грех и всякий вор чувствовал общественно презрение.
      А авторитет  отца семейства поддерживался на божественном и царском уровне  уже тем только, что при обращении к сходу крестьян чиновник  любого уровня выходил с непокрытой головой и словами :    «Господа мiр!».
     …Мне тоже не хочется верить в теорию заговора против России. Но тогда почему  с методичностью метронома с Запада именно на эти устои Державы постоянно наносятся  сокрушительные удары? Достаточно обратиться к общедоступному курсу  русской истории, чтобы увидеть, как испытывается на излом именно эта вертикаль власти. Не стоит пока  обращаться к доромановской версии: на всю славянскую древность чужеземные ученые при Петербургской Академии наук  натянули своеобразное полотно и нанесли рисунки, которые нам теперь преподносят, как картины былого. Полотно это еще предстоит сорвать, и не будем пока об этом. Скажем лишь несколько слов о ходе мысли этих мюллеров и шлецеров, через века направляющих перо  авторов наших современных учебников. Все дело в том, что мы, русские, и  Запад несовместимы,  как розетка  и вилка разных стандартов. Если у нас все должно вертеться на Оси Бог- царь – отец семейства, и утверждается, что «богат тот, кто раздает», то Запад в  ось своей цивилизации накрепко встроил доллар. Здесь жизнь делается с того, кто  «наваривает» деньги, а вся хваленая американская мечта сводится  к лозунгу «Ubi bene ibi patria». Вот как только они окончательно заполонят Россию своими капиталами, так их родина  сразу распространится и на нас. Отсюда жесткое, даже жестокое  выдавливание русских из России.  И кратчайший путь развала  страны извне – надлом или даже  устранение Русской Оси.
   Давайте пристальнее посмотрим на правление, скажем, Алексея Михайловича. Что же доброе сделал  этот из первых Романовых для России?
    Включил в состав державы Дикое Поле (уж не его ли первоначальную суть имеет Солженицын в образе своего Поля?), нашлепал медных денег взамен серебряных, обложил данью соляные доходы и… отменил  старого Русского Бога. Устроенный им с подачи новогреческих и малороссийских «прелестников» великий церковный раскол ударил по самой  основе Русской Оси и лег  живым шрамом  на сердце Родины
   Ну, тут заговор поначалу плохо  не просматривался. Русские рынки манили запад, но уступать его купцы да бояре не торопились. Ведь царь был еще повязан в своих решениях мнением Думы. Тогда в государственных указах существовала непременная  преамбула: «Царь указал, а бояре приговорили…». Да еще все это освящалось мнением патриарха. Механизм принятия решений, говоря по-современному, был коллективным и покрывался авторитетом церкви. Но Алексей Михайлович и Никон насильно изменили суть православия. С тех пор и служат в наших храмах не попы Аввакума, а «западенские» иереи.  Именно это разожгло бунт Степана Разина, чья война – в отличие от  пугачевской – была ярко выраженным  заступничеством за византийского Бога.
    И Петр Алексеевич уже осмысленно шел на слом Русской Оси. Ведь не мог же он просто  с больной головы сразу по возвращении из Великого Посольства учредить Всешутейший собор (удар по Богу), и на глазах у потрясенных детей  отрезать или опалять бороды (удар по отцу семейства) у русских мужиков? Тогда Русская Ось оставалась держаться лишь на функции царя.
    …И сразу хлынула через кордоны всякая нечисть! Винище. табочище. Срамота…Нынешняя наркомания оттуда, от безбожия и безотцовщины «птенцов гнезда Петрова». И не убеждайте меня, что Петр создало Великую Россию! Петр создал балаган,  филиал Голландии в Евразии. Лучшие русские люди никогда не обольщались на счет усатого параноика, напомню стихи хотя бы затравленного жизнью Бориса Чичибабина:

        Будь проклят, ратник сатаны,
        Смотритель каменной мертвецкой,
        Кто от нелепицы стрелецкой
        Натряс в немецкие штаны.

   Можно лишь догадываться, по какому пути  пошла бы дальше неизнасилованная Россия с ее бурно растущим населением, со своим Богом, с боярской думой, с православной нравственностью. Но даже безбожник Петр не смог до конца доконать свое Отечество. С невероятным трудом Русская Ось устояла. Запад тоже надорвал силенки, изгибая ее. И ситуация на некоторое время выровнялась. И та сотня лет (за вычетом нелепого десятилетия бироновщины) до восстания декабристов, с Державиным и Екатериной, не случайно зовется «Золотым веком» России.
   И вот – Французская революция. Отечественная война 1812 года. Невероятный  политический и военный взлет России. Западу до-зарезу требовалось развенчать ее славу, унизить. А буде-можно, то и завладеть-таки ее рынками. Извечная мечта…
   На этот раз удар был нанесен по царю, как центральной опоре Оси. Республиканское декабристское  выступление в России не что иное,  как продолжение политики «аглицких купцов» ХУ!!! и Х1Х веков. Ослабить Россию, и такой ввести ее «в  круг европейских держав» - вот чего хотели пестели  и рылеевы. Хотела ли этого Россия – их  не интересовало. Были ли декабристы слугами заговора?
   Да, и не скрывали этого. Они сами называли себя тайнам обществом. И когда у них ничего не получилось, то знаменитый «Колокол» «аглицкие купцы» вложили в руки своего небезызвестного апологета Искандера – Александра Герцена. А уж он-то, как поведал нам поэт Каржавин, разбудил всегда дремавшую под спудом нечистую силу.
    И сам Государь, и умные царедворцы (большинством своим они верно служили Отечеству) хорошо понимали размер беды. И не случайно министр народного просвещения. Граф  Сергей Семенович Уваров в те неопределенные времена вывел формулу благополучия России – Православие – Самодержавие - Народность. Это как раз и было подтверждение незыблемости Русской Оси:  Бог- царь – хозяин на земле. Поднимать руку на это триединство отныне считалось преступлением перед законом.
   А в подполье уже  шевелились выученные на западный манер и на его же деньги беззаконные желябовы, гриневичи, ульяновы. Поскольку они хорошо усвоили уроки истории, то понимали, что сил сломать Русскую Ось у них пока маловато – и решили . для начала,  обрушить ее нижний устой –авторитет отца семейства. Ведь предшественникам пока не удалось устранить из русской жизни ни Бога. ни царя…
   И вот грянуло «освобождение крестьян»! Прогрессивно, либо регрессивно было это явление – не предмет нашей статьи. Позволю  себе лишь маленький штрих : при личной несвободе в материальном плане  крепостные за барином были, как у Христа за пазухой, хоть и вкалывали при  этом часто без всякого регламента. В голодные годы общинные деревни государственных крестьян иногда вымирали начисто, а помещики никогда такого не допускали: допуск к ссудам в Земельном банке спасал их деревни. Результатом же « крестьянской реформы» 1861 года  стало невероятное обнищание всего русского крестьянства. Теперь и до того вольные государственные крестьяне и однодворцы уравнивались в правах  с бывшими помещичьими дворовыми людьми  и землепашцами, но это приводило не к подъему последних, а к падению первых. Села стремительно пустели, помещики разорялись и пускали друг другу пулю в лоб на вошедших в моду ( от кого?) дуэлях.  Я уж не говорю о экономических итогах реформы – она оказалась губительной и для  глубинной русской культуры, носительницей которой всегда была русская деревня.
   Исчезновение из основания  пирамиды Бог – царь – землепашец самостоятельного  русского мужика  к началу ХХ века обернулось погромами имений, пожарищами, революцией 1905 года. Чужое крушить не жалко. Все шло к тому, что в Росси  вот-вот  обрушится еще и власть Бога и царя…До вековой мечты врагов России оставался маленький шажок.
   И тут пришел Столыпин. Уж он-то великолепно понимал значимость Русской Оси! Человек глубоко верующий, он всеми силами восстанавливал авторитет царя, но главная его заслуга в том,  что он восстановил статус отца-главы семьи, сельского хозяина. Старожилы у нас в Бирюченском уезде и теперь еще помнят, к слову, как на богатых Верхососенских хуторах к 1913 году работал локомобиль и засияло электрическое освещение. И к началу Первой мировой войны  Россия вырвалась в мировые лидеры экономического развития. В небо поднялись самые большие в мире самолеты «Русский витязь» и «Илья Муромец», на дороги выбежал автомобиль мирового уровня «Руссо-Балт», а императорский флот, единственный в мире имел двигатели на  мазутной тяге…И для врагов  именно Столыпин стал главной мишенью. Тот же Ленин торопил своих присных, понимая, что столыпинская политика  делает революцию в деревенской стране невозможной.
   Смерть Столыпина,  Мировая война, масоны, революционеры, теория классовой борьбы…Эти беды к февралю 1917 года  оставили все ипостаси Русской оси беззащитными. Зная нрав Западной церкви и «аглицких купцов», наивно было надеяться,  что они не попытаются обрушить нашу государственность. Удар был нанесен мгновенно и сразу по трем точкам.
    В стране и Русской армии отменили обязательные богослужения, отняли жалование у священников. Господь оставил страну и армию.
    Царь и Верховный Главнокомандующий был лишен всякой власти. Он оставил страну и армию.   
    Солдат – русский мужик – был освобожден от присяги Вере, Царю и Отечеству (читай – Православию, Самодержавию, Народности). Страна и армия лишились разумного мужика-хозяина. Вместо него на просторы России вышел затурканный и дезориентированный «человек с ружьем».
   И получилось, что к февралю 1917 года сбылась вековая мечта врагов России. Был перебит ее хребет, исчезла прочная и неподкупная Ось власти. Сработало разом все – и предательство, и иноземные деньги, и социалистическая пропаганда. Мрачная сила ненавистников России оказалась довлеющим фактором.
   В феврале 1917 года волчок русской государственности остановился в своем вращении и завалился набок.
   При чем же тогда  необъяснимое солженицинское Поле? Не честнее ли будет сказать, что в том феврале на этом Поле запад, наконец, пожал то, что засевал столетиями. И дядюшке Смиту  тогда казалось, что перед ним наконец-то распахнута бесплатная Транссибирская магистраль, а семейство Круппов видело себя  в собственном офисе металлургического производства где-нибудь в Екатеринбурге.
  Все шло к тому. Но и новые хозяева России понимали, что запустить почти мертвый волчок государственности без опоры на  известную Русскую Ось невозможно.  Без опоры хотя бы на одну ее точку нечего и браться за столь сложное дело.
   А государство и впрямь коченело. Пьяные солдаты на Верхососенских хуторах  побили прикладами электролампочки и вспороли штыками брюхо локомобиля. Без Бога в стране все потеряло смысл. Помнится, армейский офицер в «Бесах» у Достоевского обескуражено воспрошал : «Если нету Бога – то какой же я после этого капитан?». Без царя исчезла субординация, без отца семейства брат поднял руку на брата. И наше общее счастье , что к октябрю нашелся человек, взявший на себя обязанности царя, хоть он был безбожник и русофоб и даже главный виновник заваренной революционной каши.
    Дальнейший наш разговор уходит за рамки февраля, хотя сама тема никак не теряет остроты. Ведь от тех дней и до наших Ось триединства  нации так и не восстановилась. Ленин и Сталин «раскрутили» маховик общественной жизни каждый вокруг себя, но они были государями, даже не допускавшими мысли о присутствии в вертикали власти Бога, они всячески искореняли авторитет каждого отдельного человека-«винтика». Такой перекос во вращении государственного волчка сделал нашу Родину жестокой и почти чужой для своих детей. А уж нынешняя наша державная власть вообще  устроила вертикаль из единственной составляющей – доллара. А это уже, извините – ось из иной конструкции. И потому за кажущимся благополучием нынешнего дня мне отчетливо видится зловещая ситуация памятного Февраля. Врагов внутри и отвне у нас не меньше, чем в проклятом семнадцатом году, а из настоящей опоры есть у нас пока лишь зыбкое Православие. Русская Ось так и не восстановилась, а испытание  топчется у нашего порога.
  Восстановление ее требует неимоверного труда и времени. Отпущено ли оно нам? Философ С. Соловьев в годы первой революции, когда все оплакивали Русь, верил в нее: «Судьба России не в том, каковой видит она себя во времени, а в том, как видит ее Господь в вечности».   И в этом  -  ключ к пониманию Февраля. И мне бы не хотелось, чтобы Солженицын нового времени написал когда-нибудь о наших днях, как о времени, накрытом тем же Полем. «Кто сеял зло – себя не утешай. Неотвратим твой  жуткий урожай, - сказал поэт.  И смерти подобно уступить Русское  Поле сеятелям зла.


                Вл. Калуцкий ,
                г. Бирюч.