Лепестки логоса. О рождении и росте человека и Бог

Конст Иванов
В результате таинственной вспышки в материальном хаосе одновременно родились человек как мыслящее существо и Бог. Бог, чувство Бога, идея Бога, образ Его, первоначально возник в человеке как интуитивное представление о собственном сознании. Человек как бы изумился наличию Мысли в мире и смотрел на нее еще как на нечто внешнее, «объективное», не принадлежащее ему, человеку – так же младенец поначалу пугается и удивляется своей руке.
Затем пути человека и Бога надолго расходятся; это расхождение, в котором человек пробует свои силы и ощупывает мир, переживается им как грехопадение, отрыв от Бога, что, в свою очередь, развивает его внутренне, делает гибкой и пластичной его психику. На этой стадии человек уклоняется от монотеистического ощущения высшего смысла в политеизм, языческое многобожие, ибо ощупывание мира не проходит даром: человек влюбляется в мир, подпадает под его чары, познавая его, подчиняется ему, изменяя его, испытывает его власть над собой, погружается в природу настолько, что она, являясь суммой богов, становится для него универсальным монобогом – противоположным Богу. Это самое мощное противостояние божеств, и самое опасное, ибо монобог легко ставится на место Бога, им всегда грозит слияние, смешение и неразличение, как это ярко наблюдается сегодня в мировых уличных верованиях… На этой же стадии духовного пути возможен уклон и в вульгарный атеизм, воспринимающий расхождение человека и Бога как свободу от Бога…
Итак, следует расхождение путей человека и Бога, долгая школа воспитания самостоятельности. Растет человек, меняется и образ высшей силы в его внутреннем взоре. Грозный господин, почти неотделимый от природы, становится любящим отцом, затем братом, другом и собеседником, моим высшим альтер эго, параллельно – принципом любви и первопринципом мирознания…
Наконец, в перспективе будущего, образ и принцип моего альтер эго воспринимаются моим сознанием как мой дух, как высшее мое, присутствующее во мне сразу и как основание мое и как цель и вершина моя. Расхождение человека и Бога тут кончается, воспитание завершается, человек вполне становится на свои ноги. Об этом – слова Майстера Экхарта (1260 – 1328): «Здесь Бог поглощен Духом.» Бога, раздельного с человеком, больше нет. Это высокий атеизм, тождественный высшей религиозности. То есть, человек и Бог вновь, как в первый день творенья, являются единым светом, с той громадной разницей, что теперь этот свет есть свет самосознания человека.       

3 декабря 2008