Сашин Мерседес

Вячеслав Чехут
  Машина с трудом поместилась между двумя иномарками. Почти вся дорога у тротуаров была покрыта льдом и слежавшимся снегом. Он очередной раз похвалил себя за то, что согласился с менеджером автосалона и заплатил за установку парктроника. В новом микрорайоне кто-то запроектировал на удивление узкие петляющие дороги. Жлобы, утверждавшие проект, отказались даже от стоянок у подъездов.

   В сответствии с новыми правилами, родителей в школу не пускали. На вахте сидели хмурые дяди, видевшие в каждом потенциального террориста. Ждать пришлось минут двадцать в промёрзшем вестибюле среди таких же невесёлых горемык.

   Наконец, Алёша вышел. С огромным ранцем за плечами, в котором, по-видимому лежали все учебники за четвёртый класс, он напоминал маленького верблюда.
   - Пап, привет!
   - Записал уроки?
   - Записал, записал... Пап, можно Саша Харламов с нами поедет?
   - А он где живёт?
   - На Благовещенской, у круга.
   - Рядом с нами? Ладно, только пусть пригинается, когда я скажу- у нас сидение детское только одно.

   Саша, пухлый вечно хмурый мальчик, был на год старше одноклассников. Он держался несколько высокомерно и задиристо. Общались с ним мало. Из школы его забирала, как правило, бабушка.

   - Здрасьте, дядь Слав.
   - Здорово. Пристёгивайтесь.
   Ребята пристегнули ремни.
   - А где твоя бабушка?
   - Болеет. Я сам езжу.
   - На автобусе?
   - Да. А это какая машина?
   - “Калина” универсал,- сказал Алёша с гордостью.
   - А у моего папы “Мерседес”.
   - Большой?
   - Ну, “Мерседес”, машина такая.
   - Они разные бывают,- Алёшин папа улыбнулся.
   - Не знаю... Предстательский.
   - Наверное “Представительский”.
   - Да, большой такой.

   - А почему он тебя не забирает?- заинтересовался Алёша.
   - Работает. Он в командировку уехал.
   Минут пять они ехали молча.
   - “Мерседес” лучше,- помолчав, сказал Саша.
   - Он и стоит дороже. А для нас и эта хороша, правда Алёша? Мы на ней и на море съездили. Три тыщи километров без проблем. Высокий потолок, большой объём, кондиционер.
   - А мы скоро за границу поедем, на самолёте,-  Саша  долго распинался про их шикарную жизнь, про то, где они бывают в выходные дни и куда ездят в гости. Особо хвалился трёхэтажным коттеджем. Наконец он вышел у своего дома.

   - Пап, давай “Мерседес” купим,- сказал Алёша, когда они подходили к подъезду.
   - “Мерседес” стоит очень дорого. Тем более представительский. Почти, как наша квартира. Тебе же нравилась “Калина”. И мне нравится и маме. Купили и не должны никому.
   - Я когда вырасту, куплю большую-пребольшую машину и буду вас катать.
   - Ладно.
   - Пап, а пап, а я когда-нибудь полетаю на самолёте?
   - Если хорошо будет с деньгами, может быть слетаем в Турцию.
   - В Турции хорошо?
   - Я сам ещё не был. Говорят хорошо.

   Через день у Саши был день рождения. Алёша с папой купили ему модель самолёта. Алёше модель очень понравилась.
   - Пап, а если Саше не понравится, можно я себе её возьму?
   - Почему не понравится?
   - Ну он же богатый.
   - Хорошо, возьмёшь себе, а ему тогда подаришь трёхцветный фонарик, который тебе купили.
   - Ладно.

   Саша утром пришёл к ним и сказал:
   - Мама дала деньги и сказала, чтобы я Алёшу в Макдональдс пригласил, а то дома и так много народу. Макдональдс был  на площади в соседнем доме. Папа проводил их и наказал, чтоб часа через два они вернулись. С собой Алёша взял телефон.

   Денег Саши хватило на два сока и два чизбургера. Они съели это за несколько минут.
   - Давай возьмём по детскому набору,- предложил Алёша,- там игрушка.
   - Мне мама только сто пятьдесят рублей дала.
   Алёша с изумлением посмотрел на Сашу. Они с папой редко ходили в Макдональдс, но набирали каждый раз всё, что хотели. Саша спросил:
   - А у тебя есть деньги?
   - Только дома. Если я за ними пойду, меня папа с мамой обратно не пустят.
   - Надо раздобыть где-нибудь.
   - Где раздобыть?
   - Я один раз телефон нашёл сотовый. Мне за него в киоске тыщу дали.
   - Пойдём искать.
   Они вышли на улицу. Здесь было довольно много народу. Люди шли во всех направлениях- рядом была станция метро.
   - Здесь не найдёшь- всё затоптано,- Алёша стал оглядываться,- давай отойдём подальше.
   Но и подальше на земле лежали только окурки да мятые банки из-под напитков.

   - Просить надо,- сказал Саша. Он подошёл к молодым людям, курившим у киоска и что-то тихо сказал.
   - Уйди, пацан,- молодые люди дружно заржали,- в кармане у отца поищи, а лучше уроки иди делай.
   Сашу это не обезкуражило. Он стал просить у прохожих. Большинство при первых словах отпрыгивали и ускоряли шаг.
   - Я из детдома,- канючил Саша,- у нас продукты закончились. Директор сбежал со всеми деньгами. Подайте сиротам на пропитание.
   Остановилась женщина и стала копаться в кармане.
   - Когда же это кончится?!- сказала она с чувством и вложила в руку Саши купюру.

   Из-за угла дома вышел папа.
   - Алёша, ты почему домой не идёшь и что это вы тут делаете?
   - Деньги просим,- сказал Алёша,- нам не хватило на детские наборы.
   - Какие деньги? Вы попрошайничаете, что ли? Саша, не стыдно тебе?
   - А что, мне вот пятьдесят рублей дали.
   - Ну вот что... быстро по домам. За попрошайничество, между прочим, и в милицию могут забрать.

   Дома, успокоившись, папа спросил:
   - А почему ты не отвечал, когда я звонил?
   Алёша задумался.
   - А Саша мой телефон взял.
   - Как взял?
   - Он сказал что походит с ним, а мне потом свой отдаст- гораздо лучше.
   - Так, этот Саша, похоже тот ещё фрукт. Пошли к ним домой, пока он телефон не продал, хотя, наверное, уже поздно.

   Через двадцать минут они позвонили в Сашину дверь. На звонок вышла бабушка.
   Папа сбивчиво, перескакивая с одного на другое, рассказал всю историю. Бабушка печально улыбнулась.
   - Да нет у него никого. Сейчас...
   Сашина бабушка вернулась в квартиру и через минуту вышла опять.
   - Вот в кармане нашла- протянула она Алёшин телефон. Можно мне с Вами отдельно поговорить? В квартиру не приглашаю- не убрано.   
   - Алёша,- сказал папа твёрдым голосом,- погуляй у подъезда, только не уходи никуда.
   Когда Алёша ушёл, Сашина бабушка, вздохнув, сказала:
   - Всё пьянка проклятая. Она в институте пристрастилась.
   - Сашина мама?
   - Да. Отец терпел, терпел- развёлся. Сашку суд матери оставил. Сама счас лечится, да будет ли толк, не знаю.
   - Ясно. Я понял, что он фантазирует. Он сегодня у людей деньги просил на улице.
   - Хочет телефон, да откуда ж. Живём на мою пенсию да на алименты. Правда, иногда отец ему подарки присылает. Но на это ведь нельзя рассчитывать.
   - Вот что...- Алёшин папа вынул симкарту из своего телефона,- аппарат хороший, симкарту купите, она недорогая, а я себе всё равно новый хотел покупать. Он вложил телефон в руку онемевшей бабушке и выскочил на улицу.
   Домой они щли молча. Каждый размышлял о своём. Наконец папа сказал:
   - Запомни Алёша: как бы тебе не было трудно, есть те , кому хуже. Подумай о них и тебе же станет легче.
    - Я всё слышал,- ответил Алёша,- нафиг “Мерседес"!