Как снег на голову. часть 19

Валерий Афанасьев
       Мы стояли на небольшой, примерно метр на метр площадке и слушали, что происходит в кабинете графа. Взволнованные стражники осматривали кабинет, пытаясь понять, куда мы делись. К счастью, секрета тайного хода никто их них не знал, так что, высказав десяток предположений, одно нелепее другого, они пришли к выводу, что вещи необъяснимые объяснить невозможно. На чем обсуждение решили и закончить. После чего, покинули кабинет, оставив на всякий случай у входа усиленный караул. Какой случай они считали всяким, я не представляю. Уж мы то с бароном точно не собирались к ним возвращаться.
       Стоять в темноте на маленькой площадке нам было совсем неуютно. От нее, правда, куда-то вниз шла металлическая лестница. Да-да, это чудо, но лестница была именно металлическая. Должно быть, она сохранилась с тех давних времен, когда железо в королевстве не было в дефиците. Впрочем, тогда и королевства то еще никакого не было. Для нас это, сейчас, никакого решающего значения не имело. Достаточно было того, что лестница очень старая и спускаться по ней в полной темноте было совсем небезопасно.
       Я пошарил рукой у входа по стене, надеясь найти какое-нибудь средство освещения. Все-таки кто-то здесь когда-то ходил, мог оставить под рукой факел. Вдруг повезет его найти. Факела я не нашел. Зато нашел нечто вполне знакомое мне своими очертаниями. То, что я никак не ожидал встретить в темном коридоре графского замка. Нечто напоминало очертаниями обыкновенный электрический выключатель. Немного странной конструкции, но это уже детали. Вот только, если это действительно он, то для чего здесь расположен? Логично было бы предположить, что для включения света. А вдруг, это какая-нибудь ловушка для чужаков – нажмешь, и площадка рухнет в пропасть. Так это или не так, а надо что-то решать. Барон вряд ли подскажет. Не думаю, что он знаком с тайными ходами графского замка.
       - Рамель, скажите красное или черное?
       - Что именно, Андрэ, что должно быть этого цвета?
       - Да что угодно. Просто, красное или черное.
       - Но так не бывает. Цвет не может существовать сам по себе. Красным или черным может быть лишь какой-нибудь предмет.
       - Барон, Вы невозможны. Хорошо, красный или черный какой-нибудь предмет?
       Барон печально вздохнул. Так и не дождавшись от меня четкого вопроса.
       - Хорошо, пусть будет красное.
       - Замечательно, тогда включаю. Если Вы знаете какую-нибудь молитву, можете прочесть ее на всякий случай.
        И не дожидаясь расспросов барона, я нажал на выключатель. А что он мог сказать? Так же как и я предположить, что или следует нажимать на выключатель, или нет. Шансов на то, что это просто выключатель, все-таки больше.
       Ничего катастрофического не произошло, лишь загорелся не слишком яркий свет. Надо же, электрическое освещение, причем действующее. Должно быть, граф пользовался этим ходом, если не поскупился на такую дорогую вещь.
       При тусклом электрическом свете лестница, идущая вниз была хорошо видна. Постояв пару минут в раздумьях, мы двинулись по ней вниз. А что еще было делать? Возвращаться нам не хотелось, стоять на площадке и дальше не имеет смысла. Лучше посмотрим, куда может завести этот тайный ход. Быть может, где-то есть еще один выход, более удобный. Лестница бежала вниз, время, от времени поворачивая на таких же площадках, как та, на которую вышли мы из кабинета. Были ли там замаскированные выходы, не знаю. По крайней мере, никаких явных признаков на них указывающих я не заметил. Наконец, когда мы опустились на уровень расположенный явно ниже первого этажа, лестница закончилась, и мы ступили в просторный коридор, уходящий в обе стороны. Наугад мы свернули вправо, а почему бы и нет, это было ни чуть не хуже чем свернуть влево, и метров через пятьдесят уперлись в тупик, не встретив по пути не одного ответвления. Стены коридора были украшены разнообразными высеченными на камне символами. Назначение их было для нас совершенно не известным. А в тупике, которым заканчивался коридор, под сводом были высечены  цифры. Что они означали, было непонятно. Вернувшись к лестнице, мы с бароном прошли в противоположный конец коридора. До него было метров семьдесят, и он тоже заканчивался тупиком, как и противоположный. Лишь два ответвления  было по пути, и оно из них было весьма любопытным. За толстой металлической решеткой была видна сетка из красных лазерных лучей, а уже за ней массивная дверь. Вот оно настоящее хранилище Бухтера. Мы нашли его. Лучшего места для того, чтобы спрятать наши вещи просто не придумаешь. Дело за малым, оставалось придумать, как туда попасть? Получить наши вещи назад, было весьма заманчиво. 
      Рядом с решеткой был странного вида пульт. Предназначенный то ли для очень странного ключа, то ли для набора комбинации символов. Посредине этого своеобразного пульта было круглое углубление, а вслед за ним шли кольца с небольшими углублениями. Рядом с ними были изображены небольшие треугольники, или быть может, стрелки. Судя по всему, кольца могли вращаться. Кроме последнего. Оно было закреплено на корпусе и разделено на двадцать четыре сектора, каждый из которых был поделен еще на четыре части. Я попробовал вращать их, кольца оставались неподвижны. Судя по всему, нужен был еще и ключ. Я достал из кармана связку ключей Бужтера. Ничего подходящего там не было. Обыкновенные плоские ключи на круглом брелке. Для этого замка они явно не подходят.
       - Барон, знаете, что это мне напоминает? Телефон.
       - Телефон?
       - Да, такое устройство для дистанционной связи. По нему люди звонили друг другу. Примитивные модели имели диск с дырочками для набора номера. 
       - Вы думаете, мы позвоним, и нам придут и откроют?
       Ну и юморист этот барон. Мы вместе посмеялись над этим предположением.
       - Нет, скорее, это все-таки устройство для набора кода. Вот только знать бы, как оно работает. Там, какая то надпись. Рамель, Вы можете прочесть? Присмотревшись, Рамель разобрал надпись, выбитую на камне, и прочел.

«Когда восход встречал закат
Был самым длинным старший брат
И с ним его сестра как тень
Была в гостях не целый день»

       Странность, какая то. Причем здесь восход, и почему старший брат был длинным не всегда, а только иногда. И почему сестра как тень? Наверняка какая-то шарада.
       - Ладно, все равно у нас ключа нет, так что разгадывать не имеет смысла. Может, посмотрим, что в другом коридоре?
       Другой коридор откровенно порадовал. Он был коротким и упирался в старую дверь, которая открылась без особого труда. За ней находилось большая комната с полукруглым сводом. У стен ее стояло множество стеллажей, заполненных бутылями – винный погреб. От жажды мы точно не умрем. Ах, почему граф забыл положить сюда парочку окороков. Ну да ладно, не будем его за это винить.
       - Посмотрите Андрэ, у нас есть уникальный шанс попробовать лучшие марочные вина. Похоже, некоторым бутылкам не одна сотня лет.
       - Я бы предпочел бутыль воду и окорок. Но коль их нет…. Рамель, Вы не знаете, в вине много калорий? Откровенно говоря, я не отказался бы перекусить.
       - Никогда не задавался таким вопросом, но слышал, что они там есть. Так что, если выпить достаточное количество, то можно вовсе не закусывать.
       - Нет уж, лучше я останусь на половину голодным.
       Барон выбрал себе одну из запыленных бутылей, вторую выбрал для меня. В этом вопросе я ему полностью доверяю. И мы приступили к решению сложной задачи – как открыть бутыль, ничего не имея под рукой. В итоге мы решили по-гусарски отбить горлышко. Получилось не очень, груда стекол, острые края. Не советую вам повторять этот смертельный номер. Но жажду утолить мы все же смогли. А большего нам и не надо. Эх, жаль, воды не было. Не время устраивать посиделки и пиры, совсем не время. Да, кстати, на счет посиделок, вот отдохнуть бы точно не помешало. Кровати здесь почему-то никто не поставил. Не поставил даже плохонького диванчика. Только я, было, собрался расположиться на свободном стеллаже и проникнуться духом старины, как барон решил поинтересоваться.
       - Как Вы думаете, Андрей, каков он из себя – ключ от графской секретной комнаты?
       - Ну, судя по всему, он небольшой, круглый и рифленый, вот, например, как графский брелок.
       Брелок, я подпрыгнул и ударился головой о верхний стеллаж.
       - Рамель, почему Вы раньше об этом не спросили? Конечно же, брелок.
       Соскочив со стеллажа, я помчался к секретной двери. Да, это оказался именно он. Графский брелок отлично подошел в центр пульта. Что-то щелкнуло в механизме и наборные диски легко завращались.
       - Будем набирать код? – спросил Рамель.
       - Было бы неплохо. Вот только какой он этот код. Угадать, думаю, не получится.
       - Диска то всего четыре.
       - Да, но на каждом по девяносто шесть делений. Количество вариантов – девяносто шесть в четвертой степени.
       С математикой у барона было все в порядке.
       - Да, число комбинаций действительно астрономическое. Почти сто миллионов.
       - Ну, если быть точным - около восьмидесяти пяти миллионов вариантов,  - сказал я, произведя несложные подсчеты, - но для нас это не принципиально. Подобрать код совершенно нереально.
       Мы попробовали все-таки покрутить диски на удачу. К нашей чести должен сказать, что недолго – минут пять. Естественно без всякого результата. Подбор здесь не годился. Надо было думать. И что это за брат такой неравномерной длины. И при чем здесь восход и закат, вообще?