Старый дом. часть вторая. глава 9

Ариф Туран
               
***

На следующий день после обручения Турал узнал у старшины почтовый адрес воинской части, где служил брат Марины. И они решили сделать ей и её родителям свадебный сюрприз. Турал рано утром направился на главпочтамт и заказал междугородний телефонный переговор со своим командиром полка. Он попросил его посодействовать предоставлению рядовому срочной службы Дмитрию Григорьевичу Ковальскому, служившему в соседней части, краткосрочного отпуска по семейным обстоятельствам - на семь дней, без учета проездного времени, с расчётом прибытия его 16-17 июня в Баку.
Брат Марины, Дмитрий Ковальский, приехал днем 17 июня, в разгар подготовки к свадьбе. А в доме дедушки Амира, где должна была проходить свадьба, почти всё было готово. В большой гостиной для гостей были накрыты столы на сорок человек. В верхней части гостиной для жениха и невесты стоял красиво украшенный цветами свадебный стол. В двух больших смежных комнатах, расположенных рядом с гостиной, были накрыты столы на тридцать человек в каждой комнате. Для музыкантов было отведено отдельное место в верхней боковой части гостиной возле балкона, чтобы у них была иногда возможность передохнуть там. К шести часам вечера всё было готово к приёму гостей.
За день до свадьбы Марина попросила Севиль, чтобы Алихан находился при ней. «Как официальный представитель жениха», - пошутила она.
- Ты, Севиль, за Алихана не беспокойся. Мы его и накормим, и напоим, и спать уложим.
Потом, обняв её, Марина призналась:
- При Алихане я буду меньше волноваться, когда вы приедете меня забирать. И ему будет интересно и весело. Ответственность у него большая - в целости и сохранности доставить меня к жениху.
Марина смущённо рассмеялась над своей шуткой. Севиль понимала Марину, которая за шуткой пыталась скрыть свою растерянность и естественное волнение, присущие многим девушкам в день замужества.
- Мариночка, всё будет хорошо, не волнуйся. Я пришлю к тебе Алихана. Костя приведёт его.
Как и обещала Севиль, в десять часов утра старшина проводил Алихана к дому Марины. Встав чуть поодаль от калитки, он легонько подтолкнул Алихана.
- До нашего приезда за Мариной, ты будешь её личным телохранителем. Кроме Григория Матвеевича и Александры Васильевны с ней могут общаться лишь её очень близкие подруги, которые будут помогать ей подготовиться к переезду к нам домой. Не подпускай к ней кого-либо из чужих, – старшина деланно серьёзным тоном инструктировал Алихана, который внимательно, но с удивлением слушал его.
- А почему ты не идёшь со мной к тёте Марине? Ведь она обрадуется, когда увидит нас вместе? Почему меня одного посылаешь к ней? Хоть я и маленький, я всегда буду защищать тётю Марину. Но ты же, дядя Костя, её жених. И ты очень большой и сильный. Ты лучше меня сможешь охранять её. Я тебя не понимаю, дядя Костя, почему ты меня одного посылаешь к ней, а сам не идёшь?
Маленький Алихан, повторив свой вопрос, хмуро смотрел на старшину, ожидая вразумительного ответа. Старшина вдруг нагнулся к Алихану, заговорщицки прищурившись, помахал указательным пальцем правой руки перед его носом и с серьёзным выражением лица сказал:
- Дело в том, что жених не должен перед свадьбой видеться со своей невестой. Это плохая примета, может что-то плохое случиться. Беду накликать можно, понимаешь? Так в народе говорят: нельзя видеться и всё, ничего не поделаешь.
Старшина, оправдываясь, развёл руками.
- И ты, дядя Костя, боишься этой приметы? – в голосе Алихана зазвучали разочарованные нотки. - А я думал, что ты ничего не боишься на свете.
И, обиженно махнув рукой, Алихан уже направился к калитке Марининого дома, как старшина остановил его, положив свою руку ему на плечо, и, словно оправдываясь, виновато улыбнулся:
- Алихан, дорогой мой маленький друг, я никого не боюсь на свете, кроме одного,– и указал рукой на небо, - лишь Господа Бога, как говорит твой батя, Всевышнего Творца, что есть одно и тоже. Лишь он может внушить мне страх. Люди любят его за великую любовь к человеку и боятся его наказания за свои грехи. Знай, Алихан, Всевышний Творец, наш Господь, справедлив. Каждому воздаёт он по делам его. А насчёт приметы, так это на всякий случай. Надо быть осторожным, особенно в очень важных делах. А свадьба дело не шуточное, очень важное событие в жизни человека. Так что, как говорит наш майор Тур, осторожность не трусость, а одна из форм храбрости.
Увидев, как на лице Алихана появилась понимающая улыбка, старшина похлопал его по плечу:
– Так что иди, охраняй тётю Марину до нашего приезда. Кстати, у них во дворе, если помнишь, стоят качели. Садись и катайся. При этом веди наблюдение, чтобы никто из чужих не пробрался бы к ним. Качели будет твоим местом наблюдения. Это моё тебе на сегодня боевое задание, разведчик Алихан.
И старшина, весело ухмыльнувшись в усы, обнял Алихана. Алихан подбежал к калитке и громко постучал в неё. Калитку отворил Григорий Матвеевич. Алихан оглянулся в надежде увидеть старшину, но его уже не было. Он успел незаметно уйти. Отец Марины с нескрываемым удивлением смотрел на Алихана, приход которого был для него и радостным сюрпризом, и тревожной неожиданностью.
- Алихан, неужели ты один пришёл к нам? Случилось что?
- Не беспокойтесь, дедушка Григорий. Меня к вам проводил дядя Костя. Я буду охранять тётю Марину, пока наши не заберут её к нам домой. Это моё боевое задание от дяди Кости.
Алихан при этом принял такой важный вид, что отец Марины от души рассмеялся и, обняв его за плечи, провёл в дом. Марина и Александра Васильевна, увидев Алихана, тоже обрадовались.
- Алихан, спасибо, что ты пришёл, - Марина обняла и расцеловала его. - Я так волнуюсь, но твой приход приободрит меня.
И Марина вновь обняла его.
- Тётя Марина, я сегодня всё время буду с вами, пока не придут дядя Костя и мой батя. Они приказали мне охранять вас до их прихода.
Марина весело рассмеялась и, схватив Алихана за руки, закружилась с ним по комнате. Алихан тоже радостно смеялся. Он был рад за тётю Марину и за дядю Костю. Когда Марина, вся запыхавшаяся,  остановилась посреди комнаты, Алихан обратился к ней:
- Тётя Марина, у вас во дворе есть качели. Можно я на них буду кататься?
- Конечно, можно. Катайся, сколько хочешь. Когда я была маленькой девочкой, очень любила кататься на качелях, и мой младший брат Дмитрий тоже любил на них кататься, – Марина с грустинкой улыбнулась Алихану.
- Тётя Марина, я не просто хочу кататься. Я уже не совсем маленький, скоро в школу пойду. Просто стану кататься на качелях понарошку, а сам буду смотреть, чтобы никого из чужих не было. Дядя Костя сказал, что качели будут моим местом наблюдения, – Алихан таким важным, таинственным шёпотом сообщил о полученном от дяди Кости поручении, что Марина вновь не удержалась от весёлого смеха.
- Раз у тебя такое важное задание, иди, катайся на качелях. Чтобы тебе не было скучно охранять меня, я принесу тебе большой бутерброд с колбасой, – и, снова поцеловав Алихана, Марина пошла на кухню готовить для него бутерброд.
Алихан, не дожидаясь Марину, вышел во двор, удобно устроился на широких качелях и начал размеренно на них раскачиваться, с интересом наблюдая за праздничной суетой, охватившей дом Марины. Вскоре она принесла ему большой бутерброд с колбасой, ласково взъерошила ему волосы на голове и, весело помахав рукой, побежала к себе, где её ждали самые близкие подруги, помогающие ей готовиться к встрече с женихом.
Прошло почти два часа. Алихан уже давно успел съесть бутерброд, принесенный ему Мариной. Он терпеливо восседал на широком сидении размеренно раскачивающихся качелей, не чувствуя усталости. Но в душе всё-таки с нетерпением ждал приезда дяди Кости и всех своих родных. Это была первая свадьба в его жизни. И он был активным участником этого праздничного мероприятия. Но постепенно его детское сердце охватывала необъяснимая тревога. Чувство радости от предстоящей свадьбы дяди Кости и Марины начало подвергаться необъяснимым его детскому разуму тревожным уколам. Предчувствие чего-то страшного, незримо надвигающегося повеяло на него. Он спрыгнул из сидения качелей, вбежал в дом и, без стука открыв дверь в комнату Марины, подбежал к ней. Марина и стоящие рядом с ней подруги с тревожным удивлением смотрели на взволнованное лицо Алихана.
- Алихан, мальчик мой, что случилось? Ты чем-то напуган? – Марина присела на корточки и, обняв Алихана, пыталась понять причину его испуга.
Алихан, несколько успокоившись, виновато посмотрел на Марину и сказал:
- Тётя Марина, мне почему-то вдруг показалось, что я вас, дядю Костю и батю долго не увижу, и мне стало страшно.
Несмотря на то, что Марина, независимо от себя, немного поддалась тревожному состоянию Алихана, она ласково успокаивала его:
- Меня ты каждый день будешь видеть. Ведь я буду с дядей Костей жить в вашем доме. А после окончания отпуска дядя Костя поедет к себе в часть, уволится и навсегда приедет к нам. А ещё твоя мама мне говорила, что и твой батя переведётся служить сюда. Так что мы всегда будем все вместе.
Она внимательно посмотрела на успокоившегося от её слов Алихана и, весело рассмеявшись вместе с подругами, добавила:
- А пока, родной мой Алихан, выполняй поручение старших. Охраняй меня, как положено.
И снова обняла и расцеловала его. Когда Алихан вышел от Марины во двор, Александра Васильевна в беседке накрывала небольшой праздничный стол, рядом стоял Григорий Матвеевич и помогал ей. Увидев Алихана, отец Марины позвал его:
- Иди сюда, Алихан. Сейчас придут мои друзья, вся моя бригада буровиков. Я хочу тебя с ними познакомить. Посидим в сугубо мужской компании, пообедаем. До вечера есть ещё уйма времени. А потом приедет твой дядя Костя и заберёт мою доченьку к себе навсегда, - голос Григория Матвеевича тоскливо задрожал.
Александра Васильевна укоризненно прервала мужа:
- Григорий, хватит тебе волноваться. Не в тридевятое царство увозят нашу Мариночку. Она будет недалеко от нас жить, каждый день можем видеться. Самое главное, чтобы они были счастливы.
Тут вмешался Алихан и как всегда своим высказыванием рассмешил всех:
- Дедушка Григорий, зато вы уже каждый день сможете играть в шахматы с дедушкой Амиром. А мы все: Марина, дядя Костя, бабушка Сария, моя мама, я и мой батя - будем болеть за вас и за дедушку Амира.
- А ты за кого будешь болеть? За меня или за дедушку Амира? – отец Марины хитро улыбнулся.
- Я буду болеть за хорошую игру.
Услышав такой ответ Алихана, Григорий Матвеевич пришёл в восторг.
- Ты только посмотри, Сашенька, - смеясь, обратился Григорий Матвеевич к жене, - наш Алихан уже с малого возраста проявляет дипломатические способности.
И, обняв Алихана за плечи, добавил:
- Хороший ты парень, малец. Я рад, что у Марины такой названный племянник, а у нас названный внук.
Восторженное рассуждение Григория Матвеевича прервал негромкий скрип калитки. Во двор вошёл молодой солдат, выше среднего роста, широкоплечий, крепкого сложения. В левой руке он держал маленький чемодан. Увидев Григория Матвеевича и Александру Васильевну, он резко вскинул правую руку и приложил ее к голове, на которой была лихо сбитая набекрень, выцветшая от солнца солдатская пилотка. С широкой радостной улыбкой на лице солдат громким задорным голосом поздоровался:
- Здравия желаю, товарищи родители!
Григорий Матвеевич и Александра Васильевна несколько минут с изумлением смотрели на солдата, который, тихо посмеиваясь, стоял по стойке смирно, продолжая по-военному отдавать честь, приложив руку пилотке. Александра Васильевна первая пришла в себя от неожиданного появления солдата:
- Сынок! Дима!
Солдат и мать Марины подбежали друг к другу и крепко обнялись. На громкий возглас матери Марина и её подруги тревожно выбежали из комнаты во двор. Александра Васильевна со слезами радости обнимала сына, а солдат успокаивал её, ласково повторяя:
- Мама, мамочка, не плачь. Я приехал в отпуск. Все хорошо, мама, не плачь.
Марина подбежала к ним, тоже обняла солдата:
- Димка, братишка, как хорошо, что ты приехал! И, самое главное, вовремя приехал, братик ты мой.
В ответ на вопросительный взгляд солдата она смущённо рассмеялась:
- Замуж выхожу, сегодня моя свадьба.
Григорий Матвеевич, продолжая обнимать Алихана за плечи, с изумлением, словно ожидая от него поддержки, промолвил:
- Счастливая нога у тебя, внучек. Своим приходом добрую весть несёшь ты людям. Вот и сын мой Дмитрий приехал. Идём, познакомлю я вас. Да и сына обнять мне тоже хочется.
Григорий Матвеевич, продолжая обнимать Алихана за плечи, не спеша подошел к сыну и несколько минут внимательно разглядывал его в полном молчании. Потом, сняв руку с плеч Алихана, положил обе свои руки на плечи сына и с гордостью обратился к жене и дочери:
- А Димка-то наш возмужал. Любо дорого смотреть, – и крепко обнял его. - Вовремя приехал, сынок, – вдруг голос Григория Матвеевича заметно задрожал. - Сестра твоя замуж выходит. Сегодня в 18 часов за ней приедут, а гулять будем на её свадьбе у жениха дома.
Потом, улыбнувшись, легонько подтолкнул Алихана к сыну и официальным торжественным тоном, без тени иронии, представил его:
- Дима, познакомься, этот юный человек - представитель жениха, его названный племянник. Зовут его Алихан, ему скоро исполнится семь лет. Кстати, он мой и мамин любимец, названный наш внук и названный племянник Марины, а на сегодняшний день личный её телохранитель. Побратим его отца, Константин Николаевич Коваль, - будущий молодой супруг твоей сестры, наш зять. Как говорят у нас в Баку, наш «тязя бей». Прошу любить и жаловать.
Брат Марины протянул руку Алихану и коротко отчеканил:
- Рад нашему знакомству, Алихан.
Алихан, подражая манерам взрослых, степенно пожал протянутую Дмитрием руку и скороговоркой ответил:
- Я тоже рад. Тебя я сразу узнал, когда ты вошел во двор. Тетя Марина рассказывала в поезде нам, мне, маме и дяде Косте, о тебе. Мы все вместе ехали домой в Баку. А ещё, когда мы с мамой и с дядей Костей были в гостях у дедушки Григория и бабушки Саши, тетя Марина показывала нам альбом с фотокарточками. Я запомнил тебя и поэтому сразу узнал.
- А почему ты мне не сказал, что признал в солдате моего сына Дмитрия? – спросил Григорий Матвеевич.
- Я просто не хотел мешать встречи Димы с родителями, - ответ Алихана вызвал неудержимый смех.
- Вот и у меня появился младший названный братишка, – брат Марины, продолжая смеяться, с любопытством разглядывал Алихана.
Выждав, когда смех поутих, Алихан строго посмотрел на брата Марины и внушительно сказал:
- Если ты, Дима, такой же хороший человек, как дедушка Григорий, бабушка Саша и тётя Марина, то ты тоже будешь для меня, как и они, родным человеком.
-А ты сомневаешься во мне? – несколько обиженным тоном спросил Алихана Дмитрий.
Незамедлительный ответ Алихана вызвал такой бурный смех, что долго никто не мог успокоиться:
- Так как ты, Дима, сын дедушки Григория и бабушки Саши и родной брат тёти Марины, я думаю, что ты хороший человек. Они плохого человека не будут любить. Значит, мы с тобой точно можем быть родными друг другу. Только я не могу быть тебе братишкой, а племянником могу. Ведь тётя Марина моя названная тётя, а ты её брат. Значит, ты можешь быть только моим названным дядей. Так что я не возражаю.
Григорий Матвеевич, Александра Васильевна, Марина, её подруги и Дима весело смеялись над остроумными рассуждениями маленького Алихана. Их смех прервал приход товарищей Григория Матвеевича, которые работали у него в буровой бригаде.
В беседке во дворе Александра Васильевна накрыла предсвадебный стол, и Алихан важно восседал между Григорием Матвеевичем и Димой, гордясь тем, что его приняли в сугубо мужской компании, где отмечают проводы невесты в дом жениха.
За столом стояло веселое оживление. Товарищи Григория Матвеевича, выражая свои добрые пожелания, поздравляли его с замужеством дочери и с приездом сына в краткосрочный отпуск. Григорий Матвеевич попросил сына рассказать, за какие заслуги командование его воинской части предоставило ему отпуск. Все с интересом приготовились его слушать.
Дима рассказал, что для него самого предоставленный отпуск был неожиданным подарком судьбы:
– Я только заступил на дежурство дневальным по роте, как подошел замкомандира нашего взвода, старший сержант, и сказал, что меня снимают с дежурства, так как я срочно вызван к командиру строевой части полка капитану Афанасьеву. Он вроде начальника отдела кадров на гражданке. Я, честно говоря, немного забеспокоился. У себя в роте я был на хорошем счету. Нареканий по службе у меня не было. Старшина роты и командир взвода относились ко мне хорошо, да и со многими ребятами в роте я был в дружеских отношениях, так что с этой стороны я не видел за собой какого-либо нарушения. Одно меня сильно тревожило: не случилось ли что, не дай Бог, у меня дома. Просто так ведь не вызовут в строевую часть полка.
- А дальше что было? – Алихан нетерпеливо заёрзал, выражая своё сочувствие Дмитрию.
- Прибыл я к начальнику строевой части капитану Афанасьеву, доложился ему по форме, а он ошарашил меня неожиданным известием, что меня хочет видеть сам командир полка. Тут у меня и душа в пятки, и в коленях дрожь. Думаю, неужели что-то страшное случилось дома и об этом сообщили в часть. Аж в глазах потемнело. Не шутка, сам комполка хочет видеть обыкновенного рядового солдата. На это должна быть веская причина. Заметив мое сильное волнение, капитан Афанасьев успокоил меня, сообщив, что ничего страшного не случилось, просто комполка хочет меня видеть по какому-то вопросу. И ещё капитан Афанасьев по секрету сказал, что комполка затребовал моё личное дело, и почти окончательно успокоил меня словами: «Ты, рядовой Ковальский, как солдат на хорошем счету. Думаю, что комполка хочет тебя поощрить». Но меня всё равно не покидало тревожное волнение. Таких солдат на хорошем счёту было не мало, почти каждый второй. Почему именно меня хочет видеть комполка? Эта мысль не давала мне покоя.
За столом стояла такая тишина, и все так внимательно слушали Дмитрия, что мужчины сразу и не заметили, что к ним вышли Александра Васильевна, потом Марина с подругами и, заинтригованные рассказом Дмитрия, тоже с интересом слушали.
- Я помчался в штаб полка и доложил дежурному офицеру, что вызван к командиру полка, - Дмитрий с большим воодушевлением продолжил свой рассказ. - Дежурный офицер по внутренней связи доложил комполка о моём прибытии. Я вошёл в кабинет комполка и строго по правилам воинского устава доложил о своём прибытии по его приказу. Командир полка, отдав мне команду «вольно», несколько минут с интересом разглядывал меня. Потом строгим голосом заговорил со мной.
Брат Марины сделал короткий вздох и продолжил:
- «Рядовой Дмитрий Григорьевич Ковальский, ко мне сегодня утром обратились с просьбой от одного из очень уважаемых старших офицеров о представлении вам краткосрочного отпуска на родину». Увидев, что я сильно побледнел, комполка смягчил свой строгий тон: «Рядовой Ковальский, не пугайтесь. У вас дома, насколько я понял, всё в порядке», – командир полка смотрел на меня изучающим, но тёплым взглядом. Вообще про нашего комполка говорили, что он очень строг, до невозможности требователен. Но никогда он не был груб. И ко всем, будь то офицер или рядовой, комполка обращался одинаково - на «вы», и я в этом убедился
То, что Дмитрий с искренним почтением отзывался о своём командире полка, пришлось Григорию Матвеевичу по душе. И он, прервав рассказ сына, с чувством благодарности резюмировал:
- У таких командиров не может быть нерадивого солдата. Строг, но честен, строг, но человечен - это и есть настоящий командир.
Дав высказаться отцу, Дмитрий продолжил:
- Командир полка вдруг спросил у меня, за сколько суток я смогу добраться домой. Я ему ответил, что поездом за трое суток можно попасть домой. Тогда он, некоторое время подумав, сказал, что предоставляет мне пять суток отпуска, без учёта времени на дорогу. И вдруг я, не ожидая от самого себя такой смелости, обратился к командиру полка с вопросом: «А кто из офицеров просил за меня?». Он на минуту задумался, видимо, не хотел называть офицера, выхлопотавшего для меня отпуск, но, передумав, ответил на мой вопрос вопросом: «Вы, рядовой, слыхали когда-нибудь о легендарном командире Туре? – и, не дав мне ответить, продолжил. - Так по его просьбе и предоставляю вам кратковременный отпуск. Вам повезло, рядовой Ковальский, что вы хороший солдат. Нерадивому солдату я отказал бы в отпуске, несмотря на просьбу даже такого славного боевого офицера как Тур, которого знают и уважают не только в нашей части, но и в других частях нашего военного округа». Я до сих пор в недоумении, почему командир Тур, с которым я не знаком, хлопотал о представлении мне краткосрочного отпуска, – закончил свой рассказ Дмитрий.
Алихан с хитрой улыбкой посмотрел на Марину и, к её удивлению, лишь тихонечко рассмеялся, изменив своей обычной привычке неожиданно вставлять и своё слово в разговор взрослых. Марина понимающе улыбнулась Алихану. Она оценила его скромность, подошла к нему, ласково взъерошила волосы на его голове, а затем обратилась к гостям:
- Командир Тур - отец нашего любимца Алихана и побратим моего жениха Константина Коваля.
Алихан все-таки не выдержал и с детским задором начал объяснять, почему брату Марины предоставили отпуск:
–  Я случайно услышал, как дядя Костя сказал моему бате, что хорошо было бы, если бы брат тёти Марины приехал на свадьбу сестры. А батя мой обрадовался, хлопнул дядю Костю по плечу и сказал: «Вот здорово ты придумал, Костя. Это хороший подарок для Марины и её родителей. Да и мы познакомимся с нашим новым родственником».
Алихан так живо, артистично представлял разговор между старшиной и отцом, что все с весёлым интересом слушали его.
- А потом дядя Костя сказал: «Интересно, каков этот брат Марины?». А батя мой сказал, что у дедушки Григория и бабушки Саши сын обязательно будет хорошим парнем и хорошим солдатом, и что у таких правильных и хороших людей как они сын не может быть плохим человеком. Потом мой батя сказал, что если родители воспитали такую красавицу и умницу дочь как Марину, значит, и сын их красавец и умник. А когда дядя Костя спросил батю, успеет ли брат Марины приехать ко дню свадьбы, мой батя его успокоил и сказал: «Всё будет нормально, братишка, положись на меня». Потом они обнялись и почему-то громко рассмеялись. Только я не понял, почему они смеялись. Но мне кажется, что они очень радовались свадьбе тёти Марины и дяде Кости, наверное, поэтому и смеялись от радости.
Рассказ Алихана был настолько эмоционален и по-детски добр, особенно его умозаключение в конце рассказа о причине радостного смеха старшины и его отца, что все гости Григория Матвеевича и подруги Марины с уважением смотрели на шестилетнего Алихана, удивляясь его выразительной речи, не по-детски чуткому сердцу и пытливой памяти.
После того как Алихан разъяснил, почему брат Марины получил отпуск, Дмитрий встал со своего места и подошёл к Алихану, уже успокоившемуся после своего возбуждённого рассказа и скромно сидящему возле отца Марины, и с чувством огромной благодарности обратился к нему:
- Алихан, хотя ты мне и сказал, что можешь быть мне только названным племянником, так как я брат твоей названной тёти Марины, это не исключает того, что мы можем с тобой стать родными близкими друзьями. После сегодняшнего нашего с тобой знакомства мы с тобой родные друг другу люди и друзья, как говорят в народе, не разлей вода. И вот тебе моя рука.
Брат Марины протянул руку Алихану. Тот тоже встал со своего места, многозначительно посмотрел на Григория Матвеевича, потом на Александру Васильевну и на Марину и важным тоном, обращаясь одновременно к ним и Дмитрию, произнёс:
- Мой батя дяде Косте сказал правду: у дедушки Григория и бабушки Саши хороший сын, а у тёти Марины хороший брат. Я увидел, как он вас всех сильно любит, поэтому я согласен дружить с ним.
После этих слов Алихана брат Марины обнял его, затем они пожали друг другу руки и снова обнялись. Это соглашение о дружбе между Дмитрием и маленьким Алиханом было настолько наивным и трогательным, что все весело, с праздничным настроем громко захлопали в ладоши.
Незаметно подошло время готовиться встречать жениха и его близких друзей. К великой радости Алихана он уже находился с братом Марины в её комнате и был готов выйти с невестой навстречу жениху. Марина стояла в окружении подруг. Алихан стоял рядом с ней и держал её за правую руку. Он чувствовал, что Марина очень волнуется.
Легонько дёрнув её за руку, Алихан тихо сказал:
– Тетя Марина, я с вами, не бойтесь, всё будет хорошо.
Марина поймала себя на том, что именно Алихан, этот шестилетний малыш, сегодня весь день являлся «дирижером» её спокойствия. Она с благодарной улыбкой посмотрела на него и, уняв своё волнение, тоже тихо ответила:
- Спасибо тебе, Алихан, ты настоящий друг, мой и дяди Кости. Спасибо за поддержку.
В ответ Алихан радостно кивнул ей вихрастой головой. Вдруг во дворе зазвучала музыка. Кларнет и гармонь, словно слившись воедино, заливались вперемежку грустными и весёлыми руладами. Их сопровождала мягкая ритмичная барабанная дробь.
Настал час, когда Алихан, держа Марину за руку с одной стороны, а подруги - с другой, повели её к жениху, который уже стоял во дворе в окружении своих близких. Музыканты прекратили играть. К Марине подошли её родители. Григорий Матвеевич и Александра Васильевна поочерёдно поцеловали дочь, которая еле сдерживала свои девичьи слёзы.
Дмитрий подошёл к жениху и, твёрдо посмотрев в его улыбающиеся от счастья глаза, сказал:
- Я брат Марины, Дмитрий. Прошу тебя, береги её.
Константин Коваль не дал Дмитрию договорить. Он обнял его и с чувством неподдельной радости и любви ответил:
- Не переживай, Дима. Больше своей жизни люблю твою сестру. Пуще глаз своих беречь её буду.
Потом он подошёл к Александре Васильевне, поцеловал её руку и обратился к Григорию Матвеевичу:
- Прошу вас, благословите нас, своих детей, меня и Марину.
Отец Марины чуть охрипшим от волнения голосом произнёс:
- Счастья и всех благ желаю вам. Да хранит вас Господь.
И, крепко обняв жениха, подтолкнул его в сторону невесты. Вновь заиграла музыка. Она звучала лирично, с какой-то особенной нежной грустинкой, словно раскрывала для всех трепет девичьей души, покидающей свой отчий дом. Словно оперившаяся птица она улетала из своего родного гнезда для создания своего собственного счастливого дома.
На свадебную процессию вышли поглядеть почти все жители квартала, где жила семья Марины. От такого радушно настроенного многолюдья у Алихана так сильно обострилось чувство восприятия, что он замечал всё: слышал возгласы конкретных людей, видел мальчишек, сидящих на крышах соседних одноэтажных домов, весело махающих руками, выражая таким способом свою радость от увиденного. С разных сторон раздавались пожелания добра и счастья молодым. Вот к брату Марине Дмитрию подошли несколько молодых мужчин и обратились к нему на своём родном языке:
- Вахтында кялмисян, Мехти. Мариям бачымыза хошбяхтлик арзу едирик. (Вовремя прибыл, Мехти. Нашей сестре Марьям счастья желаем).
Марину и её брата Дмитрия с малых лет соседи переименовали на свой родной лад: ее называли Мариям, а брата Мехти.
Несколько молодых девушек подбежали к Александре Васильевне и обняли её:
- Тябрик едирик, Саша-хала. Мариям бачымыза аиля хошбахтлыга арзу едирик! (Поздравляем, тётя Саша. Нашей сестре Марьям семейного счастья желаем!).
- Сизя дя, ай гызлар, той байрамы арзу едирям (Вам, девушки, тоже желаю свадебного праздника), – ответила им Александра Васильевна, улыбаясь, смахнула слезу и, словно оправдываясь, сказала. - Ана гялби инчя вя кёвряк олур, ай гыздар, мяня фикир вермяин (Материнская душа нежна и чувствительна, девушки, не обращайте на меня внимание).
Алихан заметил группу молодых парней и взрослых мужчин, переговаривающихся между собой и восхищённо поглядывавших на его отца и дядю Костю. Обрывки фраз доходили до его слуха:
- Посмотри, какой могучий. Вылитый Рустам Зал!
– Да это же сын доктора Амирхана, Турал.
– Да, богатырь, весь в отца.
– У них в роду все достойные мужи. Все на побор могучие, как легендарный Рустам Зал.
– А ты посмотри на жениха, тоже недюжинный мужчина.
– Видно, тоже очень силён, статный богатырь...
– Хотя вид у него суровый, а лицо и взгляд добрые. По-моему, жених Марьям добрый и славный парень.
– С плохими людьми семья доктора Амирхана водиться не будет.
– Это правда, род у них знаменит. Недаром корни их восходят к великим шейхам Сефевидам.
– А кто этот малыш, который держит за руку невесту? Крепкий, молодцеватый мальчик.
– Смотри, как уверенно и строго окидывает своим взором все вокруг. Настоящий маленький воин.
– Да это внук доктора Амирхана, сын Турала. Они недавно приехали в гости к деду.
– Рассказывают, что Турал и его друг, жених Марьям, герои Испании.
– Я тоже об этом слыхал. Говорят, что Турал и жених Марьям побратались именно на войне в Испании.
- Повезло уста (мастеру) Григорию и с детьми, и с зятем.
- Уста Григорий сам достойный всякого уважения мужчина. Буровой мастер, известный нефтяник. Недаром весь наш квартал уважает его и его жену Сашу-ханум. Наши обычаи, наш язык они приняли как свои родные.
– Они всегда готовы быть рядом с друзьями, с соседями. И в радости, и в горе.
– И поэтому эта семья заслуживает счастья и благополучия.
Все увиденное и услышанное ярко и отчетливо запечатлелось в детском сознании Алихана.


                ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДЕТ...