Старый дом. часть вторая глава 8

Ариф Туран
               
***

Быстро пролетели первые десять дней пребывания Алихана, Севиль и старшины в Баку.
Приезд Турала для всех был неожиданным. Хотя все его ждали, уверенные в его обещании приехать домой в отпуск. Но никто не предполагал, что этот день настанет так скоро. Турал приехал рано утром. Первым его увидел старшина. Он открыл калитку и вышел на улицу покурить. Столкнувшись с Туралом, не веря своим глазам, Константин оторопело смотрел на него.
- Что, ясновельможный пан, не ждал друга Тура? – подтрунил старшину Турал и обнял его. - Костя, да проснись ты! Я это, я!
Он весело потормошил старшину и уже серьёзнее спросил:
- Дома как? Всё в порядке?
- В порядке, всё в порядке, все живы, все здоровы. Заждались мы тебя. Алихан и Севиль сильно тоскуют по тебе, да и мне как-то не по себе, командир.
И, придя в себя от неожиданного приезда Турала, старшина радостно вздохнул:
- Как хорошо, что ты приехал, Тур. Твой совет мне будет нужен.
- Серьёзная проблема? – обеспокоенно спросил Турал.
- Кажись, я влюбился в чудесную девушку. Мариной её зовут, – смущённо рассмеялся старшина.
- Это хорошая проблема, добрая новость. Готовься, женим тебя и никаких вопросов, - весело расхохотался Турал и ободряюще похлопал старшину по плечу.
- Да что я тебя держу возле дверей?! Тебя, Тур, ждут - не дождутся, а я тут со своей проблемой. Идём скорей. Вот радость для всех, особенно для Алихана.
Они уже хотели входили во двор, как вдруг послышались торопливые шаги, почти бегущие. Это Севиль быстро спустилась по ступенькам лестницы, ведущей во двор. Какое-то необъяснимое чувство подсказало её сердцу и разуму, что возле дома стоит её Тур. Она спустилась во двор, тяжело дыша, оперлась спиной на тутовое дерево, словно ища у него поддержки, а потом, не стесняясь старшины, всегда сдержанная, степенная на людях Севиль бросилась к мужу на шею и молча расплакалась, как будто предчувствовала, что им предстоит страшная четырехлетняя разлука.
- Севиль, любимая, не плачь. Всё хорошо. Как видишь, обещание своё я выполнил. Я приехал на целых тридцать дней. У нас всегда всё будет хорошо. Всевышний Творец нас любит. Не плачь, моя родная, – тихо успокаивал жену Турал, нежно гладя её красивые, рассыпавшиеся волнистым веером жгучие черные волосы.
Дедушка Амир и бабушка Сария, услышав непонятный шум, тоже спустились во двор. Севиль, увидев свекровь и свекра, смогла взять себя в руки и, успокоившись, быстро вытирая слёзы рукой, радостно улыбалась им.
- Да буду твоей жертвой, сынок! Приехал на радость нам! Наконец исчезнет печаль из нашего сердца, сынок, - бабушка Сария, протянув руки к сыну, спешила к нему.
Севиль отошла от мужа, дав свекрови возможность обнять сына.
- Ана! Ана-джан! – Турал обнял мать и начал целовать её руки. Как в детстве, спрятав своё лицо в её ладонях, он вдыхал волшебный аромат материнской любви. Дедушка Амир, стоя в стороне, несколько раз негромко хмыкнул, стараясь скрыть своё радостное волнение.
- Амирхан, сын наш приехал! Ай, радость какая! Хвала Всевышнему! – бабушка Сария не находила себе места от радости.
Она то обнимала сына, то оборачивалась к мужу, а потом к Севиль, все повторяя:
- Сын наш приехал, ай Амирхан, доченька Севиль, наш Турал приехал!
- Вижу, что приехал. Да вот жду своей очереди поздороваться с ним, – весело громыхнул дедушка Амир.
Бабушка Сария, радостно смеясь, подтолкнула сына:
- Иди, сынок. Отец уже сердится на нас за то, что мы его опередили.
Турал подошёл к отцу:
- Батя, здравствуй.
Дедушка Амир гордо, с удовлетворением рассматривал ордена на груди сына:
- Ну здравствуй, майор.
И вдруг, не сдержавшись в своей отцовской строгости, крепко обнял сына и слегка дрожащим от волнения голосом сказал:
- С приездом, сынок. Спасибо тебе. Обрадовал нас всех. Особенно обрадуется мой внук, твой Алихан.
Оба одинакового роста, один - убеленный сединой могучий великан, а другой - молодой статный богатырь с короткими черными кудрями, с открытым мужественным лицом, отец и сын несколько минут стояли, молча обнявшись.
Всю эту сцену: встречу отца с мамой, с бабушкой и с дедом Амиром, - с веранды второго этажа, подтянувшись на носках и опираясь подбородком на подоконник, незаметно для всех молча наблюдал Алихан. Он проснулся очень рано, раньше всех. Какое-то необъяснимое предчувствие всколыхнуло его детское сердечко. Во сне он увидел отца, быстро поднимающегося по лестнице на второй этаж дома, растерянно ищущего его комнату. Алихан удивлённо кричал ему: «Батя, ты что, заблудился в своём доме? Я здесь, вот моя комната». И отец входит к нему, берёт его на руки и крепко обнимает. При этом, смеясь, извиняется перед сыном: «Давно не был дома, не сразу нашёл твою комнату, извини, сынок»…
И тут Алихан проснулся. Увиденный им сон до такой степени обострил его слух, что, лёжа в постели, он расслышал знакомые голоса. Один из них принадлежал дяде Кости, а другой, к великой его радости, принадлежал отцу. Он босиком, в одних трусиках и в маячке, выбежал на веранду и, подтянувшись к окну, увидел в обнимку входящих во двор отца и дядю Костю. Он молча наблюдал за происходящим, и когда отец и дедушка Амир обнялись, Алихан, не издав ни звука, тихо вернулся к себе в комнату и улёгся в кровать. Он хотел, чтобы отец разбудил его, почти как в увиденном сне. Алихан закрыл глаза, притворился спящим и мысленно разговаривал с собой: «Дядя Костя говорил, что я первым узнаю о приезде бати, так я его первым и увидел. Только батя об этом не знает». Алихан с нетерпением ждал, когда отец войдёт в его комнату. «Пусть батя думает, что он меня разбудил, и я только сейчас его увидел», – Алихан мысленно продолжал лепетать, представляя себе встречу с отцом. Вдруг он услышал торопливые, почти бегущие шаги отца, и сердце его заколотилось от нетерпения встречи с ним. Дверь его комнаты тихо открылась, и раздался до боли родной голос отца:
- Алихан, сынок, ты спишь? Подъем, солдат, батя приехал!
Алихан не смог больше притворяться спящим. Он вскочил с кровати и бросился к отцу. Турал всё понял: сын не спал, а терпеливо ждал его.
- Сынок, я приехал, как и обещал тебе, - он крепко сжимал в своих объятиях своего крепыша-сына. Алихан, уткнувшись лицом в шею отца, вдыхал запах лёгкого табака и одеколона, незабываемый отцовский аромат, который так часто снился ему.
- Батя, я тебя очень ждал, и мама тебя очень ждала, - Алихан, вдруг всхлипнув, но не заплакав, вскинул голову и прямо посмотрел отцу в глаза. - Батя, мы тебя очень любим. И мама тебя очень сильно любит, ей без тебя очень-очень плохо. Бабушка Сария часто маме говорит, что нельзя так сильно грустить, а то маленькому тоже будет грустно.
Тут Алихан заговорщицким шепотом начал оправдываться:
- Батя, я никому не говорил, что мама подарит мне братика или сестрёнку. Бабушка сама, наверное, догадалась. Батя, ты маме скажи, чтобы она так сильно не грустила по тебе. Она тебя послушается. А то у меня сердце болит, когда я вижу её глаза. Даже когда она улыбается, мне кажется, что она сейчас расплачется.
Алихан, выговорившись, смотрел на отца серьёзным, не по-детски пытливым взглядом, словно ожидая от него какого-то конкретного ответа. Турал, несколько ошеломлённый от такого сыновнего натиска, успокоил его:
- Не беспокойся, сынок, всё у нас будет хорошо. А бабушка успокаивает маму, потому что если она будет себя плохо чувствовать, то и будущему малышу тоже будет плохо. Ведь тебе бывает плохо, когда мама грустит. А о том, что мама подарит нам малыша, наверное, мама сама сказала бабушке, ты тут не причём. Теперь пусть все знают, что в нашей семье скоро появится новый малыш, твой младший брат или младшая сестрёнка.
- Да, батя. Мне тоже становится плохо, когда наша мама грустит. А я хочу, чтобы она всегда была веселой. Но никто не может её развеселить, даже я не могу. Иногда она улыбается, чуть-чуть рассмеётся и всё. Только ты сможешь её развеселить, больше никто на свете, - Алихан с такой убеждённостью протараторил своё умозаключение, что Турал, не выдержав серьёзности момента, рассмеялся и, чтобы не обидеть сына, ещё раз крепко прижал к груди и расцеловал его.
- Спасибо тебе, сынок. Я вижу, ты без меня оберегал нашу маму. Ты становишься взрослым. Ты вырос, Алихан. Скоро пойдёшь, в школу, и я горжусь тобой. Ещё раз спасибо тебе, сын, - Турал продолжал держать сына в своих объятиях.
- Батя, а я видел, как тебя встречали. Я не обиделся, что тебя первым увидел дядя Костя, а не я. Он тебя тоже ждал, как мы с мамой, с нетерпением. Зато я увидел, как мама обрадовалась. Какая она у нас красивая! Правда, батя? А я притворился, будто сплю. И ты, батя, поверил, что я сплю? - Алихан продолжал смеяться.
-Ах ты мой хитрющий разведчик. Значит, смог своего батю перехитрить, - Турал стал тормошить сына и целовать его.
Они весело заливались смехом, который был слышен всему дому, объятому аурой счастья и любви.
Через полчаса Турал успел принять душ, переодеться в домашнюю одежду и присоединиться к дедушке Амиру, старшине и Алихану, сидящим на веранде за небольшим круглым столом, накрытым бабушкой Сариёй и Севиль к завтраку на скорую руку. Турал, сев за стол, с наслаждением начал пить мелкими глотками горячий ароматный чай со своим любимым инжировым варением. Алихан сидел рядом с отцом, часто поглядывал на него и, подражая, степенно, не спеша, тоже мелкими глотками пил чай с инжировым варением.
Дедушка Амир, с довольной улыбкой поглядывая на внука, обратился к сыну:
- Турал, твой сын, мой внук, за время твоего отсутствия вёл себя как настоящий солдат. Он всегда был дисциплинированным, послушным, всем нам помогал по дому, особенно бабушке и своей маме. Никогда не ныл и не капризничал. Я, как дед, им доволен. И ты, Турал, можешь гордиться своим сыном.
Маленького Алихана распирала гордость. Выслушав, как дед хвалит его перед отцом, он, скромно опустив голову, тихо буркнул:
- Я выполнял приказ своего бати.
Услышав ответ Алихана, взрослые не смогли удержаться от смеха.
- Выходит, если бы не было приказа, ты, Алихан, вёл бы себя по-другому? - напустив на себя строгий вид, удивлённо спросил старшина.
- Дядя Костя, твой вопрос мне не понравился. Я и без батиного приказа вел бы себя хорошо.
Увидев, как старшина хитро подмигнул Туру, мальчик обиженно вздохнул:
- Я такой же туровец, как и ты, дядя Костя. Эх, дядя Костя, ещё другом называешься.
И вдруг, хитро улыбнувшись, Алихан спросил старшину:
- Дядя Костя, ответь мне при всех, пошёл бы ты со мной в разведку?
От такого каверзного, неожиданного вопроса, заданного шестилетним малышом, старшина растерянно посмотрел на всех и под смех дедушки Амира и Турала ответил:
- Конечно, с тобой пошёл бы. Ты же, как и я, туровец.
- Вот этот твой ответ правильный, дядя Костя. Мне он понравился. Теперь я на тебя не обижаюсь.
Услышав громкий смех, Севиль вышла к ним на веранду и вопросительно посмотрела на сына, который при виде матери встал и подбежал к ней.
- Мама, иди к нам, - и, взяв её за руку, ласково посмотрел в её счастливое лицо. - Сядь рядом с батей. У нас тут очень весело.
Турал встал, подошёл к жене, взял её под руку и усадил рядом с собой:
- Севиль, ты только послушай, какие дебаты идут между Алиханом и Костей.
Алихан смотрел на родные смеющиеся лица матери и отца. Он радовался их любви и мечтал скорее стать взрослым и сильным, как отец, чтобы всегда защищать и оберегать любовь своих родителей.
После завтрака Севиль попросила сына помочь убрать со стола посуду. Турал и старшина тоже бросились помогать, но Севиль отговорила их:
– Мы с Алиханом сами управимся. Ещё бабушке Сарие должны помочь, она готовит плов на обед. А вам тут есть о чём поговорить.
И, многозначительно улыбнувшись, обратилась к старшине:
- Константин, вот и Турал приехал. Так что, я думаю, Амир Султанович и Турал помогут решить ваш вопрос. Да и мы, женщины, в стороне не останемся. Что от нас зависит, сделаем на высшем уровне, лицом в грязь не ударим. Мама Сария уже несколько дней готовится к знаменательным событиям.
Старшина сильно покраснел от смущения. А дедушка Амир бросил на него довольный ободряющий взгляд и радостно ввёл Турала в курс дела:
- Дело в том, что мне, тебе, твоей маме, Севиль и даже самому младшему представителю нашей семьи, моему внуку Алихану, придётся идти сватать красивую, умную, чудесную девушку для твоего побратима, Константина Николаевича Коваля. Так что надо готовиться к свадьбе.
И, крепко обняв старшину за плечи, мечтательно пробасил:
- Эх, Костя, сынок, такую свадьбу отгрохаем тебе - на радость всем друзьям и на зависть недругам, если таковые найдутся.
Глаза дедушки Амира светились такой неуемной радостью, что старшина, растроганный его добротой и отцовской любовью к себе, только и смог с трепетом вымолвить, впервые назвав дедушку Амира батей:
- Спасибо вам, батя, спасибо за всё.
За разговорами никто не обратил внимания, как Алихан вернулся и тихонечко сел возле отца. Он с интересом слушал разговор взрослых. Его детский, не по годам пытливый ум ещё не мог охватить пониманием всех деталей их житейской беседы, но суть этой беседы Алихан уловил. «Дедушка Амир и батя дядю Костю хотят женить. И мама сказала после завтрака, что и дедушка Амир, и батя, и бабушка Сария, и мама, и даже я поможем ему жениться. Наверное, дядя Костя хочет жениться на тёте Марине. Вот здорово!» – радостно думал Алихан, продолжая внимательно слушать взрослых, которые так увлеклись своей беседой, что не сразу заметили его присутствие.
А когда дядя Костя вдруг заявил, что, если он женится на тете Марине, то уйдёт из армии в запас и навсегда переедет жить в Баку, устроится на работу, станет гражданским человеком, дедушка Амир и Турал поддержали его.
- Тогда ты, сынок, будешь жить у нас, – категоричным тоном сказал дяде Косте дедушка Амир. - Хвала Всевышнему, дом у нас большой, и моему младшему сыну и его молодой жене есть, где жить. Трёхкомнатная квартира со всеми удобствами на первом этаже будет в распоряжении твоей будущей семьи.
Турал крепко обнял старшину за плечи:
- Дорогой мой братишка, так и мне будет спокойней, что есть у меня дома родная опора, мой кровный брат Константин Коваль.
Майор несколько озабоченно задумался и вдруг, тихо засмеявшись, сказал:
- Видимо, и мне придётся похлопотать за себя и перевестись служить поближе к дому.
Алихан, затаив дыхание, с радостью слушал планы взрослых и ликовал в душе: «Ура! Мы все будем жить вместе. И батя будет рядом – значит, я и мама не будим грустить. И дядя Костя с тётей Мариной будут всегда с нами – значит, я каждый день смогу их видеть. Вот здорово!».
А когда Турал спросил старшину, отвечает ли ему тётя Марина взаимностью, Алихан вдруг испугался. Он не хотел, чтобы что-то помешало дяде Косте жениться на тёте Марине, ведь тогда они не смогут быть все вместе. И тут независимо от себя он вклинился в разговор, воскликнув тоном, не подлежащим сомнению:
- Батя, тётя Марина очень хорошая. Она нам всем как родная, и всех нас любит.
И Алихан с энтузиазмом начал перечислять:
- Меня любит, маму любит, бабушку любит, дедушку Амира любит и дядю Костю тоже любит. А бабушка Саша и дедушка Григорий любят меня как своего внука. И ещё мы были у тёти Марины в гостях. Они угощали нас, маму, меня и дядю Костю, вкусной долмой. Я скажу тёте Марине, и она с дядей Костей обязательно поженится. И все мы будем жить вместе.
Неудержимый веселый смех охватил веранду, Дедушка Амир схватился руками за свои бока и никак не мог унять рвущийся из него смех. Турал и старшина, не прекращая смеяться, изумлённо смотрели на Алихана, который, удивлённо раскрыв глаза, смотрел на них, не понимая, почему они смеются. Ведь он сказал только правду, и ничего смешного в его словах не было.
На весёлый шумный смех к ним на веранду вышли бабушка Сария и Севиль.
- Наверно, Алихан как всегда высказал, что-то оригинальное, – тихо сказала Севиль бабушке Сарие и взглянула на сына, который, нахмурив брови, с удивлением смотрел на взрослых.
Увидев мать и бабушку, Алихан подбежал к ним и торопливо сообщил:
- Мама, бабушка, мы дядю Костю скоро поженим на тёте Марине. Но почему-то все смеются, - и Алихан обескуражено развёл руками.
Под новый взрыв смеха Севиль взяла Алихана за руку и, ласково улыбаясь, успокоила его:
- Мы все радуемся, что Дядя Костя и тётя Марина поженятся, вот поэтому всем нам весело. А теперь пойдем с нами, ты же хотел помочь мне и бабушке на кухне.
Бабушка Сария, обняв и расцеловав внука, сказала:
- Буду просить Всевышнего продлить мою с дедушкой жизнь, чтобы увидеть и твою свадьбу внучек.
Услышав слова бабушки, Алихан, смеясь, буркнул:
- Я еще маленький, чтобы женится, да и невесты у меня нет.
Турал встал из-за стола, подошёл к сыну, погладил его по голове и с весёлой задумчивостью сказал:
- Спасибо, сынок, за смех, что подарил ты нам. Это хорошее предзнаменование, значит, свадьба будет у дяди Кости весёлая и добрая. И мы все будем радоваться счастью дяди Кости и тёти Марины. А ты, сынок, когда вырастешь, обязательно встретишь свою невесту на радость себе и всем нам, я уверен в этом.
После ухода Алихана с матерью и бабушкой на кухню, дедушка Амир, Турал и старшина ещё долго сидели на веранде, обсуждая организационные вопросы предстоящего сватовства и женитьбы дяди Кости и тёти Марины, не заметив, как настало время обеда.

***

Старый Алихан прислушивался к усердно обмывающему старый дом дождю. Грустно улыбаясь, он вспоминал добрые, пророческие слова отца, которые сбылись в его судьбе. Воспоминания накатывали на него волной, и он снова поплыл по течению всесильной памяти…

***

На следующий день после приезда Турала в отпуск вся семья уже была готова идти к родителям Марины и просить её руки для старшины Константина Коваля. По случаю сватовства они успели за один день управиться со всеми процедурными вопросами. Были приготовлены различные сладости, подарки. И самое главное, было куплено красивое обручальное кольцо для невесты. А бабушка Сария приготовила для будущей невесты подарок лично от себя - старинное жемчужное ожерелье – и, обняв старшину, сказала:
- Ты, Костя, не смущайся. Ты мой и Амирхана родной младший сын, кровный брат нашего старшего сына. А родители для женитьбы сына, особенно младшенького, должны делать всё, что нужно. Это только нам в радость, потому что мы одна семья.
И с твердой категоричностью повторила слова дедушки Амира:
- Ты, сынок, со своей будущей женой будешь жить в нашем доме, на первом этаже, в трёхкомнатной квартире. По нашим обычаям жена должна жить в семье мужа.
Старшина был растроган искренним участием семьи своего командира в его судьбе и очень взволнован перед предстоящим сватовством.
Турал тоже подошёл к старшине и, ободряюще смеясь, взял его под руку:
- Ты, Костя, слушайся нашу маму Сарию. Она у нас очень добрая и очень строгая, так что держись, браток. Нас она всегда будет любить, но стоять будет на стороне наших жён.
И, приобняв мать за плечи, добавил:
– Всегда меня любила, а на Севиль надышаться не могла. Так что и тебя это ожидает: тебя будет любить как младшего сына, а на Марину не надышится.

***

Маленький Алихан с нетерпением ждал того торжественного момента, когда они придут к тёте Марине домой и там объявят дядю Костю её женихом. Всё уже было готово в соответствии с лучшими бакинскими традициями.
В шесть часов вечера дедушка Амир, бабушка Сария и Севиль с подарками на одной машине, Турал, Алихан и старшина с огромным букетом белых роз в другой легковушке подъехали к старому городу – Ичери Шехер со стороны набережной. Алихан первый выскочил из машины и быстро побежал по широкой каменной лестнице в семнадцать ступенек, идущей от улицы прямо к дому Марины.
Севиль ещё в день приезда Турала, вечером, позвонила Марине домой и предупредила её, что родители Турала намерены прийти к Григорию Матвеевичу и Александре Васильевне просить её руки для Кости. Марина рассказала матери о телефонном звонке Севиль, и они успели приготовиться к встрече сватов. Только отец Марины, Григорий Матвеевич, не был в курсе этих событий. Вот уже два дня, как он на буровой укрощал застопорившееся бурение перспективной скважины. И лишь за час до прихода сватов Григорий Матвеевич с буровой позвонил домой и сказал, что на работе уже всё в порядке, и он скоро он будет дома.
Марина сильно волновалась, с нетерпением ожидала прихода отца и часто выходила на крыльцо дома, высматривая его, чтобы сообщить о возможном приходе гостей. Александра Васильевна, видя девичье волнение дочери, добродушно посмеивалась и всячески старалась успокоить её:
- Не беспокойся, Марина. Если гости придут раньше отца, мы встретим их, как положено, не оконфузимся. Дождёмся отца, а там уже, как Бог велит. И когда Марина в очередной раз вышла на крыльцо дома, она вдруг увидела бегущего к ней Алихана. Чуть присев, она радостно раскинула руки вширь и крепко обняла подбежавшего к ней вплотную, запыхавшегося малыша, который, в свою очередь, обняв её, затараторил ей на ухо:
- Тётя Марина, дядя Костя идёт на тебя жениться. Он навсегда останется жить в Баку. Мы тогда все всегда будем вместе. И батя мой тоже хочет насовсем быть с нами, со мной, с мамой. Ты только, пожалуйста, поженись с дядей Костей. Он хороший, он тебя любит так же сильно, как мой батя любит мою маму, меня, бабушку и дедушку. Ты только не отказывайся пожениться с дядей Костей, а то ему тогда будет очень больно. Я не хочу, чтобы ему было так больно, как будто его убивают.
Торопливая, по-детски наивная, сумбурная и страстная речь маленького Алихана так сильно взволновала Марину, что у неё перехватило дыхание. Она смотрела в глаза этому маленькому человечку, в которых радость и тревога излучали единый свет чистой детской души.
И вдруг Марина призналась ему, как взрослому человеку, уверенная в том, что этот шестилетний ребёнок, ставший ей очень родным, поймет её правильно:
- Алихан, родной мой мальчик, не тревожься, всё будет хорошо. Я люблю дядю Костю так же, как Севиль любит Турала, – и, увидев удовлетворённое сияющее лицо Алихана, она добавила, – мы все одна семья, мы все одной крови, мой дорогой Алихан.
Пока Алихан и Марина изъяснялись между собой, к ним не спеша подошли дедушка Амир, бабушка Сария, Севиль, а за ними, чуть поотстав, старшина и Турал.
- Тётя Марина, вот мой батя, про которого нам в поезде рассказывал дядя Костя, - Алихан радостно указал Марине на своего отца.
Марина с интересом взглянула на Турала и, смущённо улыбаясь, протянула ему руку:
- Я вас таким и представляла по рассказам Кости. Рада нашему знакомству.
Турал с уважением пожал ей руку и, широко улыбнувшись, сказал:
- Я тоже рад нашему знакомству. И очень хочу счастья своему побратиму и вам, Марина. И я верю в это.
Марина с благодарностью улыбнулась Туралу, потом поздоровалась со всеми. Подойдя к Севиль, обняла её и тихонечко шепнула ей на ухо:
- Севиль, родная, поздравляю тебя. Вот и дождалась своего любимого, – и с восторгом добавила, – Костя был прав, когда восхищался капитаном Туром.
- Ну что, доченька, долго ещё будешь держать нас возле калитки? – весело пробасил дедушка Амир. - Или гостям не рада?
Продолжая подтрунивать, он подтолкнул старшину в сторону Марины, и тот, весь вспотевший от волнения, преподнес ей большой букет белых роз.
- Простите, Амир Султанович, я как-то растерялась. Проходите, пожалуйста, в дом. Скоро и отец придёт с работы, – Марина растерянно засуетилась.
- Пока будем ждать Григория Матвеевича, надеюсь, Мариночка нас чаем угостит, – весёлоё громыхание дедушки Амира внесло особое праздничное настроение.
Александра Васильевна, тоже вышедшая к гостям, держалась увереннее дочери. Она обняла подбежавшего к ней Алихана и улыбнулась побледневшему от волнения старшине, скромно стоящему в стороне:
- Входите, гости дорогие, скоро и Григорий Матвеевич будет дома.
Когда все начали проходить в дом, Александра Васильевна увидела, что старшина как-то неуверенно замешкался возле дверей. И тогда она по-матерински ласково обратилась к нему:
– Проходи, Костя, в дом. Не стесняйся, сынок.
Отец Марины пришёл в самый разгар чаепития:
- А меня чаем угостите?
- Дедушка Григорий пришёл, - радостно воскликнув, подбежал к нему Алихан.
- Ну здравствуй, внучек, рад тебя видеть, – отец Марины обнял Алихана.
Окинув всех многозначительным взглядом, Григорий Матвеевич продолжил:
- Спасибо тебе, Амир Султанович, обрадовал меня тем, что всей семьёй пришёл ко мне поделиться со мной своей радостью.
Он подошёл к Туралу, вставшему к нему навстречу, и крепко обнял его:
- Твой приезд - это радость и для родителей, и для их друзей.
- Дедушка Григорий, идемте пить чай. Бабушка Саша вас тоже угостит чаем. Хотите с конфетами, хотите с варением. Вы же с работы пришли, наверное, устали, - забота Алихана об отце Марины развеселила всех.
Григорий Матвеевич под общий смех обратился к Алихану:
- Ну раз ты приглашаешь меня в свою компанию, дорогой внучек, я с удовольствием присоединяюсь к вашему чаепитию.
Старшина и Марина изредка, как казалось им, незаметно переглядывались, с нетерпением ожидая, когда начнётся разговор о самом главном. И когда дедушка Амир обратился к родителям Марины с просьбой выслушать его, то у обоих от волнения заколотились сердца.
- Дорогие мои, мой друг Григорий Матвеевич и сестрица Александра Васильевна, - такое неожиданное официальное вступление дедушки Амира заставило замереть всех, даже неугомонного Алихана.
Марина под тем предлогом, что надо заново заварить свежий чай, ушла на кухню. Александра Васильевна и бабушка Сария перекинулись понимающим взглядом. Турал и Севиль с успокаивающей улыбкой взглянули на старшину, который никак не мог унять своё волнение. Григорий Матвеевич, почувствовав серьёзность в тоне дедушки Амира, приготовился со всей внимательностью выслушать его.

***

«Прожито семьдесят лет. Для человеческой жизни вроде бы и не мало. Но если исчислять срок человеческой жизни в сравнении с бесконечным движением времени, в масштабе Вселенной, которую невозможно охватить нашим разумом, то наш жизненный срок - всего лишь мгновенно вспыхнувшая и погасшая искра. Но мысль, искрящаяся в человеческом разуме, способна абстрактно промчаться по всей Вселенной, для того чтобы проникнуть уже в нашу человеческую память и открыть законсервированные временем, забытые события до мельчайших подробностей», - старый Алихан горько ухмыльнулся своим философским мыслям. Но он действительно помнил всё сказанное дедушкой Амиром в тот незабываемый день сватовства родителям Марины. Каждое слово деда, торжественная интонация в его голосе звучали в памяти Алихана, словно он снова шестилетним малышом вернулся в первые числа июня 1941 года…

***

- Ты прав, Григорий Матвеевич, мы пришли к вам, к нашим близким друзьям, поделиться с вами нашей радостью. Приехал в отпуск мой старший сын Турал, и праздничное настроение нашего дома решили перенести и в ваш дом. Ибо, как любит говорить мой внук Алихан, мы родные друг другу люди и радоваться должны вместе, - дедушка Амир говорил медленно, с трепетным проникновением, вкладывая в каждое своё слово частицу своей души. - Мы всегда вместе радовались успехам вашей Мариночки, моей самой талантливой и любимой ученицы. Мы вместе радовались тому, что нашу семью Всевышний Творец одарил счастьем, уберег моего единственного сына от неминуемой гибели. А также Всевышний Творец одарил нашу семью великой радостью и счастьем, не дав смерти одолеть славного бесстрашного воина, заслонившего своего друга, моего сына Турала, своей грудью, подставившего своё сердце под пули.
Дедушка Амир сделал паузу, повернулся в сторону старшины. Его глаза были полны отцовской любви:
- Вы его уже знаете. Это Константин Николаевич Коваль, названный брат моего сына Турала. Их братство скреплено кровью, так что они и кровные братья. И теперь, по милости и милосердию Всевышнего Творца, у меня и Сарии-ханум два родных сына, старший Турал и младший Константин. И этой нашей семейной радостью я тоже хочу поделиться с вами, дорогие мои Григорий Матвеевич и Александра Васильевна.
- И ещё, дядя Костя - мой родной дядя и мой друг, – не выдержав долгого молчания, маленький Алихан всё-таки сказал и своё веское слово. Но, смутившись под строгим взглядом отца, резко умолк.
Реплика Алихана рассмешила взрослых.
- Мы искренне рады за вашу семью, дорогой Амир Султанович, - отец Марины начал понимать, куда клонится разговор. – Ваша семья - одна из самых уважаемых в нашем городе. И я горжусь, что у меня такие друзья, как вы.
Добродушно рассмеявшись, Григорий Матвеевич шутливо добавил:
- Ну как нам не радоваться, коли сам Алихан в дружбе с Константином.
А потом, посерьезнев, отметил:
- Константин с первых минут нашего знакомства пришёлся мне по душе.
Увидев, что при этих его словах старшина от смущения покраснел, Григорий Матвеевич ласково пожурил его:
- Не стесняйся правды, Костя. То, что ты - добрый хлопец, я и так вижу. И рад, что тебя окружают родительской и братской любовью дорогие моему сердцу люди. К вашему сведению, – Григорий Матвеевич сделал маленькую паузу, выжидательно посмотрел на всех и добавил, - у меня тоже есть названный брат. Он тоже спас меня, вылечил, поставил на ноги, уничтожил на корню последствия полученной мной тяжелейшей травмы. Этот человек - наш дорогой Амир Султанович, которого я считаю своим побратимом. Вот такие пироги, молодёжь, – и весело подмигнул Алихану, который, почему-то крепко сжав губы, не по-детски внимательно слушал отца тёти Марины.
Алихан снова не смог удержаться и, несмотря на строгие взгляды, устремленные на него Туралом и Севиль, радостно воскликнул:
- Дедушка Григорий, тогда я ваш названный внук, а вы мой названный дедушка?
- Правильно, Алихан. Раз мы с дедушкой Амиром названные братья, то с тобой - названные дедушка и внучек.
Общий смех не смутил Алихана, и он обратился к Александре Васильевне:
- Выходит, тогда вы, бабушка Саша, и я тоже названные бабушка и внук?
- Безусловно, я твоя названная бабушка, а ты мой названный внук.
Так долго молчавшего Алихана уже не возможно было удержать:
- Выходит, у меня три дедушки: родные дедушка Амир, дедушка Мурад и дедушка-побратим Григорий, - и три бабушки: родные бабушка Сария и бабушка Анаханум и бабушка-побратимушка Саша.
Весёлый неудержимый смех взрослых долго не унимался. Алихан как всегда своими забавными репликами, вопросами, рассуждениями создал смешную, радостную, светлую ауру. Вскоре смех утих. Севиль незаметно для всех тихонечко приструнила Алихана и попросила его больше не вклиниваться в разговоры взрослых.
Наконец дедушка Амир решил уже приступить к главному волнующему всех вопросу и почти торжественно обратился к родителям Марины:
- Дорогие мои друзья, в сентябре этого года у Константина завершается срок сверхсрочной службы в армии. Десять лет безупречной службы говорят о многом. И теперь он хочет уйти на гражданку, мечтает навсегда остаться жить и работать в нашем родном Баку. Жить ему есть где. Он член нашей семьи, и ему предоставлена отдельная трёхкомнатная квартира в нашем доме. А работа для моего младшего сына всегда найдётся. Наш Костя - специалист высокого класса по многим востребованным рабочим профессиям. Остаётся ему лишь одно - встретить своё счастье, свою любовь и создать счастливую семью.
При этих словах Григорий Матвеевич переглянулся с женой Александрой Васильевной и, понимающе кивнув головой, устремил свой строгий взгляд прямо в глаза дедушки Амира, который на этот строгий взгляд друга ответил доброй и лучистой улыбкой. Он встал, подошёл к Григорию Матвеевичу и проникновенно, с чувством глубокого уважения к нему сказал:
- Гриша, друг мой, не буду ходить вокруг да около. Наш Костя любит Марину, вашу единственную дочь и мою самую талантливую, любимую ученицу. И вся наша семья, как говорится, бьёт челом перед тобой и Александрой Васильевной. Просим вашего согласия и родительского благословления на счастье наших детей.
Старшина от волнения с такой силой сжал свои кулаки под столом, что у него побелели суставы пальцев. Отец Марины, не менее взволнованный, тоже встал из-за стола. К удивлению всех и Алихан вдруг вскочил со стула, подбежал к Григорию Матвеевичу, схватил двумя ручонками его руку и, задрав голову вверх, молча с требовательной мольбой в глазах, ждал от него ответа. Поступок Алихана до такой степени сильно растрогал взрослых, что у Александры Васильевны и у бабушки Сарии блеснули слёзы на глазах, сразу же уступившие место радостному недоумению.
Григорий Матвеевич несколько минут с изумлением смотрел на маленького Алихана и вдруг, подхватив его на руки, прижал к груди, и с глухим от волнения голосом, но восторженно воскликнул:
- Дорогой наш внучек, каким же ты хорошим человеком растёшь!
Потом, обернувшись к дедушке Амиру, добавил:
- Я и Александра Васильевна, так же как и вы, желаем нашим детям счастья. Если Марина согласна связать свою судьбу с Костей, мы даём наше родительское благословление.
Александра Васильевна пошла на кухню и привела смущённую Марину, которая специально задержалась там под предлогом приготовления свежего чая для гостей. Григорий Матвеевич с нежной грустью обратился к дочери:
- Что скажешь, дочка? Согласна ты связать свою судьбу с Константином?
Марина, потупив глаза, стесняясь, тихо ответила:
- Да, папа, согласна.
Дедушка Амир в радостном порыве обнял Григория Матвеевича:
- Гриша, родной мой, мне знакомы чувства, которые тебя обуревают. Когда я выдавал замуж двух своих дочерей, старших сестер Турала, еле сдерживался, чтобы не расплакаться. Недаром народная мудрость гласит: дочери - это священные слезинки отца. Я понимаю, трудно расставаться с ними, но это закон жизни. Сокол находит свою соколицу и уводит её. Нам, родителям, остаётся лишь уповать на Всевышнего Творца, просить у него счастья для наших детей. Так что, родные мои, надо готовиться к свадьбе. Не будем откладывать это в долгий ящик, надо ковать железо пока горячо, - радостно громыхал дедушка Амир, не выпуская из своих объятий отца Марины.
Потом дедушка Амир попросил родителей Марины разрешить старшине надеть ей на палец обручальное кольцо. Когда старшина надел кольцо Марине, Алихан громко шепнул Севиль на ухо:
- Мама, какие они красивые, дядя Костя и тётя Марина. Они как будто вышли из твоих сказок.
А бабушка Сария подарила Марине красивое жемчужное ожерелье, обняла и поцеловала ее:
- Доченька, это ожерелье досталось мне от моей матери, а ей от её матери, моей бабушки. Пусть оно принесёт вам долгие годы счастливой жизни.
Турал и Севиль тоже поздравили молодых. И никто не обратил внимания на Алихана, который стоял в стороне молча, держа в руках копилку в форме пузатого кувшинчика, и с интересом наблюдал, как все поздравляют дядю Костю и тётю Марину. Когда поздравительные страсти, несколько улеглись, Алихан подошёл к Марине и старшине и протянул им кувшин-копилку со словами:
- Дядя Костя и тётя Марина, вот мой вам подарок. Это кувшинчик-копилка, я копил в него деньги. Возьмите эту копилку, пожалуйста. Вам же на свадьбу нужны будут деньги.
Взрыв веселого смеха не смутил Алихана. Он смотрел на Марину и на старшину глазами, полными радости.
Старшина взял копилку и как взрослому пожал Алихану руку.
- Спасибо, друг, – и весело улыбнулся. – Конечно, деньги пригодятся. Это ведь не шутка. Свадьба - дело серьезное, – не удержавшись, старшина поднял Алихана на руки, крепко обнял и расцеловал его.
Алихан своим детским наивным подарком так растрогал Марину, что она, не найдя слов благодарности, только и смогла молча поцеловать его.
Потом был накрыт праздничный стол. И когда все уселись, Григорий Матвеевич обратился ко всем с неожиданной просьбой:
- Обычно на таких важных семейных торжествах тосты произносят только взрослые. Но я был свидетелем того, как сам Амир Султанович попросил нашего Алихана сказать тост, когда мы праздновали у вас дома приезд Севиль, Алихана и Константина. Это был первый тост, произнесённый Алиханом в его жизни. И им были сказаны прекрасные, добрые слова, идущие от его мудрого детского сердца. И я очень хотел бы, чтобы второй в его жизни тост прозвучал здесь, в этот торжественный и волнительный как для молодых, так и для нас, родителей и родственников, день.
Отец Марины с молчаливого согласия всех обратился к Алихану, который с внимательным удивлением слушал дедушку Григория:
- Алихан, внучек наш дорогой, скажи, пожалуйста, что у тебя сейчас на сердце? Что ты хочешь пожелать тёте Марине и дяде Косте? Скажи, не стесняйся.
Все, улыбаясь, смотрели на Алихана. Турал и Севиль тоже одобряюще улыбнулись ему, а дедушка Амир тихонечко пробасил:
- Мы ждём. Смелей, Алихан, мы слушаем тебя.
Алихан молча слез со стула и медленно, по-взрослому степенно подошёл к старшине и Марине. С минуту он молчал, словно обдумывая, что сказать. А затем своим звонким голосом выпалил:
- Я хочу, чтобы дядя Костя и тётя Марина любили друг друга так сильно, как моя мама и батя любят друг друга и меня. И ещё, когда вы родите сына, чтобы дядя Костя всегда был с ним, а то он будет грустить, как я, когда бати не было со мной. И чтобы тётя Марина тоже никогда не грустила, как моя мама, когда нашего бати не было с нами. Я хочу, чтобы мы все всегда были вместе. А когда вы родите мальчика, я буду с ним играть и любить его, как своего младшего братишку.
Тост Алихана вызвал дружный смех. Дедушка Григорий и дедушка Амир закатывались от смеха. Турал и старшина с уважением, как на взрослого, смотрели на Алихана. Бабушка Сария обняла внука и осыпала его поцелуями. Александра Васильевна с умилением прижала руки к груди, а Марина перехватила Алихана от бабушки Сарии и, обняв, тихо прошептала ему на ухо:
- Спасибо тебе, Алихан, за твоё золотое сердечко,– и вдруг, всхлипнув, добавила, - я буду просить Бога, чтобы мой сын был похож на тебя.
Обручение дяди Кости и тёти Марины на всю жизнь запомнилось Алихану. Этот день был одним из самых счастливых дней его детства. А судьба на небесах предопределила, что первый ребёнок Марины и Кости будет девочка, и назовут её Зариной. Она и станет первой и единственной любовью Алихана. И проживут они долгую насыщенную жизнь со всеми её красотами. Алихан, естественно, не мог 12 июня 1941 года предвидеть своё будущее. Он был слишком мал, ведь до семи лет ему оставалось прожить целый сто один день. Он был полон детской энергии и радостного ожидания свадьбы дяди Кости и тёти Марины, которая была назначена на 17 июня.
               
***

Воспоминания продолжали виться вокруг старого Алихана. Они кружились в его мозгу, внезапно исчезая и вновь появляясь, неотступно ведя его по лабиринту прожитой жизни с калейдоскопической скоростью…

                ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...