Старый дом часть первая. глава 2

Ариф Туран
***

Очнувшись от воспоминаний, Алихан взял в руки обе ладони жены и поцеловал их:
- Спасибо тебе, Заринка, за то, что ты у меня есть. Спасибо, родная.
Зарина-ханум сквозь слёзы улыбнулась ему, точно так, как в далёком детстве. Алихан решил разрядить обстановку шуткой:
- Зарина, насколько я знаю, ты критически относишься к качеству работы ресторанных поваров. Так как же тогда быть с моим юбилеем? Приглашённых, как я понимаю, будет предостаточно, и их желудки должны быть не только в безопасности, но и вкусно обласканы деликатесами.
- Не беспокойся, Алихан, все задействованные повара будут у меня под строжайшим контролем, – в тон ему ответила Зарина, и оба весело рассмеялись.
В эту минуту зазвучал мелодичный звонок, и Зарина-ханум, на ходу вытирая тыльной стороной ладоней влажные глаза, пошла открывать дверь. С порога раздался громкий голос сына Саттара:
- Вы уже завтракали? Я голоден, как волк. Где батя?
С приходом сына в квартире стало по-доброму шумно. Зарина-ханум, едва достигавшая плеча гиганта-сына, попыталась помочь ему снять плащ.
- Мама, родная моя, я давно уже не маленький, - Саттар, смеясь, обнял мать. – Батя, здравствуй, - Саттар крепко пожал руку отца, молча наблюдавшего за женой и сыном, который своим появлением внёс радужную энергию, так не хватавшую Алихану в этот день.
- Ты, Саттар, для нас всегда маленький, особенно для матери, хотя и признаём, что ты уже достаточно взрослый мужчина, - с улыбкой скаламбурил Алихан.
Отец и сын смотрели друг другу в глаза, оба одинаково роста, оба физически мощные и очень похожие. В их взглядах можно было прочесть неизмеримую отцовскую и сыновью любовь.
- Батя, ты, по-моему, не в настроении. И у мамы, мне кажется, что-то пасмурная погода на лице. Что-нибудь случилось? - Саттар смотрел на родителей с тревожным беспокойством.
- Всё в порядке, сын. Мы с мамой молодость свою вспомнили, ностальгия, понимаешь ли, - Алихан несколько смущённо отвёл взгляд от сына.
- Батя, родной, ты у нас, как всегда, богатырей всех богатырей в мире, а наша мама - самая красивая и лучшая мама во всей Вселенной.
Саттар, весело смеясь, крепко обнял отца за его широкие и, несмотря на его солидный возраст, ещё могучие плечи.
- Зарина, ты слышишь? Я богатырей всех богатырей в мире, а ты - самая красивая и лучшая мама во всей Вселенной. Наш сын явно отдаёт тебе пальму первенства, предпочтение не в мою пользу, - весело подтрунил Алихан.
- Батя, еще в детстве ты мне говорил, что в нашей священной книге, в Коране, отмечено, что матери следует поклоняться три раза, а отцу - один раз. Так что не обижайся, - Саттар весело смотрел на отца.
Алихан обнял сына:
- Молодец, сынок. Мать - это священное создание Всевышнего Творца, и наша мама достойна этого священного имени.
- Да хватит вам, аж в краску вогнали меня своими дифирамбами, – замахала руками приятно смущённая Зарина-ханум.
Алихан и Саттар, лукаво переглянувшись, вдруг вместе пропели:
- Мама, мама, мамочка, мы тебя очень любим. Да! Да! Да! Очень, очень любим тебя, наша мамочка. Да! Да! Да! Не сердись на нас, смени гнев на милость. Да! Да! Да! - и весело громко рассмеялись.
Это было что-то вроде семейного мини-гимна. Когда дети были маленькими, и Зарина-ханум обижалась на них за какие-либо шалости, они звали на помощь Алихана и вместе пели эту незатейливую, придуманную ими песенку.
- Не сержусь, не сержусь и не обижаюсь, - Зарина-ханум в ответ счастливо улыбалась им.
Саттар обнял родителей за плечи:
- Родные мои, завтра у нас праздник - твой юбилей, батя. И мы проведём его на самом высоком уровне. И, дорогие мои родители, дайте мне слово, что в ближайшие сорок лет останетесь такими же, как всегда, молодыми и красивыми.
- Ну, сынок, и заявки у тебя к нам. Раз ты просишь, мы с мамой постараемся, но не забывай поговорку: «Мы предполагаем, а Бог располагает», - несколько повеселев, Алихан взъерошил волосы на голове сына. - Слышишь Зарина, какие у нас обязательства перед нашими детьми? Быть всегда молодыми.
Зарина с волнением в голосе ответила:
- Обязательно останемся молодыми. Самое главное - чтобы ты, сынок, и твоя сестра, и ваши дети были здоровыми и счастливыми. Тогда и мы с отцом будем чувствовать себя молодыми.
Саттар сел за стол и, как в детстве, громко заявил:
- Мама, накорми меня, я голоден.
Зарина-ханум радостно захлопотала на кухне и, глядя на сына, смирно сидящего за столом, нарочито строгим голосом спросила его:
- Сынок, а ты руки помыл? У меня всё готово.
Саттар, смеясь, растопырил пальцы на руках:
- Да, мамочка, все микробы убиты.
Алихан с улыбкой наблюдал за развеселившимися Зариной и Саттаром. Он смотрел на сына, и гордость за него, знаменитого в недалёком прошлом дзюдоиста, а ныне не менее известного международного журналиста, наполнила его сердце. Он перевёл взгляд на жену, которая, угощая сына, засыпала его вопросами:
– Сынок, а почему мой маленький Турал и твоя Наргиз не пришли с тобой? Как себя чувствует Гюнель? У Севиль в институте занятия начались?
- Мама, твой маленький внук Турал достиг моего роста. Ни много, ни мало, два метра с хвостиком, а ты его всё представляешь маленьким. Они с Гюнелькой не сегодня - завтра возведут тебя и батю в ранг прабабушки и прадедушки. Кстати, основная сегодняшняя новость - это то, что рано утром Наргиз и Турал отвезли Гюнель в Баиловский родильный дом. Так что готовьтесь к встрече с правнуком. А внучка ваша, Севиль, в институте, у неё уже начались занятия. Вы не представляете, с какой важностью она пошла в институт. Не шутка быть студенткой первого курса Института иностранных языков, - Саттар, смеясь, скороговоркой, на одном дыхании ответил на все вопросы матери.
Зарина-ханум и Алихан с радостным удивлением переглянулись:
- Ну что, Зарина, потянем это почётное звание прабабки и прадеда?
Зарина-ханум развела руками и с трепетом в голосе промолвила:
- Я ожидала когда-то услышать эту радостную весть, но не представляла, что так разволнуюсь. Наш маленький Турал станет отцом!
И, спохватившись, с тревогой спросила:
- А как себя чувствует Гюнелька? Не боится? Она такая нежная, хрупкая.
Саттар, отбросив шутливый тон, начал успокаивать не на шутку разволновавшуюся мать:
- Мама, прошу тебя, не беспокойся. Я шёл к вам, и одна лишь мысль сверлила моё сознание: только чтобы вы не переволновались, особенно ты, мама. Ты же знаешь, что в этой больнице высокопрофессиональные врачи. Все будет хорошо. Не забывай, что моя Наргиз считается в этой больнице ведущим врачом, как никак кандидат медицинских наук. Она и как врач, и как свекровь держит всё под контролем. Она торжественно готовится к роли бабушки, а я - к роли дедушки, – Саттар, не выдержав, радостно рассмеялся.
У Саттара было необычайное умение за едой разговаривать. Часто Зарина-ханум делала замечания маленькому Саттару: «Когда я кушаю, я никого не слушаю» или «Когда я ем, я глух и нем». Но с годами Саттар усовершенствовал своё умение одновременно есть и разговаривать, и сейчас, с аппетитом уплетая угощения матери, обратился к отцу:
- Батя, знаешь, что я вспомнил? Как во втором классе Турал учудил и наотрез отказался сидеть с девочкой за одной партой. Тогда ты прочёл ему такую лекцию, что он не только просидел с этой девочкой за одной партой все девять лет, но потом и женился на ней.
Весёлый смех Саттара вызвал улыбку у Алихана. Он посмотрел на сына и задумчиво ответил:
- Помню, сын. Как не помнить? Я ему тогда сказал: «Внук, ты знаешь, чьё имя носишь? Ты носишь имя моего отца, твоего прадеда, который был героем. Он всегда защищал слабых, в том числе и женщин. Девочки, когда вырастут, станут мамами, а понятие мама - это священно. Твой прадед,– продолжал вспоминать Алихан свои слова, сказанные внуку в детстве, – провожал тебя вместе с нами в школу, в первый класс. Ты помнишь это, внук мой? А теперь твой прадедушка Турал не с нами. Он с небес смотрит на тебя и очень хочет гордиться тобой, ведь тебя назвали его именем. Прошу тебя, внук, не огорчай нас и дух прадеда. Ты должен знать, что прадедушка Турал - твой ангел-хранитель. Я повторяю тебе свою просьбу: не огорчай его», - голос Алихана дрогнул от переполнивших его при воспоминании об этом эпизоде чувств.
Зарина-ханум задумчиво смотрела на мужа. Хотя Саттар и внёс со своим приходом весёлую струю, грустное настроение, охватившее Алихана с утра, не покидало его.
Саттар решил развеять облачко грусти, навеянной отцом:
- Мама, я как сегодня помню, можно сказать, вижу, как батя внушает маленькому Туралу джентльменское отношение к девочкам. А Турал стоит чуть ли не по стойке «смирно» и смотрит бате в глаза, так смущённо, но внимательно, и кивает головой в знак согласия. Мы с Наргиз, боясь, что не удержимся и рассмеёмся, глядя на эту трогательную картину, вышли из комнаты, оставив их вдвоем,– Саттар вновь от души рассмеялся и удовлетворенно посмотрел на улыбающихся родителей.
«Мой Саттар скоро станет дедом, - продолжая улыбаться, думал Алихан. – И это в сорок четыре года! Ничего удивительного, я почти в таком же возрасте стал дедом. Мой внук Турал, мой первый внук, уже успел получить высшее военное образование. В двадцать два года за отличное завершение учёбы его поощрили досрочным присвоением воинского звания старшего лейтенанта. И он, молодой командир взвода Национальной армии, будет батей не только для своих солдат, но и по жизни. Станет главой молодой семьи».
Алихана охватило чувство гордости за семейную фамилию, но щемящая сердце грусть не покидала его. Алихан перевёл взгляд на жену, продолжая про себя размышлять: «Моя Зарина, родная Заринка, мой ангел-хранитель… И не только мой, а всей нашей семьи. В основном это её великая материнская заслуга. Она воспитала добрых и честных детей. Внуки и внучки прошли через любовь её большого сердца и сейчас чувствуют его биение. Турал, Севиль, а также дети дочери Нигяр: десятиклассница Лейла, семиклассница Айсель и, наконец, самый младший восьмилетний Эльнур, ученик второго класса, - души не чают в ней. А Гюнелька, жена Турала, просто боготворит Зарину-ханум. Когда дети навещают нас, они искренне радуются встречи, обнимают Зарину и спрашивают: «Чем вкусненьким ты нас сегодня побалуешь?». Она всю себя подарила нам. И скоро она станет прабабушкой, а я - прадедушкой. Хвала Всевышнему за это великое счастье».
Алихан не ревновал. Он знал, что все его любят и уважают, но Зарина и для него, и для детей оставалась доброй нежной феей. Она для всех была светом и теплом их общего семейного очага. Алихан прервал свои размышления. Всё-таки щемящая сердце грустинка не покидала его.
– Сын, я на некоторое время отлучусь, а ты тут вместе с мамой и с сестрой, когда она придёт, поговорите о завтрашнем дне. Я скоро буду, – Алихан хлопнул рукой по «чугунному», борцовскому плечу сына и направился в прихожую.
Раздался щелчок дверного замка.
- Мама, отец ушёл в каком-то грустном настроении. Что с ним? Я вижу, что он не в духе. Батя смеётся, улыбается, но что-то его гложет, да и ты тоже как-то не в себе… Что происходит, мама? - Саттар вопросительно смотрел на мать, красивое лицо которой с уходом Алихана обрело печальное выражение.
- Сынок, завтра сносят наш старый дом. Видимо, отец пошёл прощаться с ним, – и слёзы вновь навернулись на глаза Зарины-ханум.

                ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...