Аватар. Фильм-бунт. Фильм-пощёчина

Пиротехъник
Сейчас вернулся с фильма "АВАТАР". Ездил в рабочее время, т.к. сегодня (27.02.2010) предпоследний день проката. Ещё под действием...

     «АВАТАР»: ФИЛЬМ-БУНТ. ФИЛЬМ-ПОЩЁЧИНА

       Нет слов, каков молодец Д.Камерон, сумевший донести свои замечательные идеи до миллиардов людей! Мы не знаем, сколько усилий затратила его команда – пустых, будничных и, быть может, не совсем законных, – чтобы только «раскрутить» на столь рисковую фантастику порочно-финансовую машину Голливуда... Не будь у Д.Камерона его славного имени и «прорывных» шедевров, осуществить ТАКОЙ проект в конце Тёмной эпохи Кали-юги не сумел бы никто. Но даже с учётом «Терминаторов», «Чужих» и «Титаника», фильм «АВАТАР» не должен был сегодня родиться, не должен был выйти в мировой прокат…
       Но "АВАТАР" всё-таки вышел.
И теперь история мирового кино должна думать: делиться ей на «до» и «после», или нет. Потому что этот фильм – первый масштабный БУНТ против нас самих, расы «Homo sapiens». Против нас, людей, как разумных существ, какие мы есть сегодня и какими мы хотим остаться через 50 или 300 лет. Фильм «АВАТАР» – бунт против бездуховности нашего техногенного мира, его смешных и порочных ценностей, благоприобретённого культа потребления, равнодушного эгоизма, «стрелялок-пулялок» и тупой самоуверенности космических Недорослей. Какая же Злая Сила, каким чудовищным обманом сумела создать на нашей прекрасной Земле столь хитрый эволюционный тупик?..
       И теперь мы сами стремимся прожить свои жизни в сумерках «выключенного» осознания Большого Мира Природы...

Конфликт сюжета. На сказочно прекрасной планете Пандора (не от Стругацких ли?) зреет «холодная война» между группой экологов и командой военно-промышленной экспедиции Землян. Агрессивные «геологи» не прочь перестрелять «обезьян, живущих на деревьях», чтобы те не мешали им добраться до минеральных богатств Пандоры. Но аборигены На`ви, конечно, не «обезьяны», они – другие «разумники», вписанные в глобальную экосистему своей планеты. Биосоциум На`ви равнодушен к миссионерству Землян и заведомо «нетехнологичен». «Нам нечего им предложить» – приходит к выводу главный герой фильма, постепенно ставший «двойным агентом» и затем – «двойным предателем» противостоящих разумных рас. Он пытается предотвратить отвратительную бойню и гибель упрямых и наивных На`ви, но боевые роботы Землян уже атакуют, решая проблему привычными «классическими» средствами… Казалось бы, очередная «освободительная» миссия «во имя идеалов гуманизма и демократии» обещает лёгкую победу вооружённых до зубов космических рейнджеров. Но, оказывается, военачальники бледнолицых напрасно не слушали «сказки» экологов про объединённую экосистему Пандоры…
       «Всегда ли оправдана война во имя идеалов человечества? Правильны ли наши идеалы?» – осторожно спрашивает нас Д.Кэмерон.

       До сих пор столь масштабно, столь дерзко и так педагогично никто ещё не доносил до нас фундаментальную остроту и значимость «вечных вопросов», стоящих без ответа перед всей историей эволюции «сапиенса».
       «АВАТАР» – это БУНТ против детских болезней «человека разумного».
В контексте потрясающих видов Пандоры скрыта простая арифметическая формула: Пандора – это Земля без «нагрузки» техногенной цивилизации(!)
       Но кому какое дело до «высоких материй», даже если «скрытая цель технического прогресса – уничтожение Земли»? Кто может этим озаботиться? Кто даст денег на «раскрутку» безнадёжного «брэнда»? И кто в силе хоть что-то здесь изменить?..
       «АВАТАР» – звонкая оплеуха, фильм-пощёчина. Разве мог состояться ТАКОЙ фильм? Вместо шлягеров и ужасов Голливуда? Сегодня, когда на Земле ежесекундно творятся страшные преступления, и каждый день «цифры Зла ужасают»?..
       Самое поразительное – «АВАТАР» состоялся. Как хотите, так понимайте. Где были все агенты Космической Цензуры? Проспали? Обкурились-обкололись, насмотревшись на Землян?.. Но оставим догадки и гипотезы без внимания, сейчас это уже не важно.
       Первая в истории массовой культуры «работа над ошибками» вида «Homo sapiens» скандально состоялась.

...По законам жанра, следует разобраться в мотивации главного героя-Аватара, играющего ключевую роль. Как мог доблестный морпех, верный сын своей расы стать… предателем своих соплеменников?.. Не сумасшедший ли он? Может быть, он мизантроп? И может ли быть здесь, в принципе, хоть какое-то оправдание для столь чудовищно «противоестественного» преступления??
       Очень сложную Задачу решает Д.Кэмерон. До сих пор все «Чужие» и «Терминаторы» не покушались на «неприкосновенные» аксиомы привычного бытия. Все чужаки на пути «единственно верного» развития идеалов демократии были благополучно расчленены, выброшены в космический вакуум или утоплены в расплавленном металле.
       «АВАТАР» переворачивает устоявшиеся убеждения.
Злопыхатели могут сказать, что главный герой в мире людей был безногим калекой, «отработанным материалом», а в мире На`ви он получил здоровое тело, из которого рефлексы морпеха сделали супермена, героя женщин из семейства кошачьих... Но это не аргумент. Вместе с Аватарой сражаются (и гибнут за него) его друзья-экологи – обычные люди, честные учёные, которым есть, что терять. Которые потеряли ВСЁ, восстав против металло-пластиковых ценностей привычного мира, где они привычно занимались «чистой» наукой «во имя прогрессивных идеалов человечества».
        Всего лишь лет 30 тому назад критики «соцреализма» вполне серьёзно заявили бы: «Этот фильм – плод больной фантазии зажравшихся буржуев о надуманных и бесполезных вещах, уводящих нас от реальных социальных проблем». (Впрочем, «АВАТАР» даже вряд ли преодолел бы «железный занавес» СССР.) Увы, но наша «постиндустриальная» реальность уже отстаёт от постановки проблемы на Пандоре. Самые страшные в истории цивилизации «топливные» войны вот-вот разразятся на Земле. Экологическая война на Пандоре – это мягкое подобие грядущих битв за остатки ресурсов на маленькой Земле… (И здесь "лучше сурово знать, чем умиляться в невежестве".)
       Наконец, грамотные представители академической науки авторитетно возразят: «Нетехнологическая» цивилизация – это миф эзотерий различного толка. «Пением и рисованием жизнь не построить. Движет эволюцию технический прогресс». Что ж, аргумент серьёзный. Но где «за» и «против»? На поверку, ни у кого нет доказательств «техногенной» предназначенности человеческого аппарата, и даже никто не знает его филогенетических предков! Кроме того, уже не секрет, что технический прогресс может не только решать проблемы комфортного выживания «царя природы», но, так или иначе, порождает массу других (неожиданных и мучительных) проблем. На повестке дня – вопрос уже физического выживания на измученной планете, на теле которой мы продолжаем оставлять страшные шрамы… Сотни миллионов лет биосфера Земли копила несметные богатства. Технический прогресс влёгкую выжжет нефть и газ за пару столетий, а потом... самоуничтожится.
        Так может, технический прогресс «невиноватый»? Может, все наши проблемы – следствие неверных представлений о самих себе и о Природе?..
        Не нужно сомневаться, действие фильма Д.Кэмерона разворачивается уже сегодня, на Земле. И геоклиматическая машина планеты будет решать свои и наши проблемы. Мощь планетарных катаклизмов несоизмерима с техническими погремушками «Homo sapiens». И все наши потуги нарушить законы Космической Эволюции куда безнадёжнее действия отравленных стрел На`ви на броню боевых роботов…

        И ещё. Неожиданно. Из фильма мы узнаём о существовании не только Богини всего живого Эйвы. «АВАТАР» – фильм о Вечной Любви – универсальной космической силе, действующей вне зависимости от религиозных убеждений, уровня интеллекта, различий в биохимии и физиологии живых существ.

=ПиротехЪник, 28.02.2010.