Воронья жизнь

Ольга Гелашвили
Фото из интернета

Когда-то, в раннем детстве мечтала иметь живность в доме. Все мечтают о собаках, кошках, свинках, черепахах, в конце концов, о попугайчиках. Я же мечтала иметь воронёнка. Слышала, что это преданные птицы, если они домашние, и даже можно научить их разговаривать!
Снег еще лежит во дворе. Но всё уже дышит весною. Животные, птицы, да и люди тоже, оживились. Они предчувствуют приближение весны. Иногда еще пасмурно. Но вот выглядывает солнышко, и все уже на улице! Все любят это время года. Оно предвещает счастье, любовь, жизнь.
Сердобольные старушки несут хлеб на пятачок, предназначенный для кормления птиц. Почему-то,  они считают, что надо кормить голубей, ну и, конечно, воробьишек. Но прилетают и синицы, хотя они более осторожные. Но, вот вороны, как правило, не подключаются к трапезе около людей.  Они слишком умны и их на мякине не проведешь. Но есть  те, которые проявляют храбрость, они очень быстро подбегают к хлебу, хватают горбушку, и вот  ворона уже на дереве. Кушать не спешит, Для чего-то бережет эту корочку. Может это ворона мужского пола, и он бережет корочку для своей возлюбленной? И вот поэтому,  так храбриться? Солнышко освещает эту веточку, на которой сидит ухажёр, и он греется на солнышке. Но корочка, которая находилась у него в клюве, вдруг перебазируется на веточку, а он своими крючковатыми лапами держит её. Удивительное зрелище. Ворона на ветке, а хлеб рядом, придерживающийся  лапкой вороны. И, вдруг мы видим, подлетает подруга, что-то каркнула ему и стремительно отдалилась. Он же хлеб переносит в клюв и быстро догоняет её. Куда-то быстро улетели вместе. Понять бы, куда?

Ты наблюдаешь за воронами, почему-то именно они, их загадочный мир тревожит тебя! Может потому,  что они слишком умны для простой птицы. Могут обмануть, даже собаку. Наблюдала как-то, как собака кость свою закопала в снег, очень неловко, не скрываясь от постороннего взгляда. Она же, моя любимая ворона, сидела невдалеке, и, делала вид, что не наблюдает. Но вот собаку позвали, и ворона  тяжело подлетела к этому месту, и начала клювом проклёвывать снег, который уже немного заледенел. Достав косточку, она не спешила улетать, может, кость была слишком тяжела. Друг мой меняет место дислокации, и закапывает эту свою трапезу в снег подальше от места, откуда выкопал свою косточку. Как он недальновиден! Потому что за ним наблюдает такая же ворона, и она также умна, и также хитра.  И, со временем, уже косточка вновь выкопана этим товарищем!
 
Еще более оригинальная ситуация: собака грызёт кость, подлетает ворона и работает «как бы, на раздражение» - она начинает дразнить собаку. Та, пытается сначала гавкать, пугая ворону. Но не тут то было. Ворона вновь и вновь подлетает к собаке, дразнит её и, нехотя  улетает - полу бежит, полу летит. Но собака сосредоточена на своей косточке, и,  ничто не может её отвлечь. Но, когда ворона слишком близко и нагло подлетает,  делает вид, что пытается  схватить изо рта косточку, собака теряет терпение, и вот уже несётся за надоедливой вороной. Но, косточка то остаётся на месте. И вот тут то, по плану наших умнейших ворон, в «работу» вступает другая ворона. Она легко, без каких либо усилий подлетает к Собакиной трапезе. Косточка уже в клюве, и ворона  прекрасненько забирается с нею на дерево. Вот так две вороны, «работая в паре», обвели за нос добродушного пса!

Говорят, что ворона умеет подражать голосам животных, и лаять, как собака, и еще кого изображать, дабы отвадить от лакомого кусочка, который она сама не прочь съесть!

Гольф клуб, находящийся в 300- метрах от моего дома, место пристального моего внимания. Там очень ухожено, трава пострижена. Но внимание проявляю не только я, вороны так же  очень озабочены. Наблюдала, как один за другим умыкаются воронами шары. Хватает шар и быстро улепётывает, знает, что ворует! Может, шары белого цвета  напоминают им яйца? Очень ворчат работники гольф клуба, при сборе мячей. Заброшено одно количество, а собрано намного меньше. По лицам их можно догадаться, что они и не догадываются, кто же ворует их мячи?!

Мы сидим на скамейке,  на площади искусств около Русского музея в Санкт-Петербурге. Греемся на солнышке. Памятник А.С.Пушкину  посередине сквера.  Вокруг памятника  по кругу -  скамейки, на одной из которых мы и сидим. Около каждой скамейки стоит мусорная   урна. Наблюдаю, как  прозорливая  ворона бочком вприпрыжку  передвигается по спинкам скамеек.  Оглядевшись вокруг,  своим длинным пытливым носом изучает содержимое мусорного бачка, в надежде найти там, что-нибудь съестное. Не найдя ничего в одном, она вновь оказывается  на спинке другой скамейки, и также  вновь оказывается у следующей мусорной урны.  Вновь  не найдя ничего, продвигается всё дальше. Когда добралась до нас, с укором на нас посмотрела.  Мы помешали ее деятельности!  Обидевшись, ворона   удалилась восвояси!

 Однажды очень восхитилась,   увидав,  как  в погожий солнечный денек  воронья стая,  в количестве не меньше  десяти птиц,  принимая солнечные ванны, застыли  на поле для гольфа с широко распахнутыми крыльями. Солнышко прогревало их пёрышки.  Удивительное зрелище! Как же можно не восхищаться такой умной птицей!


У меня перед домом -  высокое дерево. В кроне этого дерева на высоте четвертого этажа, на радость мне ворона свила гнездо. Я наблюдаю за ней. Мне это доставляет истинное наслаждение. Прилетает к ней дружок её, и они что-то весело обсуждают. Он её кормит и вновь летит за провизией. Затем сидит недалече. Но сразу понятно, что не так просто сидит, а интерес имеет на этой ветке, не чужой он ей. Время спустя, вижу, что и не одни уже они, а с приплодом своим. Очень всё это умиляет меня. Как же прекрасна жизнь, думаю. Вот мы, люди, ворчим, всё нам не так, да не эдак. А, наблюдая за семьей вороньей, понимаешь, что надо просто жить, любоваться солнцем, любить свою вторую половину, рожать детей, воспитывать их, и принимать ЭТО за счастье. Потому что это и есть сама жизнь. А птицы то знают толк в настоящей жизни и проживают её без тени  лжи и лицемерия.
Такую воронью идиллию наблюдаю каждый год. Думаю, что это одни и те же товарищи свили себе гнездо и, каждый год пользуются плодами своего прошлогоднего  труда, только подправляют гнездо своё  каждый год, выкладывают перышками  веточки, уже давно сложенные в кроне дерева. Да и веточек всё больше и больше с каждым годом.

Но вот однажды ночью в гнезде друзей моих слышу страшное карканье да ни одной птицы, а просто целого выводка. И так это было страшно, так понятно, что трагедия  свершается в этом в гнезде! Думаю, кошка пришла разорить гнездо, кто же может еще ночью это делать? Наутро бегу на балкон, и слезы мои текут непроизвольно. Да, всё разорено, никого нет, а ведь ей еще надо было  сидеть да сидеть со своими малышами! Какое горе! Воронье горе!
С тех самых пор не вьёт больше ворона себе гнездо у меня под окнами. Смотрю я на крону этого дерева, и печаль гложет меня. Мне одиноко становится от мысли, что нет больше моей любимой вороньей семьи на белом свете, съела их кошка тогда, а, может быть, родители-то уцелели, но поменяли место своего гнездования, вьют себе гнездо где-то в другом, не доступном ни для кошки, ни для взгляда моего, месте!