Навыки уличного бойца - бей первым!

Максим Гулин
    Привычные фразы из "Танго разбитых сердец" мне напомнили нравы нашего бандитского городка.

... Давайте с вами
Пойдем «ва-банк»,
Давайте завтра
Ограбим банк.

Мы не такие,
Как все вокруг,
Мой таинственный друг.
Достаньте длинный
Свой пистолет...

     Ритм танго, отбивая такт, вбрасывает адреналин в кровь. Сразу вспомнил первое в своей жизни стихотворение, выученное наизусть:

- Когда я был мальчишкой,
Носил я брюки клёш,
Соломенную шляпу,
В кармане финский нож…

     Моя мама была в ужасе, услышав, как 4-летний сын с упоением декламирует этот стишок.
Урки для подрастающих пацанов были примером для подражания… В памяти модные в детстве танго, блатные песни «Мурка» и такие, как:
- …Началась перестрелка, кровь лилася рекою,
Но остались в живых только трое ковбоев…
* * *

    Весна - это бурление в крови. Весна в бандитском городке - первое посвящение мальцов в тайны взрослеющих парней: ты впервые держишь в руках самодельные пистолеты, заточки, ножи, кастеты. Проверка оружия перед массовой дракой чапаевцев против железнодорожников... Весна - это запах пороха и спичечной серы, разорванные стволы и опаленные порохом руки и лица, недорассчитавшие дозу пороха и спичечной серы...
* * *

    Что значит быть мальчишкой и вырасти, не иметь опыта уличных драк? Городские джунгли не для слабых. Я почти не помню свои дружеские потасовки с соседскими ребятами, когда обиды проходят мановением руки Апы *.
    Запомнилась моя первая уличная драка.
    Я давно просил у мамы разрешения пойти вместе с Али в наш железнодорожный Дворец культуры. Она мне не разрешала:
    - Мал еще.
    И все же я ее упросил отпустить, когда мне исполнится 5 лет. Мама, как портниха, обшивала чуть ли не всю нашу чапаевскую улицу.
    На день рождения мне мама сшила костюмчик. Соседские мальчишки завидовали: им приходилось донашивать от старших. Даже в школу они ходили в штанах с заплатами. К счастью, в моей жизни не пришлось что-либо носить в заплатах.
    После недолгого и веселого торжества с соседскими ребятами в честь моего дня рождения я напомнил маму:
    - Мамочка, так я пойду с Али сегодня в ДК?
    - Али, пригляди за моим сорванцом: на нем все горит, обязательно что-нибудь с ним произойдет. Ты же знаешь – он такой непоседа.
    - Тетя Аня, я Максима никому в обиду не дам.
    - Я на тебя надеюсь.
    Наша чапаевская улица выходит на улицу Ленина, на пересечении которой стоит Дворец культуры. Идти около километра. Господи, каким же долгим мне тогда показалась эта дорога.
Али большой парень, 8-иклассник. Возле ДК перед началом киносеанса было много народа.     Сосед степенно обошел всех своих ровесников и парней, пожимая руки.
    Я встал немного в сторонке. И тут, видимо, я зазевался. Приближаясь к толпе, я заметил, что меня уже пасет шкет лет семи в драных брюках клеш. Запомнился мне он наглой улыбкой и самодельной фиксой во рту от шоколадной фольги. Чуть ли не сразу он стал ко мне клеиться…
    Точно. Справа меня кто-то толкнул, я отвлекся, оглянувшись. Шкет резко толкнул меня в спину. От неожиданности я распластался на земле. Раздался злорадный хохот. Боль почувствовал потом: вначале была обида за порванную штанину. Али поймал обидчика и дал ему щелбан. Затем подбежал ко мне. Начало ныть мое разбитое колено:
    - Будешь плакать?- заметив предательски блестевшие слезинки в моих глазах.
    - Нет.
    - Драться будешь? - неожиданно спросил Али меня.
    - Буду, - ярость клокотала во мне и требовала выхода.
    Али объявил всем:
    - Максим будет драться со своим обидчиком по правилам: один на один до первой крови или до тех пор, пока один из пацанов не попросит пощады.
    Взрослые парни одобрительно загудели:
    - Это по-нашенски.
    Расчистили площадку от толпы для драки.
    С Али мы отошли в сторону и он, как опытный уличный боец, стал меня учить:
    - Забудь про домашние потасовки. Здесь надо драться и побеждать, иначе плохо будет тебе. Шкет знает, что ты не умеешь драться. И это очень хорошо. Постоянно смотри ему в глаза, не смей прятать глаза. Как только он к тебе приблизится, бей первым изо всех сил вот сюда, - ткнув мне в солнечное сплетение. – Чувствуешь боль? Вот ты и бей туда. Бей первым без всякой жалости. Когда он согнется после твоего удара, подними свое колено и резко вдарь ему в морду. Потом молоти его до тех пор, пока он не попросит у тебя пощады.
    Понял? Боишься?
    - Нет. Только вот меня немного колотит дрожь. Обидно же, так подло в спину…
    - Это хорошо, что обидно. Вот и проучи его. Ничего страшного в том, что он старше тебя и что колотит дрожь. Так всегда бывает перед боем. Помни! Ты должен победить: чапаевцы всегда били железнодорожников.
    Драка была молниеносной. Шкет вразвалочку, цвикая слюной сквозь зубы, стал приближаться ко мне. К мальцу, как он полагал. И просчитался: я шагнул к нему навстречу и изо всех сил левой рукой ударил ему в солнечное сплетение. Наглец согнулся, чтобы встретить мое колено. Шкет повалился набок, завыв от боли: из разбитого носа текла кровь.
    Взрослые парни были разочарованы скоротечным завершением боя. Все поздравляли Али и меня:
    - Хороший боец. Правильный пацан растет: не стал прятаться за спиной старшего.

    *Апа (татар.) – уважительное обращение к женщине старшей по возрасту.

    (Из цикла «Мама – самое нежное слово на свете»)
    28 февраля 2010 г. 14-42