Письмо первое 1916-1924

Егор Червяцов
БЛАГОДАРЮ ГЕННАДИЯ САРХОВСКОГО ЗА ПОМОЩЬ В ТЕКСТОВОЙ ПРАВКЕ

Вот, казалось бы, все просто. Такие хорошие мысли появляются. Но когда берешь ручку, мысль улетает и слог получаеться не тот. Но ничего. Как напишу, так и будет. Ты можешь добавить, изменить, представить по другому. Сделать выводы(1).

Северо-восточная часть украинского Полесья(2) богата черноземными землями, лесами лугами. Вот в той местности Посемья(3) и родился я. Маленький хуторок всего на 10 дворов. В хуторке было две фамилии: Червяцовы(4) и Аладьины(5).

Как и когда появился этот хуторок вдали от водных источников и лесных массивов в широкой степи, мне не известно и востановить не мог. Но, по россказам отца,  основан он был где-то в 1850-1870 годах. Фамилия Червяцовы очень редкая. Это, очевидно, были переселенцы из другого, более многочисленного села Ильино-Суворовки. Кроме того, многие такие фамилии я встречал в Ярославской области в районе г. Любим. Возможно, что есть обшее.

Поблизости расположены более большие хутора и села. Такие как Голубково, Зозулино, Суворово, Лаховка, Кардаши, Чернобровкино.

Вот в такой местности расположенной в 5 км. от древнего города Путивля (на северо- восток) я и родился 17 декабря 1916 г. в семье среднего крестьянина Червяцова Ивана Андреевича(6) рождения 14.4.1890 г. и матери Надежды Михайловны (девичья фамилия Нерощина) рождения 30.9.1893.

В семье было 5 детей. Я самый старший, брат Иван 1918 (погиб на войне в Курской битве  в чине старшего лейтенанта нач. штаба стрелкового полка. Он окончил Бакинское училище. Участник Финской войны). Помимо меня и Ивана в семье были еще брат Алексей 1920 г. рождения, умерший в детстве,  и две сестры : Александра Ивановна ( 1923 г.рожд., живет в г. Сумы, детей у нее нет детей нет) и сестра Паша (1925 г.рожд.,  живет в Москве, у нее двое детей сын - Николай и дочь Галя. (см. родословную ветвь).

Отец простой крестьянин – по-своему умный, прямой, трудолюбивый. Особым мастерством и умением не отличался. Но лапти плел из лыка классические. А в них зимой ходить прекрасно. Особой инициативой и находчивостью он не отличался. Но исполнитель - прекрасный. Мать было говорила: "Мой Ванька без меня и гвоздя не забьет".

В молодости был красив. Славик(7) во многом похож на его.

Мать разуменная, работящая, несколько хитроватая, с лукавством крестьянская женщина, которая умеет все. И сварить обед, и одеть мужа и детей, и рукодельница неплохая.

А зимой, когда длинные вечера, она прядет на прялке пряжу, а отец плетет лапти. Какие чудесные пели песни. Заслушаешься. Голос у отца был очень хорош.

Отец был очень вынослив, терпелив. Но страшно вспыльчив, и в гневе ругался крепко. Когда он гневался (это было редко) мать молчала. Утрачивала свое верховодство.

Свое детство я помню очень хорошо, причем, с раннего возраста. Помню наш дом на хуторе был последним и когда проходили немцы, а это было в 1918 г.(8). Значить мне было около 2 лет. Немец держал меня на руках а мать давала ему сало. Шла Гражданская война. И вооруженные отряды, как состороны красных, так и со стороны белых(9) сновали по хуторам. И вот однажды проходил какой-то отряд, а я стоял на улице и закричал "Бандиты". Мать тут же меня схватила, надавала подшлепников и убежала в хату.

У матери был брат Никонор - удивительной судьбы человек. Он обладал незаурядной физической силой. Он приучил меня к чтению и привил любовь к книге. Во время Гражданской войны был приговорен к растрелу деникинцами. Бежал от расстрела в г. Лозовая. Трудился в колхозе, был завхозом колхоза и во время Отечественной войны был растрелян немцами как партизан. Причем и в первом и во втором случае, его выдал один и тот же человек - сосед.

Наша местность находится недалеко от всемирно известного Спашанского леса(10). Через местность недалеко от этого леса на высотке расположен был основной пункт тригонометрической сети. С этого пункта просматривается весь Спашанский лес вплоть до урочища Желень. Вот этот пункт и было поручено руководством партизан спилить дяди Никонору с товарищем. Они спилили ночью. Пришли домой утром. Их арестовали полицаи. И расстреляли в Путивле в 1942 г. недалеко от того места, где впоследствие в сентябре 1971 г. Был установлен памятник  С. А.Ковпаку.

Читать я научился очень рано, а впоследствии читал много, сперва все подряд, потом и на тематические вопросы.

Детво в деревне, отрезанное от больших населенных пунктов, в отсутствие и радио, и - тем более телевидения (о котором мы не слыхали) протекали нормально. Нельзя сказать, чтобы скучали, не развивались. На хуторе нас было 10 парней и девченок - подходяшая компания. Зимой катание на санках (коньков у меня не было, да так на них я и не смог стать). Летом различные игры: в мяч, прядки, и другие детские игрушки и шалости.

Однажды помню такой случай. У каждого из нас дома был свой сад. Но запретный плод сладок. И вот мы четыре пацана полезли в сад за яблоками к деду соседу. Залезли, нарвали яблок. А тут дед. Мы кто куда. Я пригнул с дерева и зацепился рубашкой за ветку и повис. Я перепугался, а дед больше меня. Вишу вниз головой. А дед кричит: « Виси я сейчас принесу лесницу  и сниму тебя». Пока он ходил за лесницей, я оборвался и убежал.

Летом одежда была простая. Одна на все лето. Штаны и рубашка из материала сотканного матерью ей же сшитое и покрашенное в растворе от подсолнечного листа. Прочное на разрыв. Не мнеться и не рветься. Одним словом современый «адидас».

Далi буде(11). Конец 2 письма(12).

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Все семнадцать автобиографических писем, отосланных Николаем Ивановичем Червяцовым (17.XI.1916, хутор Червяцов, Путивльский уезд, Курская губерния, Российская империя - 10.V.1999, г. Сумы, Украина), были написаны в период с июня 1997 и по январь 1999 года и адресованы его внуку - Червяцову Егору Вячеславовичу. Сохранёны оригинальный текст и орфография. В некоторых местах для лучшего понимания публикатором расставлены недостающие точки и запятые. (Комментарии, указание хронологии содержания писем здесь и далее мои - Е.Ч.). Восемнадцатое письмо, содержавшее информацию о жизни Н.И. Червяцова в 1965-1985 гг., к сожалению, не было отослано, а впоследствии было и вовсе утеряно украинскими родственниками издателя.
2. Полесье - обширная природно-географическая область на юге Беларуси и севере Украины.
3. Посемье - область протекания реки Сейм, левого притока Десны.
4. Червяцовы - фамилия, происходящая, по всей вероятности, от зоологического термина "червец", а также от одноимённого хутора, основанного не позднее 1870 г. Существует семейное предание о том, что наша ветвь Червяцовых до середины XIX в. носила фамилию "Суворовы" и приходилась очень дальними родственниками прославленному полководцу.
5.  Аладьины - старинный русский дворянский род, восходящий к великим князьям смоленским и через них к старшему сыну великого князя киевского Владимира II Мономаха - Мстиславу I Великому. Часть этих Рюриковичей переселилась в конце правления Ивана IV Грозного в путивльский уезд и постепенно обеднела. Среди них особо известен Егор Васильевич Аладьин, петербургский литератор XIX в., современник А.С. Пушкина. Бабушкой Николая Червяцова была Екатерина Георгиевна Аладьина, представительница этого дворянского рода, некоторые представители которого проживали в хуторе Червяцов.
6. Мой прадед был старшим сыном в богатой семье, но, женясь в 1916 году на бедной крестьянке, он был лишён наследства. Имущество было разделено между его братом Яковом и сёстрами Анной (Яцына) и Прасковьей (Голубкова).
7. Славик - Червяцов Вячеслав Николаевич (1947-1999) - мой отец.
8. Имеется в виду нарушение условий Брестского мира германской стороной в середине 1918 г.
9. Добровольческая армия А.И. Деникина.
10. Насчёт всемирно известного - явное преувеличение. Спадщанский лес известен огромным мемориалом партизанскому движению на Украине под предводительством С.А. Ковпака в годы Великой Отечественной войны.
11. Далi буде (укр.) - продолжение следует.
12. В действительности первого, дед ошибся.