Путь

Наталья Седова
По дороге, шустро выскочившей из рощицы, пролетел всадник. Путь его начался далеко и давно. Пара лошадей, несколько седельных сумок и въевшаяся пыль уже много месяцев были единственными друзьями. Впереди, черной точкой на выжженной солнцем дороге, показался путник.
        Услышав топот копыт за спиной, одинокий путник оглянулся и неспеша сделал шаг в сторону от колеи. Дорога лежала через поле, и всадника было видно издалека. Прищурившись, и смахнув пот со лба, путник разглядывал быстро приближавшееся облако пыли. Оглядевшись, и не заметив никаких мало-мальски подходящих укрытий, путник с нескрываемой досадой решил ждать всадника на обочине, резонно предположив, что раз он видит всадника, то и всадник видит его. Пальцы привычно легли  на рукоять меча. Ведь предупреждал же его торговец в небольшой деревеньке о банде разбойников, хозяйничающей в этих краях. Еще и лошадь так настойчиво предлагал. Но тогда путник предпочел скорости незаметность, и, похоже, прогадал. Всадник немного замедлил ход, и это вселяло надежду. Разбойники налетали стремительно, используя скорость для сокрушительного натиска.  Значит, это такой же простой путешественник, спешащий по делам.
      После настороженного знакомства всадник и путник решили разделить путь вместе, и теперь наслаждались ночной прохладой и общением друг с другом у небольшого костра.
        - Теперь ты понимаешь, уважаемый Арлор, что было в моей жизни, и почему я так хочу найти Поворотника. -  всадник  много и жадно говорил, словно пытаясь наверстать долгие недели одиночества и безмолвия. – Он мне просто необходим, как воздух! Только на его помощь я и могу рассчитывать!    
       - Да, все, что ты мне рассказал, почтенный Грет, достойно пера летописца, но я все же не очень понимаю, чем тебе может помочь Поворотник. – путник, полулежа, внимательно слушал эмоциональный рассказ случайного попутчика о жизненных злоключениях.
- Ну а как же? – С искренним удивлением откликнулся всадник, и будто малому дитяти принялся втолковывать: - Сам посуди, теперь только Поворотник и сможет жизнь мою изменить, да пустить ее совсем по другому пути. Ты же слышал, какие беды, войны и несчастья постигли меня, мою семью и мой род. Я Поворотника найду, и он быстренько р-р-раз, и перепишет всю мою историю. – Грет хлопнул в ладоши, демонстрируя, как быстро Поворотник изменит его жизнь. -  Жаль только их теперь редко встретишь.
- И давно ты его ищешь, давно скитаешься? – Арлор налил себе еще немного душистого отвара из степных трав.
- Ой, давно… - Глубоко затаенная печаль на мгновение отразилась во взгляде Грета. – Иногда мне думается, что я бегу за тенью, за легендой. За сказкой, которой и в помине-то нет. Ты, наверное, думаешь, вот дурень, бросил жену и детей и ловит ветер в поле?
- Нет, я так не думаю. Я знаю, что ты прав, и Поворотники еще остались. Хоть люди  и постарались, чтобы они стали лишь легендой.
 - Ты что-то знаешь, уважаемый Арлор, поведай и мне эту историю, я в долгу не останусь, уж можешь мне поверить! Может именно твоя история подарит мне путь, ведущий к Поворотнику! – всадник нетерпеливо хлопнул себя по бедру.
- А какие истории ты уже знаешь?
- Ну, как же, - Грет начал перечислять, загибая пальцы.- Как Поворотники получили свой дар, как завершили Северную войну,  как люди объявили великий поход против Поворотников, вот только не знаю, за что. Ну и еще по мелочам десяток историй, как поворотники меняли пути людей.
- Все мои истории такие же сказки.- Арлор задумчиво повертел в руке красивую расписную кружку, и не торопясь, отхлебнул глоток отвара. – Но одну правдивую, пожалуй, я тебе расскажу.
   Путник надолго замолчал, видимо собираясь с мыслями, а всадник неторопливо заерзал, но тревожить не решился.
- Не знаю, давно ли, недавно ли, но это было. – Начал путник рассказ.- В то время у каждого  уважающего себя правителя был свой Поворотник. Как ты, наверное, знаешь, все они отличались силой, и от нее зависело, какое событие мог Поворотник повернуть вспять.  Поворотников боялись и уважали, но не трогали, потому как даже селу без Поворотника никуда – пропала корова, он ее вернет, потерялась вещь какая – так и ее сможет хозяевам назад вытянуть. Опять же,  если в схватке раны какие, или случаи несчастные, все к Поворотнику шли. Впрочем, это ты и без меня знаешь. Так вот, как-то один богатый, но не очень удачливый правитель стал искать себе очень сильного Поворотника.  Искали долго, гонцов разослали по всем соседним городам. Обещал правитель награду баснословную, столько бы не одному, а целой деревне на безбедную жизнь хватило. И вот,  на рассвете одного дня пришел к хоромам правителя Поворотник.  Светло голубые, почти белые глаза его пристально смотрели из-под косматых седых бровей. Было странно  видеть такого старого Поворотника, все за его спиной переговаривались, спорили, на что ему такие богатства. А он прошел в хоромы, так слова никому и не сказав.
- Уж не про правителя Карина, и Поворотника Тарла ты рассказываешь? – встрепенулся озаренный Грет.
- Именно о них моя история. Ты знаешь уже ее?
- Слышать-то слышал, но только никто не знает, что сделал Поворотник правителю. Но ведь великий поход против Поворотников именно тогда и начался!
- И опять ты прав, уважаемый мой Грет. Я как раз хотел рассказать тебе об этом. – Арлор задумчиво поправил усы.
     Всадник, было, открыл рот, дабы возразить, да так и остался слушать, забыв закрыть.
- Правитель, как ты знаешь, был тогда  в самом расцвете сил. Удачный брак укрепил его и без того огромное состояние. Однако труслив был правитель, и войны не вел, предпочитая откупаться, ежели с войной на него приходили. И богатство таяло на глазах. Да и с продолжением рода у него не все было гладко. Три красавицы дочери подрастали, пригожие и умные. Но не было сына у него. Вот и захотел правитель повернуть свой путь…
  Завороженный, Грет, словно воочию видел беседующих - обеспокоенного судьбой правителя и  старого, мудрого Поворотника:
- Пойми одно, за ценой я не постою, все получишь, как по уговору, да еще и сверх того, только сделай мой удел  другим! – умолял правитель Карин.
- Ты говори, о чем желаешь, а я скажу, смогу тебе помочь, или нет. – Голос у Поворотника был гулкий, рокочущий, совсем не старческий.
- Я завоевать всех соседей хочу, всех, а  это значит на востоке два правителя, на юге один, но очень сильный, на западе еще трое, и на севере еще мой старый враг. Его  бы просто опозорить,  а уж земли ему можешь оставить. – Правитель медленно ходил вокруг стола, на котором лежала карта с обозначенными землями, и тыкал в них пальцем.- Еще  хочу трех, нет, четырех сыновей, чтобы выросли крепкими, сильными, и со мной в походы ходили. Хочу стать самым верховным правителем, и чтобы все мне подчинялись, и боялись моей армии несметной. Пусть будет у меня конницы много, и пеших войск несчитано!   Я верну себе все мое богатство и  преумножу!
     Пока правитель перечислял, Поворотник все время что-то шептал про себя, будто считая:
- Земли семи правителей, это не меньше пяти лет… четыре сына, это еще года три, как минимум… чтобы выросли, еще лет пятнадцать…главным правителем – это…- Поворотник сложил руки и зашевелил губами, подсчитывая в уме остальное.
- Ну что, старик, сможешь ты такое для меня сделать? – Правитель Карин затаил дыхание, в ожидании ответа.
- Отчего же не сделать, могу я такое сделать. Только прежде, ты всю награду мою вели  в мешки собрать, да в повозку положить. А повозку вели запрячь самыми лучшими своими скакунами, да поставить у крыльца.  А уж потом я путь твой поворачивать буду.
- Быть по сему. –  Кивнул головой правитель, и кинулись слуги выполнять его указания.
 А потом уже черед Поворотника настал судьбу менять. Вынул он небольшой мешочек, достал карту магическую, кости, порошок волшебный и начал плести иной путь для правителя.
- И что, повернул? – С сомнением воскликнул  Грет, перебивая рассказчика. –Неужто такую судьбу смог повернуть?
- Конечно повернул, нет ничего невозможного для Поворотника. Только правитель после поворота очнулся, и помнил, что жизнь его сложилась, как и просил – в  походах и битвах, рядом стояли, склонив головы четверо сыновей, был правитель в хоромах, где стены сплошь увешаны златом и серебром, на голове сияла корона верховного правителя. Только оказался правитель на смертном ложе, был он очень стар, да и в бесконечных войнах здоровье свое подорвал. Вздохнул, взглянул в глаза Поворотнику, потом прошептал склонившимся сыновьям: «Убей Поворотника», и испустил дух.
- Ишь ты! – Аж присвистнул от удивления Грет.
- Ты, конечно, знаешь, что только смерть Поворотники поменять не могут.
- Так вот в чем было дело. – Всадник очень долго и внимательно посмотрел  на Арлора. – Ты Поворотник?
Тот, молча, с новым интересом изучал случайного попутчика. Спустя долгую минуту, полную напряжения, тишины и бешеного стука сердца всадника, Арлор произнес:
- Проницательный ты, уважаемый друг Грет, из Карахора. Надеюсь, ты сделал правильный вывод из моего рассказа.
- Вот уж не думал, что сегодня конец моим поискам, даже ничего не дрогнуло во мне, когда тебя увидел на дороге, даже сердце мне не подсказало, что ты и есть конец моего пути. – Грет сиял, слезы блестели у него в глазах. Слезы радости и облегчения. – Я думаю, я правильно понял твой рассказ. Ты уже все слышал про мою жизнь, про горе и несчастья, и знаешь то, что мне нужно изменить, но я прошу тебя, измени, пожалуйста,  только одно, а что, выбери сам, о, мудрый Поворотник.-  Грет почтительно  склонил голову.
- Хорошо, я сделаю, о чем ты просишь. И платы никакой с тебя не возьму.- Арлор поднялся и взял свой дорожный мешок…

      По дороге, шустро выскочившей из рощицы, пролетел всадник. Путь его начался далеко и давно. Пара лошадей, несколько седельных сумок и въевшаяся пыль уже много месяцев были его единственными друзьями.  Длинная и пустая дорога вилась через степи. Всадник выбирал свой путь сам.