Сага. 14. Соседи с нашего двора

Ольга Реймова
Наш двор на улице Чернышевского. 1949 год
==================================================
Продолжение "Семейной саги"


Соседи по двору были люди порядочные. Жили, как одна семья, все про всех всё знали: у кого беда, у кого радость, всем двором одновременно стряпали к празднику, ходили смотреть -  у кого как получается. 

Никто ни с кем не ссорился, не скандалил, по крайней мере, я так помню. Я прожила в этом дворе семнадцать лет. С некоторыми подругами детства мы до сих пор встречаемся.

Нелля Мухутдинова – с нашей коммуналки.  Сейчас живёт в Казани, когда приезжала в Уфу, всегда ко мне заходила. Она жила через стенку, где стояло наше пианино, и на котором я отчаянно бренчала. Никто не ругался. Просили поиграть. С Неллей мы хорошо дружили, вместе болели простудными заболеваниями, корью. 

В феврале - марте 1953 года она отдыхала в лесной школе, это санаторий для детей с ослабленным здоровьем.  Она мне писала письма оттуда, я ей отвечала. 5 марта 1953 года умер Генералиссимус нашего Советского Союза - И.В.Сталин.  Вся страна была в трауре. Я написала Нелле письмо о своих переживаниях по этому поводу: как это ужасно, мы лишились своего вождя, как теперь будем жить и т.д. И Нелля, читая это письмо, горько плакала. Воспитательница увидела, что плачет девочка, взяла письмо, прочитала и тут же устроила линейку. Зачитала это письмо вслух перед всеми и все плакали – так рассказывала Нелля.
Когда она приехала домой, то очень извинялась передо мной, что дала прочесть письмо воспитательнице. Нас учили, что чужие письма читать неприлично, она нарушила это правило и считала себя виноватой.  А я в тайне гордилась, что моё письмо заслужило внимание.

И ещё у нас была подруга Светлана Шагиахметова. Она жила в нашем же дворе, но в другом доме, и у них была отдельная двухкомнатная квартира.  Теперь Светлана известный композитор. Пишет музыкальные альбомы для детской музыкальной школы, музыку для хоровой капеллы, детского хора и оркестровую симфоническую музыку.

Общение со Светой мне дало очень много в плане общего развития. Она закончила казанскую консерваторию по классу композиция. Её дипломная работа Башкирская сюита «Караван-Сарай» имела большой успех. Сам Дмитрий Шостакович заинтересовался её творчеством и дал ей дорогу в мир музыки, где она была признана всеми.  До сих пор радует всех своими музыкальными сочинениями. Эту сюиту исполнял Горьковский симфонический оркестр, а дирижировала оркестром известная в те времена Вероника Дударова. У неё удивительная музыка. Она умудряется даже для одного инструмента написать так, что звучит целый оркестр.

Умна, красива, талантлива и просто замечательный человек.  Она живёт в Уфе. Раньше мы с ней встречались, а сейчас лишь по телефону перезваниваемся.

Я очень люблю этих своих подруг. Со Светой мы ещё сочиняли разные истории и рассказывали друг другу. И если она скажет: ты так хорошо сочинила, даже лучше, чем я. Это была самая большая похвала. 

Дома мы с ней  за пианино устраивали целые концерты при помощи одного инструмента и четырёх рук. Мы не играли классику. Она брала какую-нибудь мелодию, например «Во ку - во кузнице», и начиналось такое… По всей клавиатуре такие вариации выигрывались – вам и не снилось!

Она делала разные вариации на любую музыку (ещё в детские годы). Мы подкладывали под клавиши и внутри инструмента за молоточки газету, играли и подстукивали  где-нибудь на стуле рядом стоящем. Это в ней родился оркестровый композитор ещё в возрасте  9-10 лет.  А я при этом рождении присутствовала и подыгрывала.

С ней было очень интересно.

В шестидесятые и семидесятые годы она была секретарём Союза Композиторов Башкортостана.

Я очень хорошо понимаю её музыку. Я даже представляю, что она  хочет передать своей музыкой. Этот талант родился в Башкирии, в городе Уфе, на улице Чернышевского.

Они жили с мамой вдвоём, её папа на фронте нашёл себе другую любовь и не вернулся. Но часто присылал ей посылки из Ленинграда.

В шестнадцать лет, когда получала паспорт, она взяла фамилию своей мамы. С нашего двора вышло много талантливых людей. Рафаэль Мухутдинов – химик, доктор технических наук, Дезорцев Владислав – известный в городе психиатр, кандидат медицинских наук, Жанна Леоненко- ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ красивая – актриса драматического театра.

Это коротко про соседей с нашего двора.

Продолжение http://www.proza.ru/2010/03/02/606