-Дорогие ребята! Сегодня мы проведем с вами открытый урок. Вы узнаете для себя очень много нового. Откроете необычное в самых простых вещах.
-Снежанна Денисовна. А где же гости из комитета по образованию? И мы ещё не подготовились к открытому уроку,не провели репетицию.
-Правильно говоришь,Вовочка! Но не нужны нам сегодня гости. Вместо них я пригласила наших учителей. И урок у нас будет действительно открытый. На свежем воздухе. Обратите внимание,друзья на эти необычные фигуры. Что они вам напоминают?
-Да,ничего не напоминают, Снежанна Денисовна. Трубу прорвало с горячей водой. Вот и натекло. А потом замерзло. Сколько таких у нас. Вон на соседней улице до сих пор течёт.
-А давайте,ребята,спросим нашу учительницу географии. Татьяна Васильевна,расскажите нам об этом явлении.
-Представьте,друзья,что мы оказались в таинственной пещере. Слышите,как капает вода? Сотни лет она,просачиваясь через трещинки в пластах земли и достигая сводов пещеры,оставляет на них сосульки. Только здесь они ледяные,а в пещерах в основном состоят из минералов. К примеру, из мела,которым вы пишите на доске. И называются такие сосульки сталактитами. Вот они,висят по бокам на объекте нашего изучения. Кстати,у природных сталактитов,как и у наших деревьев,на поперечном срезе можно увидеть кольца. И по ним даже установить возраст этих образований.
-Татьяна Васильевна. А сколько нашим сосулькам лет?
-Если бы они не стаивали летом,то можно было насчитать не один десяток. И они точно бы установили основание наших коммунальных служб и нашей современной цивилизации. А так каждую зиму появляются новые.
-А навстречу им растут другие сосульки.
-Совершенно верно. И называются они уже не сталактитами,а сталагмитами. Они более массивны и причудливы. Посмотрите,какие необычные фигуры создает природа с помощью человека. Мы попадаем в сказочный мир Александра Сергеевича Пушкина,встречаемся с персонажами его произведений. Вот царь Кощей над златом чахнет. Здесь русский дух,здесь Русью пахнет!
-А вот о том,чем и почему,ребята,здесь пахнет,нам расскажет наш учитель химии Валерий Валерьевич.
-Мои юные коллеги! В данном случае вы ощущаете запах тухлого яичка. Это говорит о наличии примесей сероводорода-H2S. Но,наиболее вероятно,что он исходит от ближнего коллектора. А объект нашего изучения не имеет столь ярко выраженного запаха. Но обратите внимание на цвет этих сказочных фигур. Чистый лед бесцветен . А здесь мы видим почти все цвета радуги. Как вы думаете-почему?
-Это волшебники раскрасили к Новому Году.
-Правильно,ребята! Волшебники,помогающие нам пользоваться дарами цивилизации. Вы видите,какой цвет преобладает. Коричневый. В волшебной краске много соединений железа,в основном оксиды и карбонаты. А если наши волшебники добавят в воду соединения меди,то цвета будут еще более красочнее.
-Спасибо,коллеги,за межпредметные связи. А нам,ребята,пора подвести итоги нашего открытого урока.
-Снежанна Денисовна! Ну,давайте ещё немного погуляем. Здесь так интересно. Да и в классе ненамного теплее.
-Вот потому,друзья,завтра вы принесете мне по пятьсот рублей на тепловую пушку.
-Зима уж, Снежанна Денисовна,заканчивается!
-Ничего,ребята! Сколько ещё у нас с вами будет таких весёлых и интересных зим.