Празднуем Пурим

Михаил Ганкин
 ПУРИМ празднуют в память о чудесном спасении Евреев
в древнем Персидском царстве более 2400 лет назад в период
правления царя АХАШВЕРОША.
Это яркий карнавальный праздник с забавными маскарадными костюмами
и весёлыми розыгрышами.
Празднуется в Марте месяце.

ВЕДУЩИЕ ПРАЗДНИКА:

Герои произведений писателя Шолома  Алейхема  Тевье –молочник и Менахем-Мендл.

В ПРАЗДНИКЕ ПРИНИМАЮТ УЧАСТИЕ:

Ахашверош - царь Персии
Эстер - еврейская девушка
Мордехай - Привратник, дядя Эстер
Аман - фаворит царя
Слуги, евнухи, девицы.


Занавес: На сцену выходят ТЕВЬЕ  МОЛОЧНИК и МЕНАХЕМ  МЕНДЛ.
Оба, что в традициях праздника ПУРИМА, в местечковой одежде вывернутой
Наизнанку.


М.М. Здравствуй Тевье!
И зачем ты так вырядился? Думаешь, что коровёнка твоя, увидев хозяина в таком виде, больше молока даст?
Т.М. А ты зачем?
Наверняка хочешь понравиться самой красивой девушке на сегодняшнем празднике, Эстер.
Она сейчас сюда придёт.
М.М. Как ты сказал? Эстер? Из сериала «Богатые, которые тоже плачут»?
Так она, наверно, вместе с Пимштейном придёт…Чтобы подчеркнуть мексиканский
калорит, но при чём тут мы?
Т.М. С каким Пимштейном? Очнись! Сегодня же ПУРИМ. Придёт та самая Эстер,
которая рискуя жизнью, спасла свой народ. Наш с тобой народ.
Она с Мордехаем не побоялись самого Амана.
М.М. /испуганно/ Какого Амана? Разве его победили? Он ведь до сих пор губернатор…
Т.М. Ну ты опять про политику…Надоело! В праздничный день говорят о любви,
о женщинах…
Кстати, Если в дверь стучится жена, а у чёрного входа скулит собака, кого умный еврей первым впустит в дом?
М.М. Спрашиваешь…конечно собаку. Она, войдя в дом, сразу же перестанет лаять.
Т.М. И это ты называешь разговором о любви! Сними свой лапсердак и сходи в кино, посмотри эротику. Вот где страсти.
М.М. Я как раз вчера в кино видел любовную бурную сцену…
Т.М. И как назывался фильм?
М.М. Не знаю, я сидел спиной к экрану.
Т.М Однако же, заболтались мы тобой. А во дворце царя Ахашвероша, его ещё
ксероксом некоторые называют, начинается пир. Пошли, а то, как всегда не…..

М.М. /уходя/ Как он сказал? «Ксероксом»? Интересно? Сколько копий он уже наделал.


ЗАНАВЕС ОТКРЫВАЕТСЯ



Ахашверош восседает на подушках, слуги подают всё новые и новые блюда.
Танцовщица исполняет танец живота. За спиной царя висят два транспаранта.
«Феодализм - светлое будущее человечества»
«Неправильный опохмел ведёт к запою»

АХАШВЕРОШ - / поднимая тяжёлый взгляд и обводя им сподвижников говорит
Голосом Ельцина./
- Не так сели. Аман первый зам...… /отхлёбывая из чашки продолжает/
Весь мусульманский мир, всё прогрессивное человечество радуется нашим успехам
в деле построения самого передового общества – феодализма.
/ теряет строчку, отхлёбывает из чашки/
Я сегодня работал с документами. Подписал подготовленный Аманом указ об
Уничтожении одного злокозненного народа….

АМАН - /гордо выпятив грудь и закрыв лицо маской генерала Макашова/
- Это мудрое решение Ахашверош Николаевич!

АХАШВЕРОШ - /не обращая внимания на слова Амана/
Я долго думал, чем мне наградить своего первого министра за усердие.
Хотел даже ему высшую награду страны – орден «Золотое кольцо в нос» /отхлёбывает из чашки./ Но потом понял, что такое кольцо может носить только глава государства.
Как символ власти. Поэтому Аману сейчас вставят в нос тоже кольцо, только железное.
Вот такая загогулина получается. /отхлёбывает из чашки/.

Перепуганный Аман, пытаясь замаскироваться, быстро меняет маску
Генерала Макашова на маску Ахмадинижата. Но это не спасает. Его хватают и уволакивают за кулисы, откуда вскоре доносится стук молотка по металлу.
Это Аману вставляют кольцо. В паузах между ударами Аман сдавленным голосом вопит:
«У нашего царя крепкое рукопожатие…»


ЗАНАВЕС

На сцене вновь появляются ТЕВЬЕ  МОЛОЧНИК и МЕНАХЕМ  МЕНДЛ.
У одного из них в руках гитара. Он запевает /на мотив известной песни « Давай закурим»

О походах наших
Мы повспоминаем
Каждый из походов
Правнукам пример
Пред врагом не гнулись –
Вслед за Мордехаем
Свой народ спасали –
Так же, как Эстер.
Припев исполняют вдвоём.


Давай закурим евреи по одной
Сегодня Пурим, товарищ мой.

Т.М. Ой, шо сейчас будет….
М.М. А шо будет?
Т.М. Во дворце – то скандал. Царь велел жену свою Вашти к нему привести,
чтобы гости ослепились её красотой.
М.М. А шо она?
Т.М. Она феминисткой оказалась. Да ещё эмансипированной. У нас тут, говорит
междусобойчик женский. Упёрлась. Не пойду, мол, и всё.
Давай послушаем. /Усаживаются на краю сцены/

ЗАНАВЕС ОТКРЫВАЕТСЯ

Продолжается застолье. Аман – снова в маске Макашова.
АМАН. Да покарает Аллах всех этих жидов, которые внушили царице мысль о
Непослушании. Да покарает царь строптивую жену, ставшую пособницей
Международного сионизма. Слава КПСС! Аллах Акбар! Фракция большевиков
подготовила проект царского указа об её изгнании и лишении неприкосновенности.
АХАШВЕРОШ. - /отхлёбывая из чашки/ Как, ты говоришь, звали мою любимую Жену? Вашти? Разве их всех упомнишь! Изгнать, так изгнать. Я мудрый, я сам всё решаю.
Мне кукловоды не нужны,… /подписывает указ/
АМАН. У нашей фракции о мудрейший правитель, есть несколько кандидатур на вакансию любимой жены царя.


/вводят двух девушек в купальниках/

АМАН. Ну-ка, ну – ка…/подходит, осматривает первую девушку,/ затем разочарованно произносит: « Нет… у неё груди маленькие. Такие сейчас не в моде.
ДЕВУШКА. /робко/ Так что же мне делать?
АМАН. /сердито/ Донашивать!
/подходит ко второй девушке/ Как тебя зовут?
ДЕВУШКА. Смотря куда…
АХАШВЕРОШ. Пойдёшь ко мне в опочивальню?
ДЕВУШКА. /жеманясь/ Ой, не сейчас.…Во – первых, я ещё девственница, а во –
вторых, у меня после ЭТОГО голова болит.


Пауза. Сидящие на краю сцены Тевье  Молочник и Менахем  Мендл обмениваются репликами.

Т.М. Конечно, сразу она стесняется. К этому ксероксу ещё привыкнуть надо. Ишь, как у него уже физиономия заплыла.
М.М. А шо это означает?
Т.М. Медленное превращение головы в задницу. Сначала по форме, потом по содержанию…
М – да, ксерокс это тебе не Мордехай.
М.М. И почему это к Мордехаю так девушки липнут? Простой привратник.
Т.М. Да раввин проболтался, что после обрезания наложил ему сорок семь швов.

АХАШВЕРОШ /капризным тоном/ Мне теперь что, в модельном агенстве невесту себе искать?
АМАН. Не беспокойся, мудрейший. Если нам мировой сионизм не помешает,
самая красивая девушка Персии будет твоей. Нужно только конкурс красоты объявить.
Я уже и указ царский подготовил. /Разворачивает свиток, читает/

« Сим повелевается всем красавицам Персии пройти конкурсный отбор на
замещение вакантной должности любимой царицы.
Каждая участница предоставляет листок по учёту кадров, три фотографии, автобиографию и характеристику с последнего места любви.
Победительница получит право именоваться первой леди государства, тысячу У.Е. ежедневно на карманные расходы и персональный ХЕНДИ с правительственной связью.
Участницы, не занявшие ПЕРВОЕ место будут отправлены в горемы.

ЗАНАВЕС

На сцену выходят ТЕЙВЕ МОЛОЧНИК и МЕНАХЕМ МЕНДЛ.

Т.М. Ты знаешь, сколько времени ехать от Одессы до Жмеринки?

М.М. Четыре часа.

Т.М. А от Жмеринки до Одессы?

М.М. Понятное дело, тоже четыре часа, разве не ясно?

Т.М. Конечно, не ясно. Научись считать. От Пурима до Пасхи один месяц, а от Пасхи до
Пурима – одиннадцать…

М.М. Но мы отвлекаемся снова. Там, во дворце, сейчас такое происходит...
Я только не пойму, почему Амана, такого ничтожного человека, так высоко вознесли?
Т.М. Разве ты не знаешь, что пена выше пива?

/Менахем Мендл берёт гитару и на мотив песни «А ну-ка девушки» запевает, покидая сцену/

А ну-ка, девушки,
А ну, красавицы
Вы для мужчин всегда пример.
Должна сегодня же царю понравиться
Иудейка славная Эстер.

ЗАНАВЕС ОТКРЫВАЕТСЯ


По сцене походками топ – моделей проходят несколько красивых девушек.
Раскланиваются перед сидящим на подушках царём. Аман внимательно наблюдает за ними. Внезапно он вскакивает с места и подбегает к одной из девушек.
Это Эстер. Аман восхищённо указывает на неё.

АМАН. Вот она! Я сразу её заметил. Какая фигура! Какая грудь! А лицо! Само
воплощение славянства!...Простите /быстро меняет маску Макашова на маску Ахмадинижата./ Ещё раз простите… Мусульманства.
И что немаловажно – совсем не похожа на еврейку. Даже враги его высочества
не посмеют сказать, что государь попал под жидо-масонское влияние.

ЭСТЕР. /в сторону./ Если бы он знал что я родственница Мордехая?!?!
Этот негодяй – министр так спешит угодить царю, что кажется, будто по дороге
он загнал не менее двух лошадей: одну – чёрту, другую – дьяволу.
Подумаешь, счастье быть первой женой этого пьяницы. Подавать ему ночную утку с яблоками…

/ Из динамика звучит голос Творца/

Тебя не затем Провидение послало сюда, Эстер, не для того, чтобы ты думала о
собственном благополучии. Спаси свой народ, и ты навсегда останешься в его памяти.

ЭСТЕР – О, если б выбирал свободу каждый
И правильный, и лёгкий жизни путь,
Но кто идёт, как я, томима жаждой,
Тому уже назад не повернуть.
И сам Господь ему не в силах дать
Покоя и забвенья благодать.


ЗАНАВЕС


На сцене появляются ТЕЙВЕ МОЛОЧНИК и МЕНАХЕМ МЕНДЛ.

Т.М. Как ты думаешь, это справедливо, когда говорят, что евреи отвечают вопросом
на вопрос?

М.М. А тебе непременно это хочется выяснить прямо сейчас?

Т.М.Если ты так любишь вопросы, скажи – ты слышал, один еврей купил мельницу?
М.М. В самом деле? Ну и что?
Т.М. Ничего. Еврей крутится, а мельница стоит.

Оба уходят за кулисы.Занавес поднимается. Возле стены, заговорщицки усмехаясь,
раскладывают выпивку и закуску два человека. У каждого из них сзади на спортивном свитере надпись: «ЕВНУХ». На газете они раскладывают банку шпрот,кусок вареной колбасы, луковицу, две бутылки «Пшеничной».
Из – за кустов за ними следит Мордехай.

ПЕРВЫЙ ЕВНУХ. Так ты говоришь взорвать «Мерседес» с гексогеном когда царская карета будет проезжать мимо?
А если пульт не сработает? Может лучше…это самое…киллера к нему подослать? С ледорубом.… Чтобы он его,как Троцкого, по голове.
Помнишь, нам в школе КГБ об этом рассказывали?

ВТОРОЙ ЕВНУХ. Можно и киллера. Только кого послать?
И с Центром не свяжешься - последний караван в ту сторону ушёл неделю назад.
В общем, так Петро…тьфу, Шамиль, действуй по ситуации. Но чтобы в назначенный Центром срок, Ксерокс наш перестал делать копии! Понял?

/Никем не замеченный Мордехай тихонько отходит в сторону, извлекает из
внутреннего кармана сотовый телефон и набирает номер/

МОРДЕХАЙ. Аллё! Диспетчерская? Что значит технологический перерыв?
Срочно передайте абоненту 87455: « Эстер, на царя готовится покушение.
Передай ему – пусть остерегается Евнухов».

/Прячет телефон. Неожиданно появляется Аман. Тот смотрит на Мордехая в ожидании поклона. Но Мордехай этого не делает/.

АМАН./ Взбешён./ У жидовская морда! Такие как ты потом коммунизм придумают, всемирный еврейский заговор организуют. Знаю, знаю,читал в газетах.
Но жребий который вы зовёте Пуром, брошен.
Запомни это число – Тринадцатый день месяца адар. Всех вас, всё ваше змеиное племя под корень пустим.
Да здравствует великая Персия!

МОРДЕХАЙ. Вот так всю жизнь средь бранной суеты
           Ни отдыха не знаю, ни покоя
           А я мечтал дворцы и храмы строить

           И наслаждаться блеском красоты.
           И мудрость книг куда отрадней мне
           Чем славная победа на войне.

ЗАНАВЕС

На сцене ТЕЙВЕ МОЛОЧНИК и МЕНАХЕМ МЕНДЛ.

М.М.Вот так всегда. Стоит делу пойти к свадьбе, как свадьба заканчивается погромом.

Т.М. Мне почему-то кажется, что сейчас выйдет наоборот – вместо погрома будут свадьбы. Много свадеб.…Кстати, всё забываю спросить - а твой сын женился?

М.М.Трижды. И все три раза удачно.

ЗАНАВЕС ОТКРЫВАЕТСЯ

Эстер в задумчивости ходит по сцене.

ЭСТЕР. Уж тридцать дней к царю меня не звали. Войдешь, сама и будешь казнена.
О, как сказать ему про покушение? /заламывает руки./ Как свой народ от гибели
Спасти?
/Осторожно приближается к распахнутой двери, за которой в задумчивости сидит
Ахашверош. Царь замечает её и отхлебнув из чаши, указывает на Эстер своим скипетром./

АХАШВЕРОШ. /пьяно икнув/ - Эстер! Иди ко мне. За этой кучей дел /обводит жестом стол с блюдами/ - я изнемог от воздержания.
/ Эстер осторожно приближается к царю, берёт его за руки и шепчет что-то ему на ухо/.

АХАШВЕРОШ./лёжа на подушках, одной рукой держит чашу с вином, другой обнимает за плечи сияющую Эстер.
Входит довольный Аман с кольцом в носу.
Радостно повторяя: «Сегодня тринадцатое адара. Счастливое число, счастливое
Число…»

АХАШВЕРОШ. Скажи мне,какую почесть оказать человеку, спасающего своего повелителя?

АМАН. /вполголоса/ - Это он меня отметить хочет - /громко./ Дать ему одежду
со своего плеча, усадить в царскую карету и пусть глашатаи громко кричат:
« Вот едет человек, которому положены царские почести».

АХАШВЕРОШ. Ну так проследи, чтобы именно так наградили иудея Мордехая.
А затем приведи его сюда. Пусть он сядет рядом со мной.
/Аман с недоумением смотрит на царя, но тот жестом отправляет его вон, он пятясь уходит и вскоре возвращается с одетым в царские одежды Мордехаем. Царь указывает ему место рядом с собой и ласково обращается к нему/:

- Видишь, сколько блюд на моём столе? Чего здесь не хватает?

МОРДЕХАЙ. Вареных раков к пиву.

АХАШВЕРОШ. /озадаченно/ - Вареные раки.…Никогда не пробовал. А какого они цвета?
МОРДЕХАЙ. Багрового.
АХАШВЕРОШ. Это как?
МОРДЕХАЙ. Ты видел заход солнца? Раки точно такие же, только красные…
АХАШВЕРОШ. Шутник ты иудей. Вы, Евреи, к какой расе относитесь?
МОРДЕХАЙ. К семитской.
АХАШВЕРОШ. А Персы, к какой?
МОРДЕХАЙ. Выходит, что к антисемитской.
Если ты царь подписал указ, по которому тринадцатого числа, значит сегодня, начнут истреблять мой народ и стариков, и детей малых, и меня – того, кто тебя предупредил о заговоре,и Эстер - твою любимую жену…

АХАШВЕРОШ. /трезвея./ Погоди, какой указ? Я, конечно много подписываю
Документов, но такой бумаги не упомню. И при чём тут Эстер? Она что еврейка?

МОРДЕХАЙ. Мой отец – родной брат её отца. Хотя ты и государь, а я простой
привратник, но тебе скажу – есть бумаги, которые нельзя подмахивать с чашей вина в
руке.

АХАШВЕРОШ. Ещё одна загогулина получается. Я, понимаешь, гуманист… мне очень
даже охота позировать и Рембрандту, и Рубенсу.… Но, с другой стороны, я не могу
отменить уже подписанного указа. Это не по конституции. Меня Дума не поймёт.
Единственное, что я могу сделать – повесить Амана, который мне это указ подсунул.
Позовите мне секретаря Совбеза!

/Входит секретарь совета безопасности/

Разреши, О наймудрейший докладаю, – приказ выполнен до приказа.…
Уже повесили.
Вот слышали, как работают мои люди. Не успею подумать, как всё исполнено.
Свободен!

/Эстер бросается в ноги царю/
ЭСТЕР. Как я могу видеть бедствия, которые постигнут мой народ?

МОРДЕХАЙ. Ты можешь царь спасти и мой народ, и достоинства своего не
уронить. Даруй указ, по которому мы вправе взять мечи и сами постоять за себя.
/Довольный Ахашверош тут же подписывает протянутый ему Мордехаем свиток/.

МОРДЕХАЙ. Как тяжело быть мудрым, сознавая,
           Что силы две живут в душе твоей.
           Вино премудрости ещё томится в сусле
           И двух царей судьба меня влечёт:
           Как царь Давид, люблю я мирно гусли,
           Как царь Саул, пронзаю их мечом.

Появляются герои книг Шолма Алехема, они празднуют и ликуют.
Тевье Молочник с гитарой в руках запевает песню на мелодию « Давай закурим»

Давай закурим Евреи по одной.
Сегодня Пурим, товарищ мой.
Давай пропустим Евреи по одной.
Сегодня Пурим товарищ мой.