Звёзды падают вверх Эссе о творчестве К. Кастанеды

Стэн Строук
                I.  Вступление.

        Карлос  Кастанеда - автор  нескольких книг, в которых сам является участником событий (в частности, - «Учение дона Хуана», «Отдельная  реальность», «Путешествие  в Икстлан», «Сказки  о  силе»,  «Второе  кольцо  силы», «Дар  Орла», «Огонь  изнутри»,  «Сила  безмолвия»,  «Искусство  сновидения»).
     Все  его  произведения  можно  рассматривать  как  единое  творение  писателя.
     Карлос  Кастанеда  описывает  своё  обучение  магии  у  старого  индейца  племени  яки - дона  Хуана  Матуса. Автор  фигурирует   в  повествовании  не  как  мудрый человек и  всепонимающий писатель Карлос  Кастанеда, а  как  туповатый  ученик  Карлос,  а  чаще  даже  Карлитос,  который  с  трудом  доходит  до  того,  что  ему  объясняет его учитель и те, кто его окружают.
     Карлос  -  студент-антрополог,  учащийся  в одном  из  университетов  Лос - Анжелеса.  Он  предпринял  несколько  поездок  на  Юго-Запад  Северной  Америки  с  целью  сбора  информации о  лекарственных  растениях,  используемых  местными  индейцами, и в  частности, - о  галлюциногенном  кактусе  пейоте.   С  доном  Хуаном  его  познакомил  приятель.
        Индеец  был  довольно  стар,  но  выносливость  и  сила  его  тела  не  вязалась  с  возрастом дона Хуана. В  нем  было  что-то  мистическое.  Дон  Хуан  как  будто  согласился  быть  информатором  и  пригласил  Карлоса  к  себе  домой.  Впоследствии  они  встретились  множество  раз…
        Поначалу  Карлос  искал  встреч  с  доном  Хуаном  из-за  интереса  к  растениям,  но  позже его поездке к индейцу  приобрели  иной  характер.  Дон  Хуан  обучал  Карлоса  тому,  что  мы  называем  магией - использованию  сверхъестественных  сил,  которые невозможно  обнаружить обычным и привычным способом мировосприятия. 
      Основа  магии  дона  Хуана  -  это    искусство  восприятия  иной  реальности,  то  есть  иных  миров,  отличных  от  мира  нашей  повседневной  жизни. Дон  Хуан  говорит,  что  само  по  себе  существование  мира  зависит  только  от   того,  воспринимает  человек  его,  или  нет.  Например,  если  человек  родился  слепым,  то  свет  и тьма для  него  не существуют.  Мы  считаем  такого  человека  обделённым.  Дон  Хуан  же считает  обделённым  обычного  человека,  ведь  обычный  человек  не  может  видеть  ничего,  кроме  мира  повседневной  жизни.   Для  достижения  состояний  необычной  реальности  маг  использует  специальные техники и упражнения. Маги  ведут  особый  образ  жизни,  помогающий  им  сохранять  свою  жизненную  энергию.
Обо  всём  этом  и пойдет речь ниже.
Настоящее эссе не является научной работой. Скорее это мой способ и моя попытка привести в порядок тот хаос в сознании, который был порожден  книгами этого автора.
Однако природа этого хаоса связана не с книгами Карлоса Кастанеды, а с тем, что уродливое нагромождение унылых и примитивных прежних моих представлений о жизни было в одночасье разрушено в моем сознании безупречной логикой и неопровержимыми аргументами Кастанеды.
Я увидел, почувствовал и понял, что он прав и что Он - часть Истины!
Свою  цель при написании этого эссе я  определяю  так: «Найти  и  систематизировать основные идеи магии, которые  Карлос  Кастанеда  предлагает  читателям в  своих  произведениях. »         
      
                II.  Основная  часть.
                1.  Путь  воина.

                «...Человек  идёт  к  знанию  так  же,  как  он  идет  на  войну - полностью  пробуждённый,  полный  страха,  благоговения  и  безусловной  решимости.  Любое  отступление  от  этого  правила  -  роковая  ошибка,  и  тот,  кто  её  совершает  непременно  доживёт  до  того  дня,  когда  горько  пожалеет  об  этом. »
               
     Карлос Кастанеда, «Отдельная  реальность»

Воин. Множество  высказываний  дона  Хуана  относится  к  описанию  безупречного  мага  -  воина.  Воин - это  человек,  который приводит  в  порядок  свою  жизнь, накапливает  личную силу и расчетливо расходует  свою  энергию, свой  энергетический  потенциал,  необходимый  для  контактов  с  неизвестным.  Вся  жизнь  воина - это  решение  задач,  стремление  к  целям.  Преимущество  воина  перед  другими  людьми  состоит  в  том,  что  воин  всегда  поступает  безупречно.  И  не  важно,  решит  он  свою  задачу  или  нет,  главное  то,  что  он  сделал  все,  от  него  зависящее. Вот  что  говорит  по  этому  поводу  дон  Хуан:  « Дух  воина  не  привязан  ни  к  потаканию,  ни  к  жалобам,  как  не  привязан  ни  к  победам,  ни  к  поражениям.  Единственная  привязанность  воина -  битва,  и  каждая  битва,  которую  он  ведёт, - его  последняя  битва  на  этой  земле.  Поэтому  исход  её  для  него  практически  не  имеет  значения.  В  этой  последней  битве  воин  позволяет  своему  духу  свободно  и  ясно.  И  когда  он  ведёт  эту  битву,  он  знает,  что  воля  его   безупречна. И   поэтому  он  смеётся. »
       У  воина  нет  проблем,  перед  ним - только  его  битва.  Воин  может  сомневаться,  но  только  до  того,  как  примет  решение.  Когда  оно  принято,  он  отбрасывает  все  сомнения,  сожаления  и  страхи  и  вступает  в  свою  битву. 
      Воин  выбирает  путь,  которому   следует  в  течение  своей  жизни.  Дон  Хуан  называет  такой  путь путём  сердца. «Есть  ли  у  твоего  пути  сердце? - спрашивает он Карлоса. -  Если  есть,  то  это  хороший  путь;  если  нет,  то  от  него  никакого  толку.  Оба  пути  ведут  никуда,  но  у  одного  есть  сердце,  а  у  другого  -  нет.  Один  путь  делает  путешествие  по  нему  радостным:  сколько  ни  странствовать,  ты  и  твой  путь  нераздельны.  Другой  путь  заставит  тебя  проклинать  свою жизнь.  Один  путь  даёт  тебе  силы,  другой  -  уничтожает  тебя. » 
      Воин  не имеет чувства  собственной  важности, потому что сознательно отказался  от него, и  мир слишком слаб, чтобы задеть его, вывести из себя,   причинить боль или обидеть его.
      Воин  принимает  на  себя  ответственность  за  своё  поведение,  и  поэтому  никогда  не  сожалеет  о  сделанном.
      Воин как советчика использует  смерть: «Каждый  раз,  когда  ты  чувствуешь, ... что  всё  складывается  из  рук  вон  плохо  и  ты  на  грани  полного  краха,  повернись  налево  и  спроси  у  своей  смерти,  так  ли  это.  И  твоя  смерть  ответит,  что  ты  ошибаешься,  и  что  кроме  её  прикосновения  нет  ничего,  что  действительно  имело  бы  значение.  Твоя  смерть  скажет: «Но  ведь  я  же  ещё  не  коснулась  тебя! » -  так  говорит  дон  Хуан,  и  он  абсолютно  прав.
       Воин  недоступен.  Он  не  подставляется,  его   можно  выследить,  только  если  он  сам  этого  захочет.
       Воин -  это охотник.  Мир  -  это  его  охотничьи  угодья,  на  которых  он  охотится  за  силой.
        Человек  знания. Безупречнейший  воин  может  стать  человеком  знания.  Человек  знания - «... это  тот,  кто  добросовестно  и с верой  переносит  лишения  и  тяготы  обучения...  Тот,  кто  без  спешки,  но  и  без  промедления  отправился  в  полный  опасностей  путь,  чтобы  разгадать,  насколько  ему  удастся,  тайны  знания  и  силы. »  Человек  знания  должен  победить  четырёх  врагов,  встающих  перед  каждым,  кто  охотится  за  знанием. 
         Первый  враг  человека  знания - Страх.  «...Ужасный  враг,  коварный  и  неумолимый.  Он  таится  за  каждым  поворотом, подкрадываясь и выжидая...»  Чтобы  победить  этого  врага,  необходимо  продолжать  учиться,  несмотря  ни  на  что. 
          Тогда  перед  ним однажды встанет  его  второй  враг - Ясность.  Страх  позади. «...Человек  чувствует,  что  для  него  не  существует  тайн…»    При этом человек  может преуспевать в  учении,  но если он остановится, думая, что знает теперь всё, он  никогда не  станет  человеком  знания. Остановившись, он  будет  топтаться  на  месте, обманывая себя тем,  что  познал  всё.   Для  того,  чтобы  идти  дальше,  человек  должен  понять,  что он не в состоянии познать  мир до конца и что он всё должен подвергать  сомнению.  «... И  однажды  он  увидит,  что  ясность  была  лишь  точкой  перед  глазами. »  Победив  ясность,  человек  ощущает  себя  сильным  и  всемогущим.  Он  ничего  не  боится, он всё подвергает сомнению. Он теперь ощущает себя хозяином бытия.         
          «...Это  и  значит,  что  перед  ним  третий  враг - Сила!  Это  -  самый  грозный  враг.  И  конечно,  легче  всего  -  просто  сдаться;  ведь  в  конце  концов  её  обладатель  действительно  непобедим.» Такой  человек  может  быть  непобедим,  но быть непобедимым и могущественным, это еще не значит стать человеком  знания. Чтобы  победить своего третьего врага,  человек  должен  понять,  что  его  сила   в  действительности  ему  не  принадлежит.  Он  должен  трезво  использовать  её  и  не  ослеплять  себя  иллюзией  собственного  величия. 
        Тогда  на  человека  наступает  четвёртый  враг,  которого победить нельзя: это его Старость!  Человек,  прожив  долгую  страстную  жизнь,  хочет  отойти  от  дел,  отдохнуть. Это так естественно, потому что он сильно  устал. «...Но  если  человек  стряхнёт  с  себя  усталость  и  проживёт  свою  судьбу  до  конца,  тогда  его  в  самом  деле  можно  назвать  человеком  знания,  пусть  ненадолго,  пусть  лишь  на  краткий  миг,  когда  ему  удаётся  отогнать  последнего  и  непобедимого  врага. » 
       Человеком  знания  может  стать  каждый,  но  далеко  не  каждый  им  становится. 
       С  самого  начала  обучения  дон Хуан  учил  Карлоса  быть  воином.  Только  живя,  как  подобает  воину, человек  может  выстоять  в  схватке  с  неизвестным.
       Карлос Кастанеда различает известное, неизвестное и непознаваемое.

                2.  Тональ  и  Нагуаль.

       Важное  место  в  учении  дона  Хуана   занимает  концепция  человека,  состоящего из  двух  частей - тоналя  и  нагуаля.  Мне представляется, что эти две части - лишь  способы  восприятия,  ведь  дон  Хуан  считал,  что «...восприятие - это  всё».
Тональ.  Тональ - «...это  всё  что  мы  есть... Назови  его! Всё,  для  чего  у  нас  есть  слово - это  тональ. »  Тональ  является  всем,  что  мы  видим  вокруг.  Стол - это  тональ.  Дверь - это  тональ.  Личность  человека  - тональ. Бог - тоже тональ. Тональ  -  это  охранник,  который  направляет  наше  восприятие.  Всё,  что  мы  воспринимаем,  создано  тоналем  и  является  им.  Дон  Хуан  сравнивает  тональ  с  поверхностью  стола:
       «  -  Тональ - это  остров,  -   объяснил  он.  -  Лучшим  способом  описать  его  будет  сравнение  вот  с  этим.
              Он  очертил  рукой  край  стола.
          -   Мы  можем  сказать,  что  тональ,  как  поверхность  этого  стола,  остров,  и  на  этом  острове  мы  имеем  всё.  Этот  остров  -  фактически  весь  наш  мир.
              У  каждого  из  нас  есть  личные  тонали  и  есть  коллективный  тональ  для  нас  всех  в  любое  данное  время,  и  его  мы  можем  назвать  тоналем  времени. » 
Тональ  -  это  наш  мир  повседневной  жизни.
           Итак,  всё,  что  нас  окружает,  всё,  что  мы  видим,  всё,  что  мы  можем  назвать,  всё,  о  чём  мы  думаем  является  тоналем.
       Нагуаль.  Но  что  же  тогда  нагуаль,  если  всё, что  нас  окружает  -  это  тональ?
       «...Нагуаль - эта  та  часть  нас,  для  которой  нет  никакого  описания  -  ни  слов,  ни  названий,  ни  чувств,  ни  знаний. »
         Карлос  возражает:«Но  это  противоречие,  дон  Хуан.  Мне  кажется,  если  это  нельзя  почувствовать,  описать  или  назвать,  то  этого  просто  не  существует. »
           Однако магия не видит здесь никакого противоречия.  Карлос  пытается  понять,  что  же  такое  нагуаль.  Может  быть,  это  ум  человека?  Нет,  ум  на  острове.  Душа? - И  она  там  же! Мысли,  психика,  энергия,  бессмертие? -  Нет,  все  они  являются  тоналем.  «... Может  быть,  нагуаль - ...  Господь  Бог?» -  Нет,  нагуаль - и  не  Бог.  О  Боге  можно  говорить, хотя его  нельзя увидеть  и  почувствовать. Бог  -  это, скорее, понятие.  Бог  тоже  находится  на  острове.  Наконец,  отчаявшись  понять,  Карлос  спрашивает  дона  Хуана:
     « -  Если  нагуаль  не  является  ни  одной  из  тех  вещей,  которые  я  перечислил,  то,  может  быть,  ты  сможешь  сказать  мне  о   его          местоположении.  Где  он?
            <...>
           -   Нагуаль - там, - сказал  он. -  Там,  вокруг  острова.  Нагуаль  там,  где  обитает  сила.  Мы  чувствуем  с  самого  рождения,  что  есть  две  части  нас  самих.  В  момент  рождения  и  некоторе  время  спустя  мы  являемся  целиком  нагуалем. »
      Нагуаль  -  необьятное  неизвестное,  которое  является  одной  из  частей  человека.   Всё,  чему  нет  названия - нагуаль.  Безпричинные  потери  сознания,  чувство  тревоги,  рассеянность - это  проявления  нагуаля.   Их  нельзя  описать,  и  ощущения,  которые  они  несут,  нельзя  найти  в  мире  понятий.  Можно  говорить:  тревога,  рассеянность,  забытье...  -  но  всё  это,  в  действительности,  нагуаль.
        Нагуаль  и  тональ  -  истинная  пара,  они  составляют  человека.  Быть  и  в  тонале,  и  в  нагуале  одновременно  -  это  нормальное  состояние  человека.  Но  вскоре  после  рождения  человек  замыкается на  тонале  и  отбрасывает  от  себя  нагуаль.  Полностью  погружённый  в  тональ,  человек  оказывается,  образно  говоря,  в  пузыре,  на  стенках  которого  видит  своё  собственное  отражение в самых разных его проявлениях.  Это - его персональный тональ; нагуаль  остаётся  за  пределами  пузыря.  Задачей  воина  является  упорядочить  свой  тональ  и  сместить  его  на  одну  половину  пузыря,  а  в  другую  позволить  войти  нагуалю.  Тогда  и  достигается  магическое  состояние  «целостности  самого  себя».
        Дон  Хуан  помогает  Карлосу  упорядочить  его  тональ, «подмести  остров».  В  нагуаль  его  вводит  другой  человек - дон  Хенаро  Флорес,  маг,  близкий  друг  дона  Хуана.   Дон  Хенаро   показывает  Карлосу  проявления  своего  нагуаля:  фантастические  прыжки  с  обрыва  в  пропасть,  полёты бе помощи летательных средств, горизонтальное сидение на  вертикально  стоящем  дереве  и  т.д.   При  появлении  таких  феноменов,  кажущихся  с  точки  зрения  здравого  смысла  невозможными,  тональ  хочет  защититься  от  них  и  сжимается,  уступая  место  нагуалю.  Здесь  существует  опасность  сжатия  тоналя  совсем  в  ничто, что приводит к наступлению смерти  человека.  Поэтому  дон  Хуан  и  дон  Хенаро  искусно  руководят  движением  Карлоса  от  тоналя  к  нагуалю,  стремясь  научить  его совершать  такое  движение самостоятельно и осознанно.
      Искусство  внимания.  С  движением  между  тоналем  и  нагуалем  связано  искусство  переключения  внимания.  Область   тоналя  является  первым  вниманием,  которое  доступно  каждому  из  нас.  Оно  направлено  на  мир  повседневной  жизни.  Второе  внимание  -  внимание  нагуаля.  Оно  направлено  на  восприятие   необычной  реальности  нагуаля.  Третье  внимание  -  это  и  есть  состояние  целостности,  когда  первое  и  второе  внимания  уравновешены.  Оно  направлено  на  восприятие  и  тоналя,  и  нагуаля  одновременно.  Войти  в  третье  внимание  -  величайшее  достижение,  которое  под  силу  только  людям  знания.   По сути все  аспекты  магии,  в  сущности, служат  лишь  способами  достижения  третьего  внимания.
      Третье  внимание  является  прекрасным  состоянием  абсолютной  свободы.   
            
                3.  Абсолютная  свобода.
               
                …Я  уже  отдан  силе,  что  правит  моей  судьбой.
                Я  ни  за  что  не  цепляюсь,  поэтому  мне  нечего защищать.
                У  меня  нет  мыслей,  поэтому  я  буду  видеть.
                Я  ничего  не  боюсь,  поэтому  я  буду  помнить себя. 
                Отрешённый,  с  лёгким  сердцем, я  мимо  Орла 
                проскользну,  чтобы  снова  стать свободным…
               
                Карлос  Кастанеда,  «Дар  Орла»

       Одним  из  аспектов  нагуаля  является  видение  мира  как  скопления  энергии.   Людей,  имеющих  дар  воспринимать мир таким  образом,  дон  Хуан  называл  видящими  (понятия  «смотреть» и  «видеть» в  его  понимании  не соответствуют друг другу ).
       Орёл. Источником  энергии  является  гигантское  нечто,  образно  названное  Орлом.  Это  сила,  управляющая  людскими  судьбами.  Орёл  смертоносен,  его  нельзя  воспринимать  непосредственно.  Видящий  видит  его  в  четырёх  вспышках.
  «Первая  вспышка,  подобно  молнии,  помогает  видящему  охватить  контуры  тела  Орла.  Тогда  можно  видеть  белые  мазки,  выглядящие  как  перья.  Вторая  вспышка  молнии  освещает  колышущуюся,  создающую  ветер  черноту,  выглядящую  как  крылья  Орла.  С  третьей  вспышкой  видящий  замечает  пронзительный  нечеловеческий  глаз.  А  четвёртая  вспышка  открывает  то,  что  Орёл  делает.  Орёл  пожирает  осознание  всех  существ,  живших  на  земле,  а  сейчас  мёртвых ... »
        Эманации  Орла.  От  Орла  во  все  стороны  на  бесконечное  расстояние  распространяются   энергетические  светящиеся  лучи-волокна, являющиеся эманациями  Орла.  В  них  содержится  информация,  управляющая  живыми  существами,  поэтому  эманации  Орла  можно  назвать  командами. Видящие  воспринимают человека  как  светящееся  яйцо,  образованное  частичкой  эманаций  Орла,  собранной  в  кокон.   Все  существа,  составленные  из  светящихся  эманаций,  являются  живыми  и  наделены  осознанием.  Иными  словами,  любое  существо - это  осознающая  себя  энергия. 
         В  светимости  человека  есть  наиболее  яркая  точка,  которая  отвечает  за  восприятие  человека. Эта  точка  называется  точкой  сборки. Своим  светом  она  может  освещать  эманации,  находящиеся  внутри  и  вне  человеческого  кокона  и  настраиваться  на  определённые  команды  Орла.  Но  обычно  она всю  жизнь  человека находится в  одной  и  той  же  позиции,  нацелив  осознание  человека  на  тональ. Если же,  случайно  или  намеренно,  человек  смещает  её  из  обычного  положения  в  какое - либо  иное,  она  освещает  незадействованные  ранее  эманации,  направляет  внимание  человека  на  нагуаль  и  собирает  невообразимые  миры.
Существование того или иного мира  зависит  только  от  положение  точки  сборки.    
           Существует  несколько  больших  полос  эманаций,  на  некоторых  из  которых  располагаются  коконы  живых  существ.  Одну  полосу  занимают  представители  органической  формы  жизни ( люди,  животные,  растения  и т.д. ),  на  семи  других - неорганической формы жизни.  Если,  например, видящий  воспринимает человека как  золотистое,  янтарно-светящееся  яйцо,  то  светимость  неорганических  существ  -  тусклая,  и  сам  их  кокон вытянут более,  чем  кокон  людей.  Остальные  полосы  эманаций  не  имеют  свечения,  и  на  них  не  обитают  живые существа.   
        Точка  сборки. Следует  более  подробно  остановиться  на  сдвиге  точки  сборки.  Именно   под  этим  подразумевается  движение  от  тоналя  к  нагуалю.  Если  маг  может  самостоятельно  перемещать  точку  сборки,  то  он  достиг  совершенства  в  магии  и  может  переместиться  в  любой  другой  мир  нагуаля. 
Перемещение  точки  сборки  бывает  двух  видов - сдвиг  и  движение. 
Сдвиг - это  небольшое  перемещение  точки  сборки  в  пределах  органической  полосы  эманаций. 
При движении же точка  сборки  выходит  далеко  за  пределы  кокона  и  при этом  изменяет  форму  кокона,  вытягивая  его  за  собой.
        Накатывающаяся  сила. Кроме  эманаций  от  Орла  исходит  некая  сила,  названная  видящими  накатывающейся  силой.  Она  представляет  из  себя  энергетические  сгустки,  напоминающие  по  форме  огненные  кольца  и  шары.  Кольца  дают  жизнь,  шары,  наоборот,  стремятся  разрушить  кокон.  Когда  энергия  шаров  пересиливает  энергию  колец,  кокон  не  выдерживает  натиска  накатывающейся  силы  и  лопается,  что неизбежно влечет смерть  человека.  При  этом  осознание,  свечение  человека  поднимается  к  Орлу,  который  его  пожирает.   
        Орёл  питается  осознанием  людей.  Он  наделяет  мёртвые  эманации  свечением  осознания, во  время  жизни  человека оно разрастается  и, уже  увеличенное,  поглощается  Орлом.
        Абсолютная  свобода. Задача  магов - освободится от  Орла.  Для  этого,  после  многочисленных  упражнений  в  сфере  смещения  точки  сборки,  маги  заставляют  точку  сборки  молниеносно  промчаться  по  периметру  своего  кокона  и  осветить  все  эманации  одновременно.  При  этом  маг  полностью  осознает  своё  свечение.  Кокон  человека  расползается  в  разные  стороны  под  натиском  «огня  изнутри» -  напора  полностью  осознающей  себя  энергии.  Смерть при этом не  наступает - человек  просто  становится  свободным.  Его  осознание  никогда  уже не  полетит  к  Орлу.  Накатывающаяся  сила  перестаёт  на  него  воздействовать,  и  человек  фактически  становится  бессмертным.   Освобождённое  человеческое  осознание  бесконечно  долго  купается   в  безбрежных  просторах  нагуаля.   Для  достижения  Абсолютной  свободы,  или  третьего  внимания,  маги  используют  различные  техники.  Эти  техники  помогают  научить  мага  намеренно  сдвигать  свою  точку  сборки.

                4.  Некоторые  практики    магов.

      Растения  силы. Самой  примитивной  магической  практикой  является  использование  галлюциногенных  растений. Дон  Хуан  называет  их  растениями  силы. Эти растения маги используют  в  самом  начале  обучения магии  для  того,  чтобы  оторвать  внимание  ученика  от  тоналя  и  направить  его  на  нагуаль.  Галлюциногены  сдвигают  точку  сборки  и  доставляют  ученика  в  прекрасные  или   устрашающие  миры. Галлюциногены  даёт  ученику  учитель.  Все  описанные  далее  техники  ученик  может  практиковать  самостоятельно. Я  не  считаю  необходимым  более  подробно  останавливаться  на  этой  технике, потому что она не самая обязательная и используется только в случаях с самыми трудными учениками, упорно не желающими отцепляться от своих жизненных представлений, от своего тоналя.
        Остановка  внутреннего  диалога.   Главной  помехой  в  магии  является  разум.  Он  всё  время  старается   всё  объяснить.  Но  к  магии  нельзя  подходить  логически, ибо магия  необъяснима  с  точки  зрения  здравого  смысла.  Поэтому  одной  из  техник  магов  является  остановка  внутреннего  диалога.  Внутренним диалог назван потому,  что  человек  всё  время  общается  с  невидимым  собеседником - с самим  собой.  Эта  техника  полезна,  но непосредственно она не  сдвигает  точку  сборки, лишь создавая условия для этого.
         Когда  разум  отключен,  любой  образ,  попадающий  в  сознание  является  автоматической  командой.  Когда  магу  необходимо  нацелить  своё  внимание  на  что-то  конкретное,  он  останавливает  свой   внутренний  диалог  и  не  выпускает  из  головы  образ  объекта  внимания. Так  он  может  нацеливать  внимание  и  на  нагуаль.
         Неделание.  Простым,  и  в  тоже  время  сложным  способом  сдвига  точки  сборки  является  неделание.  Так  как  обычное  внимание  человека  направлено  на  одни  и  те  же  понятия  и  образы,  то  в случаях, когда человек  попадает  в  необычную  среду,  его  внимание  фиксируется  на  незнакомых  объектах. При этом точка  сборки  начинает   смещаться.  Неделание  -  это  некое  непривычное  действие, которое  переключает  внимание  на  доселе  незнакомые  объекты.  Например,  созерцать  дерево  как  фигуру  на  фоне  тёмного  неба - это  делание.  Но  если  принять  за  фон  дерево,  а  за  фигуру - кусочки  неба,  которые  видны  сквозь  крону,  процесс  обычного  восприятия  нарушится  и  человек  начнёт совершать неделание. Неделание  мягко  смещает  точку  сборки,  но  если  погрузится  в  него  полностью,  то  точка  сборки,  довольно  сильно  сместившись,  соберёт  совершенно  иной  мир. Неделание  суть  попытка  восприятия  вещей  необычным  образом. На  практике  вещи  действительно  меняются.  Большинство  техник  магов  являются  разновидностями  неделания.
      Думаю, что секрет того или иного художника, писателя и т.д. заключается именно в том, что они умеют не-делать и, фиксируя продукты своего неделания,  создают свои шедевры. В то же время, потребители этих шедевров, проникая в овеществленную репродукцию неделания писателя или художника (т.е. читая книгу писателя, глядя на картину художника), перерабатывает их своим тоналем и занимается деланием.
      Остановка  мира. Неделание  является  ключом  к  ещё  одной  технике  магов - остановке  мира.  Как  было  сказано  выше,  мир  повседневной  жизни,  мир  тоналя,  является  лишь  одним  из  бесконечного  множества  других  миров.  Чтобы  осознать  это,  воин  практикует  неделание  до  тех  пор,  пока  его  точка  сборки  не  сместится  настолько,  что  картина  мира  воина  рушится и мир останавливается.  В  момент  остановки  мира  воин  может  воспринимать  часть  эманаций  орла - линии мира. Линии  мира - это  неживые (не наделенные  осознанием)  энергетические  волокна.
       Контролируемая глупость. Навык контроля человеческой глупости Кастанеда называет искусством. Глупость по Кастанеде - это не та глупость, которую мы понимаем в обычной нашей обывательской жизни. У Кастанеды она это понятие связано не с недостатком или ограниченностью ума, а с отношением к бытию. По Кастанеде воин,  осознавший  свою  смерть,  понимает,  что  всё  происходящее  не  имеет  значения.  Значит,  любое  возможное  поведение - бессмысленно, а если быть совсем точным - глупо.  Но  чтобы  иметь  дело  с  миром  людей,  воину  необходимо соответствовать этому миру и вести  себя адекватно тому, что составляет суть жизни людей.  И  воин  начинает  практиковать  контролируемую  глупость.  Внешне  он ведёт  себя точно также,  как ведут себя обычные люди,  но  в  действительности,  воин  не  верит  в  значимость  того,  что  он  делает.  Это  не  актёрское  искусство и это не лицемерие;  это  - намеренный  сдвиг  своей  точки  сборки  в  положение,  где  воин  может  вести  себя  так,  как - будто  он  верит  в  происходящее,  на  самом  же  деле  нисколько не  веря  в  его значимость.
       Дон  Хуан  выражает  суть  искусства  контролируемой  глупости  так:
       «Есть  три  рода  плохих  привычек,  которыми  мы  пользуемся  вновь  и  вновь,  сталкиваясь  с  необычными  жизненными  ситуациями. 
Во - первых  мы  можем  отрицать  очевидное  и  чувствовать  себя  при  этом  так,  словно  бы  ничего  не  случилось.  Это - путь  фанатика.   
Второе - мы  можем  всё  принимать  за  чистую  монету,  как  если  бы  мы  знали,  что  происходит.  Это  -  путь  набожного  человека.
И  третье - мы  можем  приходить  в  замешательство  перед  событием,  когда  мы  или  не  можем ни  искренне  отбросить  его, ни   искренне  принять.  Это  путь  дурака. 
Есть  четвёртый  путь,  правильный - путь  воина.  Воин  действует  так,  как  если  бы  никогда  ничего  не  случалось,  потому  что  ни  во  что   не  верит.  И,  однако  же,  он  всё  принимает  за  чистую  монету.  Он  принимает,  не  принимая,  и  отбрасывает,  не  отбрасывая.  Он  никогда  не  чувствует  себя  знающим,  и  в  то  же  время  никогда  не  чувствует  себя  так,  как  если  бы  ничего  не  случалось.»
Именно таким  образом  воин  контролирует  глупость  своего  поведения.
       Сновидение. Ещё  одной  разновидностью  неделания  является  сновидение, посредством которого  осуществляется неделание  снов.  Видящие  заметили,  что  когда  человек  спит,  его  точка  сборки  стихийно  смещается.  Видящие  сумели  взять  этот  сдвиг  под  контроль.  Сновидение - это  контроль  снов  и  формирование  внимания  сновидения,  позволяющего  руководить  собой  во  время  снов.  Обретения  контроля  над  снами  начинается  непосредственно  с  развития  внимания  сновидения.  Первым  упражнением  является  нахождение  во  сне   собственных  рук. Кажется  невозможным  заставить  себя  во  сне  посмотреть  на  свои  руки. Но  дон  Хуан  утверждает,  что  это  не  только  возможно,  но  и  довольно-таки  просто.  Всё,  что  нужно, - это  пред  сном  остановить  внутренний  диалог  и  сформировать  в  голове  образ своих  рук.   В  дальнейшем  человек  должен  научиться  переводить  взгляд  на другие  объекты  сна.  Если  во  сне  долго  смотреть  на  какой - то  предмет,  он  начинает  расплываться.  Поэтому  необходимо  перемещать  внимание  от  одного  объекта  к  другому,  не  давая  им  изменить  формы.
       В  сновидении  формируется  точная  копия  человека - его  дубль.  Опытный  маг  может  направлять  своего  дубля  из  сновидения  в  реальный  мир  тоналя  для  решения  каких-либо  задач. 
       В  сновидении  можно  сместить  свою  точку  сборки  на  любую  полосу  эманаций  Орла,  например,  попасть  в  мир  неорганических  существ,  или  даже  стать  одним  из  них. В  сновидении  можно  без  вреда  для  себя  видеть  Орла.
         На овладение  искусством  сновидения  уходят  годы  тренировок. 
 
                5.  Бесконечное   путешествие.

                ... И  я  уйду.  А  птица  будет  петь, 
                как  пела...
               
                Хуан  Рамон  Хименес.
 
    Путешествие  в  Икстлан. Обучение,  в  процессе  которого  воин  подвергается  восприятию  нагуаля,  оставляет  неизгладимый  след.  Порой  воина  охватывает  печаль  из-за  осознания  собственной  одинокости  в  этом  необъяснимом  мире.  Порой  его  охватывает  желание  порвать  с  обучением  и  уехать  к  себе  в  родной  город,  жить  жизнью  обычного  человека и забыть  о  магии.   Но  это  невозможно. Встав  однажды  на  путь  воина,  человек  не  может  по  собственному  желанию  сойти  с  него. Чувство  одинокости  затапливает  воина,  и  он  испытывает  невыразимые  страдания. Воин  ищет  свой  мир,  знакомый  ему,  близкий,  родной,  но уже  не  может  найти, потому что нагуаль  оставил  на  воине  свой  неизгладимый отпечаток,  который  ничем  не  стереть.
            Дон  Хенаро (маг, который  показывал  Карлосу  нагуаль)  рассказывает  о  том,  как  однажды  соприкосновение  с  нагуалем  радикально  изменило  его  картину  мира.
         «...Я  подумал,  что  союзник (неорганическое  существо, одна  из  сущностей  нагуаля) унёс  меня  далеко  от  того  места,  где  я  его  схватил. Я  сориентировался  по  сторонам  горизонта  и  решил,  что  дом  мой  -  где - то  на  востоке.  И  я  пошёл  на  восток.»
              Некоторое  время  спустя  дон  Хенаро  встречается  с  группой  индейцев:   «...Они  окружили  меня  и  спросили,  куда  я  иду.  Я  ответил: «Домой,  в  Икстлан. »
           Индейцы  сказали  ему,  что  он  заблудился,  и  Икстлан  совсем  в  другой  стороне,  и  что  они  сами  идут  туда.  Но  дон  Хенаро  не  пошёл  с  ними.  Что-то  фальшивое  было  в  них.  То,  как  дружелюбно  они  смотрели  в  глаза  дону  Хенаро,  то  как  они  звали  его  с  собой,  выдавало  их.  Они  были  ненастоящими,  фантомами,  призраками.  Они  были  фальшивыми,  они  были  словно  из  другого  мира.  Дон  Хенаро  убежал  от  них,  несмотря  на  то,  что  их  мольбы  и  крики  преследовали  его  постоянно.
           Много  призраков  стояло  на  пути  дона  Хенаро. «...Со  всех  сторон  выскакивали  другие  призраки, пытаясь заманить меня  в  пропасть,  но  моя  воля  была  сильнее,  чем  они. Они,  должно  быть,  это  чувствовали,  потому  что  перестали  меня  дёргать.  Они  просто  стояли  вдоль  моего  пути.  Я  проходил,  а  они  оставались  позади  стоять  так,  как  стояли. < ... >   А  потом  они  и  вовсе  оставили  меня  в  покое. < ... >  Я  продолжил  путь. »
           На  этом  рассказ  дона  Хенаро  заканчивается.  Карлос  спрашивает дона  Хенаро: «...Но  когда  и  как  ты  наконец  добрался  до  Икстлана?»  Но  дон  Хенаро  не  достиг  своей  цели.
           «...Я  никогда  не  дойду  до  Икстлана, - твёрдо,  но  очень-очень  тихо,  едва  слышно  проговорил  он. - Иногда  бывает - я  чувствую,  что  вот-вот,  ещё  немного,  ещё  один  шаг - и  я  дойду. Но  этого  не будет  никогда. < ...  >  Ничто  больше  не  бывает  прежним,  ничто  не  остаётся  тем  же  самым.
       Дон  Хуан  и  дон  Хенаро  переглянулись.  Глубокая  печаль  была  в  их  взглядах ... »
        «...Обратной  дороги  нет,  и  домой  нам  не  дано  вернуться  уже  никогда.    ... Всё, что  мы любили  и  что  мы ненавидели,  всё,  чего  желали  и  за  что  цеплялись,  всё  это  осталось  далеко  позади. Но  чувства  человека  не  умирают  и  не  меняются.    Поэтому  маг  отправляется  в  долгий  путь  домой,  зная,  что  никогда  не  дойдёт  и  что  на  земле  нет  силы,  способной  возвратить  его  в  те  места  и  к  тем  людям,  которые  им любимы.  Этого  не  может  сделать  даже  смерть.»
     Неожиданно  Карлос  понимает, что «...рассказ  дона  Хенаро  о  путешествии  в  Икстлан  -  сплошная  метафора  от  начала  и  до  конца. »  Карлос  соотносит  рассказ  дона  Хенаро  со  своей  жизнью,  и  вдруг  его  поражает  одна  мысль - мысль  о  том,  что  он  тоже  стоит  на  пути  воина.
         « - А  как  же  те  люди,  которых  я  люблю?  -  спросил  я  у  дона  Хуана. - Что  будет  с  ними ?
        -   Останутся  позади. 
         -  Есть  ли  способ  их  вернуть?  Может,  я  могу  спасти  их  и  взять  с  собой?
           -  Нет.  Союзник  швырнёт  тебя  в  неведомые  миры.  Только  тебя  одного.
           -  Но  я  же  могу  поехать  в  Лос  Анжелес !  Могу  ведь,  да ?  Купить  билет  на  автобус  или  на  самолёт  и  вернуться.  Ведь  Лос  Анжелес  останется  там  же,  где  был,   верно ?
          -  Безусловно, - засмеялся  дон  Хуан . -  И  Мантека,  и  Темекула,  и         Туксон ...  < ...  >  Когда  союзник  закружит  тебя,  изменится  твоё  восприятие  мира, - сказал  дон  Хуан. - А  восприятие - это  всё. Изменится  оно - изменится  сам  мир. »
         «  На  мгновение  страдание  охватило  меня ... »
            Пути  назад  нет...

                III.  Заключение.
    
                Бессилие  разума.

          Руководящим  принципом  Карлоса  Кастанеды  является  отрицание  могущества  разума.  Разум  способен  завести  человека  в  такие  дебри,  из  которых  он  может  не  вылезти  всю  жизнь. Но  разум  не  даёт  человеку  возможности понимать  мир  непосредственно.  Магия  дона  Хуана  направлена  на  отключение  разума  и  переход  к  восприятию,  отключение  мышления  и  переход  к  знанию.
        В  качестве  заключения  этого  исследования   я  хочу  привести  отрывок  из  книги  Карлоса  Кастанеды  «Отдельная  реальность».
         «... Он  кивнул   головой,  предлагая  мне  смотреть.  На  другой  стороне  каньона  стояло  высокое  дерево.  Листья  на  нём  высохли  и  были  желтовато - бежевыми.  Ещё  одним  кивком  головы  дон Хуан  дал  мне  понять,  что  смотреть  следует  не  отрываясь.   Через  несколько  минут  на  самой  верхушке  дерева  от  ветки  оторвался  лист.  Он  медленно  падал  вниз,  трижды  ударившись  о  другие  листья  и  ветки,  прежде  чем  достиг  земли.
         -  Ты  видел?
         -  Да.
         -  Этот  лист  никогда  уже  больше  не  упадёт  с  того  дерева,  не  так  ли?
         -  Верно.
         - С  точки  зрения  твоего  понимания   это  -  неоспоримая  истина.  Но  только  с  точки  зрения  понимания.  Смотри.
         Я  машинально  повернул  голову  и  увидел  падающий  лист.  Он  в  точности  повторил  траекторию  предыдущего.  Казалось  бы,  я  вижу  телевизионный  повтор.  Проследив  за  волнообразным  движением  листа  до  того  момента,  как  он  коснулся  земли,  я  привстал  в  надежде  увидеть,  сколько  листьев  лежит  на  месте  его  падения - один  или  два.  Но  густая  трава  не  позволяла  разглядеть,  куда  он  упал.  Дон  Хуан  засмеялся  и  велел  мне  сесть.
         -  Смотри, - он  кивнул  головой  на  верхушку  дерева,  -  опять  падает,  и  снова - тот  же  самый.
         Третий  лист  падал  точно  так  же,  как  и  первые  два.
         Когда  лист скрылся  в  траве,  я  уже  знал,  что  сейчас  дон  Хуан  опять  покажет  на  верхушку  дерева.  Не  дожидаясь  указания,  я  поднял  глаза.  Лист  падал.  Я  осознал,  что  только  в  первый  раз  видел,  как  лист  оторвался  от  ветки.  Потом  он  только  падал.
           Я  сказал  об  этом  дону  Хуану  и  попросил  объяснить: 
       -  Я  не  понимаю,  каким  образом  ты  заставляешь  меня   видеть  повтор  того,  что  уже  было.  Что  ты  со  мной  делаешь ?
          Он  засмеялся  и  не  ответил.  Я  настаивал  на  том,  что  он  должен  рассказать  мне,  как  это  делается,  поскольку  с  точки  зрения  моего здравого  смысла  такого  не  может  быть.  Он  ответил :
        -  С  точки  зрения  моего  здравого  смысла  -  тоже.    Но  он  падает.  Снова  и  снова ...
           Потом  он  обернулся  к  дону  Хенаро :
        -  Что,  разве  не  так?
           Дон  Хенаро  не  отвечал,  пристально  глядя  на  меня.
        -  Но  это  невозможно ! - произнёс  я.
- Ты  прикован! - воскликнул  дон  Хуан. - Ты  прикован  к  своему  здравому  смыслу.  Один  и  тот  же  лист  падает  снова  и  снова  с  одного  и  того  же  дерева  только  для  того,  чтобы  ты  отказался  от  попыток  понять. »

                *    *    *

           От  времён  античности  и  до  наших  дней  философы,  психологи,  учёные,  писатели и масса других людей признавали  верховенство  разума  над  чувствами,  верховенство  вербального  выражения  над  непосредственным  восприятием. 
Своими  книгами  Карлос  Кастанеда  надломил  авторитет  ума.  Он  сказал,  что  всё  гораздо  сложнее.  Ум  может  лишь  пытаться  объяснить  что-то,  но  в  своих  попытках  объяснить всё   он  обречён  на  провал.
И  человек будет еще долго продолжать  мучаться,  словно  утопающий  в  болоте,  если  не научится контролировать свой  разум.
Только научившись делать это, он обретет шанс почувствовать  на  своём  лице  дыхание непознаваемого - дыхание нагуаля.