В детстве я, как и вся детвора, очень любила ходить в наш городской кинотеатр. Было это в 70-е годы. Афишы тогда вывешивались по всему городу и были такими яркими, что мимо не пройдешь, пока не прочитаешь. Они появлялись в понедельник и висели целую неделю. Самым любимым сеансом для нас были мультфильмы. И мы, дети, всегда с нетерпением ждали, что появится в очередной афише. А еще гадали: кто же пишет так красиво на простых деревянных щитах? Спустя несколько десятков лет я узнала, что такими запоминающимися киноафиши делал Александр Владимирович Емельянов. Он и до сегодняшнего продолжает заниматься любимым делом – работает художником-оформителем в доме культуры «Саввино».
Как и раньше, он оформляет афишы о фильмах, выставках и других мероприятиях, проходящих в доме культуры, рисует декорации к театральным постановкам. И с уверенностью говорит, что ничуть не жалеет, что стал художником-оформителем. Это как раз то, к чему лежит душа, и труд, который - вне всякого сомнения - можно назвать любимой работой.
Ручной труд
Сначала Александр Владимирович удивился, что работа художника-оформителя вызвала интерес. Ведь в нашу эпоху высоких технологий любой рисунок, плакат, даже картину можно нарисовать с помощью компьютера. На вопрос о том, как он пишет афишы, художник с улыбкой ответил, что в этом нет ничего сложного.
- Берется деревянный щит, на него наносится грунтовка, потом – соответствующая надпись. Она должна быть такой, чтобы на нее обратили обязательно внимание. Для этого подбирается шрифт, цвет, а если надо, то делается рисунок, - говорит художник, отрываясь от работы. Он линует деревянный щит, на котором скоро появится название очередного мероприятия.
А потом берет лист бумаги, расчерчивает его и выводит слова: «Сказка о золотом петушке». Написанные старинной вязью, они как будто зовут в эту самую сказку. «Красиво!» - говорю я художнику. А он в ответ вспоминает, как однажды соответствующим образом оформил киноафишу к чехословацкому фильму «Палач», и как потом в кинотеатре не было свободных мест. Дать силу словам, рисункам – в этом, наверное, и заключается мастерство художника-оформителя. Но чтобы стать профессионалом, обладать способностями мало, - нужны знания. Чтобы их обрести, Александр Емельянов учиться начал с малолетства.
Найти себя помог учитель
Сначала была изостудия «Декор», - там будущий художник занимался почти 10 лет. Потом - учеба в Абрамцевском художественно-промышленном училище, куда поступил по совету преподавателя В. Ракова. Незабываемые годы учебы, практика в разных городах страны, и один из пленэров, что прошел на Соловецких островах. «Плывем на пароходе, и вдруг появляется монастырь. А на церковном куполе – звезда вместо креста. Потом мы узнали, что ее сварил из труб в годы репрессий один заключенный и его освободили, - рассказывает он. – В училище со мной учились ребята из нашего города - Сергей Урланов, который сейчас возглавляет Федерацию авиамодельного спорта. И Сергей Азаренков – он преподает в художественной школе». Сам же Александр Емельянов по полученной специальности художника - мастера по дереву, камню и кости поработать не успел - призвали в армию. Правда, знания и умения молодого специалиста там были востребованы с лихвой. И стенды на плацах оформлял, и ленинские комнаты, а однажды даже шкатулку с изображением крейсера «Аврора» изготовил. Эта работа потом на конкурсе среди воинских частей участвовала. Вернулся после армии в родной город, пришел работать на ДОК № 6, где найти себя помог учитель.
- Я попал к Виктору Ивановичу Шенкелю. И считаю, что мне просто повезло. Это был очень хороший мастер, и я многому научился именно у него, - рассказывает Александр Владимирович. – Мы писали плакаты, огромные транспаранты для демонстраций, оформляли стенды на разные темы, - эта работа на комбинате была основной. А вот киноафишы мы писали уже по заказу города.
В чем она – сила текста, молодой мастер хорошо уяснил себе, когда увидел, какой ажиотаж вызвала афиша к чехословацкому фильму «Палач», который шел в городском кинотеатре «Родина». В зале не было свободных мест…
Декорации от Емельянова
Афишы и плакаты – это только часть того, что рисует и пишет Александр Владимирович Емельянов. Есть еще одно очень увлекательное занятие – рисовать декорации. Вряд ли кто-нибудь из зрителей задумывался, кем, например, создано царское убранство на холстах к постановке «Гонза и золотые яблоки»... А ведь все декорации для театральных постановок коллектива «Пилигримы», которым руководит Татьяна Швец, нарисованы Александром Емельяновым. Хотелось бы, что и юные, и взрослые зрители это знали. А если еще кто-то сомневается в мастерстве, которым должен обладать художник-оформитель, советую еще раз посмотреть фильм «Двенадцать стульев». И обратить внимание на тот эпизод, где Остап Бендер вместе с Кисой Воробьяниновым трудились в написании плаката…
Ольга Кружкова