ХI. Освоение пространства. Главы 44 - 48

Павлова Вера Калиновна
                Продолжение

                Раздел одиннадцатый
               
                Глава   44

                ОСВОЕНИЕ  ПРОСТРАНСТВА


          В городе кинотеатр, универмаг, РТП, Дом быта, детский сад, Художественные промыслы, общеобразовательная школа, градообразующее предприятие – Любанский   лесодеревообрабатывающий комбинат  (ЛЛДОК)  на  900  человек  работающих,  с  филиалом в г. Тосно;  железнодорожный  вокзал, поликлиника, больница.  За  годы Преобразований   ЛЛДОК  резко  сократил выпуск  промышленной  продукции,   в  три  раза  уменьшилось  количество  работающих,  закрылись  мебельный  цех  в г.  Тосно,  цех  мебельных  деталей  в  г.  Любани.
          Лет пятнадцать назад старая больница была разрушена и возведены новые корпуса, строительство которых еще не закончено. Большой  вклад в  организацию  строительства новой больницы внес  бывший  главный врач  Зинченко  Владимир  Иванович.
          Непонятно  другое.  Раньше  в убогой  больнице  больной  из  Любани  или  из одной  из  ближайших  деревень и  посёлков  могли  получить необходимую врачебную  помощь. Сегодня  на  месте  открывшегося  несколько  лет  назад  на  радость людям терапевтического    отделения  сформированы   всего  лишь десять мест дневного  отделения.   
          За время  строительства больницы уменьшилось  количество  жителей  в Любанском регионе,  как  и  везде.    После  стольких  лет  ожидания  сегодняшнее  закрытие  небольшого,  по  сравнению  с  былым,  стационара  не  кажется  социальным  деянием  во  имя населения  и  его  здоровья.  Регион  с  немалым  количеством  жителей  среднего  и  старшего возраста  требует  к  себе  бальнеологического обслуживания  не  меньше,  чем  в  Советское  время. 
          Что  случилось?  Во  имя  кого  проводятся  государственные  социальные  программы?  Как  назвать  такое отношение  к  согражданам?  Старую  больницу разрушили,  новые  палаты  людям не  дали.  От аптечного пакета  льготных  лекарств  многие  отказываются. Небезосновательно. Более-менее  ценного,  профилирующего  лекарства  почти  не получить.  Интересные  метаморфозы…
    
          В центре города выстроено несколько пятиэтажек, двухэтажные дома - в заводском районе, остальные постройки – сильно развитый частный сектор. Город находится в окружении двух совхозов: «Агротехника» и «Любань».
          Музыкальная школа находилась в некотором удалении  от  центра, на  Московском  шоссе,   которое делило город на две неравные части: на заводской микрорайон с частью городского частного сектора и основной жилой массив, продолжавшийся и за железной дорогой. Эта часть города была дважды отделена  от музыкальной школы – шоссе и железнодорожными путями, между  которыми находилась общеобразовательная школа. Это обстоятельство в значительной степени усложняло всяческую работу с детьми и родителями. 

           Пост  мэра г. Любани  Васякина Евгения Ивановна  занимала уже не первый год. Будучи уроженкой этих мест, она по именам и отчествам знала почти всех граждан города, их  адреса, социальное состояние.
           Евгения Ивановна обладала добродушным  и терпеливым нравом, всегда  была доброжелательна, общительна, внимательна к жалобам посетителей.  Природные  доброжелательность,  ум и  такт  позволили ей  втечение многих  лет  быть  востребованной  в  качестве  председателя  городского  совета  народных  депутатов  г.  Любани.
           Работать в горсовет  Васякина Е.И. пришла от станка из цеха мебельных деталей ЛДОКа. Она хорошо знала главного инженера этого завода, который уже год был в разводе с женой. Она решила   познакомить нас. Он лет двадцать уже работал на заводе, создал всё производство и на работе только не ночевал. Евгения  Ивановна решила попытаться, выражаясь фигурально, «соединить» в г. Любани промышленное производство с культурой.
           Павлов Александр Николаевич не был красноречив, скорее, молчалив, постоянно сосредоточен на развитии и модернизации технологических процессов производства фанеры на заводе и, как будто,  не замечал происходившего рядом, но это было лишь первое поверхностное впечатление. На самом же деле это человек тонкой душевной организации, легко ранимая, впечатлительная натура.
               
           Отец Александра  Николаевича  погиб  в  сражениях  с  фашистами  под  Лениградом.  Сын  его Валерий, мастер  на  все  руки,  человек  мужественный  и  самостоятельный,  почти  окончив  высшее  мореходное училище  в г.  Калининграде,  встретил  там  свою  судьбу  в  образе миловидной  образованной  и  обаятельной  Беттины.  И Валерий,  женившись,  уехал  в  Германию.   Его   дочурка  Лилечка, - учится  играть  на  флейте,  занимается   верховой  ездой, – не  знает  языка  своих  отца  и  деда.  В  речи  Валерия  уже слышен  едва  заметный  немецкий  акцент. 
Вот  такие  метаморфозы… 
           Её  величество Жизнь  иногда  устанавливает  свои порядки  и   законы,  которые  порой  слабо  согласуются  с  человеческими  принципами,  параграфами  и  канонами.
           Однако, вернёмся  к  описанию некоторых  черт  характера  Александра  Николаевича. Он не терпит долгих, утомительных объяснений, вызывающих сомнительные эмоциональные переживания, но просит излагать суть проблемы по существу, чтобы можно было принять точное и незамедлительное решение.
           Он всегда  был и остается очень скромным человеком, имея множество изобретений, звание «Изобретатель СССР», медали ВДНХ.
           Впоследствии,  ставшие  родственными,  наши  деловые отношения  создавали  некоторый  прецедент  «щекотливости»  в  глазах  посторонних. Поэтому позднее, когда волей обстоятельств приходилось обращаться к нему за помощью для ДШИ, он иногда мне в первый момент в ней отказывал, но, понимая то, что мне или любому на моем месте деваться некуда, зная нищенское существование учреждений культуры, и что я обязательно приду снова, он делал все возможное, чтобы нам помочь,  но совсем не потому, что я прошу его об этом, а сугубо  из  государственных  соображений.
           Так нам помогали директора Любанского ЛДОКа Смирнов Иван Степанович, обладавший вместе с выдающимся  талантом руководителя  прекрасными человеческими качествами.
Он знал потребности и чаяния членов своего коллектива и всегда, когда требовалась необходимая помощь, старался найти возможность ее оказать. К Любанской музыкальной школе Иван Степанович относился с отеческим расположением.
           После Смирнова И.С. Александру Николаевичу не  раз  предлагали стать  директором завода,  но он  всегда   отказывался  от  этого  чина,  считая себя  производственником: более  40  лет  своей  жизни  он  отдал развитию  и  модернизации производства  ЛДОКа.
           В  том  числе,  и  по  его  рекомендации  директором стал Захарчук  Петр  Михайлович, снискавший славу энергичного, «пробивного» директора. Перед ним открывались двери любого кабинета. В паре с  производственником Павловым А.Н., – главным инженером ЛЛДОКа, - они образовали мобильный административный тандем, благодаря которому ЛЛДОК продолжительное время выходил на передовые производственные достижения в районе.
           Рано ушел из жизни Захарчук П.М., так же много помогавший Любанской ДШИ. Директором был назначен Мкртычев  Геннадий Ашотович, много лет проработавший на предприятии в должности главного энергетика и прекрасно знавший состояние и проблемы завода. Ему также были понятны проблемы детского учреждения, и нам необходимая помощь оказывалась почти всегда.
           В начале 90ых годов произошла приватизация  Любанского ЛДОКа.  Наибольшее количество акций предприятия оказалось в руках  Санкт-петербургской Финансово-Промышленной группы «РОССТРО». На смену к руководству заводом пришли грамотные современные предприниматели в лице  Макарова А.С., Трубицына С.В., которые  в 2000 году от компании «РОССТРО»  подарили концертный рояль Любанской детской школе искусств ко дню открытия концертного зала после реконструкции.


                Глава   45


           Александр Николаевич  не был  Аленом  де Лоном, но что-то к нему притягивало. Он стал встречать меня после репетиций в Сельцо.  Я издалека стала узнавать его фигуру, которая без пластических излишеств решительно и строго двигалась мне навстречу…

           В школе не существовало никаких документов на здание ДШИ. Не было их ни в городском совете, ни в общеобразовательной школе, ни в Любанском деревообрабатывающем комбинате  (ЛДОК).
           В марте 1983 года музыкальной школой в Бюро технической инвентаризации был заказан паспорт на здание. В апреле ДМШ обрела официальный документ на всё здание с обозначением в нем своих границ.
           На следующий 1984 год я запланировала провести обследование конструкций всего здания специалистами Ленгражданпроекта на предмет возможности проведения  в нём
капитального ремонта или его реконструкции. Специалистами института были обследованы фундамент, стены, кровля.
           Здание школы, построенное в 1939 году, стояло на ленточном фундаменте, в котором с течением времени нарушилась гидроизоляция. Был высоким уровень  грунтовых вод под полом. Исходящая от воды влага   поднималась по стенам до высоты полутора метров с внешней и внутренней сторон. Не раз я предпринимала попытки изменить к лучшему внешний вид здания. Серые пятна проступали вновь и вновь, сводя на «нет» усилия школы и строителей.

           Занимаясь вокалом, я работала над тембровой ровностью в звучании голоса на всём диапазоне. Более «шероховатым» был переход из нижнего в средний регистр и наоборот. Старалась тембр звучания в среднем диапазоне распространить на переходные звуки в нижний регистр, не перегружая грудные резонаторы. Постепенно желаемое качество в голосе появилось в средне – нижнем  отрезке от «ля» первой до «си-бемоль» - «ля» малой октавы.
           В репертуаре было уже множество романсов русских композиторов: Гурилева, Глинки, Булахова, старинные русские романсы. Планировались сольные авторские концерты из произведений Глинки М.И., Даргомыжского А.С., Чайковского П.И., Рахманинова С.В., Римского-Корсакова Н.А., вокальный цикл «Детская» Мусоргского М.П. Мои первые выступления состоялись в концертах КСК п. Сельцо с песнями Блантера «Лучше нету того цвету» и «Черноглазая казачка». После этого я пела на многих сценах и часто.

           Вся работа и жизнь вращались вокруг забот о здании школы, организации в нем разнообразных – учебной, педагогической, просветительской – сторон деятельности, внимания к филиалу и самодеятельности в п. Сельцо.
           На одном из первых  педагогических советов я объявила об их ежемесячных проведениях. Поскольку педагоги работали и в п. Сельцо, и в г. Любани, такие совещания в полном составе были необходимы для решения многих проблем в учебном процессе, для определения тактики в повседневной работе, взаимообмена между преподавателями.
           На начало моей работы в школе штат преподавателей состоял из восьми педагогов: теоретик, хоровик, концертмейстер, три пианиста, гитарист, скрипач. В классе баяна была вакансия. Выбор учащихся ограничивался пятью специальностями: специальный хоровой класс, фортепиано, гитара, скрипка, баян.
           В первый год работы вся педагогическая нагрузка была распределена между педагогами, которые её выполняли и в прошлом учебном году. Я не допускала и мысли претендовать на чью-либо нагрузку, тем более, искать повода для увольнения кого-либо по этой причине.
           На следующий год я открыла новую группу специального хорового класса в п. Сельцо под моим руководством. Его выпуск  состоялся в 1989 году.  За этот период  специальный хоровой класс дважды выступил на сцене капеллы в г. Санкт- Петербурге в отчетных концертах детских музыкальных школ района.

           Кадровая политика была  прозрачной. В первый учебный год были уволены бывшая И.О. и К.  по известным причинам. В 1984 –преподаватель класса скрипки, в 1985 -  ушли из школы некоторые преподаватели, приезжавшие из Ленинграда, и которые нашли работу поближе к дому.
           К тому же, Любанская музыкальная  школа постепенно выходила из понятия «дальнего закутка» для халтуры.
           Чтобы стимулировать методическую активность преподавателей, на каждом педагогическом совете планировались методические сообщения по различным вопросам педагогической деятельности. Список тем  преподавателям предлагался администрацией на выбор. Желающим предоставлялось право готовить свою тему, по собственному выбору. Вместо методического сообщения преподаватель мог запланировать тематический открытый урок или сольную программу для выступления в концерте.  Была дана возможность сочетать разные виды методической работы.
           Важно было запустить в работу механизм педагогического интеллекта, высечь творческую искру, вызвать к жизни потребность у педагогов теоретического осмысления собственного педагогического опыта, дополнять его знакомством с появляющейся новой методической литературой по своей специальности, желание к совершенствованию.      
           Продолжительность методического сообщения  должна была быть не менее пятнадцати-двадцати минут с предоставлением его в школу в письменном (печатном) варианте.
           С целью повышения музыкального кругозора учащихся, нужно было оживить работу с ними в классах. Классными руководителями планировались  одно-два внеклассных мероприятия в четверть – беседа, концерт, лекция-концерт -  на выбор. Вся внеклассная  и концертная работа преподавателя фиксировалась в школьном Журнале учета концертно-просветительской и внеклассной работы.


                Глава    46


           С 1982 по 1986 годы шёл нелегкий процесс преодоления отставания школы по всем направлениям. В результате каждодневного и кропотливого труда педагогического коллектива в конце 1983 – 84 учебного года школа работала в условиях отсутствия задолженности по родительской плате за обучение, не допускался отсев учащихся из школы. Уровень успеваемости и посещаемости подходил к положительному их значению.
           Нужно было добиваться повышения исполнительского уровня учащихся с тем, чтобы вести более активные концертные выступления школы, которые, в свою очередь, стимулировали бы учащихся играть лучше, заниматься больше.
           В 1984 году на фоне сильного перенапряжения у меня появились головные боли. Первое обращение к врачу обнаруживает высокое давление. 

           В середине ноября 1984 года в ЗАГСе Любанского горсовета состоялось наше с Александром Николаевичем  бракосочетание. В конце ноября по состоянию здоровья  я вынуждена была оставить работу с самодеятельностью в КСК пос. Сельцо.
           Мой отказ был интерпретирован в п. Сельцо своеобразно. Однажды я получаю письмо, а в нем повестка в народный суд по поводу выселения меня из предоставленной мне квартиры. Я почувствовала, как холодеют мои руки, лицо. Это было первым тяжелым испытанием в моей жизни от казенных чиновников. Акция готовилась в течение времени, закулисно. Я понимала, что большую роль в этом сыграла дама "Пик", достаточно приближенная к структурам власти.
           Оказывается, мне дали жилье как руководителю самодеятельного хора. Я считала  главной свою работу в школе. И если бы позволили силы, кроме хора я делала бы в Сельцо и ещё что-нибудь, но слишком сложной была работа в школе, а «скользить по поверхности» я не умела и такого желания никогда не имела.
           Мотивация в суде была простой: я не бываю в квартире, не была уже долго, не стираю пыль с мебели, в квартире неубрано и т.д. и т.п. Нашли свидетелей, юриста, взявшихся за это грязное дело.
           У Александра Николаевича квартиры не было. Жил он в заводском бараке, в квартире, которая находилась в его пользовании на правах служебной площади.
           В 1985 году квартиру  у  меня успешно отсудили. Можно было подать жалобу в более высокий суд. Областной суд окончился с тем же результатом. Это было время, когда многие вопросы решались по телефону. Меня убеждали подать жалобу в республиканский суд, но для этого сил у меня не было.

          В течение 1985-88 годов шел непрерывный рост количества и качества выступлений школы, расширялась их география в пределах Тосненского района: это сценические площадки трех ДК: КСК в п. Сельцо, «Юбилейный» в совхозе «Любань», ДК в г. Любань, цеха предприятий и учреждений г. Любани, животноводческие и овощеводческие комплексы в совхозах «Агротехника» и «Любань», выступления в Пельгоре, Рябове, Померанье,  Трубниковом Бору, в п. Ушаки и в г. Тосно.
          Мы осуществляли свою миссию эстетического просвещения здесь, на краю цивилизации, где кончается влияние театров, филармоний, концертных залов…
          С душой и большой отдачей работали тогда преподаватели Веселов Ю.А.- преподаватель баяна, Свинцов В.П.- гитара, Полежаева М.А. – фортепиано;  Касаткин А.В.- хоровик и Щербакова Е.В. – концертмейстер, выступавшие со специальным хоровым классом и как исполнители старинных русских романсов.
          Школа с контингентом 86 единиц работала на весь Любанский регион. Естественно, что с развитием двух находящихся вблизи города совхозов «Агротехника» и «Любань», все сильнее становились тяга и желание родителей дать своим детям и музыкальное образование. Любанская детская музыкальная школа росла по мере появления в ней новых местных педагогов.
          Приток кадров начался с 1985  года.
          С 1980 года  работает  в школе  скромный,  исполнительный  педагог,  музыкант  с  большим стажем,  преподаватель  гитары  Свинцов  Виктор  Павлович.  Он    воспитал много    музыкантов-любителей,  учащихся,  успешно  выступавших  на  конкурсах  разного уровня:  Мошникова  Света,  Семёнова  Женя,  Семёнова  Лена, Грущенко  Наташа,  Свинцов  Миша,  Благов  Миша  и  многие  другие.  Вместе со  своим  преподавателем  они были постоянными участниками  школьной  концертной деятельности. 
          В 1985 году прибыл в школу Лаенко С.В. – преподаватель музыкально-теоретических дисциплин, как специалист – компетентный и разносторонний музыкант. В концертной деятельности принял участие как лектор-музыковед и как скрипач в педагогическом вокально-инструментальном ансамбле.
          Семья Лаенко С.В.  проживала в общежитии  сельцовского ПТУ, и предстояло не один раз ходатайствовать о получении им квартиры, когда  в п. Сельцо строился дом для педагогов  ССПТУ  - 254.
          Сашенька  Лаенко  была тогда  ещё  совсем  маленькой.  Позже она  стала учащейся  Любанской  школы  искусств  на  фортепианном  и  хореографическом  отделениях.  Росла   она  очень  восприимчивым  и  чувствительным  ребёнком.  Когда  у   неё на  уроках  фортепиано что-нибудь не  получалось,  она  начинала  плакать.  Причём,  слёзы  беззвучно  и  обильно  катились  у  неё  по  щекам,  и  этот  поток  было  порой   не  унять.  Всегда  оставаясь  очень   хрупкой  девочкой,  она  исполняла  сольные  эпизоды в  хореографических постановках,  где особенно требовались  лёгкость  и  изящество.
           Когда  Сергей  Владимирович  получил  квартиру, мы  с  Александром  Николаевичем  были  в  гостях  в  доме  Лаенко,  они  -  у  нас. 
          …Сашенька  и  Александр  Николаевич  иногда  обходили  грядки  и  теплицы  в  поисках  чего-нибудь  вкусненького:  малины,  клубники,  смородины,  крыжовника,  огурчика…. В  подвале  у  нас всегда  были  какие-нибудь  припасы. 
           Сергей   Владимирович, Татьяна  Борисовна  и  Сашенька  были  у  нас в гостях.  Александр  Николаевич  спустился  в  подвал  за  тем,  чтобы  достать  чего-нибудь  к  столу.  Люк  в  подвал  оставался  открытым, пока там  был  Александр  Николаевич. 
           Сашенька  побежала  в другую комнату,  куда  путь  лежал  через  этот  люк,  если  бы  он  был   закрыт.  Но так  как дети,  обычно,  не  ходят,  а бегают,  то  в  связи  с  короткой дистанцией  притормозить  или  предупредить  её  о предстоящих  неудобствах  не  представлялось  возможным.  Она  с  разбега  оказалась  на  дне  подвала,   куда вели несколько  ступеней.  Мы  все  оцепенели  от  этой  неожиданности.  Сергей  Владимирович  прыгнул  за  Сашенькой.  К счастью,  всё  обошлось.  Сашенька,  будучи  очень  лёгкой,  как-то  не  упала,  а  «проскользнула»  мимо  ступенек, и  всё  закончилось  благополучно.  Потрясённые  случившимся  родители  и Сашенька  поспешили  домой…


                Глава   47


            Такая же «квартирная» работа предстояла и по поводу жилья для  Левкина А.А.  – преподавателя художественного отделения по специальностям живопись и декоративно – прикладное искусство.

            В этом же 1985 году в филиал п. Сельцо пришли работать Коноплева О.Л. – преподаватель домры и Чернышова М.И. – преподаватель теории и фортепиано, проживавшие в п. Сельцо.
            Не просто было Ольге Леонидовне привить учащимся этот инструмент в условиях сельской местности, так как дети не знали ни о домре, не слышали, как она звучит. Но благодаря настойчивости и стараниям преподавателя класс  успешно работает и концертирует. Ольга Леонидовна – одна из первых преподавателей, лично участвовавших в концертной деятельности школы. Успешными учащимися в классе были Братина Света, Коноплёва Ксения, Севергина Настя, Догель Кристина, Молодежникова Юля, Иванова Аня,  Протасенко  Кристина  и  другие.
            Марина Ивановна, кроме педагогической работы в филиале п. Сельцо, в течение многих лет  была руководителем подготовительной группы и музыкальной гостиной на базе  детского сада  № 37  п. Сельцо.
            Обладая  большой творческой фантазией,  Чернышова М.И. активно и увлеченно работала с детьми, привлекая учащихся своего класса, педагогов для постановок детских музыкальных спектаклей «Тараканище», «Война грибов»,  «Баллада о королевском бутерброде».
В классе фортепиано Марина Ивановна воспитала целую плеяду пианистов – выпускников: Салтаева Юля, Петрова Галя,  Демирчиева Ксения, Дмитриева Аня, Нестерова Настя, Сергеева Наташа, Вильховская Таня, Сахарова Валя, Артеменко Андрей,  Пилиевы  Илья и Полина и другие. Многие из них успешно выступали на конкурсах разного уровня.

            В 1986 году  в адрес музыкальной школы поступает просьба об открытии филиала в совхозе «Любань». Расширение контингента и открытие филиалов тогда всячески приветствовалось советами всех уровней и всякая неопределенность или промедление со стороны руководства школы могли быть восприняты как недееспособность или тормоз на пути всеобщего развития. Своей работой мы сами в большой степени стимулировали этот процесс эстетического развития.
            Первого сентября 1986 года с контингентом 20 единиц филиал в совхозе «Любань» был открыт в результате подписания 25 августа 1986 года  Договора четырьмя сторонами: председателем Любанского городского совета, директором совхоза «Любань», председателем Любанского сельского совета народных депутатов,  директором Любанской музыкальной школы.
            Для работы филиала руководством совхоза был предоставлен двухэтажный коттедж со всеми удобствами.   Директором совхоза «Любань»  в  то  время  был  Смирнов  Константин  Михайлович.
            В филиале начались занятия в классах баяна и фортепиано.
Первым педагогами в филиале были Беренделина И.А. – преподаватель  баяна,  Маркелова В.В. – преподаватель фортепиано,проживавшие  в  п.  Любань, и  Давыдова Т.П.,  преподаватель теории,  приезжавшая из г. Ленинграда.
            Музыкальная школа, как всегда, испытывала кадровый дефицит на отделении фортепиано. В сентябре 1986 года в школу пришла работать Горбачева В.И. – преподаватель фортепиано. Через год она была вынуждена оставить работу в связи с переездом на новое место службы мужа. С  1997 года,  возвратившись в  ДШИ, она  продолжает работать  на  должности  преподавателя. В течение 7  лет  у  неё обучались и  окончили  ЛДШИ  такие  успешные  выпускники  как  Бобкова  Таня,  Мишуковы  Юля  и  Таня,  Шинкарёва  Аня,  Пантелеева  Ульяна. 
            Бескорыстно и с огромной самоотдачей в филиале трудилась Маркелова Виолетта Викторовна, вырастив и воспитав в филиале не одно поколение учащихся. Сколько личного времени отдавала она детям, чтобы научить их азам музыкальной грамоты. Она возила их в Ленинград в музеи, на концерты и спектакли, помогала в организации работы филиала. Виолетта Викторовна из числа педагогов, воспитавших себе смену: её учащиеся Исайко Оксана, Игнашева Люба, окончив средние специальные учебные заведения, работают музыкальными работниками в детских садах  поселков Рябово  и  Любань.
            Большую просветительскую работу  вела Давыдова Татьяна Павловна. Доходчивым и понятным языком она прочитала большое количество лекций о музыке и музыкантах в общеобразовательной школе им. Радищева, в музыкальных гостиных  «В мире прекрасного» на базе музыкальной школы.
            Анатолий Александрович Левкин пришел работать в школупервого сентября 1987 года, имея большой опыт работы с детьми в общеобразовательных школах района, в детской художественной школе в г. Колпино, в подростковых клубах. Везде его деятельность была отмечена популярностью, неизменным интересом учащихся к его занятиям.
            Отдаваясь работе с детьми всей душой, он  был с ними везде: и на занятиях, и на экскурсиях, и на пленэре.  Они отвечали ему большой привязанностью и благодарностью.  С первых лет работы для отделения живописи и декоративно – прикладного искусства характерны были продуктивность и результативность. Работы учащихся экспонировались на областных и международных выставках.
            Кроме преподавательской деятельности Левкин А.А. занимался  живописью. Его собственные работы экспонировались в ДМШ, В Доме культуры города Любань, в Доме культуры «Юбилейный» поселка «Любань», в КСК п. Сельцо.
            Его цикл незатейливых пейзажей под названием «Знакомые места» были легко узнаваемы  всеми любителями живописи, которые, останавливаясь около них, всматривались в знакомые местные мотивы и просили Анатолия Александровича  сделать копию с той или иной акварели.
            Отдел  культуры  много  раз  предлагал Анатолию  Александровичу  принять  участие в  районных   художественных  выставках,  однако,  он  скромно  считал  свои  работы  недостаточно  масштабными  для    широкой  экспозиции. 
Его бывшие выпускники Балабина Светлана, Ермолин Алексей, Ермолина Марьяна, Шульмина Катя, Мурашова  Лена и многие другие продолжили учебу в разного профиля средних и высших художественных учебных заведениях, стали  модельерами, реставраторами, художниками-оформителями.


                Глава   48               


           С 1985 по 91 год по инициативе  музыкальных школ Тосненского района возникло и активно развивалось движение эстетического всеобуча. Любанская ДМШ активно включилась  в работу по просветительству в общеобразовательных школах. Школой были организованы регулярные лектории, концертные выступления перед учащимися разных классов. Мы считали своим долгом выступить  с концертами в общеобразовательных  школах перед разными возрастными группами,  в течение  учебного  года, не один раз побывать  с  концертами во всех детских садах – в п. Сельцо, п. «Любань» и в г. Любань.

           Интересно была  поставлена  эстетическая  работа  с  детьми  в  детском  саду  № 3  г. Любань  (директор  Ласлова  Н.П.,  музыкальный руководитель,  затем  методист -  Портнягина  Н. Н.),  в  детском  саду  №  37 п.  Сельцо   (директор Куликова  О.  А.).  Ативная  музыкально-эстетическая  работа  была  организована  Маркеловой  В.В. и  которая осуществлялась  педагогами  ДШИ на  базе  детского сада  в  п. Любань.
           Много лет  на базе  детских  садов  в  г.  Любань  и п.  Сельцо работали подготовительные  группы  ДШИ.  В детском  саду  №  3 г.  Любани  работали  хореографическая  и  театральная  группы  (преподаватели  ДШИ  Лаенко  Т.Б., и Лебедева  М.В.),  которые  ежегодно  были  основой  для  набора  учащихся  в первый  класс.
           Совместно со школами проводились общие мероприятия. Например, вечер русского романса для старшеклассников «Пока горит свеча» в школе п. Сельцо,  концерт романсов на стихи русских поэтов – в школе им. Радищева.
           Интересной  была  беседа-концерт  в  библиотеке  п.  Сельцо  под  названием  «Дорогой  к  храму». О  Дороге, которая  ведет  к  душевной  чистоте,  духовному  прозрению   через  искусство  и познание  истинной  красоты  в  природе  и  человеке.  Была  оформлена  небольшая  выставка  работ  учащихся  ДШИ  и  Лёвкина  А.А.,  исполнены старинные русские романсы  (Павлова  В.К, Одарчук  И.В.),  состоялся   большой  разговор  о  главных  христианских  заповедях.  Беседу подготовили в  то  время заведующая  библиотекой  д.  Коркино - Полякова Г.А., заведующая  библиотекой  п.  Сельцо  -  Дмитриева Г.А. и  работник  библиотеки п.  Сельцо, ныне  заведующая, -  Маевская Е.Л.
           Много  лет  работают  в  Любанских  взрослой  и  детской  библиотеках  Васильева  В.А. и Рюхина  Г.Н. Всегда  в  библиотеки  может  придти  и  стар,  и  млад,  почитать  свежую  газету,  полистать  любимый  журнал,  взять  хорошую  книгу.   
           Просвещения  населения и подрастающего поколения Любани  ради,  за  мизерную  заработную  плату  работники  библиотек  терпят  бытовые  неудобства,  дискомфорт,  отнюдь  не  настраивающий  на  творческий  лад. Тем  не  менее,  здесь  всегда  горит  приветный  зелёный  огонёк  Знания  и  Доброжелательства.  С  тематическими  беседами,  обзорами  поступившей  литературы  Валентина  Александровна  и  Галина  Николаевна - всегда  желанные  гости  в  общеобразовательной  школе,  в  детских  садах  Любани.
            Частыми были совместные концерты  ДШИ с коллективами  ДК трех советов: Любанского городского, Любанского сельского и Сельцовского КСК.


 На снимке: ансамбль педагогов Любанской ДШИ. Участники: Гинкель Е.А. - фортепиано,
                Павлова В.К.- вокал, Баранов А.А.-флейта, Лаенко С.В.- скрипка.

Выступление  на выставке картин художников Пантелеева В.П. и Цибизовой Л.П. "Цветы и горы"  в Доме Союза  художников на Охте в г. Санкт-Петербурге. 1996г.

               
                Продолжение следует