Внутренняя красота видна и снаружи

Андрей Сигутин
Беседа с иереем Сергием Балахоновым

Считать себя ничтожеством нельзя. Мы же образ Божий,
как мы можем образ Божий считать ничтожеством?
Другое дело, что мы должны видеть в себе то зло,
с которым стоило бы побороться,
и молить Бога о силах на эту борьбу
Протоиерей Борис Левшенко

По статистике 95 % подростков недовольны собой. Им не нравится их рост, телосложение, черты лица и т.д. Такое отношение к себе часто приводит к комплексу неполноценности, то есть молодой человек начинает ненавидеть себя, а это иногда может закончиться даже суицидом. Скажете: «Понятно, переходный возраст». Отнюдь. Оказывается, большинство взрослых тоже «заражены» нелюбовью к собственной персоне. Не верите? Тогда подойдите к зеркалу и честно ответьте на вопрос: «Если бы у меня была возможность, что бы я изменил(а) в своей внешности?». Этот «тест» особенно болезнен для женщин. Замечено, что красавицам, в основном, не нравится их внешность. Например, в Голливуде более 80 % знаменитых актеров недовольны своим телом. А королевы красоты не считают себя таковыми. По выражению одного психолога, большинство людей в той или иной мере испытывают ненависть к самим себе, а значит, чувствуют себя несчастными. К чему это приводит? Наши взаимоотношения с людьми зависят от того, как мы воспринимаем сами себя. Несчастный человек – несчастлив во всем. К примеру, если муж не может примириться с самим собой, то ему будет психологически сложно принять свою жену. Естественно, он постоянно станет ее критиковать. Неуважающий сам себя не способен понять, за что его могут любить другие, и не верит в искренность чувств даже родных. Иногда такой «товарищ» легко превращается в деспота и тирана, подозревая, что все окружающие – лжецы и подхалимы. Но самое  опасное - неспособность его довериться Богу.
Большинство людей не принимает себя такими, какими их создал Творец. Отвергая свой внешний вид, мы как бы отвергаем своего Создателя. Считая себя «недоделанным», юноша или девушка испытывает разрушающее чувство собственной неполноценности, обижаясь на жизнь, а значит, косвенно и на Господа.
О том, как правильно относиться к своим телесным недостаткам, а также бороться с комплексами и страхами мы беседуем со священником Сергием Балахоновым

- Является ли грехом комплекс неполноценности?
- После грехопадения в человека вошло множество страстей и, соответственно, они производят свое действие на его душу и тело. Некоторые из них настолько сильно завладевают человеком, что постоянно проявляются во всех его делах, мыслях, словах. К одним из таких проявлений падшей человеческой природы можно отнести и комплекс неполноценности. Как правило, он связан со страстями гордости и тщеславия, является их плодом, болезнью души. В общем, как и всякое проявление падшей природы, закомплексованность – это грех. 

- Батюшка, бывает, что комплексы неполноценности не дают человеку житья. Знаю одного подростка, который из-за этого  хотел повеситься. Как бороться с комплексами?
- Для человека верующего этот путь – только через смирение. Вообще преодолеть в себе что-либо плохое можно, только смирившись, познав свою немощь, искренне пожелав избавиться от этого. Причем нужно рассчитывать не только на свои силы, но и на помощь Божию. Если комплекс неполноценности  связан с какими-то духовными недостатками, то тут первое средство – покаяние и молитва, а если – с физическими, то тут нужно смириться перед Богом и осознать, что этот крест надо нести и через него спасаться. Другого пути, кроме смирения, тут нет.

- Значит, человек должен себя принять таким, какой он есть?
- Если физический недуг невозможно вылечить с помощью медицины, то надо смириться и принять его...

- И в какой-то степени полюбить себя таким?
- Да. И благодарить Бога за то, что Он дает. Один монах в Глинской пустыни был слепой, и ему предложили лечение, чтобы восстановить зрение. Но он отказался. Подвижник настолько полюбил это свое состояние слепоты, что даже когда представилась возможность, не захотел стать зрячим. Ведь, не видя окружающий мир телесными очами, монах не мог соблазняться грехами других людей. Он сказал, что слепота – это его путь ко спасению... Для человека духовно сильного даже такой тяжкий крест, как слепота, может быть путем ко спасению. А если у кого-то  не хватает духовных сил, то и при небольшом испытании в нем просыпаются ропот, недовольство и тут, конечно же, нужна помощь Божия. Если человек может, то он должен попытаться вылечить свой недуг, потому что любая болезнь – состояние скорбное. А если она неизлечима, то нужно только смиряться и благодарить Бога за то, что если, например, он слепой, то хотя бы и не хромой или не глухой. И так люди могут жить и спасаться.

- По статистике в Голливуде более 80 % знаменитых актеров недовольны своей внешностью, что уж говорить про обыкновенных людей... Что делать человеку, если комплекс неполноценности не дает ему радоваться жизни?
- Надо понять корни такого комплекса, то есть немного разобраться в себе, понять, что тобой движет, с какой целью хочешь избавиться от недостатка, из-за которого страдаешь.

- Причем, часто человек расстраивается из-за мнимых телесных дефектов. Допустим, стройная девушка считает себя толстой...
- Да, встречаются девушки, которые и так худее, чем надо, а они еще и недовольны. Возможно, им стоило бы пересмотреть свою иерархию духовных ценностей. Итак, девушка хочет похудеть. Для чего? Как правило, чтобы еще больше нравиться молодым людям. Ей необходимо проанализировать свои мотивы. Путем размышления и, может быть, молитвы, она должна понять и осознать: то, что она похудеет еще больше, ей привлекательности не добавит. Более того, привлекать этим – весьма легкомысленно: это же не самое главное в человеке. Поэтому чтобы она обрела свободу от своего комплекса, у нее должны поменяться приоритеты. То есть излишнее внимание девушки к своему внешнему виду она все-таки должна перенести на свой внутренний мир. Понять, что если она будет внутри иметь мир душевный, мир своей совести, то окружающие обязательно это заметят и оценят.

- Внутренняя красота видна и снаружи. Гармоничная женщина сразу бросается в глаза.
- Конечно. Будучи внешне в чем-то даже не очень совершенной, она будет привлекательна для настоящих мужчин. Наверное, многие замечали: в состоянии гнева выражение лица даже у красивой женщины становится неприятным, отталкивающим.

- Честно говоря, православные девушки в  вопросах похудения мало чем отличаются от светских. То есть воцерковленные незамужние девушки хотят похудеть, чтобы найти православного мужа. Ныне проблема познакомиться с целью создания семьи в православной среде колоссальнейшая. А православная замужняя женщина пытается похудеть, хотя она и не толстушка, скажем, чтобы...
- Продолжать нравиться мужу.

- Да. Они говорят, что в нас разделяется личность и женщина. Личность говорит: «Не надо покупать новую вещь, не следует о себе особо заботиться». Но женщина в нас считает иначе: «Нет, ну все-таки... иначе мужу будет тяжелей, так как соблазнов сейчас много». То есть они хотят выглядеть привлекательно из любви к ближнему, чтобы мужу было приятно.
- Можно сказать, что здесь они и правы и не правы одновременно. Дело в степени ее заботы о себе. Потому что выглядеть красиво, привлекательно для женщины, если она еще не в преклонных годах, - нормальное проявление ее женской природы. А когда это переходит определенные границы, если ради внешнего вида жертвуют чем-то существенным, то это уже является греховным проявлением женской природы. Главное должно быть главным: сначала духовное, потом телесное. Надо уметь бороться с собой. То есть знать свои слабости и  преодолевать их с помощью веры. Познавать себя, больше размышлять о горнем и о корнях своей проблемы.

- Можно ли сказать, что своим телом, даже несовершенным, христианин должен быть доволен?
- Да, несомненно.
- Тело – это же дар Божий...
- Благодушное приятие всех внешних обстоятельств: своей полноты или других недостатков – признак правильного духовного устроения. К тому же, если мы принимаем волю Божию о себе с миром, благословляем эту волю, то намного облегчается наша внутренняя жизнь.

- Раньше православные женщины, в основном, ходили в юбках до пят, мешковатой одежде, считая: чем некрасивее наряды, тем  лучше... А сейчас даже появилось такое понятие, как православная женская мода. То есть женщины ринулись в какой-то степени к внешнему украшательству себя. Это как воспринимать?
- На мой взгляд, маятник качнулся в другую сторону. Опять-таки, слово «ринулись» правильно характеризует существо событий. Чрезмерное внимание к своему внешнему виду, естественно, неполезно для души. Зачастую, желая быть привлекательными внешне, женщины жертвуют ради этого чем-то внутренним. Если раньше юбка была до пят, то теперь она стала гораздо короче... Соответственно, кого-то из окружающих это уже соблазняет на грех. Здесь должна быть какая-то середина. Можно одеваться красиво и со вкусом, носить какие-то украшения, если их не очень много и они уместны. Однако с помощью этого не нужно выставлять себя напоказ. Надо понимать, что это всего лишь внешнее.
С другой стороны, некоторые православные женщины поступают совершенно недальновидно и опрометчиво, когда, порой, вообще перестают о себе заботиться. Возможно, они руководствуются тем, что раз их брак – венчанный,  то муж уже никуда не убежит. Поэтому можно вести себя, как хочешь, одеваться, как угодно и т.д. Эта крайность диаметрально противоположна  той, о которой мы говорили выше. Оба эти пути – ошибочны.

- Батюшка, от комплексов давайте плавно перейдем к страхам. Допустим, сейчас достаточно распространен страх публичных выступлений. Понимаете, в чем дело: часто говорят, что корень этого страха – гордыня, тщеславие. А если православному нужно выступать не для того, чтобы себя показать, а ради служения ближним, и при этом он все равно боится произнести речь... Как человеку с этим бороться?

- На мой взгляд, тщеславие и гордость имеют настолько глубокие корни, что сразу от них избавиться невозможно. Они проявляются и в виде этой психологической проблемы. Через нее человек может осознать наличие этих страстей в своей душе. Но, возможно, борьба с тщеславием и гордостью напрямую не так скоро даст видимые плоды, да и правильному противостоянию своим страстям сразу не научишься. Искоренять же эти проявления, уметь им противостоять в ряде случаев можно, используя определенные психологические приемы. Допустим, человеку перед выступлением,    кроме молитвы, которая прежде должна совершаться, полезно, может быть, осознать, что он на самом деле не центр внимания для слушателей и выступает как бы на неком фоне, является как бы частью общей картины. Поэтому лучи внимания других на нем не сосредоточены, проходят словно сквозь него. И когда человек немножко абстрагируется от самого себя, то ему уже легче будет  говорить перед аудиторией. Существует и такое наблюдение: если человек делает что-нибудь из послушания, то это значительно облегчает его задачу. А верующий,  понимая, что не может не совершать дело Божие, находит для себя в этом успокоение и в какой-то мере освобождается от сосредоточенности на себе. Возможно, есть и другие, совершенно простые способы помочь себе.  Бывает так, что выступающего застали врасплох каким-то вопросом, и он никак не может собраться с мыслями. Наверное, тут можно не спешить с ответом, а самому спросить, задать уточняющий вопрос. Или начать свою беседу с аудиторией через диалог, какие-то, пусть и совсем простые, вопросы, а от диалога плавно перейти к монологу. При монологе человеку может показаться, что он фокусирует все внимание на себе и, скорее всего, начнет из-за этого смущаться. А когда сначала завязывается диалог, то выступающий привыкает к тому, что есть некая общая проблема и надо решить ее в совместном обсуждении. Дальше уже проще говорить и в форме монолога.
Нам неизвестно, как тот, кто испытывает страх публичных выступлений, обосновывает это сам для себя. Возможно, человек убежден, что, скорее всего, он выступит не так, как ему хотелось бы, и это смутит и его, и ближних. В таком случае можно постепенно расширять свою аудиторию, привыкать к публике. А возможно, здесь просто не хватает совета опытного психолога и священника.

- То есть в данном случае можно даже к психологу обращаться? К слову сказать, некоторые психологи дают такой совет: «Если волнуетесь перед выступлением, спросите у себя, чего именно боитесь. Что вас с позором выгонят из зала? Но этого же не случится. Вот и не бойтесь»
- Думаю, здесь обратиться за помощью к специалисту даже нужно, ибо если человек сомневается, что скажет все хорошо, то скорее всего, эта проблема в большей степени психологическая. Ведь негативный эффект, который он произведет на слушателей, будет не так уж и страшен, как ему кажется. Как правило, человек преувеличивает свое фиаско. В большинстве случаев, если у оратора или артиста проскакивают какие-то неловкие моменты, то, выступая искренне, он способен и эти шероховатости обращать в свою пользу. Поэтому можно обратиться к православному психологу, чтобы он научил человека правильно держаться в такой ситуации.

- А как бороться с такими страхами?
- Сознавая свою немощь, предаться воле Божией, постоянно находиться в Его присутствии. Доверять тем, к кому обращаешься, помня, что все мы одной природы и должны покрывать немощи ближнего, а значит, и нашу немощь может покрыть христианская любовь слушателей. Не бояться делать ошибки – мы же не считаем себя безгрешными. 

- Значит,  в данном случае у себя надо устранить страх ошибки? Допустим, если человек перед выступлением настраивает себя: ну, ошибусь и ладно, ничего страшного.
- Да. Я слышал такую историю. Один студент не мог отвечать перед большой аудиторией. И ему психолог дал совет: ты себе разреши ошибиться и даже постарайся, отвечая, ошибаться, как обычно, и будь этим доволен. Когда человек прекратил бояться сказать что-то неправильно, он перестал ошибаться.

-  Следовательно, православный человек должен быть самим собой?
- В идеале – да. К этому нужно стремиться, об этом нужно молиться.
- Святые всегда были самими собой со всеми своими плюсами и минусами. Они одинаково естественно могли общаться и с  императором, и с крестьянином...

- Это признак совершенства и стремиться к этому, конечно, надо.
- Иными словами, воцерковление не подавляет индивидуальность человека?
- Конечно.   
- То, о чем мы сейчас говорим, это в принципе характеристика внутренне гармоничного человека. А что такое гармония в вашем понимании?
- Гармония – это согласие всех внутренних душевных сил человека, некая цельность. Если грехопадение «раздробило» человека, то, приобретая благодать, мир в душе, он становится целостным и его ум, сердце и воля вновь соединяются. Когда человек имеет мир внутри себя, согласие этих внутренних душевных сил, то можно говорить о гармонии. То есть все внешнее, что пытается его вывести из себя, разбивается об эту гармонию души.

- Получается, что гармоничного человека ничто не должно выводить из себя, правильно?
- Да, но этого идеала трудно достичь. А человек, имеющий мир душевный, должен его беречь. И соответственно, как сказано в молитве Оптинских старцев, необходимо принимать все, что нам дает Господь, как из Его руки, видя во всем Промысел Божий. Даже в неприятностях надо видеть наказующий перст Божий и воспринимать все со смирением. Этому необходимо учиться.

- И в идеале нужно быть смелым, решительным... 
- Это частные проявления общей добродетели - мужества. Главное, чтобы эти качества имели истинную природу, а не искаженную. Бывает смелость и решительность греховного характера. Когда человек в нетрезвом виде или в каком-то угаре страстей совершает геройский поступок, то внутренняя цена этого поступка нулевая. А человек, который действительно обладает добродетелью мужества, проявляет ее в нужном русле.

- Причем, здесь тоже надо, наверное, как говорится, различать духов. Читал, как один очень эмоциональный мужчина, который постоянно гневался и раздражался, решил выработать в себе хладнокровие. И у него это получилось. Он детально проанализировал свое поведение, много об этом размышлял и пришел к выводу: нельзя раздражительности давать над собой власть. И потом в стрессовых ситуациях этот его принцип не раз помогал ему преодолеть себя. Как-то раз его багаж по ошибке отправили другим поездом. И вот, к нему со страхом подошел носильщик и сообщил об этом,... Чувствуя, как в нем начинают просыпаться гнев и злоба, он тут же вспомнил, что они больше не имеют над ним силы, и спокойно сказал: «Ладно, не переживайте, найдем мой багаж»...
Он стал очень выдержанным, хладнокровным человеком. Он достиг спокойствия через разум, контролируя себя при помощи осознания того, что раздражительность не имеет над ним власти. В результате, он стал даже меньше болеть. Вероятно, когда укрепились нервы, стал более сильным и иммунитет... Можно ли использовать такой способ борьбы с раздражительностью христианину?

- У аввы Дорофея есть пример, когда один инок поражал всех своим полным спокойствием, его ничто не могло смутить. Но когда отцы узнали причину такого спокойствия....
- Да, он всех считал псами...
- И даже не достойными его внимания. Как видим, в основе хладнокровия, спокойствия, порой, может лежать страшная гордость. Не приведи Бог на этом основывать свое совершенство. Гордыня все равно рано или поздно потерпит крах. А в этой истории есть рациональное зерно в том, что человек, поставив перед собой цель, действительно над собой работал. В каждом случае, когда представлялась возможность проявить свою страсть раздражительности, он умел себя останавливать. Этот человек включал свой разум и понуждал свою волю поступить не так, как он раньше поступал по страсти. Каковы были мотивы этого человека, то есть ради чего он это делал, мы не знаем, поэтому дать духовную оценку его действий трудно.

- В Писании сказано: «Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире» (1 Ин 4, 4). Один христианин взял на вооружение этот библейский стих и с помощью него борется со своей раздражительностью. Ход его рассуждений следующий: «Тот, Кто внутри меня, то есть Бог, сильнее того, кто в мире. А «в мире» означает раздражительность, гнев, и т.д. Раз во мне, действительно, хотя бы в какой-то степени находится Дух Святой, Бог, то Он, несомненно, сильнее любого стресса и моей реакции на него. Получается, стресс надо мной не имеет никакой власти». Можно ли в таком ключе размышлять, чтобы над собой работать? Допустим, происходит стрессовая ситуация, а человек сразу сознает: во мне Бог, - молится Ему и понимает, что Бог, разумеется, несравнимо сильнее этой его слабости и раздражительности. И уже как бы гасит это искушение...
- С помощью веры.
- Да, здесь и веры, и разумения, как бы прием такой. Как вы говорили, наподобие того, что когда выходишь выступать, абстрагируйся – это тоже ведь психологический прием, но он приводит к правильной духовности.

- Если это будет сопровождаться искренней молитвой о призывании помощи Божией, то, думаю, что так можно. Как говорится в Писании, «все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе». То есть когда человек действительно хочет, с Божьей помощью, не совершать какой-то грех, то его решимость равна той, о которой говорит святитель Феофан Затворник: лучше умереть, чем согрешить. И когда перед соблазном он окажется лицом к лицу и из глубины сердца воззовет к Богу, то помощь Божия последует, благодаря такой его решимости.

- Мне бы хотелось уточнить. Когда христианин, о котором мы говорим, чувствует, что вот-вот эмоционально сорвется, то он вспоминает этот стих из Писания и про себя проговаривает: «Тот, Кто во мне, сильнее того, кто в мире». Это его успокаивает, и он действительно сохраняет спокойствие, даже в стрессовой ситуации... А так можно поступать  или нет?

- Человек нашел для себя в Священном Писании тот стих, который его укрепляет, это нормально. Христианину, пытающемуся противостоять своим страстям, полезно припоминать строчки из Священного Писания, которые лучше, чем другие, ложатся на сердце, дают крепость сопротивляться и противоположны возникшим греховным побуждениям. Причем, кому-то одни стихи помогают, кому-то – другие. И это не самовнушение, так как Слово Божие, действительно, имеет силу. Человек, вспоминая Евангелие, приобщается к силе Божией, черпает ее из слов Благой вести. Поэтому преподобный Серафим Саровский говорил: «Нужно, чтобы ум как бы плавал в Священном Писании». Такое знание Слова Божия необходимо, чтобы на каждое  греховное искушение человек мог вспомнить строчку Писания, которая бы его укрепила не совершать грех.

- Тот, у кого сильный дух, способен преодолевать страхи и комплексы. Что такое быть духовным человеком, с точки зрения Православия?
- Строго говоря, по определению свт. Игнатия, духовность -  это причастность к Духу Божьему, когда Дух Божий живет в человеке и им руководит. А путь к этому – жизнь по заповедям Евангелия. Человек, искореняя в себе страсти и заменяя их добродетелями, все больше и больше становится сроден Богу, соединяется с Ним.

- А в чем должна проявляться духовность, чтобы это было проще понять?
- Рыбак рыбака видит издалека.... Легко ошибиться, опираясь на внешние проявления, которые могут либо никак не относиться к духовности, либо быть связаны с иной духовностью. И таких случаев довольно много, когда внешние эффекты используются даже служителями церкви, чтобы привлечь к себе внимание людей. Это, конечно, путь неверный. Например, такое явление, как лжестарчество, когда, не имея действительных духовных дарований, приобретенных правильным подвижничеством, человек начинает пророчествовать, предсказывать, раздавать особые благословения – на брак, на монашество, – зачастую видя вопрошающего впервые, совершенно не зная его. Верующего нужно познавать по плодам: наблюдая за тем, согласуется ли его образ жизни с духом Евангелия. Если православный ведет себя достойно, по-христиански не только в обычных условиях,  но и в экстремальных ситуациях, значит, он на правильном пути. Меру духовности только один Господь знает. А внешние проявления духовного устроения человека, конечно же, имеют место быть, если он стяжал Духа Божия и сроднился с Богом: даже разговаривая с ним, сам успокаиваешься. Преп. Силуан Афонский писал, что если человек стяжал Духа Божия, то на него даже смотреть приятно, не говоря уже о том, что общаясь с ним, и сам прикасаешься живущей в нем благодати. К сожалению, таких людей очень мало.

- Человек с комплексом неполноценности считает себя хуже других.  Святоотеческая литература тоже призывает видеть себя хуже других, то есть к смирению. Но подлинное смирение (не заключающееся только в самоуничижении) – это особый дар Божий, который очень сложно стяжать. Может ли превратное понимание смирения привести к комплексу неполноценности и как смиряться с разумением?

- Стоит заметить, что словосочетание «комплекс неполноценности» не встречается в святоотеческой литературе. Этим понятием оперируют психологи и вкладывают в него разное содержание. Тут, как мне кажется, многое зависит от правильного взгляда на природу человека. Каждый из нас, с духовной точки зрения, действительно неполноценен, в самом глубоком смысле этого слова, ибо подвластен греху. Но при этом мы являемся возлюбленными созданиями Божьими, ради которых Бог стал человеком. Чтобы сделать первый шаг к здравию собственной души, нужно сначала увидеть свой грех, познать себя, свою немощь и взыскать исцеления. Другое дело, что на этом пути человека подстерегают разные искушения. Нужно иметь правильное понимание основ духовной жизни, идти царским «срединным» путем, избегать крайностей, в том числе и в оценке самого себя. Не освоив азов смиренномудрия, не стоит посягать на высшие ступени этой добродетели, о которой преп. Иоанн Лествичник говорит как о «безыменной благодати души». Смирение – это действительно Дар Божий, к стяжанию которого необходимо прилагать усилия, соразмерные своему духовному росту. А Господь все дает в свое время и не всегда приметным образом.

- Отец Сергий, что бы Вы могли посоветовать человеку с заниженной самооценкой, зацикленному на своем  несовершенстве, который думает: «Я ничтожество, хуже всех. У меня никогда ничего не получится. Неудивительно, что никто меня не любит...»?
- Послужить ближнему деятельной любовью. Оглянуться вокруг повнимательней и спросить себя: «Кому и чем я могу помочь? Пусть даже в малом». Не искать любви, а полюбить самому. Тот, в ком есть хоть немного любви, – уже не ничтожество.

- Апостол Павел учил: «Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или другие люди; я и сам не сужу о себе... судия же мне Господь» (1 Кор. 4, 3-4). Можно ли это считать образцом здорового христианского отношения к себе и применять в своей духовной жизни? И как это высказывание апостола Павла совместить с его же словами: «...если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы» (1 Кор. 11, 31).
- В первом случае речь идет о том, чтобы, исполняя по совести свое служение, творя добрые дела, конечный суд о них предоставлять Богу. Ведь мы не знаем во всей полноте истинной ценности тех или иных наших дел. А во втором случае речь идет об  испытании нами собственной совести с целью принести покаяние в соделанных грехах, которое избавляет человека от осуждения.

  - Отец Сергий, большое спасибо за интересную беседу, позвольте  её закончить словами протоиерея Андрея Воронина:  «Христианство - это радость! Да, конечно, есть там и слезы, и покаяние, но это уже от соприкосновения с Богом, а не от ума. Кроме того, тем, кто зациклен на мыслях, что он - ничтожество, я всегда говорю: “Христос умер за тебя! Ты представляешь, сколько ты стоишь для Бога?”»