Записки из Сочи 3

Джон Прист
Я уже не знаю, смотрю ли еще на Сочи со стороны, или уже утомленно потребительским взглядом сочинца, ожидающего курортный сезон. С удивлением узнал, что среди местных есть обобщенно пренебрежительное понятие для курортников - «здыхи». Не знаю, само наличие этого понятия более обидно для отдыхающих, или для местных, кто пренебрежительно относится к своим гостям? Интуитивно веришь, что красота должна спасти мир, и поэтому особенно негармоничны в этом райском уголке обычные человеческие грехи, обычная невежливость, обычное роптание на жизнь... Когда я помог женщине спустить в подземный переход детскую коляску, а потом вновь поднять по лестницам, она с грустью посмотрела на меня и сказала – Вы наверное не местный. Мне стало очень обидно за местных, особенно учитывая скольких прекрасных людей я здесь узнал.

При каждом удобном случае стараюсь подходить к морю, язык не поворачивается сказать - к холодному. Да, конечно, в нем сейчас не поплещешься, но именно его теплом даже в феврале что-то цветет в Сочи, аллергикам здесь даже зимой нет покоя. За всю зиму снег был один раз, на один день. В глазах сочинцев был такой ужас, как будто началась война. Я смотрел на красивые славянские лица и не понимал, почему они реагируют на снег, как папуасы из Новой Гвинеи... Вы еще не забыли, что через четыре года здесь, и в это время года должна проходить Зимняя Олимпиада? Ну, наверное, в Зимней Олимпиаде снег не самое важное, снега понадобиться явно меньше, чем песка, гравия и цемента, что по железнодорожным пробкам сюда тащут со всей России.

Сочи все быстрее и быстрее уменьшается для меня. Пытливый ум ищет новые факты и впечатления для обобщений, Сочи тужится, выдает, и как бы уже говорит – отстань от меня, я не для обобщений, я для наслаждений, научись наслаждаться или страдай. Точно,... трудно себе представить ученого, человека, занимающегося наукой в Сочи. Только один раз видел человека, рассуждающего на отвлеченные, абстрактные темы. Мужчина неопределенного возраста, в одеянии бомжа интеллигента, по отечески разглядывал окружающую суетность Сочинской привокзальной площади и нежно втолковывал своему спутнику – у каждого народа своя философия, у латинян своя философия, а у нас своя, понимаешь?!

Каждый раз рассматривая морские просторы Сочи, ловил себя на мысли, что чего то не хватает. Я не об отдыхающих в купальниках, бананах за быстроходными катерами и водных мотоциклах, мой взгляд их в феврале не искал. В море явно не хватало главных атрибутов богатых морских курортов – яхт и парусников разных размеров и разной степени шикарности. Что еще странно для единственного субтропического курорта великой страны - на улицах не слышно иностранной речи, за три месяца встретились только один грек в автобусе и две девушки студенческого возраста, которые говорили кажется на чешском. А где же мерзнущие шведы, толпы немцев, которым кажется все равно, где пить пиво, японцы, которые сфотографировали в мире все, кроме сочинских достопримечательностей? Через четыре года так или иначе приедут, только на две недели, или задержатся подольше?
 
Сочи начинается и заканчивается морем. Стоящие в долгих пробках невольно смотрят на пустые, пустующие водные просторы и, возможно, жалеют о том, что их автомобили не умеют плавать. В море нет пробок, и нет ни одного кораблика, который перевозил бы пассажиров вдоль 120 километрового берега Большого Сочи, от Лазаревского до Адлера. 120 километров райской природы, утомленности солнцем и всеобщим вниманием, заселенный милыми людьми, ленивыми и трудолюбивыми одновременно...