На пороге тьмы и холода?

Валерий Дмитриев
 Вот и пришла весна, а с нею стало больше света и тепла. «Перезимовали...» - облегченно вздохнули мы, сразу позабыв о тревогах быть обесточенными и замороженными. За последние годы природа нас расслабила: зимой с зонтом, летом в шортах - чем не субтропики! И показалось нам, что любые реформы русскому Емеле по плечу: даже печку, на которой сидит, разрушить можно.

 Парадоксы и проблемы тверской энергетики
 Тверской энергетический комплекс имеет генерирующие мощности почти в пять раз больше потребности области. В то же время три четверти электроэнергии покупаем на федеральном оптовом рынке энергии и мощности (ФОРЭМ), куда ее поставляют и тверские электростанции - Конаковская ГРЭС и Калининская АЭС. Конечно, мы гордимся, что на тверской земле действуют гиганты энергетики. Но, с другой стороны, почему, подобно «сапожнику без сапог», население области испытывает неудобства от нехватки электроэнергии? Почему мы ощущаем возрастающую экологическую нагрузку на лесные и водные ресурсы - главное богатство области? Вопросы есть, ответов нет, да и скидок в цене на электроэнергию нам не делают, наоборот, ограничивают отпуск энергии тверской энергосистеме до 25% мощности. Так чем гордиться? Тем, что на «вулкане» сидим?! Парадокс, да и только.
 За последние годы накопилась огромная задолженность энергетиков по налоговым платежам в областной бюджет: ГРЭС - 72 млн. рублей, КАЭС - 131 млн. рублей, ОАО «Тверьэнерго» - 13 млн. Всего 216 млн. рублей. ОАО «Тверьэнерго» не сумело рассчитаться по своим долгам еще с 1995 года: общая кредиторская задолженность составляет 2,725 млрд. рублей, дебиторская задолженность – 2,371 млрд. рублей, дисбаланс – 354 млн. рублей. Это ненамного лучше, чем в кризисном Приморье. Но и энергетикам должны, в первую очередь, муниципальные образования - 907 млн. рублей. Замкнутый круг. И разорвать его может только Правительство, так как субъект Федерации на сегодняшний день неплатежеспособен: чтобы расплатиться с коммунальными платежами, нужна еще почти половина консолидированного бюджета области. Вот где нужна реструктуризация, чтобы разобраться с парадоксальной финансовой ситуацией.
 Впрочем, в РАО нашли оригинальное решение - открыли «нулевой» счет, куда потребители напрямую, в обход тверских энергетиков, а, значит, и областного бюджета перечисляют «живые деньги». Как и задумано, финансовые потоки уже устремились в РАО, реструктуризация началась явочным порядком.
 Используя монопольное право, ОАО «Тверьэнерго» установило на 2001 год почти стопроцентную предоплату за электроэнергию. В результате на некоторых предприятиях потребление энергии в дневное время ограничено до 5%, что вызвало поток жалоб в органы власти. Вообще органам исполнительной и законодательной власти области в грандиозных планах преобразований электроэнергетики отводится незавидная роль наблюдателя и ответчика за веерные отключения, разморожения отопительных систем, аварии и прочие энергетические проблемы. Ответственность за электро- и теплоснабжение перекладывается на региональных руководителей, которые остаются лицом к лицу с возмущенными потребителями.
Парадоксально, но проблема хищения проводов и сетевого оборудования РАО «ЕЭС» не беспокоит, хотя пока это собственность РАО. На сегодня 259 населенных пунктов области остаются без электроэнергии из-за того, что похищены провода. Воруют быстрее, чем успевают восстанавливать. В 1998 году в регионе украдено 476 км проводов, в 1999 г. – 1360 км, в 2000 г. – 1340 км (или 165 тонн алюминия). Подвешивают вместо алюминиевого провода стальной - и тот воруют. Так, пока энергетики спорят о путях-дорогах реструктуризации, останемся без электросетей. РАО они не нужны, по его планам они должны отойти регионам. Подход РАО такой - мы вам энергию отгенерируем - продадим, а как вы ее по разворованным сетям доставите - ваши проблемы.

 Еще о проблемах
 Энергетическое хозяйство обветшало. Износ оборудования на предприятиях «Тверьэнерго» составляет 65%. Такое же положение и на Конаковской ГРЭС. На селе электроустановки пришли в негодное состояние. Если не принять срочных мер по ремонту и модернизации оборудования, к 2005 году энергетических мощностей не хватит для обеспечения потребностей населения и производства. К тому же усиливаются риски крупных технологических отказов и угрозы остаться без тепла и света.
 Велики потери электричества, например, по «Тверьгорэлектро» они составляют 37%. Из-за удручающего состояния электрических сетей, принадлежащих «Тверьэнерго» и коммунальным энергоснабжающим организациям, общий объем потерь доходит до половины объема производимой электроэнергии. Это значит, что более 200 млн. рублей ежегодных потерь покрываются потребителями через тарифы.
 Потери теплоэнергии составляют около 30%. Годовое потребление тепла в расчете на 1 кв.м. общей площади в Тверской области в три раза больше, чем, к примеру, в Финляндии. Главная причина этого – отсутствие в области государственной политики энергосбережения, в результате осуществления которой были бы созданы экономические стимулы, обеспечивающие использование энергосберегающих технологий.
 Существующий порядок установления тарифов построен на затратном принципе, в соответствии с которым потребители должны возместить все предъявленные производителями затраты на выработку электроэнергии и тепла. При учете всех затрат на покупку, производство, передачу и распределение электроэнергии тариф для населения должен быть не 41, а 86 коп за киловатт/час. Для сравнения: тарифы у соседей в Новгородской области 50 коп. за киловатт/час, в Псковской - 70.

 Что такое реструктуризация РАО «ЕЭС России»
 Идеология реструктуризации, которую разработало РАО «ЕЭС», преследует главную цель - привлечь инвестора и получить прибыль. Для этого предполагается выделить из энергетической отрасли монопольную часть, где цены должно устанавливать и регулировать государство. Это сети и диспетчерская система. Из РАО должна выделиться сетевая компания, 75 процентов акций которой будет в госсобственности. Остальные компоненты отрасли - генерирующие и сбытовые компании, ремонтные и проектные организации - переводятся в режим конкурентного рынка. Передача их акций будет зависеть от рыночной ситуации. То есть в генерирующей компании государству может и ничего не принадлежать. Энергорынок будет работать наподобие биржевого. Генерирующая компания на бирже заявляет цену и объемы поставок электроэнергии, туда же поступают заявки от покупателей. Дальше дело техники - оператор стыкует продавца и покупателя и сделка заключается. Предполагается, что при этом, как и в других странах, тарифы пойдут вверх, процентов на 30-50, но через полтора - два года снизятся до исходной цифры.
Разоткровенничавшись в интервью «Комсомольской правде» (14 февраля 2001 г.), председатель Правления РАО «ЕЭС России» А. Чубайс сказал: «Я шел в энергетику прежде всего потому, что это одна из последних в стране базовых отраслей, не прошедшая либерализацию». Уместно в этой связи вспомнить слова влиятельного американского политика Генри Киссинджера: «Экономическое пространство России нельзя разрушить без разрушения энергосистемы». От себя можно добавить, что практичные американцы предпочитают это сделать нашими же руками под руководством верного им Чубайса. Чтобы мы не сбивались с генеральной линии либерализации, выработанной в МВФ и прочих заморских штабах. Но нужно ли нам самим с упорством, достойным лучшего применения, крушить эффективную системообразующую энергетическую отрасль?

 Чем может обернуться реструктуризация энергетики по плану РАО
 РАО хочет создать рынок путем отчуждения работоспособных основных фондов и дробления электроэнергетической отрасли на сотни мелких предприятий. Возникают большие сомнения и целесообразности проекта.
 Сколько потребуется времени, чтобы решить организационные вопросы, привлечь инвестора, а затем ввести в эксплуатацию новые мощности, которые, по замыслу, будут конкурировать за рынки сбыта и дадут дешевую энергию? На реконструкцию станций уйдет не менее 3-х лет, чтобы построить энергоблок, потребуется столько же. Соответственно 5-10 лет тарифы будут только подниматься.
 Передача в частную или муниципальную собственность старых, изношенных, но очень ответственных электростанций (например, ТЭЦ-1 или ТЭЦ-4, которые снабжают теплом половину Твери), освобождает РАО от самой сложной и тяжелой работы по энергоснабжению населения. При этом станции останутся в зависимости от РАО в части распределения нагрузок и установления тарифов. Чтобы заменить выработавшее свой срок оборудование, у муниципальных образований денег, как водится, не найдется. Произведут минимальный текущий ремонт, чтобы обеспечить тепловой режим в осенне-зимний период. В остальное время электростанции будут остановлены в целях экономии топлива. Опять начнется строительство мелких котельных, а вместе с ними вернутся уже позабытые экологические проблемы.
 Второй путь - приватизация или продажа рентабельных энергопредприятий иностранным инвесторам также повлечет их закрытие на ремонт или модернизацию. Причем на неопределенный срок, как решит собственник. Следом встанут обесточенные заводы и фабрики, которые могут быть проданы тем же западным инвесторам. Им же иногда выгоднее закрыть предприятие. В результате население останется без работы и без электричества. Представьте, что это произойдет в городе Конаково…
 Впрочем, вряд ли иностранцы устремятся на российский энергетический рынок. При существующем диспаритете на оборудование, топливо и тарифы окупаемость затрат на ввод новых мощностей составляет 15-20 лет. В таких условиях ни один бизнесмен никаких вложений в энергетику делать не будет, пока тарифы не поднимут раз в пять, приблизив их к мировому уровню.
 Таким образом, и в первом и во втором случаях реструктуризация приведет к развалу энергетического хозяйства и, как следствие, к замораживанию городов и дефициту электроэнергии.
 Большие сомнения существуют и в самой возможности создать в современных условиях конкуренцию между эффективными производителями. Как это сделать, если себестоимость выработки электроэнергии на электростанциях различных типов существенно отличается: для работающих на газе - 10-25 коп/кВт.час, на угле - 22 коп/квт.час (ТЭЦ-3), на торфе - 31 коп/квт.час (ТЭЦ-4), на мазуте – 40-60 коп/ квт.час (ГРЭС).
 Отмена госконтроля за тарифами - катастрофа. Примеров тому множество: Украина, Казахстан, Грузия, даже США (Калифорния). Там генерирующие компании искусственно создают дефицит электроэнергии на рынке, консервируют под видом ремонта часть мощностей. В мире трудно найти пример, где было бы хорошо при свободных ценах на электроэнергию.
Напрашивается вывод - реформы нужны, но отрасль к ним не готова.

 Зачем нам ТЭК и РАО?
 Чтобы не замерзнуть, во-первых. Во-вторых, чтобы питать энергетику и развивать экономику. В-третьих, это аспект национальной безопасности. Поэтому реформировать электроэнергетическую отрасль надо, исходя не из интересов менеджмента, а из интересов населения и энергобезопасности страны. Главное - не прибыли для отдельной группы акционеров РАО, а надежное энергоснабжение всех граждан.
 Прежде всего надо выработать государственную политику в области использования топливно-энергетических ресурсов. В ее рамках и проводить реформу энергетической отрасли, но не наскоком, а последовательно, в течение 10, а может и 20 лет. Постепенность в преобразованиях - главное условие их эффективности. Для начала надо провести реформу тарифного регулирования, найти решение проблемы неплатежей и создать соответствующую законодательную базу. По тарифам есть интересные предложения. Например, для всех потребителей дифференцировать тариф на пиковый, базовый и ночной: разница между ними доходит до двух раз. Такая мера стабилизирует работу энергопредприятий и сэкономит деньги потребителей.
 РАО должно озаботиться, как провести взаиморасчет с бюджетом в счет электроэнергии, отпущенной в кредит поневоле бюджетным организациям и предприятиям, выполнявшим госзаказ. РАО заставило энергетиков почти полностью отказаться от бартера и тем самым от закупок необходимого топлива и части ремонтных работ. Но топлива в достатке у станций нет, а число аварий растет. К примеру, на ТЭЦ-3 вышел из строя трансформатор, на ТЭЦ-4 требуется заменить четыре выработавших свой ресурс котла (из шести), но денег на это нет. А ведь можно было бы до конца «развести» проблему взаимозачетов, засчитывая строительно-монтажным организациям оплату ремонтных работ продукцией предприятий-должников. После чего прекратить взаимозачеты полностью.
 Ну и, конечно, нужно эффективное законодательство на федеральном и региональном уровнях. Топливно-энергетический кризис - проблема все-таки больше федеральная. Поэтому сначала должна принять соответствующие законы Госдума, а уж потом законодательные органы власти в регионах. Иначе ничего не получится, поскольку на рынке каждый ищет свою выгоду: энергетики - свою, газовики - свою, транспортники - свою, а тарифы от этого только растут.
 На областном уровне требуется, наконец, принять закон «Об энергосбережении в Тверской области», который с 1998 г. переходит из одной программы законопроектных работ в другую, но так и не представлен Администрацией области на рассмотрение Законодательного Собрания.
Перестали в полном объеме составляться топливно-энергетические балансы. Баланс должен быть основой поведения всех топливно-снабжающих организаций и базироваться не только на использовании газа и мазута, но и угля, торфа и даже дров. Разработкой и реализацией этих балансов, всей энергетической политики области мог бы заниматься департамент топливно-энергетического комплекса, который рекомендовали создать при Администрации области участники депутатских слушаний, прошедших в ноябре 2000 года в г. Конаково.
Период интенсивного использования газа в энергетике кончается. Хотя потребление газа в топливном балансе области и сейчас составляет порядка 80%, наметилась тенденция к снижению. Это оправдано: газ идет на экспорт. Грех не использовать хорошую рыночную конъюнктуру - стране нужны деньги на социальные цели, на оборону, на покрытие внешнего долга.
 К снижению поставок газа и переводу электростанций, котельных на другие виды топлива мы не готовы: нужна реконструкция, другие технологии и оборудование. Но альтернативы на ближайшие годы нет, придется вернуться к сжиганию угля и торфа. Было бы правильным реанимировать практически невыполненную областную целевую программу «Развитие торфяного производства в Тверской области на 1997-2000 гг.».
 Да, реформы в электроэнергетике назрели. Но проводить их нужно только после того, как будет сформулирована цель реформирования. Когда будет обнародована президентская стратегия развития государства, создана законодательная база, определяющая правила реформирования и последующего функционирования отрасли. Конечно, извлечение прибыли должно быть не на последнем месте, но и не на первом. На первом месте должно быть улучшение качества жизни людей. При соблюдении этих условий реформы пройдут под контролем общества, что и станет залогом эффективности работы энергосектора и защищенности потребителей. В противном случае мы рискуем остаться без тепла и света не на час или сутки, а надолго. И будет Россия во мгле?

«Тверские ведомости», № 22 (1156) 16 – 22 марта 2001 года