Последняя глава

Юрий Леонидович Кручинин
Я не мог закончить свои воспоминания, не сказав слова признательности тем, с кем прошла моя командирская служба, кто делил со мной горести и радость побед, кто был моими верными и надежными помощниками. Я хочу еще раз вспомнить о них.
Заместитель по политчасти Иван Трофимович Головченко. Свое дело он исполнял добросовестно, в силу своих способностей. Начав службу в соединении вспомогательного флота, он так и оставался помполитом. Не лез на трибуну, не показывал ложного рвения, робко вел себя со старшими начальниками, но никогда не позволял себе сказать что-то негативное о командире, поддерживал меня во всех начинаниях и делах. За отличное выполнение задач боевой службы в 1973 году был награжден орденом Красной Звезды. Несколько лет был замполитом корабля, затем назначен заместителем командира дивизиона соединения ОВРа.
Ушел в запас в звании капитана 3 ранга. Продолжал работать в системе ЖКХ, иногда мы с ним встречаемся как хорошие товарищи.
Старший помощник Федор Федорович Фот. Это был, пожалуй, самый молодой старпом. Первое время требовал постоянного и пристального внимания. Сказывалось отсутствие опыта. По характеру – медлительный, он и делал все медленно, добротно. Меня порой раздражала его медлительность. Получив «добро» на сход, он еще что-то делал, что-то писал, кого-то инструктировал. Поэтому сходил с корабля поздно.
За три года пребывания в должности Фот приобрел хороший опыт несения боевой службы, длительного плавания. Он закончил командирские классы ВОЛСОК и был назначен в 1974 году командиром бпк «Проворный». Несколько лет командовал этим кораблем. Корабль прошел модернизацию, на него был поставлен новый зенитный ракетный комплекс. Прошел испытания. За успехи в боевой подготовке и освоение новой техники Федор Федорович Фот награжден орденом «За службу Родине в вооруженных Силах СССР» III степени.
Потом был назначен командиром новостроящегося корабля, который передавался в ВМС Индии. Затем Фот – старший помощник и командир крейсера «Дзержинский».
Последняя должность Федора Федоровича – уполномоченный группы госприемки в городе Николаеве. В 1995 году ушел в запас. Начались проблемы со здоровьем. Похоронил любимую жену. Жил один, изредка встречался с сослуживцами. В 2006 году его не стало.
Штурман Олег Александрович Гончар. Я любил этого офицера и спрашивал с него, пожалуй, строже, чем с остальных. Штурман – он всегда рядом с командиром на ходовом мостике. Он свидетель событий, происходящих на корабле в море, при швартовках, при выполнении боевых упражнений. Командирский гнев, раздражение, просто плохое настроение штурман принимает на себя. Олег любил флотскую службу, форму морского офицера и гордился званием «военный моряк». Будучи рядом с командиром, он проходил хорошую школу командования кораблем.
После возвращения осенью 1973 года с боевой службы флагманский штурман дивизии А.Д. Селезнев ходатайствовал передо мной о представлении Олега на должность старшего помощника бпк «Смелый». Я сопротивлялся – надо бы еще годик походить в штурманах. В конце концов, я согласился, и Олег был назначен старшим помощником. Затем были командирские классы, командование бпк, академия, после окончания которой он был назначен старшим помощником командира на пкр «Ленинград».
Быстрый рост по командной линии вскружил голову молодому офицеру. Человек общительный, компанейский, он всегда принимал приглашения на различные «мальчишники», да и сам был организатором таких встреч. Будучи старпомом и на бпк, и на пкр, он заведовал хранением и раздачей корабельного спирта, которого в те времена на кораблях было немерено. Пропустить перед обедом «рюмашку» к нему забегали офицеры штаба. Особенно это проявилось при боевом тралении в Суэцком заливе, где по просьбе египетского правительства наши тральные силы очищали залив от мин. Сыграл свою роль и особист.
Олег получил взыскание, дорогу на командирский мостик крейсера ему закрыли. Он был назначен помощником начальника штаба дивизии по планированию. И все же ему давалась еще одна возможность занять достойную командирскую должность.
Командование дивизии представило его к назначению командиром бригады противолодочных кораблей Крымской ВМБ. Он был вызван в Москву на собеседование. По пути следования в купе собралась веселая компания, хорошо отметили предстоящее назначение. Появился он утром перед высоким партийным начальством, прямо скажем, в помятом состоянии. С ним даже не стали разговаривать, отправив обратно в Севастополь. Он подал документы на демобилизацию и в 1989 году был уволен.
В годы перестройки и капитализации всей советской системы организовал и возглавлял несколько фирм: «Океаногеотехнология» – по изучению морского шельфа и использованию сероводорода, по разделке и реализации списанных судов, по бурению морских скважин; создал «Нэвикон-банк». Алкогольная зависимость давала о себе знать. Ближайшее окружение Олега пользовалось его болезнью, большие деньги уходили в карманы помощников, Гончар же оставался бессребреником.
Ушел из семьи, остался один. Уехал в Москву, был в какой-то офицерской общественной организации. 22 апреля 2004 года после инфаркта его не стало. После кремации жена и дочь привезли его прах в Севастополь, похоронили вместе с родителями. Ушел из жизни отличный, грамотный военный моряк-командир по своей сути и предназначению, надежный товарищ, общительный, широкой души человек, талантливый организатор.
От него у меня на память остались часы «Командирские» с надписью: «Первому командиру в день рождения 22.10.1988 года. Олег Гончар». Они еще идут.
У моих лейтенантов-ракетчиков служба сложилась в основном неплохо.
Командир БЧ-2 капитан-лейтенант Владимир Андреевич Кулик был назначен старшим помощником на гбпк «Красный Кавказ». На этой должности служба не сложилась. Командирская линия оказалась не его стезей. Был назначен в Керченско-Феодосийскую ВМБ на испытательный полигон. Там проявились его организаторские качества ракетчика-испытателя, стал начальником одного из отделов. Как сложилась его дальнейшая судьба, я не знаю.
Николай Николаевич Клочков после «Красного Кавказа» был назначен помощником флагманского ракетчика одной из бригад дивизии. Закончил академию, пошел на преподавательскую работу. Был 3 года на Кубе в роли советника-специалиста. После возвращения вернулся в училище. Закончил службу преподавателем специальной кафедры ЧВВМУ им. П.С. Нахимова в звании капитана 2 ранга. Живет в Москве, занимается коммерческой деятельностью.
Александр Николаевич Егин по уровню специальной подготовки, организаторским качествам, умению работать с личным составом из молодых ракетчиков был первым кандидатом на должность командира БЧ-2. В то же время политработники видели в нем кандидата на должность освобожденного секретаря комитета комсомола, с последующим продвижением по партийной линии.
Кстати, он был бы хорошим замполитом, но Александр от партийной должности отказался, а случай с выводом из строя зенитной ракеты при погрузке закончился переводом его на инженерную должность в БЧ-2 крейсера «Дзержинский». Затем был назначен командиром ГУРО на бпк «Очаков». Окончил специальные ракетные курсы на офицерских классах, был старпомом на бпк «Сообразительный». Вместе с кораблем перешел на Северный флот, вернулся оттуда в Севастополь на должность старшего помощника крейсера «Дзержинский».
Закончил службу в звании капитана 1 ранга и должности старшего преподавателя в ЧВВМУ им. Нахимова. Продолжает работать теперь уже в Севастопольском военно-морском институте им. П.С. Нахимова лаборантом на кафедре морской практики. Много занимается общественной работой, являясь заместителем председателя совета ветеранов эскадры и дивизии кораблей Черноморского флота Российской Федерации. Мы часто с ним встречаемся. Он был и остается надежным и верным товарищем.
Юрий Константинович Агарков был назначен командиром БЧ-2 на бпк, окончил Военно-морскую академию, после чего служил в Отделе ПВО Ленинградской ВМБ. Затем был адъюнктом, в дальнейшем – преподавателем в Военно-морской академии. После ухода в запас капитаном 1 ранга продолжает работать в академии в должности доцента кафедры оперативного искусства.
Инженер БЧ-2 Виктор Васильевич Фомин пришел на корабль в декабре 1971 года. Серьезный, грамотный, по характеру спокойный. Надежный и исполнительный офицер. Входил в число «романтиков Крыма». Имел цель в службе. Коммунисты корабля избрали его, несмотря на молодость, секретарем партийной организации. Одним из первых сдал на допуск вахтенного офицера. Был назначен командиром БЧ-2, хотя при назначении возникли трудности – он не прошел должность командира батареи или группы управления. Став командиром БЧ-2, сдал на допуск к управлению кораблем и был назначен старшим помощником на гбпк «Красный Кавказ».
Служба у Фомина складывалась удачно. И благодаря знаниям и умению строить взаимоотношения с начальством был назначен командиром бпк «Скорый», через 2 года поступил в академию. После окончания академии стал начальником штаба 150-й бригады, затем – командиром бригады. Как командир Отдельной Краснознаменной бригады ракетных кораблей был утвержден в Академию Генерального штаба, после окончания которой был назначен заместителем командира 5-й эскадры.
В это время начались распад Советского Союза и раздел флота. И никому не стала нужна 5-я эскадра, и не нашлось в российском ВМФ места руководству 5-й ОпЭСК. Фомин принял предложение возглавить оперативное управление ВМС Украины. Получил звание контр-адмирала. В дальнейшем был назначен начальником штаба ВМСУ и ушел в запас в звании вице-адмирала. Возглавляет фирму по ремонту судов в Севастополе.
Командир БЧ-3 Владимир Евгеньевич Ионов, выпускник Тихоокеанского ВВМУ им. С.О. Макарова 1970 года. По специальности – минер, торпедист, противолодочник. В течение 3-х лет командовал БЧ-3. Знающий, грамотный офицер. Принципиален. К сожалению, начальники не любят, когда подчиненный офицер начинает отстаивать свое мнение. Я часто был к нему несправедлив. Ютовая группа, которой он командовал, действовала слаженно. Однако при швартовках командирское «неудовольствие», мягко говоря, командир ютовой группы не раз принимал в свой адрес.
В 1974 году Ионов был назначен командиром БЧ-3 на бпк «Керчь». Планировалось поступление в академию в 1976 году, но ему пообещали должность помощника командира, и он отказался от академии. Но так получилось, что командир дивизии не утвердил назначение его помощником командира корабля. Комбриг 150-й бригады, зная его отличные качества противолодочника, взял его на ркр «Адмирал Головко». Через 2 года Ионов был назначен помощником на крейсер «Жданов», а в 1980 году стал старшим помощником бпк «Николаев». Вместе с кораблем перешел на ТОФ, где в 1983 году был назначен командиром бпк «Николаев». После 3 лет командования кораблем был переведен на Черноморский флот в Управление БП флота.
В 1997 году ушел в запас в звании капитана 1 ранга с должности начальника отдела подготовки разнородных сил. Продолжает работать в штабе флота.
Командир зенитной батареи старший лейтенант Владимир Петрович Бенко. После ухода Кулика назначен командиром БЧ-2 гбпк «Красный Кавказ». Дела в БЧ шли хорошо, в 1975 году был утвержден кандидатом в Военно-морскую академию. Случай с выводом из строя при погрузке зенитной ракеты задержал его поступление на год. В 1976 году поступил в академию, после окончания которой служил в должности помощника флагманского специалиста ракетного оружия 5-й эскадры по артиллерии. Затем служил в отделе штаба флота.
Ушел в запас в звании капитана 1 ранга. Работает во вспомогательном флоте старшим помощником на одном из судов.
Командир БЧ-4 Михаил Семенович Журавский. Я с исключительной теплотой и уважением относился и отношусь сейчас к этому скромному, тактичному офицеру, отличному связисту, в совершенстве знающему свое дело. Все три с половиной года моего командования кораблем этот офицер был мне крепкой и надежной опорой. Его знания и организаторские способности знали и ценили и в отделе связи флота.
После возвращения «Красного Кавказа» с боевой службы в 1973 году Журавский был назначен командиром БЧ-4 крейсера «Адмирал Ушаков». Старший лейтенант и командир БЧ на крейсере! Такого в истории крейсеров последних лет не было. Не очень дружелюбно приняли офицеры, особенно командиры боевых частей, молодого офицера в свой коллектив. Я очень хорошо знаю крейсерский снобизм и корпоративность, высокомерие по отношению к офицерам кораблей, низших рангом, и могу представить, что чувствовал этот офицер.
В 1975 году Журавский уже флагманский связист бригады. Он пользуется поддержкой и авторитетом у флагманского связиста дивизии капитана 2 ранга А. Крашенинникова. В 1976 году Журавский поступает в Военно-морскую академию. В 1979 году после окончания академии утвержден флагманским связистом дивизии. В этой ответственной должности он пребывает 6 лет. В 1985 году по его просьбе назначается на должность инженера в Николаевскую группу государственной комиссии по приемке кораблей от промышленности, а в 1987 году Михаил Семенович переходит на преподавательскую работу на военную кафедру Севастопольского приборостроительного института.
В 1993 году в звании капитана 2 ранга ушел в запас и продолжает работать в институте.
Начальник РТС старший лейтенант Илья Турыгин после окончания академии был назначен флагманским специалистом РТС Очаковской бригады ОВРа, больше я его не встречал.
Командир БЧ-5 Станислав Романович Миронов. Я писал о его экстренном назначении на корабль перед самым выходом на боевую службу. Отличный механик, газотурбинист, хороший организатор. Он много знал и умел. Умел выполнять любую ремонтную работу, показать личным примером, как надо сделать. Станислав Романович, в отличие от многих, имел отлично оформленную документацию. Формуляры, папки с инструкциями, описания механизмов у него всегда были заполнены, приведены в порядок. Он всегда был аккуратен во всем. Я благодарен ему за надежность. Он снял с меня постоянную тревогу за электромеханическую службу. Я был уверен, что она не подведет. Миронов получил звание капитана 3 ранга, награжден орденом Красной Звезды. Был назначен командиром БЧ-5 на бпк «Азов». Служил и на бпк «Керчь». Должен был идти на новейший строящийся ракетный крейсер «Слава». Но что-то не состоялось. Ему вспомнили старые «грехи». Он ушел в запас в звании капитана 2 ранга.
Возглавил частное предприятие по бурению скважин пресной воды. Вместе с Олегом Гончаром был одним из организаторов фирмы «Океаногеотехнология» по исследованию морского дна с целью практического использования сероводорода шельфа Черного моря. Его уважали рабочие, сослуживцы. Несколько лет назад стали болеть ноги, затем случился инсульт. Станислав Романович мужественно переносил болезни.
В феврале 2008 года его не стало. В последний путь его провожали многие товарищи и сослуживцы.
Начальник медицинской службы капитан Анатолий Курлянский в 1976 году был назначен на ркр «Адмирал Головко». Ему было присвоено звание майора. Как-то дальнейшая служба не сложилась, и он ушел в запас. Работал врачом «скорой помощи». Я долго его не встречал. Позже узнал, что Анатолий умер.
Что касается моих молодых механиков, то судьба их сложилась следующим образом.
Вячеслав Фоменко в 1974 году был назначен командиром дивизиона движения на бпк «Азов». Через два года попытался поступить на инженерный факультет в Военно-морскую академию, но из-за ошибки в оформлении документов (неправильно была указана партийность) к экзаменам его не допустили.
Эта несправедливость больно задела его самолюбие. Слава отличался сложным характером. Он был немногословен, независим. Имел свое мнение и всегда отстаивал его, что не всегда нравилось начальству. Иногда его мнение рассматривалось как несогласие. Он отлично знал свою специальность, прошел хорошую школу становления механика-газотурбиниста, считался компетентным в организации ремонтной подготовки.
В 1980 году назначен командиром БЧ-5 бпк «Азов», в 1984 году после ремонта «Азова» ему предложили должность на ремонтирующийся бпк «Керчь». Он согласился на эту должность по семейным обстоятельствам. В 1987 году Фоменко назначается старшим офицером Техупра в отдел снабжения и судоремонта.
В 1991 году в период «смутного времени» Вячеслав ушел в запас в звании капитана 2 ранга. Дальнейшая его служебная деятельность связана со вспомогательным флотом. Механик на плавкране 91-го завода, второй механик на транспорте «Вильнов». Несколько лет плавал на частном судне «Командор». Последнее время работает сменным механиком на пожарном катере. Я часто встречаю его и всегда рад этим коротким встречам.
Командир электротехнической группы Сергей Коваленко несколько лет прослужил на «Красном Кавказе», затем ушел на сбр (судно безобмоточного размагничивания) в город Одесса. Больше я с ним никогда не встречался.
Молодой лейтенант Виктор Стратилатов, сменивший на должности помощника по снабжению капитана А.С. Зеленина, прослужил на дивизии несколько лет. Был помощником по снабжению крейсера, служил в Керченско-Феодосийской ВМБ заместителем по тылу в бригаде подводных лодок.
В 1989-1990 годах встречал его в Феодосии. Через несколько лет узнал, что он попал в аварию, находясь за рулем своей автомашины, и погиб.
Я благодарен мичманам-старшинам и техникам «Красного Кавказа», которые прошли со мной мою командирскую службу, кто был всегда верным помощником офицеров, зачастую их наставленниками, на кого я мог опереться, не сомневаясь в их надежности и верности флоту.
Г.П. Афанасьев, И.Ф. Синявский, В.П. Березовский, А.К. Красов, А.С. Сечков, Ф.Ф. Товстенко, А.В. Изотов, Я.Н. Карасев, В.М. Грицаенко, А.М. Романеев, А.М. Бичиков, В.П. Антон – спасибо вам за службу!
Начиная с 1989 года – года моего ухода в запас – мы, сослуживцы гбпк «Красный Кавказ», встречались ежегодно в день корабля 22 октября.
Гвардейский бпк «Красный Кавказ» в 1974 году совершил свою последнюю боевую службу под командой капитана 3 ранга Александра Анисимовича Ермакова. Участвовал в Кипрских событиях 1974 года. Входили в строй новые корабли, и бпк 61-го проекта были оттеснены на второй план. Они несли службу в Черном море, оставаясь в готовности к выходу в дальнюю зону. Несли боевое дежурство, обеспечивали испытания входящих в строй новых кораблей, новой техники. Поддерживали оперативный режим на Черном море. «Красный Кавказ» прошел текущий ремонт в заводе № 13 г. Севастополя. Плавал, решал задачи. Через 3 года на длительное время стал в средний ремонт в городе Николаев. В годы развала Союза и событий на Кавказе эвакуировал советских людей, технику и вооружение из Поти и Сухуми. Корабль мог бы еще не один год выполнять боевые задачи в составе Черноморского флота. Но он уже был никому не нужен. В разваленной, больной и голодной стране было не до флота.
13 мая 1998 года на гвардейском большом противолодочном корабле «Красный Кавказ» был в последний раз поднят, а затем спущен гвардейский флаг. Пришли ветераны, те, с кем мне пришлось служить почти 4 года. В строю стояли остатки экипажа корабля, человек 40-50. Стояли в изношенной обуви, разношерстном обмундировании, в грязных тельняшках, все какие-то маленькие и невзрачные. Это уже был не гвардейский экипаж, а какая-то расходная команда. У меня защемило сердце. Где же прежние, высокие, здоровые, сильные ребята, открытые, спокойные лица, которые смотрели с коллективных фотографий: «…и в годы те в морях дороги наши были…»?
Спущенный гвардейский флаг передали командиру ракетного крейсера «Москва». Ему приказом Министерства обороны Российской Федерации было присвоено звание «Гвардейский». Он стал правопреемником славных традиций героического крейсера «Красный Кавказ» и славных дел в мирное время гвардейского бпк «Красный Кавказ».
В последний раз мы, ветераны корабля, ступили на борт нашего бпк 22 октября 1999 года. Корабль стоял со снятым вооружением, антенными постами, главными и вспомогательными механизмами.
Какая-то частная фирма разбирала его прямо на Минной стенке, где было штатное место этого славного корабля много лет. Разбирали на глазах экипажей оставшихся кораблей дивизии, на глазах всего города, не удосужившись перетянуть его для разделки на Черную речку.
Мы всей нашей группой подошли к трапу корабля. Мордатый, здоровый парень-охранник процедил сквозь зубы:
– Не положено!
– Позвони своему хозяину, скажи, что пришел бывший командир корабля и ветераны, просят подняться на борт, – сказал я охраннику.
Парень позвонил по мобильному.
– Проходите, только ничего не трогайте.
– Спасибо, друг.
Мы прошли по верхней палубе, заваленной грудой металла, прошли вовнутрь. Я поднялся в командирскую каюту. Красивый ореховый шпон, которым была отделана каюта, был сорван, мебели нет, иллюминатор выбит…
Вышли на ют. Постояли. Спустившись с корабля, прошли в бар «Минная стенка». Там посидели, вспоминая о службе, о корабле, о людях, с которыми «и в годы те в морях дороvги наши были». Было грустно и обидно за все, что сделала с нами жизнь.

*  *  *  *  *
Уже десять лет, как, выполнив свой долг, ушел гвардейский бпк «Красный Кавказ». Корабли не вечны. Но остаются славные боевые традиции, рожденные в боях и походах моряками старших поколений. Этими традициями гвардейского бпк «Красный Кавказ» были:
• постоянная боевая готовность корабля, его оружия и техники к боевому применению, готовность в кратчайший срок выйти в море, на боевую службу, выполнить боевую задачу;
• отличное знание экипажем своих обязанностей, техники и оружия. Умение применять эти знания в бою;
• крепкая дружба и взаимная выручка среди матросов и старшин всех годов службы и всех национальностей. Во времена Советского Союза около 25% моряков срочной службы были выходцами из республик Закавказья;
• высокая морская культура, отличное содержание корабля, гордость за свой корабль.
Доблестные имена ушедших кораблей как бесценное наследие принимают экипажи новых современных кораблей и с честью продолжают эстафету славных дел предшественников.
Мы, ветераны, продолжаем верить, что Российский Военно-Морской Флот возродится, что вспомнят и о нас.
«Корабли – как и люди, они тоже нуждаются в славе, в уважении и в бессмертии. Вечная им память! Но даже у погибших кораблей тоже есть будущее».
(В. Пикуль)

«Красный Кавказ», твое имя мы помним,
«Красный Кавказ», ты был домом для нас.
Каждый славный поход мы, конечно, запомним,
Ближний Восток, Средиземное море... и снова приказ».

 
г. Севастополь
Май, 2008 год