От автора из книги Командую кораблем

Юрий Леонидович Кручинин
Эта книга о том, как воплотилась в реальность мечта стать моряком, о детских и школьных годах, о курсантской юности, офицерской молодости и командирской зрелости.
Что послужило стимулом к написанию книги? Есть такое чувство, которое называется ностальгия. В научном понимании – это тоска по прошлому, по родному дому, по тем местам, в которые тянет вернуться. Вернуться в мир детства, юности, молодости. Мы все в какой-то степени подвержены этому. Случаются такие жизненные положения, когда ностальгия приобретает более острые формы и становится болезнью. Это период сомнений, слабости, внутреннего кризиса. Были ли подобные ситуации у моего поколения? Да. Внезапно, в короткий срок перестала существовать страна, которую мы считали своей Родиной. Страна нашего детства, юности. Страна, которой мы служили, которой верили и гордились. И вдруг мы – жители единой и мощной державы – оказались по разные стороны границы.
Мой дед, выходец из крестьян Черниговской губернии, в начале XX века пришел на Дальний Восток, корчевал тайгу, сеял хлеб, растил детей, возрождал жизнь на далекой окраине и считал этот край своей Россией. Я, его внук, на своей исторической родине – Украине, считаю себя иностранцем и всей душой стремлюсь на родину, которой считаю Дальний Восток, в одночасье ставший для меня зарубежьем. Вот в чем причина ностальгии. Мы стремимся вернуться в прошлое, но, возвращаясь, не находим того дома, тех людей, которые нас окружали, которых сохранила наша память. И тогда приходит осознание того, что время истории и нашей жизни необратимо, потери невосполнимы, а прошлое недоступно.
Только воспоминания становятся лекарством, помогающим пережить ностальгию. Как литературный жанр – это разновидность документальной литературы, повествование о людях и событиях, современником и участником которых был автор, оценка этих событий через призму его взглядов.
Известный советский писатель Константин Паустовский писал: «Прелесть жизни не только в ожидании будущего и в настоящем, но отчасти и в воспоминаниях. Части воспоминания сродни выдумке, творчеству. Кто из нас, вспоминая, не придает пережитому черты несбывшегося? Кто, вспоминая, не оставляет в памяти только сущность пережитого?». Это относится и к моим воспоминаниям. Таков жанр. Однако я старался соблюдать хронологию и объективность. К сожалению, я не вел дневников и записей. Пришлось полагаться на свою память, которая, как оказалось в процессе работы, сохранила много эпизодов, событий и подробностей прошлой жизни. Неоценимую помощь оказала моя жена Инесса Леонидовна. Она сохранила все мои письма к ней с самого начала нашей совместной жизни и особенно письма с боевой службы. Собранные по годам, датам, пронумерованные в последовательности получения. Они и стали для меня хроникой событий моей жизни.
Книга «Командую кораблем» о тех, с кем свели меня судьба и служба. О моих товарищах, моих командирах, которые дали мне путевку в жизнь, о тех, кого уже нет с нами. Может быть, их дети или внуки найдут в книге имена своих отцов и дедов. Это память о них.
Это книга о моих боевых товарищах, которые живы, кто рядом со мной, с кем я всегда с радостью встречаюсь. Пусть и они вспомнят, прочитав мою книгу, годы нашей флотской молодости: как мы служили, как несли боевую службу, как любили наш флот и гордились им.
Мне очень хотелось, чтобы нынешние офицеры, те, кто служит сейчас на кораблях и кто переживает нелегкие события, связанные с реорганизацией флота, узнали, как служили мы – их отцы и деды, как осваивали новые корабли, новую тактику их боевого применения, и считали службу на кораблях делом служения Родине.
Документальными источниками стали книги И.В. Касатонова «Командую флотом», «Флот вышел в океан», П.Р. Дубягина «На средиземноморской эскадре», книги «История отечественного судостроения» (том 5). «Рассуждения по вопросам морской тактики» С.О. Макарова, «Справочник по иностранным флотам», «Международное морское право» (учебное пособие), Корабельные уставы ВМФ: КУ-51, КУ-59, КУ-78.
Я хотел бы выразить признательность и благодарность тем, кто помогал, поддерживал и поощрял меня к написанию книги. Это близкие мне люди – мой тесть Леонид Дмитриевич Чулков, мой сын Леонид Юрьевич Кручинин, моя жена Инесса Леонидовна. Особая благодарность члену Союза писателей России Сергею Павловичу Горбачеву.
Я благодарен моим первым читателям – контр-адмиралам Л.В. Ковшарю, В.А. Корнейчуку, Л.Е. Двинденко, Н.Г. Михальченко, капитанам 1 ранга А.М. Шакуну, Б.С. Романову, Л.А. Макарову, А.Н. Егину, которые дали высокую оценку книге, высказали свои замечания и дали советы.
Заранее благодарен всем, кто прочитает книгу и выскажет свое мнение о ней. Честь имею!
Автор