Белый воин и его команда

Марина Еремина
               
Быть тренером – почетная и нелегкая миссия. Нужно быть не только отличным спортсменом, но и обладать статусом, опытом, желанием, возможностями передавать свой опыт другим. Это значит – любить спорт и не жалеть на него ни сил, ни времени, ни средств, которых часто не хватает. Быть тренером - значит быть фанатом спорта и достижений своих учеников, жить их жизнью – спортивной и повседневной! Но и это далеко не все, что нужно, чтобы стать настоящим тренером! Нужно уметь  объединять людей вокруг общего дела, находить нужные слова для каждого ученика, взбодрить команду или, наоборот, вовремя «охладить» ее пыл, но самое сложное – уметь воодушевлять, вселять веру и надежду в души окружающих людей.
Старший тренер спортивной школы Центрального района №3 по футболу, старший тренер спортивного клуба по тайскому боксу «Белый воин» (п.Дагомыс), старший тренер спортивного районного клуба  «Мангуст» (Лазаревский район) Карен Русланович Шамян  - один из таких тренеров. В свои 33 года он сделал немало: стал президентом Сочинской городской детско-юношеской общественной организации «Федерация боевых искусств «Единство», тренером высшей категории по тайскому боксу, обладателем III дана – джиткундо, черного пояса. Карен Русланович получает высшее образование в Сочинском государственном университете туризма и курортного дела, учится на заочном отделении факультета «Физической культуры». Воспитывает не только детвору Лазаревского и Центрального районов, но и своих собственных троих детей.
Главным призванием Карена Шамяна является преподавание. Это подтверждает тот факт, что уже его воспитанники, выросшие у него на глазах, приняли решение стать тренерами. Мы встретились в зале дома культуры поселка Дагомыс. В клубе «Белый воин» целый стеллаж выделен под медали, кубки, призы, фотографии добившихся высоких результатов учеников Карена Руслановича. В зал зашли молодые, полные сил и энергии, начинающие тренеры – Аршак Кабаскалян,  Андрей Буюклян и Нурула Шихкебиров.
 Карен Русланович представляет каждого из них:
 - Аршак Кабаскалян занимается спортом с 6 лет, все это время тренировался  в нашем клубе «Белый воин». Он серьезно занимается спортом, отдает  тренеровкам  все свое свободное время и силы. Он поступил учиться в СГУТиКД, очень старается. На данный момент является кандидатом в мастера спорта, двукратным призером чемпионата России по тайскому босу, десятки раз выезжал на чемпионат по ЮФО, постоянный участник чемпионата Краснодарского края и города Сочи. Он достаточно опытный спортсмен, вся грудь усыпала медалями за первые места! Парень сможет добиться еще более высоких результатов!  Он продолжает тренироваться, хочет стать чемпионом мира. И все усилия прикладывает для этого, и мы ему обязательно поможем на этом пути!
 - Но быть тренером и спортсменом – не одно и тоже. Как пришла идея стать тренером?- спрашиваю я.
 -  Как-то раз Аршак пришел ко мне на тренировку, и сказал: «Я хочу быть тренером!» Вот так человек определил свою судьбу! Второй год он практикует, является инструктором. У него был замечательный отец Грант, и мы назвали спортивный клуб Аршака Кабаскаляна «Грант» в честь его отца. Убежден, что его сын, Аршак, также будет прекрасным достойным человеком, будет вкладывать свою душу в этот клуб, в развитие спорта! В спортивном клубе «Грант» тренеруется уже два десятка детей и подростков.
- К Карену Руслановичу меня привел отец, - рассказывает восемнадцатилетний Аршак Кабаскалян - Карен Русланович - тренер от Бога. Он привил мне и многим другим учениками любовь к спорту. Хотел бы сказать ему огромное спасибо! Я участвовал во многих соревнованиях, старался не пропускать их. Сейчас готовлюсь на чемпионат мира, в Таиланд. Но сначала надо будет победить на чемпионате России, который пройдет в Новороссийске в марте.  Тайский бокс – жесткий вид спорта, он развивает физические качества, технику, и, конечно, волю! Это интересно - входишь в азарт, тренируешься, и добиваешься цели!
Нурула Шихкебиров приехал в Сочи из Дагестана, где уже сделал ошеломительную спортивную карьеру. Он благодарен своему первому тренеру, который смог сделать из парня настоящего чемпиона. Под руководством Амира Сайпулаевича Амирова Нурула Шихкебиров выиграл золотую медаль на чемпионате мира по кикбоксингу в Таиланде. Переехав в город Сочи, молодой спортсмен стал заниматься тайским боксом в клубе «Белый воин» под руководством Карена Шамяна.
Нурула Шихкебиров: «Я начинал в Дагестане в 1999 году. Мой тренер - Амир Сайпулаевич Амиров воспитал меня, начиная с чемпионата Дагестана, заканчивая чемпионатом мира. Мои достижения - его заслуга! Он готовил меня, вывозил на чемпионаты. Хочу через вашу газету сказать ему большое спасибо за это! В 2008 году я стал чемпионом мира по кикбоксингу, получил золотую медаль.
 В Сочи переехал около года назад, здесь мне очень нравится. Я встретился с президентом федерации кикбоксинга и тайского бокса Краснодарского края Расулом Анваровичем Муртазалиевым. После того, как я обозначил, что хочу заниматься тренерской работой в Лазаревском районе Сочи, он направил меня к Карену Руслановичу. У него я стал заниматься тайским боксом, затем открыл свой клуб «Руслан». Клуб назвали в честь отца нашего президента федерации боевых искусств Карена Руслановича Шамяна. Я начал заниматься тайским боксом – это очень интересный вид спорта, очень жесткий и очень красивый.  Кикбоксинг и тайский бокс – самые близкие друг к другу боевые искусства. Я тренерую по тайскому боксу и кикбоксингу в малом зале школы №82, начальный набор – двадцать человек. Работать с детьми – было моей мечтой. Когда я сам только начал заниматься, смотрел на своего тренера и хотел быть таким же, как он. Мечта сбылась!
 - Мечта быть тренером была и у меня! – вступает в беседу коллега Андрей Буюклян.
Карен Шамян познакомил нас:
- Андрей Буюклян – хороший парень, спортсмен, передо мной охарактеризовал себя как отличный организатор. У него есть очень хорошие качества тренера – он любит детей, ведет активный, здоровый образ жизни, душой он отдан спорту, а в частности боевым стилям. Участник многих турниров, выигрывал неоднократно.  За это я его уважаю!
Сам Андрей рассказывает о себе так:
 - Я сам по себе с малых лет очень люблю спорт. Мне сейчас 24 года. Когда мне было 10 лет, я пришел заниматься в клуб Карена Руслановича, и мне очень понравилось. Так и остался здесь, начало получаться, появилось стремление к спортивным достижениям. Теперь я сам стал тренером, мне нравится учить детей и взрослых. Я чувствую, что это мое! Всегда приятно, когда уже у твоих учеников  что-то получается! Сейчас у меня занимается 12 человек, возрастом с 11 лет – до 20 лет. Наш клуб «Барс» находится в доме культуры поселка Уч-Дере.
 - Чем ты руководствуешься в своей работе?
 - Самое важное, когда человек приходит на тренеровку в первый раз, нужно не только показать ему технику, но и поговорить с ним, объяснить, почему нужен спорт, как он поможет ему в жизни. Некоторые люди считают, что это жестокий спорт, я думаю, что это не так. Если этот маленький человек не будет заниматься спортом, ему остается «окружающая среда». А какие люди будут его окружать, таким он и вырастет. Попадет к наркоманам – будет наркоманом, попадет к преступникам – будет преступником! А здесь, в спортивной команде – он находится в безопасности, как в семье. У самих учеников налаживается контакт между собой, они вырастают людьми, ведущими здоровый образ жизни. Многие родители об этих плюсах не думают, а только боятся за травмы.  Это неверно, поскольку травму ребенок может получить где угодно, а в спортклубе все контролирует тренер.
Надо отметить, что ученики берут пример со своего учителя не только в спортивных достижениях и в тренерской работе. В след за Кареном Руслановичем Шамяном молодые тренеры поступили на физкультурный факультет СГУТиКД. Учатся дружно и кропотливо, так как свои жизни они хотят соединить со спортом. 
  Как здорово, что Лазаревский район Сочи так богат на спортивные таланты! Их взращивание – непростое, ответственное, но увлекательное дело. Карен Русланович с упоением рассказал о своих коллегах, уважаемых тренерах. О них можно слагать легенды! Сколько побед, сколько самородков родила эта земля! Многолетняя дружба и сотрудничество связывает Карена Шамяна с выдающимся тренером высшей категории Камо Варткесовичем Симоняном. Он является старшим тренером спортивного клуба «Легионер» (п.Лоо). Благодаря многолетнему опыту, большой самоотдаче и любви к своему делу Камо Варткесовичу удалось воспитать трех чемпионов мира по тайскому боксу!
И вновь единомышленники сплотились над общим делом – сборным спортивным клубом Лазаревского района «Мангуст», в который входят спортсмены клубов «Белый воин» (п.Дагомыс), «Барс» (п.Уч-Дере), «Руслан» (п.Дагомыс), «Грант» (п. Дагомыс, Волковка), «Монолит» (п.Вардане), «Легионер» (п.Лоо), «Сокол» (п.Солох-аул), «Лазурь» (п.Лазаревское). Клуб «Мангуст» входит в состав Федерации тайского бокса г.Сочи.
                Марина Еремина, п. Дагомыс