Глинка

Константин Рыжов
                1.

Михаил Иванович Глинка родился в мае 1804 года в селе Новоспасское Смоленской губернии. Отец его, капитан в отставке, был помещиком средней руки. Начальное образование Глинка получил дома, причем  музыка с детских лет играла в его жизни огромное значение. Все Глинки были очень музыкальны. В соседнем с Новоспасским имении Шмаково, где жил дядюшка Афанасий Андреевич Глинка, содержался небольшой крепостной оркестр. Там часто устраивались музыкальные вечера. «Во время ужина, - вспоминал Глинка, - обыкновенно играли русские песни, переложенные на 2 флейты, 2 кларнета и 2 фагота – и эти грустно-нежные, но вполне доступные для меня звуки, мне чрезвычайно нравились… и, может быть, эти песни, слышанные в ребячестве, были первою причиною того, что впоследствии я стал преимущественно разрабатывать народную русскую музыку». Когда Глинка подрос, его отправили продолжать образование в столицу и осенью 1817 года поместили в Благородный пансион при Петербургском Педагогическом институте. Учась там, он одновременно брал уроки музыки у лучших петербургских учителей того времени: скрипача Франца Бема, пианистов Джона Вильда и Шарла Майера. Под их руководством исполнительское мастерство Глинки достигло высокого совершенства. Однако в то время у него не было даже мысли о том, что музыка когда-нибудь станет главным делом его жизни.

   В 1822 г. Глинка окончил пансион. Отец хотел пристроить его по дипломатической части, но этот план не осуществился. В 1824 г. будущий композитор пошел служить помощником секретаря в Главное управление путей сообщения. В свободное время он много и с упоением музицировал, начал сам сочинять фортепьянные пьесы и романсы. Одним из его первых признанных шедевров стал романс на стихи Баратынского «Не искушай меня без нужды». В 1828 г. Глинка подал в отставку, а в 1830 г.  уехал для поправки здоровья в Италию, где прожил три года. Среди произведений этого периода особенную известность имел его романс «Венецианская ночь» на стихи Козлова, плавная, качающаяся, как спокойные волны, мелодия которого вся проникнута  светлой радостью и негой. Тогда же у него появилась мечта написать русскую национальную оперу. («Тоска по отчизне, - вспоминал он впоследствии, - навела меня постепенно на мысль писать по-русски»). Но Глинка еще не считал себя достаточно подготовленным к этому трудному делу и потому по пути в Россию в 1833 году провел несколько месяцев в Берлине, изучая у Зигфрида Дена технику композиции.

                2.

Вернувшись в 1834 году в Новоспасское, Глинка начал работу над оперой. Дело это было новое и необычное, потому что национальной  оперы, подобной всемирно известным произведениям Моцарта, Россини или Вебера, в России в то время еще не существовало. То, что было создано в этой области в XVIII – начале XIX веков – комические, сентиментальные или сказочные оперы - занимало весьма скромное место в репертуаре даже самой России, не говоря уже о других странах. Между тем, Глинка чувствовал себя способным создать  произведение не уступающее своим совершенством лучшим европейским образцам.  В одном из писем он так писал о своих надеждах и затруднениях: «У меня есть проект в голове, идея… Мне кажется, что… я мог бы дать нашему театру достойное его произведение… Главное состоит в выборе сюжета. Во всяком случае я хочу, чтобы все было национальным: прежде всего – сюжет, но и музыка тоже – настолько, чтобы мои дорогие соотечественники чувствовали себя дома, а за границей меня не сочли хвастунишкой, вороной, которая вздумала рядиться в чужие перья». Подобающий сюжет вскоре был найден - по совету Жуковского, Глинка решил сделать центральным событием своей оперы известный подвиг Ивана Сусанина. Этот образ сразу определил все произведение: отдельные мелодии и образы, возникавшие прежде в голове композитора, теперь сразу слились в единое целое. Глинка начал работу с огромным воодушевлением и сочинил почти всю оперу, не дожидаясь слов. Трудная и новаторская задача – воплотить образы в подлинно национальной по звучанию музыке – получила в опере совершенное воплощение. Причем Глинка не стремился заимствовать в своей музыке расхожих народных  тем и напевов, но он так проник в их характер и так сумел слить свои мелодии с духом народной музыки, что ему удалось создать совершенно оригинальную и в тоже время подлинно русскую, национальную музыку.  К сожалению, либретто было далеко не так совершенно.  Поначалу его  предполагал написать сам Жуковский, но, загруженный другими делами, отказался. Глинка предлагал взяться за него Соллогубу и Кукольнику, но и тут дальше разговоров дело не пошло. После всех этих неудач судьба свела Глинку с бароном Розеном, в котором он наконец нашел  дельного и понимающего сотрудника. «Ему предстояло немало труда, - писал Глинка. – Большая часть не только тем, но и разработки пьес были сделаны, и ему надлежало подделывать слова под музыку, требовавшую иногда самых странных размеров; барон Розен был на это молодец; заложишь, бывало, столько-то стихов такого-то размера, двух-трехсложного и даже небывалого, ему все равно – придешь через день, уж и готово…» Правда, и стихи Розена были весьма далекими от совершенства (а порой и просто дебелыми),  но выбирать Глинке не приходилось. В начале 1836 года начались хлопоты о постановке оперы в Большом театре. Чтобы легче добиться разрешения Глинка посвятил ее Николаю I. По желанию императора опера получила название «Жизнь за царя». 

    Премьера состоялась в ноябре 1836 года и  стала настоящим культурным событием. Присутствовал весь высший свет во главе с самим императором. На лицо был и весь цвет тогдашней русской литературы, включая Пушкина, Жуковского, Вяземского. Как и следовало ожидать, слушатели отнеслись к творению Глинки неоднозначно. Многих поразило непривычное (как многим показалось, излишне «простонародное») звучание музыки. Необычным было также и то, что здесь впервые оказались поднятыми до высокой трагедии  переживания простых русских крестьян. (До этого в операх русских композиторов персонажи из народа появлялись только в бытовых, комических  сценах). Постановка породила самые разнообразные отзывы. «Помню хорошо то колебание, - писал один из современников, - тот разлад, которые появление ее (оперы) произвели в петербургском артистическом мире и в тогдашней публике. Музыкальные педанты, пользовавшиеся тогда большим авторитетом, говорили о новой опере, презрительно пожимая плечами, и лишь немногие беспристрастные любители и знатоки утверждали, что Глинка большой самородный талант». Впрочем, государю опера понравилась. Он громко аплодировал, пригласил Глинку в свою ложу и выразил ему одобрение. Все истинные ценители искусства также были в восторге от произведения Глинки. После премьеры известный театральный критик князь Одоевский пророчески писал: «Этой оперой решался важный вопрос для искусства вообще и для русского искусства в особенности, а именно: существования русской оперы, русской музыки… С оперою Глинки… в искусстве… начинается… новый период – период русской музыки». Успех принес Глинке широкую известность и способствовал  его карьере - император пригласил его  руководить хором своей Придворной певческой капеллы. (Эта почетная, но хлопотливая должность отнимала много времени, требовала разъездов и обязывала присутствовать на всех придворных праздниках в Аничковом и Зимнем дворцах. Глинка поначалу  горячо отдался новым заботам, но потом начал ими  тяготиться).

                3.

В 1835 году Глинка вступил в брак с Марьей Петровной Ивановой. Он женился по любви, однако его семейная жизнь сложилась неудачно. Жена, женщина капризная и далекая от всех интересов и увлечений мужа, вскоре начала открыто изменять ему. Постоянные ссоры и семейные сцены стали для Глинки тяжелым жизненным испытанием. Некоторое отдохновение он обрел в своих чувствах к Екатерине Ермолаевне Керн, горячее увлечение которой он пережил во второй половине 30-х гг. Ей Глинка посвятил знаменитый «Вальс-фантазию» (легкий, трепетный ритм вальса как будто рисовал прелестный облик девушки, ее воздушную походку и быстрые движения – это был портрет, нарисованный звуками).  Она же вдохновила его написать романс «Я помню чудное мгновенье» на стихи Пушкина. В 1839 г., уличив жену в неверности, Глинка начал с ней бракоразводный процесс, который растянулся на много лет (брак был расторгнут только в 1846 году) и отнял у композитора много сил и нервов. «Все петербургское бабье, - писал позже Глинка в своих «Записках» восстало против меня и злословию их не было пределов. Я во избежании неприятных посещений не допускал к себе никого, кроме немногих самых искренних приятелей».  Тогда же он подал в отставку из капеллы.

    Освободившись от служебных обязанностей и семейных неурядиц, Глинка в 1840 году с головой ушел  в работу над второй своей оперой «Руслан и Людмила», создаваемой по известной поэме  Пушкина. Либретто для нее, по просьбе Глинки, написал поэт-любитель Михаил Ширков. Отбросив шутливый тон поэмы, Глинка развил заложенное в ней эпическое начало. По глубине мысли опера Глинки значительно превосходит юношеское творение Пушкина. Композитор много потрудился над созданием углубленных образов своих героев и сумел средствами музыки удивительно ярко и точно показать их психологию Точно так же по ходу оперы с поразительным мастерством переданы малейшие движения чувств: страх робость, гнев, удивление. Настоящими жемчужинами музыки стали музыкальные вступления перед началом действий – каждое из них это маленькое  чудо и по изяществу и по точности музыкальных характеристик. Многие музыкальные темы, например, марш Черномора, баллада Финна, партия Головы – принадлежат к шедеврам мировой музыкальной культуры.

   Опера была закончена летом  1842 года, а премьера состоялась в конце ноября того же года. Из-за плохой постанови и несыгранности  артистов она была неудачной. (Николай I покинул театр еще до окончания спектакля). Но уже на третьем представлении положение начало выправляться – состав актеров был несколько изменен, да и сами они постепенно входили в роль и начинали от раза к разу играть все лучше.  Как в свое время поэма Пушкина, опера Глинки породила множество самых противоречивых суждений. Анонимный рецензент из «Русского инвалида» так обобщил эту разноголосицу мнений: «Одни находят в опере г. Глинки много таких мест, которые доставят автору ее бессмертие через сто лет; другие, не откладывая дела в долгий ящик, возлагают на автора «Руслана и Людмилы» венок бессмертия теперь же; третьи безусловно называют оперу неудачной и не находят в ней решительно ничего замечательного; четвертые, более хладнокровные, держатся того мнения, что в опере много достоинств, но есть так же и недостатки, что избыток лиризма в музыке и совершенное отсутствие драматического движения в либретто много вредят успеху оперы, делая ее на вкус большинства даже скучною, - что, впрочем, совершенно несправедливо». Но, не смотря на многочисленные положительные отклики, а также на то, что только в первый театральный сезон опера была поставлена более тридцати раз, сам Глинка остался глубоко неудовлетворен своим детищем и считал «Руслана» провалившимся.

  С годами столичное общество начало все более тяготить композитора. В 1844 году Глинка отправился в новое заграничное путешествие, как он сам говорил «без цели, без предмета, кроме природы и искусства…» На этот раз он около года пробыл в Париже, потом отправился в Испанию, где пережил горячее увлечение испанской музыкой. (Результатом этого стала увертюра «Арагонская хота»).   В 1847 г. Глинка вернулся в Россию и поселился в Варшаве. Здесь он написал вторую свою испанскую увертюру «Воспоминание о летней ночи в Мадриде». Но настоящим шедевром позднего периода его творчества стала знаменитая «Камаринская».(Чайковский говорил, что в ней «как дуб в желуде» заключена вся будущая русская симфоническая музыка).  В 1852 г. Глинка  поселился в Париже, где прожил два года до начала Крымской  войны. Остаток дней он провел в Берлине. Умер композитор в феврале 1857 года.

Романтизм http://proza.ru/2010/08/18/281