Относительно вегетарианства

Демиденко Галина
Много лет мы дружили с одним старым приятелем мужа: часто встречались, сидели за праздничными столами, выезжали на природа (на шашлыки), общались на все темы и было нам друг с другом очень интересно. Он, высокий, крепкий мужчина, мастер спорта на дзю-до, каратэ и пятиборью, эрудит, издал несколько научных трактатов по биохимии, и вообще необычная и замечательная личность. То есть, редкий выходной проходил без него.
И вдруг Сергей куда-то пропал. Нет и нет. Мы уже переживать начали, домой к нему ездили, к соседям и приятелям по работе обращались - не случилось ли чего. Никто ничего не знает. Через месяц примерно, мы узнали, что он ушел в отпуск с последующим увольнением и куда-то уехал.
Ну, уехал и уехал. Не сказал, значит, посчитал нужным, чтобы об этом не знали. Его выбор.
Прошло четыре года.
Как-то в кабинет, в порядке живой очереди, заходит высокий пожилой мужчина с лихорадочным блеском в глазах.
- Здрасьте, - говорит знакомым голосом и как-то кисло улыбается.
- Проходите, присаживайтесь, рассказывайте, - привычно проговариваю первую фразу, а сама смотрю и не могу понять кто это. Знакомый до боли голос и внешность, а узнать не могу.
- Серёга, ты, что ли?! - догадывается муж.
- Я, - говорит. - Вот вернулся в Россию и сразу к вам, за помощью.
Мы растерянно переглянулись и снова уставились на него.
Это был совсем другой человек. Не тот Сергей, которого мы много лет знали и глубоко уважали.
У этого человека на щеках был виден ярко выраженный лихорадочный румянец и такой же блеск в глазах. Дыхание не было ритмичным и одинаковым. Он то дышал поверхностно, то, наоборот, очень глубоко и с какой-то натугой. На шее и руках были видны "печёночные" точечки, а ногти на руках, особенно у края лунок, бело-жёлтые. Из воротника видно было, как бьётся сонная артерия, чётко видимая на худой шее.
- Где ты был столько времени?! - удивлённо спросил супруг.
- В Индии, - как-то смущённо ответил Сергей.
- А что ты там делал? - спросила я.
- Жил в ашраме, работал, учился своей новой вере...
И тут его прорвало. Он взахлёб начал рассказывать, как там было здорово и замечательно, чему он научился и как познавал сам себя, с кем познакомился и что узнал. В общем, много интересного. Но это было рабочее время и в коридоре ждали больные, поэтому мне пришлось его прервать.
- А о какой помощи ты говорил? - спросила, поймав момент, когда он замолчал на мгновение. - Что мы можем для тебя сделать?
- Да вот, спина болеть начала, - смущённо сказал он. - Меня и там, в Индии, пытались лечить, и тут уже по врачам набегался, теперь вот к вам пришёл. Может что посоветуете.
- Раздевайся, ложись на кушетку, - пригласила жестом.
Первое касание к его телу, честно говоря, привело меня в шок. Я машинально отдёрнула ладони, но потом смогла взять себя в руки и снова коснуться его.
Его, всегда спортивное, тело было дряблым, как у древнего старика, а кожа, казалось, жила своей жизнью и между нею и тем, что было когда-то мышцами, отчётливо прощупывалась какая-то жидкая субстанция, которая отделяла кожу от остального (даже не знаю, как это "остальное" назвать). Пальцы при этом проваливались внутрь, как в прошлогодний испорченный кисель. Запах от тела был примерно такой же: душный, затхлый, отвратительный. Хорошо, что окно было открыто и я могла хоть как-то дышать, а муж ретировался сразу же к окну.
Органы прощупывались, как странные уплотнения, а не как нормальные органы. Возникало такое впечатление, что все они то ли скукожились, как высохшие фрукты, то ли готовы расплыться в брюшной яме, как прогнившие изнутри.
С первого раза не смогла найти и объяснить причины болей в спине. Так честно и призналась, взяв тайм-аут на пару дней, чтобы подумать. Оставить Сергея в таком состоянии мы не могли, поэтому решили в любом случае найти способ ему помочь.
Сергей приходил два-три раза в неделю, а мы всё не могли ничего толкового сказать. Мои действия приносили ему облегчение на какое-то время, но боли с завидным постоянством возвращались, что бы я ни делала.
В конце концов мы с мужем решили пригласить Сергея на обед и дома, в спокойной обстановке, ещё раз расспросить его о последних годах жизни.
Сергей пришёл в назначенное время, сели за накрытый стол и вдруг он резко вскочил и бегом убежал в туалет. Вышел оттуда бледно-зелёного цвета, с трясущимися губами, глаза блестят, и сразу же пошёл к выходной двери.
- Серёж, ты куда? - растерянно спросила.
- Извини, я ухожу, - ответил отведя взгляд.
- А что случилось? - удивилась я.
- Я не могу видеть на столе мясо и рыбу. Некоторые ответвления индуизма не позволяют такое не то, что есть, даже видеть. Извини. Меня тошнит и я должен идти.
И ушёл, не сказав больше ни слова.
Я стояла у двери, открыв рот и тупо хлопая глазами вслед Сергею. До моего недалёкого умишки начало постепенно доходить ЧТО является причиной болей в спине у Сергея!
- У него нехватка белка! - возбуждённо заговорила я, забежав в комнату. - Какие мы дураки! Это же было так просто! Как мы не догадались?! Он же жил в Индии все эти годы! Климат, жара, непривычные для организма приправы, редкое употребление, а потом полный отказ от мяса и рыбы! Это же ашрам! И там генетически привычные к вегетарианству индусы! А Сергей, он же наш, местный и его метаболизм работает по-другому! Он всю жизнь ел мясо и рыбу! Ох!...
- И что будем делать? - хмуро глянул на меня муж. - Ему же там мозги промыли дальше некуда. Ничего не получится.
- Он биохимик! - возразила я. - Должен понять, не полный же дурак! Пошли в библиотеку! Будем бить его его же оружием. - твёрдо решила я, не желая отступать перед ошибкой Сергея.
Готовились мы к следующей встрече с Сергеем побольше месяца. Трудно что-то объяснять учёному, который "всех собак съел" в своей области науки, а он был очень хорошим специалистом, как ни крути.
Наконец, мы посчитали, что готовы к этой встрече и позвонили Сергею. Он долго отнекивался, но потом всё же сдался и пришёл, но не домой, а в кабинет.
Разговор длился до полуночи и, расставаясь с ним, мы не знали, к чему в итоге пришли.
Сергея не было около двух недель и признаком жизни он не подавал, но потом он всё же пришёл.
Разговор был тяжёлым и долгим. В итоге нам удалось убедить его избавиться от болей и "преждевременного умирания", и он согласился на терапию. На это ушло два года. За это время Сергей избавился от своего вегетарианства и постепенно вернул организму здоровое состояние, написал научную работу на эту тему и больше в Индию ни ногой.
Для нас этот случай тоже стал серьёзным уроком и к новоиспечённым вегетарианцам мы подходим очень осторожно, если вообще подходим. Чаще стараемся за них не браться и сразу отказываем в помощи, потому что помочь не можем.


***новоиспечённые вегетарианцы - те, кто в угоду моде, "зелёным", пропаганде или из ложной жалости перестал есть мясо.


Человек - всеядное животное и есть должен всё, что предписано ему природой, генетикой и местом проживания и резко менять свой привычный рацион безрассудно и чревато потерей здоровья.
Если вы убеждены, что я не права, шутки ради проверьте уровень эндорфинов в вашей крови и всё поймёте.
А если вы особа женского пола, которая ещё не успела подарить никому жизнь, не торопитесь в вегетарианство. Прежде подумайте о своих потомках. Родите, выкормите, а потом делайте с собой, что посчитаете нужным. Это ваш выбор.