За рыбой

Михаил Кудрявцев
Что Олег рыбак, это и ежу понятно. Не надо быть самому рыбаком, чтобы видеть  рыбака издалека.  Да и дача у него была недалеко от моей. На нашей улице. Если можно назвать улицей колею через  болото, в котором  разместилось наше товарищество. Как правильно рыбак или рыболов? А какая разница! Ходил Олег мимо моего участка каждое утро с удочкой. И возвращался с пакетиком, в котором трепыхались две с половиной  рыбешки.
Относил он свой улов соседской кошке. Своей у него не было. К кошке ли он ходил, или к ее хозяйке, кто ж знает. Хозяйка то была  хороша собой. Но не в этом дело. А то вы уж подумали Бог знает что. Нет.

Как-то в субботу Олег подошел ко мне:
- Слушай, Михайло, давай с тобой съездим в рыбсовхоз за мальками. Я договорился. Они дадут нам карасиков. Мы их выпустим  в наш пожарный пруд. Зарыбим его. Они подрастут. И будем ловить. А то хожу я  рыбачить в Чухолово. Далековато.
- Олег, - говорю я, - ты же знаешь, я не рыбак. Мне это надо? У меня дел полно. Ты вон уже построился, а у меня даже забора  еще нет. Нет, мне некогда.

Тут, конечно, надо пояснить, что я не соврал. Рыбачить я не умею. Нет у меня такой страсти. Обделил меня Господь в этом смысле. Я иногда завидовал тем чудакам, которые готовы ни свет ни заря переться  куда-то в надежде  поймать глупую рыбку. Я много раз пытался представить, как я  с вечера копаю червяков, готовясь к рыбалке. И при этом понимаю, что все удовольствие не в результате, а в  ожидании его, в процессе. Я представлял, как  я вижу, что мой поплавок дергается, и я вытаскиваю трепещущую рыбку. И сам себя спрашивал: ну как, нравится?
Нет, это  не приводило меня в восторг. Нет, я не рыбак.

И про забор я тоже не соврал.

- Да ладно, - говорит Олег. – Ради  коллектива  я прошу. Мы на двух машинах быстренько смотаемся. Зато дело сделаем на многие годы. Карасики подрастут. Все будут довольны. Ради товарИщества (с ударением на И сказал он).

«Что такое товарищество, - подумал я, - каждый на своем участке колупается, гребет все под себя. Вон Лиза  весь песок с дороги перетащила к себе на участок. И все так. Попробуй вытащить людей на  общественное благоустройство. Нет ведь. У всех  своих дел по горло. Честно говоря, меня всегда это раздражало.»
- Ну, соглашайся. Ради общего  дела, - канючил Олег.- А приедем, обмоем.- Олег, как и все рыбаки, понимал толк в этом деле.
«Вот и я, как все, - зацепило меня. – Но я же не такой куркуль. Если не мы, так кто?»
-А, ладно! Запрягай! – ради общества меня долго уговаривать не надо. Я человек компанейский.

Поехали мы вчетвером на двух машинах. С Олегом ехал его  сосед, которого он  тоже уговорил, а ко мне сел наш сторож Васька.  Могу вам сообщить, что это уже потом он  получил срок за то, что топором зарубил жену. А тогда со мной ехал  этакий крепкий деревенский мужичок весьма довольный своим статусом сторожа.

 На прицепе у Олега  болтались  фляга и  столитровая голубая бочка из-под исландской селедки.
Ехать нужно было через Волоколамск, и далее  влево. Олег сказал, что он дорогу найдет, хоть и заезжал в это хозяйство по дороге из Москвы, и чтоб я ехал за ним.
Я ехал и, если честно,  думал не о рыбе. Я думал о том, что мне предстоит сделать в эти выходные на даче. Дел было много. Нужно было сделать ступеньки к крыльцу, приделать ручку к двери. Да много чего…

Вдруг Олег остановился. Вышел и открыл капот.
- Что такое?- подошел я.
- Да вот бензонасос дурит. – И Олег снял и начал перебирать бензонасос. Дело-то это нехитрое. Сколько раз и мне приходилось это делать. Но  время – то идет. Ладно. Ждем. Курим.
Починил. Поехали дальше.

Впереди развилка. Куда ехать? Указатели вроде есть, да названия нам ничего не говорят. Это вот раньше писали: «Пойдешь направо - коня потеряешь, пойдешь налево – получишь по фейсу, а прямо – башню снесут». Четко и ясно.
Олег повернул направо. Я, натурально, за ним. Километров десять катили.
 Опять остановился. – Кажись мы едем не туда. Надо было налево. – Это  он сообщил мне.- Вертаем назад.

Короче, ехали мы в этот рыбсовхоз  еще долго. Опять  Олег останавливался  чинить бензонасос. Опять стояли и курили.
« И на кой я согласился». Вот такой я умный задним умом. Как будто есть передний ум. Но «точку возврата» я давно уже проехал.

В рыбное хозяйство приехали все-таки. Но только часам к двум.
- А у  нас сегодня суббота, работаем до двух, -  любезно сообщила нам бригадирша.
- Ну, как же, - начал канючить Олег. – Мы же договаривались. Ехали издалека. Войдите в положение.
- Ладно. – Смилостивилась бригадирша. – Пошли. Дам вам сеть, и идите выгребайте   последний водоем. Мы его  будем осушать. Чтоб чистить.
 
Сеть оказалась огромной, метров сто наверное длиной. Мы ее вчетвером еле донесли до  указанного нам водоема.
 - Что наловите – ваше, – напутствовала женщина. И ушла.

Водоем этот, или канава, наполненная водой, была шириной метров двадцать, а длиной все сто. Мы расправили сеть и поволокли ее. По каждой стороне тянули вдвоем. Тащить было  тяжело. Прошли разок, взмокли. Разделись до трусов. Из сети вытряхнули в наши бочки улов – карасиков, которые  и были нам нужны. А заодно и ратанов, сорную и вредную рыбу. А что делать? Не перебирать же поштучно.

Во время  второго  захода  над нами стала стремительно  собираться туча. Приближалась мощная гроза. Было душно. Пот катил с нас градом. И как всегда на мокрое тело налетает всякая нечисть. Налетели какие-то мухи. Ужасно злые. Они кусали очень больно. И оставляли долго незаживающие ранки. Недели две потом эти укусы у меня заживали.
Потом хлынул ливень. И под этим ливнем  мы продолжали тралить водоем.

После второго захода Олег сказал:
 - Ну, ее, эту кильку к долбанной матери. Хватит нам. Пусть размножается сама.
Мокрую сеть мы вернули на место. И тронулись с нашим уловом  в обратный путь.

Дождь еще продолжал поливать нас, но уже как-то лениво, не так  обильно, как в начале.
В Волоколамске Олегу  понадобилось купить коньяк, а время было такое, что сделать это было не так просто. Вы, конечно, помните время, когда государство уже стало безнадежно бороться за трезвость. Я-то не собирался пить коньяк, но бросить Олега и уехать одному я не мог. Сами  понимаете. Но коньяк все же купить удалось. Для этого пришлось объехать три магазина.

Короче,  вернулись мы домой уже часам к пяти.  Но прежде, чем  доехать до своего участка, пришлось подъехать к пруду  и выпустить туда рыбу.

Дома меня ждала гроза.
Когда я вылез из машины на своем участке, меня встретила  сердитая жена. Ливень, который обрушился на нас, прошел и здесь. Крыша моего дома оказалась худой. И потоки воды хлынули в дом. Все тазы и кастрюли были задействованы для сбора воды.
Я выслушал длинную тираду по поводу  моих строительных способностей, по поводу моего долгого отсутствия, и проч. и проч.
Сами понимаете, что тут уж было не до выпивки с Олегом, которого жена  охарактеризовала как бездельника и пьяницу.

Но туча прошла, гроза миновала (и дома тоже).
Снова засияло солнце. Все было умыто дождем, все сверкало в каплях на ветках.
Я вышел на недостроенное крылечко покурить и полюбоваться на  радугу, которая зажглась на востоке.
И в это время мимо нашего участка проследовала компания из трех  человек с удочками через плечо. Они шли к нашему пруду. Они шли ловить рыбу, которую мы с такими  страданиями выловили и только что выпустили в пруд.

И тут мной овладел неудержимый смех.
- Что с тобой? - всполошилась жена.
А что я мог ей объяснить? Просто смешно стало.