Богатство

Марина Балуева
«Не в деньгах счастье» - утверждает старинная русская поговорка. В последние годы изречение модернизировано и расширено до изменения смысла на прямо противоположный.
 «Не в деньгах счастье, а в их количестве», - так говорим мы теперь.
Так, иронизируя, расстаемся  со своим прошлым.
Американцы устроены проще русских. Идеологема "деньги" у них работает
 как часы. Деньги в сознании прагматичного западного человека – это что-то безусловно нужное, полезное, положительное.
У нас не совсем так. Русский человек устроен сложно, противоречиво. Как бы ни корчился наш соотечественник от отсутствия денег, он ни за что не признает их за что-то главное. Деньги - это стыд, муки совести, неправедность. Деньги всегда где-то сбоку-припеку. Бедный стремится показать, как хорошо он обходится без них. Богатый демонстрирует свое к ним презрение, прикуривая от горящей купюры.
Однако, деньги есть деньги. Их сущность не меняется от нашего с вами к ним отношения. Это эквивалент труда, эквивалент товара. Это способ решить многие проблемы ( не все, конечно, но многие). Без денег ничего сегодня не строится, не затевается, не делается. Без денег сегодня (в буквальном смысле) из дому не выйдешь.
Эта реальность очень тяжело дается русским людям. Трудно признать над собою власть презренного металла, мамоны, золотого тельца. Трудно, да и не нужно. Достаточно научиться зарабатывать, и это даст известную степень свободы. Обеспечил себя и семью, теперь можно потрудиться и благотворительно, в свое удовольствие. Можно и последнюю рубашку снять, но ради того, кому она действительно сейчас нужнее. Сознательно.
Однако, русский человек часто хочет, чтобы деньги приходили без душевных  затрат, сами собой, иными словами, падали как манна небесная.  В результате деньги не падают, но зато человек трудится, не смея потребовать у работодателя адекватной оплаты. Потому что не умеет, не привык пересчитывать свой труд в денежном эквиваленте. А надо бы научиться.   Надо бы отбросить этот ложный стыд и перестать строить чужое благополучие собственным энтузиазмом.
 Идеалы бессеребренничества и самоотвержения, превращенные в идеологемы, делают людей очень удобными для манипуляций, нацеленных на выкачивание денег, на использование бесплатного труда. И беспомощными. Об этом надо знать. Использование идеологем бескорыстия не менее эффективно в мошеннической практике всех уровней и калибров, чем манипуляции, построенные на жадности и зависти.
Так будем же трудиться, с достоинством и сознательно оценивать свой труд, не презирая ни бедность ни богатство, и просить помощи Божией, чтобы не свернуть ни в какую крайность, остаться человеком трезвым, рассуждающим. Будем также молиться, чтобы Господь сберег результаты наших трудов от «разорения вражия» и был бы милостив к нам, грешным. И тогда все встанет на свои места.
М. БАЛУЕВА