О борьбе с пьянством по большому счёту

Борис Гуляев-Бегом
   Потребление алкоголя не было бы так обременительно для общества, если бы не  становилось причиной  множества  трагедий, несчастий, причиной появления  изуродованных, сломанных людских судеб. Больницы, детские дома, вспомогательные  школы, колонии, тюрьмы –  не зарастут сюда тропы, покуда  не  перестанет алкоголь  хотя бы на время завладевать человеческим сознанием, сводить человека с ума, совершая непоправимое. Пьянство – тяжелейшая социальная болезнь. Победить  болезнь можно, зная причины, её породившие, пути и средства лечения. Так в чём же  причины существования и живучести пьянства?
   Чтобы понять причины пьянства, совершенно необязательно проводить многолетние и многотрудные научные исследования, заниматься теоретическими изысканиями. Причины пьянства не зарыты глубоко, корни его в жизни и в душах людей. И средства лечения подобной социальной болезни необходимо искать здесь же. Но к чему, подумает кто-нибудь, копаться в жизни и в душе человека, пытаясь найти причину пьянства, всё гораздо проще: желание побалдеть, пьянство – обыкновенная  бытовая  наркомания. Действительно, здесь есть доля истины, но не вся истина, такой подход слишком  упрощён, а нам нужна хотя бы большая её часть, чтобы свалить пьянство наверняка. Ведь известно, что основная часть  людей, потребляющих алкоголь, относится к категории так называемых в меру и культурно пьющих. Однако подобное
культурное питие есть та благодатная почва, на которой легко произрастает самое  откровенное пьянство со всеми вытекающими последствиями. Можно ли «перепахать»  эту почву, можно ли исключить спиртное вообще из жизни человека, помочь всем в  меру и не в меру пьющим обходиться без «любезных»  услуг Бахуса?
   Как было бы легко покончить с любым пороком, если бы только дело сводилось к   изданию указов, учреждению обществ, мобилизации масс! Удобно жить в плену иллюзий. Но, увы, никакими административными, запретительными мерами пьянство не  одолеешь, слишком прочно, слишком глубоко оно пустило свои корни, так  основательно и органично вписалось в быт людей, что представить нашу жизнь без возлияний кажется немыслимым. Но мы всё же реалисты и обязаны видеть реальные  пути, а они начинаются с правильно, чётко  и  ясно поставленных вопросов. Чем живёт человек? Как живёт? В чём главные потребности человека? Удовлетворяются
ли они? Отчего получилось так, что выпивка у иных людей стала единственным  удовольствием и единственной потребностью в жизни?
   Общая картина потребления алкоголя в стране всем довольно хорошо известна. Пьют и в городе и в деревне, пьют и в будни и в праздники, пьют рабочие  и  учёные,  политики  и  бездельники, деятели  культуры  и  деятели общественных   организаций. Так что классовую платформу под явление пьянства  не  подведёшь, не  тот  случай. Какая уж  тут классовая платформа, если существуют  давние  питейные традиции, и житейских поводов приложиться к стаканчику не счесть: за знакомство, после баньки, на посошок, за здоровье молодых, с днём рождения, за упокой  души  и  т.д.  и  т. п. «Алкоголь – как смазка на ухабистых дорогах жизни»,  но смазка, больше напоминающая гололёд, через который судьбы людские разбиваются как стекло.
   У каждого  пьющего  без  меры  человека  причины  свои, но у всех у них есть нечто  общее. Это общее можно определить одним словом – неудовлетворённость. Неудовлетворённость собой,  работой, семьёй, отношением  людей, жизнью вообще. Пьянство  есть  отчуждение  жизни. Победит  пьянство лишь интерес к жизни, вкус к жизни. И главная задача состоит  в  том, чтобы вернуть, пробудить в человеке  этот  интерес. Никогда  бы  не  ударился в запой  человек,  если  было  бы   чем  ему по-настоящему дорожить, будь то творческий  дар, отношение близких  людей, любимое дело  и  прочее. Человек – высшее  творение  природы, её венец. Ни  одно  из  живых  существ  на Земле не наделено  таким  богатством способностей к развитию, к совершенствованию  физическому, умственному, художественному. Но способности - это одно, а возможности  реализации  и  развития  способностей – нечто другое, более житейское. Сегодняшняя жизнь человека в городах и сёлах ставит его в жесткие рамки необходимости, выйти  из  которых  он  не в состоя-
нии, если не хочет лишиться элементарных благ. И это понятно. Для  того, чтобы жить, человек должен работать, неважно кем,  но должен. Отвечает ли работа призванию  человека  или  нет, главное, что она  отвечает  интересам общества. Отдай государству положенное время, а потом  делай что хочешь. Именно в этой, десятилетиями сложившейся  порочной  системе  общественных отношений, где человек  выступает в роли всего лишь субъективного фактора, бессильного противостоять  Молоху обстоятельств, только и могли найти себе благодатную почву пьянство и  алкоголизм. Ведь по сути пьянство есть своеобразная форма протеста, есть вызов  ненормальным формам социальной действительности, а для других людей – бегство от действительности. Даже сам бешеный ритм жизни и работы людей в городах отчасти  провоцирует  пьянство,  точно  так же  отчуждённость,  чувство  оторванности  селян от культуры и цивилизации провоцируют пьянство в деревне.
   Когда человек постоянно испытывает несвободу своего проявления как человека творящего, когда социальной системе он безразличен как человек мыслящий, когда возможностей и условий  для  развития нет, человек сознательно или  неосознанно вынужден гасить свои способности. Огонь творческого горения  проще всего и легче всего залить водкой. Навязываемая человеку ограниченность, понимание невозможности реализации способностей - бремя  нелёгкое. Приняв  изрядную  дозу,  венец природы забывает о своём великом назначении. Со страниц газет и журналов жизнь преподносит нам такие примеры диких эксцессов на почве пьянства, по сравнению с которыми шекспировские трагедии кажутся просто забавными водевилями.
Энергия разума  человеческого, не направленная на созидание, а одурманен-
ная алкоголем – страшная разрушительная сила, сравнимая разве что со стихийным бедствием. Алкоголь бьёт по тем, кто живёт сегодня, но ещё сильнее по тем, кто будет  жить  завтра. И горько было бы сознавать, что Земля и Солнце, давшие  уникальную возможность появиться  человечеству, в его же лице породили его же собственного могильщика. Если рост пьянства и наркомании в ближайшие десятилетия  не удастся остановить, то угроза вырождения цивилизации станет обретать реальные  черты.
   Что конкретно предлагают учёные сегодня, дабы остановить эту пагубную тенденцию? Известный советский  социолог  И.Бестужев-Лада  рекомендует в борьбе с алкоголизмом помнить о нескольких сформулированных им уроках:  1. Необходимо  нейтрализовать большинство населения, пьющего только «за компанию», побудить его занять позицию, благожелательную не по отношению  к  пьяницам, а к противникам пьянства, общими силами блокировать пьяниц и алкоголиков, сокращать их ряды. 2.  Создать условия, чтобы человеку  было  интересней и выгодней тратить деньги не на спиртное, а на товары и услуги. 3. Создать индустрию досуга и развлечений.
4. Необходимо знать особенности культуры потребления спиртного в своей стране, знать, чтобы научиться стыдиться того, чем  привыкли  гордиться. 5. Искоренить самогоноварение.
   Как видим, меры чисто организационные: нейтрализовать, создать, знать,
искоренить. И я бы ещё добавил – чисто символические. Такие меры подобны недобросовестной прополке, где срываются вершки сорняков, но  корешки остаются  в  земле. А ведь почву пьянства нужно самым  решительным образом перепахивать. Это значит – кардинально  изменить  жизнь человека и общества,  изменить общественные отношения, создать новую социальную среду, в которой человеку хотелось бы жить долго и насыщенно, где неудовлетворённость человека чем-либо не упиралась  в  безысходность (а значит - в бутылку), а разрешалась относительно легко и свободно. И путь к такому обществу давно  известен, его указали нам классики марксизма. Однако после их  ухода нам не хватило ума и мудрости понять классиков  правильно и до конца, не хватило твёрдости быть последовательными. Сегодня пришло время ещё раз переосмыслить их наследие, найти в нём то, что помогло бы нам выбраться из-под вороха скопившихся проблем.
   Встав в октябре семнадцатого года на путь коммунистического строительства, мы не имеем права не учитывать или пренебрегать даже мелочью в наследии марксизма, касающейся будущего коммунистического общества, т. к. эта  «мелочь» превращается впоследствии в камень преткновения, получает решающее  значение. Такой  «мелочью»  с точки зрения послемарксистских  теоретиков  коммунизма была и остаётся противоположность между городом  и деревней. А ведь будущее городов и деревень было предрешено. Достаточно обратиться к работам К.Маркса и Ф.Энгельса, к  работам Ленина, и мы найдём там множество обоснований необходимости и     неизбежности устранения в будущем противоположности  между городом и дерев-
ней, окончательной  ликвидации  классового  деления  общества. Но нынешние теоретики закрывают глаза на эту противоположность, делают вид, что её нет, а если и упоминают о  ней, то как-то стыдливо, стесняясь. Между тем противоположность «город-деревня» сегодня  обострилась до крайности, породив великое многообразие проблем и сложностей в экономической и социальной сферах  жизни общества и в городе и в деревне. Вот к чему ведут стыдливость и умолчание. Или теоретики полагают, что об этом говорить ещё рано, нет условий и предпосылок? Говорить о подобном никогда не рано,  говорить  необходимо, дабы  люди видели  корни своих бед, чтобы открылись перед народом  новые горизонты, желанные и вполне  достижимые. А условия  и  предпосылки – это дело рук человека.
   Противоположность между городом и деревней следует рассматривать сегодня как основную, порождающую, в свою очередь, ряд  других противоположностей и противоречий. С некоторых пор повелось рассматривать эту противоположность только  в  социально-культурном  аспекте, и утверждалось, что достаточно деревенского  жителя по уровню жизни приблизить к городскому жителю – и противоположность будет  ликвидирована. Но верен ли данный подход? Жизнь показывает, что нет. Противоположность между городом и деревней следует рассматривать с иных позиций, а именно,  как формы  расселения. Иначе  говоря, снятие  противоположности  дол-
жно идти не по пути выравнивания уровня жизни селян и горожан, а по пути  низведения самой существующей ныне формы расселения и создания новой коммунистической формы расселения. Что представляет собой новая форма  расселения? Прежде  всего  по возможности  более  равномерное распределение  населения по территории  страны, ликвидация  гигантских скоплений  населения  в  городах, а также ликвидация распылённости сельского населения, устранение   территориальной разобщённости между очагами культуры – крупными городами и отдалёнными  сельскими  районами, так называемыми захолустьями. Снятие этой противоположности будет возможно лишь при условии создания развитой,  высокоскоростной, экологически чистой сети транспортных сообщений на базе нового вида  транспорта. Процесс  дезурбанизации  неизбежен,  город обречён,  и это не в чьих-то интересах, а в интересах самого же человека, в интересах его гармоничного развития  и полноценной жизни. Город,  как  и деревня,  не  могут  предоставить в
полной  мере возможности  всестороннего развития личности, полнокровной его жизни. Только слияние преимуществ городского и сельского образа жизни  в виде новой формы поселений создадут гармоничные условия гармоничного физического и духовного развития человека. Новая форма поселения  представляет  собой  универсальный хозяйственно-жилищный комплекс, включающий  всё  необходимое  для  жизнедеятельности  человека, тут все в одном месте для  нужд  всех  возрастов. Новая форма расселения и новая форма поселений открывают колоссальные возможности экономического, социального и  культурного развития  общества, удивительно  преобразят  мир и человека, сохранят природу, помогут преодолеть промышленный гигантизм.
   Противоположность «город-деревня» обусловливает существование противоположности между физическим и умственным трудом, разделение труда
вообще, социальных неравенств  людей, иерархической  структуры  общества.  Существование городов обусловливает  разделение труда в самих городах, сохраняет и поддерживает  это разделение. Городу необходимы  различные штаты  узких  специалистов. Всё это, в свою очередь, становится причиной формирования  ограниченных, неразвитых, ущербных людей с низким уровнем культуры. И именно  здесь кроются причины существования у отдельной части людей потребительского  отношения к жизни, нездоровой тяги к удовлетворению  исключительно  материальных потребностей, пристрастие к алкоголю,  к  наркотикам,  к половой распущенности, чревоугодия, всяческих  чрезмерностей. И как следствие этого – болезни, пороки, преступность,  несчастия  жизни, безвременная  смерть.
   Устранение противоположности между городом и деревней и создание новой формы расселения на базе развитой сети транспортных  сообщений даст нам новую социальную  среду, формирующую  нового человека, помогающую  и  стимулирующую развитие  всех  заложенных в человеке способностей. Физическое и духовное развитие  человека позволит расширить сферу доступных человеку удовольствий,  поможет  избавиться  ему от  привычки к алкоголю, никотину, поможет  разумно организовать питание, наладить естественные, человеческие  отношения  между полами. Иначе говоря, новая форма расселения  поможет создать нормальные, здоровые условия для жизни  каждого  человека. У людей будет гораздо больше источников наслаждений и удовольствий  и  один из них – свободный, творческий труд, труд, гармонично вплетающийся в жизнь человека и не являющийся  ежедневной обузой, а лишь испытываемый как потребность физического и духовного проявления. Новая форма расселения предоставит людям возможность вести более подвижный  образ жизни, не замыкаться в стенах своего жилища, а двигаться, позволит  расширить сферу жизненного пространства, чтобы человек мог приобщиться к разнообразию и красоте не только своих мест, но и других уголков Земли, не только к творениям  своих мастеров, но и к творениям искусства других наций и народов. Исчезнет былая оторванность горожан от природы, от постоянного общения  с ней. Естественная потребность человека временами уединиться от общества людей здесь станет легко удовлетворимой. Подвижные и интеллектуальные игры будут достоянием всех поколений, будут органичной составной частью жизни всякого. Мир избавится от суеты! Ибо «нет  ничего важнее для человека в жизни, чем спокойно мыслить и действовать».
   Потребление алкоголя – могучий тормоз развития общества. Без алкоголя развитие общества шло бы намного быстрее и легче,  но история его развития была бы гораздо беднее событиями, менее пёстрой и разнообразной, не столь драматичной и  кровавой. Но даже сегодня, сознавая  всю пагубность для своего развития, люди добровольно не откажутся от потребления спиртного, и все призывы  покончить с этим пороком, все усилия обуздать его будут тщетны. Придёт время и человек  постепенно сам откажется от  потребления дурманящего зелья, но при условии, если будет создаваться и создано общество, отвечающее всем требованиям человеческой  природы, его природного естества. Это долгий и нелёгкий путь, и мы сейчас на   этом пути.


      Ноябрь 1988 г.