Школа где экзаменом считают жизнь

Праведников Валерий
Прочитал в газете о необычной школе.  Вот разговор с создателем этой школы.


- О вас целый разворот напечатали в газете! С красочными фотографиями и счастливыми лицами учеников. Оля, вы богатая школа?
- Точно, разворот напечатан. Газета денег с нас не требовала. Им самим было интересно опубликовать этот материал.
- Оля, чем ваша школа отличается от обычной, в которой мы все обучались?
- В предметах разницы нет. Есть некоторое различие в методе освоения знаний и навыков учениками предметов и наук.

Далее я просто перечислю заинтересовавшие меня отличия:

1. В этой школе не ставят оценки. Нет также заменителей оценок.
2. Школа частная, поэтому экзамены сдают в государственной школе. На экзаменах ученики получают отметки. По общепринятой в государстве системе. Отметки в основном  5,4 иногда 3. Это бывает с новичками.
3.  Специально на экзамен учеников не натаскивают. Хотя экзаменаторам, "обычным" учителям интересно «попытать» "необычных" учеников.
4. Подготовка к процессу, как сдавать экзамены, заключается в игре. Два ученика по переменки играют роль «учителя» и «ученика». «Учитель», как правило, это ученик, имеющий опыт обучения в обычной  школе, импровизируя поведение обычного «учителя», пытается придирками и обвинениями вывести «ученика» из себя. Когда «ученик» достигает успеха и адекватно реагирует на несдержанность «учителя», напарники меняются ролями.

Тут у меня возник закономерный вопрос: «Если не ставить текущих оценок, тогда как понять что ученик выучил тему?» Меня поразила обыденность ответа Оли: «Так как и в жизни. Если ты что-то сделал сам, значит, ты знаешь, как это делать».

- Оля, но в обычной школе также, если пример не решишь, то даже тройку учитель тебе не поставит!
- Это правда. Просто бальная система позволяет на основании нескольких оценок вывести среднюю итоговую отметку за четверть. Однако, где-то в глубине материала, например когда ученик пропустил урок или из-за плохого состояния не смог вникнуть в тему, может остаться пробел. Этот пробел может «вылезти боком» в его дальнейшей жизни, когда ему потребуется применить пропущенные знания.
- Вы говорите об обучении в институте?
- Конечно. Но и в любых других ситуация связанных со всеми сторонами жизни ученика, где ему эти знания помогут  быстрее и правильнее делать то, что он захочет сделать.
- Тогда, Оля, получается, что Вы обучаете ученика на всю жизнь?
- Да. Знания требуются ученику всю жизнь. Даже если необходимо будет восстановить или получить дополнительные знания для решения какой-то проблемы, ученик сделает это сам.
- Тогда в чем отличие? Из обычной школы ученик должен тоже уметь это делать.
- Конечно. И это хорошо. К тому же в нашей школе ученик примерно 70 процентов информации получает сам из учебников и дополнительной литературы. И только 30 процентов от учителя. Ученики с увлечением раскапывают новые или непонятные для себя вопросы самостоятельно. А учитель рядом и помогает ученику. Если тот запутался.
- Значит в вашей школе ученики это такие маленькие исследователи?
- Действительно. Дети по своей природе любознательны.

Меня очень волновал вопрос наказания учеников, дисциплины и взаимоотношения учитель-ученик.

- Скажите, пожалуйста,  Оля. Как Вы поддерживаете дисциплину. Или ваши дети не шалят?
- Дети всегда дети. Без озорства хороший ребенок не вырастет. Но бывает, что ученик не способен контролировать своё поведение самостоятельно. Тогда ему нужно помочь восстановить эту способность.
- Можете привести какой ни будь пример. Что вы делаете, когда  ребенок мешает другим на уроке?
- Именно это приходится решать учителю чаще всего при любых мероприятиях. Мы вместе с учениками решили, что если ученик получил во время одного урока второе замечание, то он должен выйти из класса на 15 минут. Это время он может провести в игровой комнате.  Попить чайку с печеньем. Или просто поиграть.
- И это  Вы называете наказанием?
- Именно так прореагировали мои подружки учителя. Они еще добавили: «Тогда весь класс смоется с уроков!»
- А как у Вас реагируют ученики на это, в кавычках, наказание?
- Переживают и не хотят уходить.
- Почему? Им что стыдно или вы напишите в дневник маме?
- Конечно в дневники мы  такие вещи не пишем.  Дети не хотят прерывать процесс исследования. Иногда просят продлить урок.
- Для чего?
- Очень правильный вопрос. Для чего ученик ходит в школу? В данном случае у каждого ученика есть цель на урок. И ученик стремиться эту цель для себя достигнуть. Если не выполнил задание, это переносится на другой урок.  Взрослые люди сами ставят себе цель в соответствии с требованиям жизни. Ребенок даже младенец в манеже, играя игрушкой, постоянно что-то хочет добиться от этой игрушки. Чтоб она зазвенела, покатилась, упала… Так и ученик настойчиво движется к своей цели. Даже когда это у него иногда не получается.
- Значит. Если я вас правильно понял.  У каждого ученика своё задание и он идет со своей скоростью?
- Да. Мы все разные. Кто-то над одной темой сидит дольше, кто-то над другой.  Как и в жизни. Но есть сроки. И это экзамен.

Пожалуй самый главный вопрос у меня был о  социализации учеников в частных школах. Не секрет, что в частные школы своего ребенка может отдать не каждый родитель. Создаётся этакий клубок маленьких деловых человечков. Которые приходят из семей не совсем обычных родителей. Как правило родители много работают и решают проблемы своих детей рашительно и с помощью денег, как они приыкли делать это в своём бизнесе.


- Оля, а как чувство коллективизма, которым гордилась школа прошлого?
- Дети очень любят помогать изучать материал ученику из младшего класса.  Исполняя роль учителя, он по настоящему потом гордится успехами того, кому помог.  Дети «коллективные» от рождения.
- Вы заставляете учеников помогать учить уроки другим ученикам, как это было в советской школе?
- Конечно, дети очень любят помогать.  Это заложено в человеке. И когда младший ученик подсказывает, как можно что-то сделать правильно и видит, что его подопечный сам добился успеха, в это время нужно видеть глаза обоих!
- А бывает, что ваши дети ссорятся, обижаются, плачут?
- Конечно. Дети всегда будут детьми, не зависимо, какой педагог с ними работает.  Школа это не только подготовка ребенка к взрослой жизни, но и сама жизнь. Очень важно чтобы ребенок не только переживал, но и радовался жизни. Это одна из главнейших задач педагогики.
- Оля, и последний вопрос. Как вы относитесь к сериалу "Школа"?
-  В жизни ребенок должен радоваться, в сериалах страдать. Закон жанра.  В сериале "Школа", кажется должно быть 60 серий. Деньги тратятся бешеные. Их надо отбить. Педагог должен служить вечному хорошему. Если же он совершает  сделку с дьяволом, ради  материальных или каких-то эфемерных благ, или просто чтобы спокойнее спать, то его ученикам сегодня не повезло.

Странное чувство испытываешь после беседы. Ничего необычного, а приятно вспоминать.

Сегодня будем смотреть  по 1 каналу - сериал "Школа". Там есть всё, но пока я не увидел радости на лицах учителей и учеников от процесса обучения. Есть, какая-то искусственная улыбка сладострастия от извращенного общения, но это не приведет  к чувству легкости и радости от существования, а скорее наоборот.