Бедность

Марина Балуева
Нестяжание – один из обетов, даваемых при пострижении в монашеский чин. То есть, желающий достичь совершенства человек, приступая к подвигу, отрекается от  обладания материальными благами. Этот иноческий обычай опирается на следующие слова Спасителя: «Если хочешь быть совершен, пойди, продай имение свое и раздай нищим (Мф 19, 16-30). Иными словами, совершенство невозможно при обладании богатством.
Многие богословы, обращаясь к толкованию этого эпизода Святого Евангелия, различают совершенство и спасение, и говорят, что миряне, обладающие даже значительным имуществом, могут спастись, если занимаются благотворительностью, хоть и не достигнут совершенства.
Так сложилось, что русская православная нравственная традиция черпает свое вдохновение именно в монашеском опыте. Нестяжание преподобного Сергия Радонежского как и многих других замечательных русских святых послужило формированию общего нравственного идеала. Поэтому и бедность испокон века считалась в народе испытанием духовно полезным, приближающим к Богу. И наоборот, многие богатые люди чувствовали муки совести от того,  что обладали значительным богатством, считая само состояние материального избытка неправедным.
Наше время вновь поставило этот вопрос с необычайной остротой. Как относиться к бедности и богатству? Можно ли благотворительность считать достаточным оправданием перед Богом? И наоборот – является ли бедность спасительной? Ведь в нужде человек легче предается отчаянию. Значит, погибель от бедности возможна и близка? В качестве поучительного примера вспоминается переписка святителя Феофана Затворника с неким разорившимся главой семейства. Ответ сохранился в духовном наследии святителя («Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни. Епископа Феофана», Москва. 1892). Человек пишет епископу Феофану, что, обладая некогда небольшим состоянием, потерял его, что семья терпит теперь голод и бедствие по его вине, смотреть на это невозможно и появляются мысли о самоубийстве. Святитель дает подробный и обстоятельный ответ. Он говорит о воле Божией, без которой ничто не может быть нам попущено, обращает внимание своего подопечного, что нужду он терпит, по собственному признанию, не безвинно, а вследствие различных крупных неправд «по торговым оборотам» и добавляет: «Если б тебя оставить так, ты бы, конечно и еще приложил подобных грехов побольше».  Одновременно святитель Феофан возражает своему корреспонденту, что с голоду можно умереть, когда кругом голод. А если вокруг довольство, то не стыдно и просить. Далее, нет стыда, чтобы пойти в услужение, хоть и сам имел некогда слуг: «Ни одного положения нет низкого. Низко одно – быть неисправным и в чем либо неверным. И водовоз и дровосек – почтенны, и пользуются в самом деле почетом, когда, как следует, работают». Святитель говорит, что в дальнейшем, за  умение служить, можно получить доверие, а вслед за доверием и большее обезпечение. И, самое главное, святитель предостерегает от хулы будто Бог «не слышит молитв». «Бог не слышит? – Бог все слышит и видит. Только  желание твое исполнить не находит полезным для тебя. Он вверг тебя в огнь искушения, чтобы из тебя выжечь все неправое, и не погасит огня сего, пока вполне не очистишься. Ты похож теперь на хлеб, посаженный в печь».
 Наставления великого русского святого, сказанные  более ста лет назад, удивительно современны. Это, пожалуй, можно рассматривать как исчерпывающий ответ, человеку, искушаемому нуждой. Не стыдиться просить, не брезговать никакой работой (одновременно не забывая о том, что сегодня называется «служебным ростом») и, наконец, самое главное – молиться усердно, молиться с верой и упованием, помня, что все происходящее с нами совершается по воле Божией.