К истории Краеведческого музея в г. Луги

Александр Носков2
   
А.В. Носков.
Искусствовед, краевед.

О.В. Набокина.
Департамент по охране и использования памятников
истории и культуры Ленобласти.

К ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ И ДОВОЕННОГО ЭТАПА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛУЖСКОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ. УРОКИ ПРОШЛОГО.


   Считается, что лужский краеведческий музей  был учреждён в 1925 году. Это неверно. Он был создан тремя годами раньше. Историю его создания можно проследить, ознакомившись с подшивками издаваемой в Луге газеты  «Крестьянская правда» (ныне «Лужская правда»)  за 1922- 25 гг. Пожелтелые от времени газетные страницы помогли выявить следующее.
      Инициатором создания краеведческого музея в Луге  был уездный  Дом просвещения, сокращённо УДП.  Его функции  имели не только методический  или кабинетно-лекционный  характер. УДП  преследовал цели внедрения  элементов нового, социалистического, быта в народную жизнь. В частности, в 1924 году  им был открыт в Луге «Красный трактир» с повышенной культурой обслуживания, где с посетителями велась просветительская работа. УДП открыл в Луге «Дом крестьянина»  вместо бывшей гостиницы «Орёл»  на Гдовской (ныне Дзержинского) улице, напротив Базарной (ныне Мира) площади. В 1970-е годы  это место отошло под здание магазина «Детский мир».
     Уездный Дом просвещения стал организатором и первой в  городе художественной выставки, которая была открыта 9 сентября 1922 года, став начальным шагом к созданию в Луге ныне действующего  выставочного зала. Выставка имела несомненный успех. Отмечалось, что  «этот первый в Луге опыт следует признать удовлетворительным во всех отношениях. За 18 дней на выставке побывало 344 одиночных посетителя и 23 экскурсии. Всего выставку посетило 1285 человек, т.е. в среднем по 71 человеку в день.  Приветствуем УДП с удачей большого дела".
     Что же касается  создания музея, то в газетном номере от 23 декабря 1922 года  напечатана заметка под  заголовком: «Открытие уездного музея». В ней говорилось: «С 20 декабря в Луге открылся уездный музей, который будет открыт для публики по вторникам и четвергам от 12 до 3 часов дня с платою за вход 30 рублей ( напомним, что речь идёт о 1922 годе, до введения устойчивой денежной системы)  и бесплатно для экскурсий по средам еженедельно при условии предварительной записи в Уездном Доме просвещения».
Заканчивается заметка знаменательным  сообщением: «Между прочим, по волостям организованы специальные кружки по изучению местного края, причём результаты этих изысканий и изучений, как экспонаты, будут демонстрироваться в музее».
      Примечательно, что музей функционировал ещё до своего официального открытия. Об этом  сообщается в одном из ноябрьских номеров  «Крестьянской правды». С 25 по 30 ноября в помещении Лужского Уездного музея проходила выставка  в рамках проходящей в Петроградской губернии  противотуберкулёзной кампании. Здесь же сообщается адрес, по которому первоначально размещался лужский музей:  Крестьянский пр.,дом бывший Андреева, против Воскресенского собора. Ныне это старое здание  Администрации МО «Лужский район».
     К сожалению, нам не удалось найти имя директора  Лужского музея на  этом, начальном,  этапе его становления.
    Деятельность музея  получила заслуженное признание лужской общественности. Через полгода после его открытия в «Крестьянской правде» от 16 июня 1923 года была опубликована заметка  П.Боброва  «Маленькая история большого дела. О лужском уездном музее по изучению местного края».  Автор пишет, что мысль о музее в Луге  «зародившись,  может быть, в одной голове, не осталась неподвижной и претворилась в жизнь с чисто революционным размахом. Прошлым летом в Уездном Доме просвещения только лишь гласно заговорили о создании музея, как осенью он уже начал жить своей разнообразной и интересной жизнью». Далее сообщается, что в музее открыты 8 отделов, приводятся выдержки из благодарных отзывов посетителей.
      Ещё более восторженную заметку о музее  опубликовал Н.Поппе в номере от 13 октября того же года:
      «Научное обследование Лужского уезда.
Летом текущего года Лужским Домом просвещения совместно с музеем было организовано научное обследование уезда в археологическом отношении. Автор настоящей заметки производил в уезде раскопки. Должен признаться, что никак не ожидал найти в маленьком городке Луге столь блестяще оборудованный музей, который в отношении некоторых  выставленных предметов может поспорить с любым крупным хранилищем центра. При этом не следует забывать, что музей существует около года».
      Создание музее оживило краеведческую деятельность  в уезде, повлекло за собой иные инициативные начинания в деле  развития интереса населения к  местной истории, примечательностям края. Так, в «Крестьянской правде» от 12 декабря 1923 года сообщается:
  «Совет УДП нашёл крайне желательным организовать при музее, в целях всестороннего изучения  уезда, общество краеведения, устав коего поручено выработать тов. Брюну и Ермолаеву. При избах-читальнях Совет  решил создать местные музеи.
     Заведующему Лужским музее  вменено в обязанность установить тесную связь с «Красным трактиром» , посещать его в базарные дни и знакомить крестьян с уездным музеем». Далее через газету  сообщается о решении Совета УДП просить Уисполком о передаче музею церковных архивов, а также таблиц и диапозитивов Уездного земельного управления.
    Одним из двух разработчиков устава Общества краеведения  вполне мог быть Лев Анатольевич Брюн (1874 -1941),. Агроном по образованию он принимал активное участие в изучении  природы  лужского края, окрестностей г. Луги. Л.А.Брюн находился в тесном родстве с семьёй  скульпторов, архитекторов, художников Лансере,  в частности, был двоюродным братом  З.С.Серебряковой. Дом Л.А.Брюна находился  на Двинском , ныне Киевском шоссе, в 3 км. от Луги, за р.Облой.
      Дальнейшие сведения о вкладе музея в развитие лужского краеведения относятся  уже к 1924 году. В « Крестьянской правде»  за 16 октября  этого года впервые мы находим рубрику «Уголок лужского краеведения. Изучайте свой уезд» В ней сообщается:
     «В Луге организовано общество по изучению местного края. Все желающие могут быть его членами. Организационное бюро Лужского общества по изучению местного края при Лужском Отделе народного образования и Уездном музее приглашает  организации, учреждения, школы, живущих в уезде научных работников, педагогов и всех желающих содействовать изучению местного края, просвещению масс и правильной постановки краеведческого уклона в трудовой школе, вступить в члены общества.
     Материальных выгод Общество не преследует. Действительными членами общества могут быть лица, достигшие 18 лет и не достигшие 18 лет вступают членами–сотрудниками».
    Далее указывается, где желающие могут записаться в Общество. Конец статьи  вполне соответствует колориту времени:
     «Для того, чтобы содействовать изучению местного края – не требуется знаний, поэтому членами общества могут быть и малограмотные – главное нужно желание помочь общему делу».
      Не исключено, что к данному времени Лужский музей  покинул помещения в бывшем доме Андреева  и разместился на Лангиной горе в  помещении закрытой  в 1923 году церкви во имя  Святой  равноап. кн. Ольги, до революции состоявшей при реальном училище приюта принца П.Г.Ольденбургского. В  1919 году  в зданиях училища  стала действовать переведённая в Лугу из Петрограда учительская семинария, позже преобразованная в Педагогический техникум. 
     О том, что представляла собой экспозиция музея,  рассказывается в  газете от 13 сентября 1924 года: «Наш  уездный музей  имеет значительный запас собранных вещей, всего в количестве 2000 образцов (экспонатов)».  Дальше говорится, что в музее имеются хорошо оборудованные отделы: геологический, сельско–хозяйственный, кустарный, историко – революционный, культуры и быта, художественный. Предполагалось устройство ещё двух  отделов – санитарно–гигиенического и библиотечного.
     Отмечалось, что  для помощи музею целесообразно создание краеведческих обществ. Наверное,  переезд музея в сторону от центра  сказался на его посещаемости, снизившейся в среднем до 100 человек в день.
      Кто руководил музеем  на начальной стадии его деятельности,  остаётся неизвестным. С 1925 до конца 1930 года должность заведующего  лужским музем краеведения исполнял Борис Михайлович Михайлов, чье детство и первые трудовые годы прошли на лужской земле. Его можно назвать автором первых краеведческих публикаций в местной печати – газете «Крестьянская правда». Первая подписанная его именем  заметка  в рубрике «Уголок краеведения» появилась в «Крестьянской правде»  в номере от 6 сентября 1925 года.К наиболее интересным публикациям  Михайлова относится  его статья по истории Тесовского погоста, не утратившая своей ценности.
   Б.М. Михайлов тесно сотрудничал с Ленинградским обществом изучения местного края, где начинали свою деятельность многие, впоследствии крупные ученые-геологи, ботаники, почвоведы, гидрологи. В 1927-29 годах это общество успело издать двухтомник своих статей, некоторые из которых посвящены природным особенностям Лужского района.
    В конце 1930 года  заведующим музеем назначается Николай Фёдорович Куразов. Вскоре после своего вступления в должность он объявляет, что работа музея должна строиться по новому.  "Крестьянская правда" от 13 января 1931 года помещает его заметку "Внимание музею краеведения", представляющую своего рода программу музейной работы , отвечающую текущему моменту. Куразов пишет:
      Лужский музей краеведения начал перестраиваться в соответствии с боевыми задачами хозяйственного и культурного строительства края. Музей всесторонне изучает край, помогает развитию хозяйской борьбы и пути культурной революции.В музее должны объединяться и систематизироваться результаты работы отдельных краеведов и краеведческих организаций.
      Музей является важнейшим очагом просвещения трудовых масс. Музей имеет громадные возможности для борьбы за научное, материалистическое  мировоззрение и против религиозно - колдовского мышления.
     Товарищи, изучайте свой край, организуйте краеведческие кружки.
     Заводы, мастерские, совхозы, колхозы, присылайте в музей материал о вашей работе, о ходе социалистического соревнования, ударничества, образцы продукции, диаграммы, фотоснимки и т.п.
    Педтехникум, школы,покажите в краеведческом музее ваши успехи работы по политехнизму, в применении активных методов преподавания, антирелигиозного воспитания и т.д.
    Нужно шире использовать музей в борьбе за социализм, за новый быт, за нового человека".
     Таким образом, из традиционно-музейного учреждения, какое  Лужский музей представлял собой  в его описании от 13 сентября 1924, он должен стать в первую очередь органом идеологического воспитания, пропаганды социалистических достижений  края.Например, к 14 годовщине Октября музей запланировал открытие  отдела лужской промышленности и выставку школьного политехнизма ( "Крестьянская правда" от 03.11.1931.)
      В 1934 году в Луге была напечатана книга  Н. Ф. Куразова   «Природа и история Лужского края», ставшая в наше время  библиографической редкостью. Её издание было приурочено к открытию 17 съезда ВКП(б).В этом объемном труде, наряду с изложением марксистских взглядов на развитие общества, даются подробные сведения о природных ископаемых, почвах, климате, ландшафте района, отдельных периодах в его истории. Музей сумел организовать общественность, учащуюся молодёжь района на проведение геолого-разведочных работ. Методом шурфования были выявлены залежи полезных ископаемых: глин, песка, торфа, и др. пригодных для местной промышленности (производства кирпича, стеклоделательной, дорожного строительства и т. д.) и сельского хозяйства. Каждое открытое месторождение регистрировалось, описывалось на специальных учётных карточках. Методически велись природно-климатические наблюдения.
     Особое внимание уделялось сбору данных по  революционному движению в крае  и борьбе за установление Советской власти. Н.Ф. Куразовым составлена «Летопись революционных событий в Луге», позволяющая чуть ли не по дням представить последовательное развитие революционного процесса в городе и уезде, составлен обширный мартиролог павших за Советскую власть, с указанием мест захоронения.  К сожалению, эти материалы позже перестали быть востребованными, в сравнении с памятью о героях Великой Отечественной войны. Не меньшую ценность представляют сведения, отражающие успехи Луги и района по итогам первой пятилетки развития народного хозяйства. Здесь представлено начало формирования лужских здравниц и местной промышленности, рост численности кооперативных предприятий.
   Казалось бы, деятельность Н.Ф.Куразова на посту заведующего лужским музеем  заслуживает высокой оценки. Однако, те сведения о нём, что нам удалось обнаружить, к сожалению, нельзя назвать положительными. Они изложены в "Крестянской правде" от 5 апреля 1934 в статье под неожиданно резким  названием "Гнать Куразова с советской службы". Приведём её полностью:
   "В лужском музее краеведения творятся крупные безобразия. Ценнейшие экспонаты, благодаря преступной небрежности, приведены в негодность. Многие исторические документы уничтожены.
   Часть серебряных вещей, которые долгое время хранились в музее, расхищены.
   Руководители музея встали на путь явного очковтирательства, представляя в область дутые сведения о перевыполнении плана, тогда, как план выполняется на 20-22 процента. Музей проходил мимо общественно-политической жизни. С большим опозданием и то очень скверно отражал ход хозяйственно-политических кампаний и проходил мимо процессов классовой  борьбы, происходящих на селе.
   Объясняется это просто.
   Руководителем музея здесь работает бывший активный деятель Новгородского охранного отделения некто Куразов, в своё время осуждённый ревтрибуналом за работу в охранном отделении.
    Необходимо отметить, что Куразов продолжает свою вредительскую деятельность.
    Недавно Куразов был осуждён на один год принудительных работ за незаконные действия.
    Однако до сих пор Куразов продолжает руководить музеем.
    Нужно немедленно выгнать его с советской службы".
    Подписана заметка инициалами Б.П.  Что в ней соответствует действительности, что представляет собой умышленно нагнетаемую тенденцию  - неизвестно.  Примечательно, что появилась она спустя немногим более трёх месяцев после выхода книги Куразова и, надо полагать, не случайно, чтобы остаться  без последствий. Какими они могли быть показывает судьба другого сотрудника музея, некоего Петрова. !4 февраля 1935 года по его поводу в "Крестьянской правде " появилась коротенькая анонимная  заметка - "Гнать врагов с советской работы", где сообщалось: "В лужском музее краеведения работает классовый враг Петров. (Петров  сын лейтенанта, расстрелянного во время кронштадтского мятежа). Мать Петрова пристроилась на работу в Луге в яслях.
   Надо гнать врагов с советской службы".
   Спустя неделю последовало газетное сообщение:" Сотрудник лужского музея Петров, разоблачённый в "Крестьянской правде", как классовый враг (газета №37), с работы снят".
Вероятней всего, что и Куразов вскоре после обвиняющей его заметки  уже не только не работал в должности заведующего, но и вообще не числился в штате музея.
    Справедливости ради, надо отметить что краеведческая работа в районе к середине 1930-х годов находилась  далеко не в  лучшем состоянии. В "Крестьянская правде" от 26.09.1934г., в частности,  признавалось, что  Лужское районное бюро (общество) краеведения "совершенно прекратило работу". Во многом это объясняется тем, что время «великого перелома» в корне изменило ситуацию в отечественном краеведении. Короткий период государственной поддержки краеведческого движения оборвался. Постановление Совнаркома 1931 г. привело к ликвидации добровольных краеведческих обществ.
Взамен их стали создаваться краевые и районные бюро краеведения,бюрократические в своей основе. В 1938 году они были также ликвидированы. Само же краеведение было переориентировано на революционную тематику, отражение успехов социалистического строительства, изучение истории фабрик и заводов, природных ресурсов края. С этого времени функции научно-методических центров краеведения были возложены исключительно на краеведческие музеи, в большинстве случаев чисто декларативно, без соответствующей финансовой и кадровой поддержки.
    Если говорить конкретно о Луге, то здешний музей тоже утратил своё главенствующее  значение как культурно - воспитательное учреждение. Сеть культурных учреждений города  и района неизменно расширялась. 24 апреля 1935 года  в Луге открылся Районный дом художественного воспитания детей, ставший основой Лужского дома пионеров. Здесь работали музыкальные и танцевальные классы, изостудия, театр юного зрителя. Активизировал рабту и городской Дом Культуры с новым театральным залом. Между тем, музей всё более превращался в орган политико -просветительской работы. Например, в марте 1935 году в музее совместно с районной истпарт-комиссии при помощи Районного комитета партии  и Райпрофсовета  планировалось созданию отдела истории революции Лужского района.. Для этой цели был заключён договор с Академией художеств о выполнении для музея 10 живописных полотен, отражающих "путь. который прошёл пролетариат и трудовое крестьянство Лужского уезда" в борьбе за Советскую власть. В число сюжетов для картин были отобраны:
  по 1905 году - митинг в д.Заполье с участием членов Государственной думы и "подавление крестьянского волнения семёновцами в селе Видонь";
  к 1917 году относились сюжеты, отражающие большевистскую агитацию войск Лужского гарнизона и  идущих к Петрограду войск генерала Корнилова, "вооружённый захват власти в Луге Красными войсками в Октябрьские дни".
  Серия должна была включать картины изображающие и гибель комиссара Н.Г.Толмачёва, и казнь коммуниста Голубева, которого кулаки закопали в землю живым, и бой за Обловский мост при освобождении Луги от отрядов Юденича 31 октября 1919 г.
  Не уверены, что этот грандиозный замысел был воплощён. Иначе бы не появилась бы в "Крестьянской правде" от 22 мая 1935 года статья  нового директора музея  Вл Зыбковец и музейного сотрудника А.Смирнова  "Окружим музей вниманием и заботой"., где сообщается, что хоть лужский  музей пользуется широкой известностью далеко за пределами района, что он "стоит в ряду передовых музеев Ленинградской области" и что за 1934 год его посетило более 30 тысяч человек он" внынешнем его состоянии плохо справляется с обслуживанием своих посетителей.Экспонаты устарели, сельское хозяйство никак не отражено, развитие промышленности также, что одному музею с его мизерным штатом трудно добиться больших успехов, ему нужна помощь районных организаций, общественности. Необходим срочный ремонт помещений музея, ремонт музейных помещений и собенно крыши, так как из-за протечек происходит порча экспонатов и "многие из них (например, рояль Римского - Корсакова) находятся в угрожающем состоянии...".
     О подписавшем  эту заметку директоре музея Зыбковце мы обнаружили в Интернете на сайте Псковской областной научной библиотек следующую интереснейшую информацию.
      Владимир Филатович Зыбковец (Атрошенко) родился в семье крестьянина-середняка,  по национальности белоруса. В 1916 г. он поступил в Новозыбковское реальное училище,  которое не окончил, перейдя в 1921 г.  Новозыбковский агропедагогический техникум. В период учебы стал селькором ряда газет, подписывая заметки псевдонимом "Зыбковец", который вскоре утвердился в качестве официальной фамилии. Закончив техникум в 1927 г., он в течение двух лет обучался в Тимирязевской сельскохозяйственной академии, а также в 1927-1930 гг. - в качестве вольного слушателя в Московском государственном университете.  С ноября 1930 г. по октябрь 1931 г. В. Ф. Зыбковец проходил службу в РККА - курсантом школы младших командиров в Ленинграде, а затем командиром батареи артиллерийского полка. По окончании службы он в 1931 г. поступил в аспирантуру ГАИМК и одновременно с сентября 1934 г. по совместительству - директором Новгородского государственного музея. В связи с большой загруженностью В. Ф. Зыбковец не завершил работы над диссертацией.
     В марте 1935 г. его перевели директором Лужского районного музея, а через несколько месяцев - 3 сентября 1935 г. он вступил в должность директора Псковского государственного музея, в которой состоял два года.
     Под руководством и при непосредственном участии В. Ф. Зыбковца 21 января 1936 г. была открыта мемориальная комната В. И. Ленина (ул. Ленина, 3), ставшая составной частью историко-революционного отдела, перестроен отдел истории гражданской войны, велась подготовка к открытию музея В. И. Ленина в "Домике Искры" на Плехановском посаде, началась работа по составлению списка памятников революции и гражданской войны по районам округа, музей получил в свое распоряжение ряд зданий, началась реставрация ценных памятников зодчества - Гремячей башни, Поганкиных палат, дома Печенко, проводились археологические раскопки на территории Псковского кремля (в 1936 г. под руководством Н. Н. Чернягина), стоянки каменного века у д. Гоголевка Псковского района, у д. Анашкино Середкинского района, во дворе Поганкиных палат,  началась установка мемориальных досок на памятниках архитектуры и историко-революционных объектах, был организован лекторий по истории Пскова, задумывалось издание "Записок Псковского государственного музея" ("библиотечки псковича"), пополнялись фонды, переоборудовалась экспозиция исторического отдела и др.
     В. Ф. Зыбковец, являясь директором музея, опубликовал в газете "Псковский колхозник" несколько статей и заметок, посвященных ранней истории Пскова и пребыванию В. И. Ленина в Пскове.
     20 августа 1937 г. В. Ф. Зыбковец был арестован органами НКВД по обвинению в принадлежности к "контрреволюционной организации" и "извращении в  контрреволюционных целях исторических материалов" и др. 18 ноября 1937 г. он был исключен из рядов ВКП(б). 21 июня 1938 г. Особое совещание НКВД СССР приговорило его "за контрреволюционную деятельность" к заключению в ИТЛ сроком на 8 лет. В местах заключения - в лагере и на поселении - В. Ф. Зыбковец  провел 18 лет, до мая 1955 г., когда он был реабилитирован и восстановлен в рядах КПСС. В сентябре 1955 г. В. Ф. Зыбковец был принят на работу младшим научным сотрудником сектора истории религии и атеизма Института истории АН СССР, 1 июля 1960 г. защитил кандидатскую диссертацию. Основные его научные интересы были связаны отныне с изучением вопросов первобытного общества, зарождения  и развития религиозных верований, в которых история Пскова отражения не находила. Умер В.Ф.Зыбковец в 1973 году, в Москве.
    Но и на солнце есть пятна. Были они и в казалось бы полной беззаветного краеведческого энтузиазма псковской деятельности В.Ф.Зыбковца. Предлагаем вниманию читателей цитату из книги  Псковский синодик пострадавших за веру Христову в годину гонений священноцерковнослужителей, монашествующих и мирян Псковской епархии XX столетия". Москва-Псков. 2005.
    "21 июня 1936 г. под грифом "совершенно секретно" директор Псковского государственного музея В. Зыбковец направил секретарю Псковского окружкома ВКП(б) письмо, в котором предлагал осуществить "полную ликвидацию Троицкого собора" На сайте Краеведческого архива Псковской области поясняется, что такое варварское предложение Зыбковец обусловливал тем, что во время приезда в Псков наркома обороны К. Е. Ворошилова, последний "обратил внимание местных органов на то, что Троицкий собор в Кремле, находящийся на самой высокой точке города, является артил­лерийским ориентиром для противника с Запада.
    Но так как Троицкий собор находится под государственной охраной, как памятник старины, то его снос был оставлен под воп­росом.
     В. Зыбковец утверждал, что "действующие ныне списки памятников... составлялись реакционной профессу­рой в 1920 г.", руководствовавшейся не столько соображе­ниями охраны памятников, "сколько в целях сохранить на случай буржуазной помещичьей реставрации церковные здания". Директор музея утверждал, что собор постройки 1682 - 1699 гг. "ничего общего с особенностями стиля псков­ского зодчества не имеет, и в значительной степени испор­чен переделками и ремонтами в XVIII и XIX вв.", а поэтому исторической и культурной ценности не представляет.
   Собор не взорвали, а к 1 мая 1939 г. в нем был открыт антирелигиозный музей...
   Сложное и противоречивое было время, коверкающее поступки, убеждения и судьбы своих активных представителей. Это подтверждает и пример В.Ф.Зыбковца, около шести месяцев возглавлявшего работу Лужского музея.
        Благодаря публикациям в "Крестьянской правде" довоенная история Лужского краеведческого музея перестала быть белым пятном. Из неё можно извлечь определённые уроки,  что особенно важно сегодня, когда краеведение в районе  вновь приобретает общественный  вес, что подтверждается  возросшим интересом  лужан к краеведческим  знаниям, краеведческой деятельностью городских и районных библиотек, растущим числом краеведческих публикаций в местной прессе, начавшееся планомерное  изданием трудов местных краеведов силами одного из местных  издательств. Во многих волостях создаются и продолжают действовать народные музеи.  В этих условиях краеведческое дело в районе  не должно стоять на месте. Одним из первых шагов по пути  его оживления могло бы стать возрождение в районе краеведческих обществ,  регулярное проведение краеведческих конференций с изданием их итоговых материалов, активизация  научно – изыскательской деятельности  краеведческого музея, подключение к  пропаганде краеведения лужского Выставочного зала.

                19 – 25 . 02. 2010.




ФОТО ЗЫБКОВЦА СКАЧАТЬ ИЗ ИНТЕРНЕТА  www.pskovlib.ru/…/struct/kray/zybkovec.php