К дискуссии о гениальности в музыке

Саданв
***Примечание: если Вам абсолютно не по душе стихотворное изложение, пролистните пару страниц.

                5.

                «Музыка – зеркало исчезновения»
                К.М. Рильке               
               

Гуляя как-то ввечеру безлюдными кварталами
в осенне-городском плену с приятелем вдвоем,
среди старинных мостовых, звучащих гулко скалами,
о жизни, смерти и мирах мы «пели соловьем».

Затем – о формах бытия, о прошлом, эмиграции,
о  воплощении  мечты  и  тленности  надежд....,
отдельных членах общества и их сюр-ре-прострации,
велико–личной  сучности  в  амбициях  невежд....

Так шли минуты и часы и мы глубоким вечером,-
(нечасто  все  ж  случается  беседа  задушевная).
И заждались: его – жена, меня – таверна с тапером,
отрава  дыма  и  вина,  мелодия  напевная....

Но вот у станции метро, в неярком свете фонарей,
уже прощаясь, обменялись фразами приветными,
в огнях авто на витражах, рождающих игру теней,
беседа вновь воспламенилась мыслями заветными...

О чем?  –  Конечно о любви  -  от  чуда и до пропасти;
когда – вот он, последний шаг, и жизнь – пустая толика!
Но столько  пламенных  вещей,  готовых  нас  спасти: -
друзья,  и  песни,  и  вино, -  пляши-играй,  гармоника!

«Пляши – играй!» - сказать легко,
                когда на сердце штиль и хлад,
и лихорадкою крови не рвет тебя любовь в куски!
А если рвет? А если жжет?! – тогда уже не до услад.
Тогда  -  отчаяние  и  жуть  становятся  близки....

А дальше?... Хорошо, когда взаимна и умна любовь
и  оба  бережно  несут  и  радости  и  горести....
Но  глупая гордыня вот взметнет строптиво бровь,-
тогда любовную болезнь, возможно, и не вынести....

Сменить пластинку, потому что
                «...дальше в лес -  тем больше дров», -
так своевременно решили мы - «пойдем другим путем».
О музыке, о музыке  без  лишних  переходных  слов
влюбленно  и  душевно  заспорили   вдвоем....

Взахлёб,  как  шпаки-пацаны,  перебивая  речь,
едва реальности касаясь крыльями заплечными,
мы выдавали мыслей реки, их заставляя течь,
жонглируя -  туда-сюда – понятиями вечными.

И вдохновенье, и огонь в ночи, и жертвенный алтарь,
талант и труд, и странный зов неведомых времён,
что будет завтра, есть сейчас, и что же было встарь,
как  превращаются  сердца  в  величие  имён....

И что же – Музыка? Когда из ритма с массой звуков
в  руках  умелого  Творца  дыханье  проявляется?
И  с  каждым  тактом  все  смелей  взлетая  из  оков,
в простор всемерности созвучий радостно является?

«Вибрато!, - вот он верный ключ от тайны гениальности!» –
звучат  слова  приятеля  звеняще-убедительно
(вспугнув почтенных бюргеров), не объясняя странности
мыслительной сентенции, рожденной так стремительно.

«Вибрато!, - здесь я говорю о свойстве резонанса:
когда  душа  и  музыка  сольются  в  унисон
и затрепещут упоенно в красках ренессанса...,
свет лучезарности неся в мой воздоянный сон...».

Однако... Выражая мысль, служители искусства
лишь намекнут на суть, запутав поэтичностью.
Хотя приятель-музыкант – талантливого братства,
и в окружении своем он признается Личностью.

«Возможно, здесь поможет нам логическая нить,
пропущенная сквозь «необходимо» и «достаточно».
И, если два понятия мы сможем вместе слить,
надежда есть ответ найти,  -  примерно или точно».

Сказав  так,  я  увидел  –  мой  приятель  заскучал...
(конечно, где «логически», там кончилась романтика).
И поздно, ждет жена его..,  -  задерживать не стал.
Он – на метро домой...  Я,  под прикрытьем зонтика, -

под моросящий дождь, до терпких вин таверны....
...Прошли и ночь, и день.., еще – и день, и ночь...
Но, как  едва заметный душок гниющей скверны
всё больше  раздражает нас – и не отбросить прочь..,

так  сквозь дела дневные, да сны бесцветной ночи -
«И что же - Музыка?» вопрос – звучит, звучит, звучит..,
достал до самых до корней и нервов – нет уж мочи!
Я понял, что из рабства мысли  путь один лежит: -

здесь нужно постараться,  разбив вопрос на части,
размеренно  и  четко  определить  понятия...
и, сделав абсолютно все,что будет в моей власти,
«романтику» и «логику» мне заключить в объятия.

               

«И что же – Музыка? Когда из ритма с массой звуков
в  руках  умелого  Творца  дыханье  проявляется?»...

Действительно – когда? Что требуется для того, чтобы «гениальность» стала эпитетом услышанного произведения?

** Ну вот, я отстегну (на время, только на время) романтические крылья и встану на твердую логическую почву выводов. Должен признаться, что, получив в детстве музыкальное образование, я так и остался дилетантом. И серьезность темы и «научность» изложения не должны ввести Вас, уважаемый читатель, в заблуждение: -  это всего лишь слабая попытка представить себя умнее и серьезнее, чем есть на самом деле. И в этом (неблагодарном) деле я надеюсь на помощь строгого прозаического изложения и давнишний опыт писания «научных работ».  Итак – необходимое и достаточное....**
       
Абсолютно необходимым условием видится  профессионализм всех соучастников процесса рождения «гениальности»:
- композитора;
- исполнителя;
- слушателя;
- атмосферы.

     Профессионализм складывается из знаний, умения и навыка их использования без раздумий – в автоматическом режиме, с великолепно отработанными условными рефлексами, переходящими на уровень подсознания.

Для композитора это – владение всем объемом знаний музыкальной грамоты, гармонии и композиции, умение использовать их в процессе работы неограниченно и органически, т.е. абсолютно владеть всеми основами и нюансами композиции; владение исполнительским мастерством на рояле и других (нескольких) инструментах; умение слышать музыкальное произведение с листа – без физического его звучания; знание и умение аранжировать (выполнять оркестровку) любого существующего или задуманного (компонируемого) музыкального произведения для любых возможных инструментов.

   
     (Правила, в подавляющем большинстве, предполагают наличие исключений. Парадокс, - но и исключения часто подтверждают верность формулы правил. В истории музыки таких примеров множество, и вот один из них: - творчество Гершвина, музыканта-самоучки, тапера одного из ресторанов, не знавшего музыкальной грамоты. Неординарность музыкального мышления, ломающего консервативные основы правил композиции, «замес» классики на джазовых, «неправильных» импровизациях, выделяли его из ряда таперов-виртуозов, давая ему возможность прилично зарабатывать, - но и только.

Прорыв же его в ряд Гениальных, переход на совершенно другой качественный уровень композиций-импровизаций произошел тогда, когда он нанял профессионального аранжировщика, сумевшего, - надо признать, - великолепно записать на нотоносце партитуру весьма неясных музыкальных идей импровизаций Гершвина. И вот оно, - чудо!, -  «Рапсодия в голубых тонах» (или другое название – «Рапсодия грустей»), дающая нам счастливые минуты со-переживания чарующим ритмам необыкновенной композиции. Чудо исключения, подтверждающее правило: - профессионализм в гармоничном сочетании с талантом создают незабываемое на века!...).


Для исполнителя это - владение широкими знаниями музыкальной грамоты, гармонии и композиции; абсолютно виртуозное и органичное  владение исполнительским инструментом (технически и оттенками звучания); широта и многообразие музыкального мышления в трактовке исполняемого произведения; смелость принятия необычных исполнительских решений и приемов без оглядки на консерватизм музыкального общественного мнения; умение слушать и слышать музыкальное произведение как в другом исполнении, так и «внутренним слухом», без его физического звучания;

Для слушателя это – обладание внутренним чувством гармонии и, по возможности, основами музыкальной грамоты, умение слушать и слышать – в идеале чувствовать – общую канву произведения и составляющие ее отдельные музыкальные темы, фразы, такты, заполненные звуками и паузами, все оттенки и ритмы и их изменения...
(Систематическое музыкальное образование помогает, как правило,  восприятию  красоты гармоничного звучания музыки, однако нередко (у отдельных персон) ведет к амбициозности поверхностных суждений на основе консервативности полученных узких и часто устаревших  основ музыкальных знаний).

Для атмосферы это – праздничное напряжение всех участников действия, отличное в акустическом и архитектурном отношении помещение, соответствующая корректная и неброская реклама концерта уже на подходе к концертному зданию (помещению), соответствующий высококлассный дизайн всех подходов, рекреаций и основного помещения (работа с освещением, цветом, запахом, звуком), торжественность окружения всех участников атмосферы.


          Следующее необходимое условие – отличный музыкальный инструмент. 
Звучание одного и того же тона может восприниматься по-разному:  - поднимать настрой исполнителя и слушателя  до невообразимых высот и создавать разнообразные образы или вызывать непреодолимое желание прекратить эту пытку.  А уж извлечь из плохого инструмента все те «пьяниссимо» или «легато» с «пицикатто», - то есть нюансы, которые и питают эмоции исполнителя и слушателя, - практически невозможно.

    (Очевидно, что начиная обучение ребенка музыке и желая заинтересовать его в этом приятнейшем и, в то же время, труднейшем деле, логично с самого начала дать ребенку инструмент, который, даже при неумелой игре, воспроизводил бы благозвучное, привлекательное для ребенка звучание и приглашал его вновь и вновь повторить то или иное упражнение, музыкальную фразу, аккорд для получения еще большего удовольствия. Однако в подавляющем большинстве происходит обратное: - ребенку, слышавшему великолепное звучание такого инструмента  на концерте или с диска, «дарят» такую «фанеру» для обучения, что с первых шагов у ребенка портится настроение, теряется уверенность в своих возможностях, умирает интерес к музицированию... Кощунство – начинать обучение на плохом инструменте!
    В каждом ребенке звучит внутренний мир, связанный с богатством познания окружающего – начиная с подсознательного, рефлексного и дополняющегося  жизненным опытом. И музыка, как и другие виды искусств, играет архиважную роль в зарождении и развитии прекрасного духовного целого, питающего светлыми, положительными эмоциями жизнь человека. Музыка – редчайшее сокровище, оказывающее мощнейшее влияние на весь мир. Для человека музыка  - это окно в мир чувств и ощущений, инструмент  самоосознания и самоутверждения...  Необходимо сделать не так уж и много, чтобы это окно с самого начала было светлым, наполненным яркой палитрой музыкальных красок).   


         Если главные необходимые условия достижения уровня гениальности в музыке  очевидны и достоверны , то, ступая на зыбкую почву достаточных (дополнительных) условий, весьма трудно нащупать верные направления и обосновать их выбор.
                Конечно, отправной точкой здесь становится композиция. Её идея и образы, представленные звуками мелодий, фоновым сопровождением аккомпанимента, ритмами и паузами, нюансами и специальными эффектами, настолько заряжаются энергией чувств, переживаний и работы души Композитора, что постоянно излучают эту энергию гениальности. И чудодейственная сила её не зависит от стиля или ритмического рисунка произведения, от формы или  характера, комичности или трагедийности его. Баховская философская строгость, моцартовская легкость и четкость выражения, бетховенская неистовость и напряженность, пронзительная прозрачность и глубокая проникновенность в композициях Чайковского.., -   энергетика каждого Гениального индивидуальна, неповторима, но имеет одно общее – обладает чудом возможности строить резонансные спектры в наших душах и сердцах, вызывая то самое вибрато, о котором  так эмоционально говорил мой приятель.
    
   Итак, гениальное музыкальное произведение, - плод Композитора, - обладает чудесной энергией вибрато. Однако, эта энергия, вначале только тайная, пока никак не проявляющая себя, остается до времени лишь потенциальной...
 
   Но вот на сцену выходит Исполнитель этого произведения: - он живет сейчас в том же мире композиции и Композитора, наэлектризованный услышанной им идеей, завороженный призывными образами единственной вселенной, разгаданной им в вязи нотного языка. Он понял всю глубину тех мгновений, когда рождалось это произведение и волнуется от этого так, что  душа и сердце его трепещут от напряжения.
   На мгновение полное отрешение от действительности захватывает его - кажется, он забыл даже, зачем он здесь. Но вот в один миг происходит полное преображение Исполнителя, атмосфера вокруг уплотняется до звенящей тишины, слушатели затаили дыхание... И он, вступая в права чародея, сливается с инструментом и начинает исполнение...
   С каждым звуком, все шире и глубже проникает в нас тайная энергия Композитора, заключенная в его произведении. Пропуская ее через себя, Исполнитель преображает сжатую в сухие музыкальные знаки на нотоносце потенциальную энергию в энергию объединения человеческих душ, заставляющую их колебаться в едином порыве, биться сердца одним ритмом, - наивысшую энергию со-переживания!...


     ...Влюбленный может говорить о предмете любви бесконечно, находя все новые и новые эпитеты и образы, находясь в плену нескончаемых фантазий, отрываясь все далее от реального... Но повторю только: «Вибрато!, - вот он верный ключ от тайны гениальности!». И на этом закончу...

                ******
Благодарю  тебя,  мой  друг,  за  ангела  терпение
в  прочтении  всего  того,  что  мною  наворочено.
По  сути  важно  для  меня  читательское  мнение,
когда оно «не в бровь, а в глаз» критически отточено.