***Примечание: если Вам абсолютно не по душе стихотворное изложение, пролистните пару страниц.
5.
«Музыка – зеркало исчезновения»
К.М. Рильке
Гуляя как-то ввечеру безлюдными кварталами
в осенне-городском плену с приятелем вдвоем,
среди старинных мостовых, звучащих гулко скалами,
о жизни, смерти и мирах мы «пели соловьем».
Затем – о формах бытия, о прошлом, эмиграции,
о воплощении мечты и тленности надежд....,
отдельных членах общества и их сюр-ре-прострации,
велико–личной сучности в амбициях невежд....
Так шли минуты и часы и мы глубоким вечером,-
(нечасто все ж случается беседа задушевная).
И заждались: его – жена, меня – таверна с тапером,
отрава дыма и вина, мелодия напевная....
Но вот у станции метро, в неярком свете фонарей,
уже прощаясь, обменялись фразами приветными,
в огнях авто на витражах, рождающих игру теней,
беседа вновь воспламенилась мыслями заветными...
О чем? – Конечно о любви - от чуда и до пропасти;
когда – вот он, последний шаг, и жизнь – пустая толика!
Но столько пламенных вещей, готовых нас спасти: -
друзья, и песни, и вино, - пляши-играй, гармоника!
«Пляши – играй!» - сказать легко,
когда на сердце штиль и хлад,
и лихорадкою крови не рвет тебя любовь в куски!
А если рвет? А если жжет?! – тогда уже не до услад.
Тогда - отчаяние и жуть становятся близки....
А дальше?... Хорошо, когда взаимна и умна любовь
и оба бережно несут и радости и горести....
Но глупая гордыня вот взметнет строптиво бровь,-
тогда любовную болезнь, возможно, и не вынести....
Сменить пластинку, потому что
«...дальше в лес - тем больше дров», -
так своевременно решили мы - «пойдем другим путем».
О музыке, о музыке без лишних переходных слов
влюбленно и душевно заспорили вдвоем....
Взахлёб, как шпаки-пацаны, перебивая речь,
едва реальности касаясь крыльями заплечными,
мы выдавали мыслей реки, их заставляя течь,
жонглируя - туда-сюда – понятиями вечными.
И вдохновенье, и огонь в ночи, и жертвенный алтарь,
талант и труд, и странный зов неведомых времён,
что будет завтра, есть сейчас, и что же было встарь,
как превращаются сердца в величие имён....
И что же – Музыка? Когда из ритма с массой звуков
в руках умелого Творца дыханье проявляется?
И с каждым тактом все смелей взлетая из оков,
в простор всемерности созвучий радостно является?
«Вибрато!, - вот он верный ключ от тайны гениальности!» –
звучат слова приятеля звеняще-убедительно
(вспугнув почтенных бюргеров), не объясняя странности
мыслительной сентенции, рожденной так стремительно.
«Вибрато!, - здесь я говорю о свойстве резонанса:
когда душа и музыка сольются в унисон
и затрепещут упоенно в красках ренессанса...,
свет лучезарности неся в мой воздоянный сон...».
Однако... Выражая мысль, служители искусства
лишь намекнут на суть, запутав поэтичностью.
Хотя приятель-музыкант – талантливого братства,
и в окружении своем он признается Личностью.
«Возможно, здесь поможет нам логическая нить,
пропущенная сквозь «необходимо» и «достаточно».
И, если два понятия мы сможем вместе слить,
надежда есть ответ найти, - примерно или точно».
Сказав так, я увидел – мой приятель заскучал...
(конечно, где «логически», там кончилась романтика).
И поздно, ждет жена его.., - задерживать не стал.
Он – на метро домой... Я, под прикрытьем зонтика, -
под моросящий дождь, до терпких вин таверны....
...Прошли и ночь, и день.., еще – и день, и ночь...
Но, как едва заметный душок гниющей скверны
всё больше раздражает нас – и не отбросить прочь..,
так сквозь дела дневные, да сны бесцветной ночи -
«И что же - Музыка?» вопрос – звучит, звучит, звучит..,
достал до самых до корней и нервов – нет уж мочи!
Я понял, что из рабства мысли путь один лежит: -
здесь нужно постараться, разбив вопрос на части,
размеренно и четко определить понятия...
и, сделав абсолютно все,что будет в моей власти,
«романтику» и «логику» мне заключить в объятия.
«И что же – Музыка? Когда из ритма с массой звуков
в руках умелого Творца дыханье проявляется?»...
Действительно – когда? Что требуется для того, чтобы «гениальность» стала эпитетом услышанного произведения?
** Ну вот, я отстегну (на время, только на время) романтические крылья и встану на твердую логическую почву выводов. Должен признаться, что, получив в детстве музыкальное образование, я так и остался дилетантом. И серьезность темы и «научность» изложения не должны ввести Вас, уважаемый читатель, в заблуждение: - это всего лишь слабая попытка представить себя умнее и серьезнее, чем есть на самом деле. И в этом (неблагодарном) деле я надеюсь на помощь строгого прозаического изложения и давнишний опыт писания «научных работ». Итак – необходимое и достаточное....**
Абсолютно необходимым условием видится профессионализм всех соучастников процесса рождения «гениальности»:
- композитора;
- исполнителя;
- слушателя;
- атмосферы.
Профессионализм складывается из знаний, умения и навыка их использования без раздумий – в автоматическом режиме, с великолепно отработанными условными рефлексами, переходящими на уровень подсознания.
Для композитора это – владение всем объемом знаний музыкальной грамоты, гармонии и композиции, умение использовать их в процессе работы неограниченно и органически, т.е. абсолютно владеть всеми основами и нюансами композиции; владение исполнительским мастерством на рояле и других (нескольких) инструментах; умение слышать музыкальное произведение с листа – без физического его звучания; знание и умение аранжировать (выполнять оркестровку) любого существующего или задуманного (компонируемого) музыкального произведения для любых возможных инструментов.
(Правила, в подавляющем большинстве, предполагают наличие исключений. Парадокс, - но и исключения часто подтверждают верность формулы правил. В истории музыки таких примеров множество, и вот один из них: - творчество Гершвина, музыканта-самоучки, тапера одного из ресторанов, не знавшего музыкальной грамоты. Неординарность музыкального мышления, ломающего консервативные основы правил композиции, «замес» классики на джазовых, «неправильных» импровизациях, выделяли его из ряда таперов-виртуозов, давая ему возможность прилично зарабатывать, - но и только.
Прорыв же его в ряд Гениальных, переход на совершенно другой качественный уровень композиций-импровизаций произошел тогда, когда он нанял профессионального аранжировщика, сумевшего, - надо признать, - великолепно записать на нотоносце партитуру весьма неясных музыкальных идей импровизаций Гершвина. И вот оно, - чудо!, - «Рапсодия в голубых тонах» (или другое название – «Рапсодия грустей»), дающая нам счастливые минуты со-переживания чарующим ритмам необыкновенной композиции. Чудо исключения, подтверждающее правило: - профессионализм в гармоничном сочетании с талантом создают незабываемое на века!...).
Для исполнителя это - владение широкими знаниями музыкальной грамоты, гармонии и композиции; абсолютно виртуозное и органичное владение исполнительским инструментом (технически и оттенками звучания); широта и многообразие музыкального мышления в трактовке исполняемого произведения; смелость принятия необычных исполнительских решений и приемов без оглядки на консерватизм музыкального общественного мнения; умение слушать и слышать музыкальное произведение как в другом исполнении, так и «внутренним слухом», без его физического звучания;
Для слушателя это – обладание внутренним чувством гармонии и, по возможности, основами музыкальной грамоты, умение слушать и слышать – в идеале чувствовать – общую канву произведения и составляющие ее отдельные музыкальные темы, фразы, такты, заполненные звуками и паузами, все оттенки и ритмы и их изменения...
(Систематическое музыкальное образование помогает, как правило, восприятию красоты гармоничного звучания музыки, однако нередко (у отдельных персон) ведет к амбициозности поверхностных суждений на основе консервативности полученных узких и часто устаревших основ музыкальных знаний).
Для атмосферы это – праздничное напряжение всех участников действия, отличное в акустическом и архитектурном отношении помещение, соответствующая корректная и неброская реклама концерта уже на подходе к концертному зданию (помещению), соответствующий высококлассный дизайн всех подходов, рекреаций и основного помещения (работа с освещением, цветом, запахом, звуком), торжественность окружения всех участников атмосферы.
Следующее необходимое условие – отличный музыкальный инструмент.
Звучание одного и того же тона может восприниматься по-разному: - поднимать настрой исполнителя и слушателя до невообразимых высот и создавать разнообразные образы или вызывать непреодолимое желание прекратить эту пытку. А уж извлечь из плохого инструмента все те «пьяниссимо» или «легато» с «пицикатто», - то есть нюансы, которые и питают эмоции исполнителя и слушателя, - практически невозможно.
(Очевидно, что начиная обучение ребенка музыке и желая заинтересовать его в этом приятнейшем и, в то же время, труднейшем деле, логично с самого начала дать ребенку инструмент, который, даже при неумелой игре, воспроизводил бы благозвучное, привлекательное для ребенка звучание и приглашал его вновь и вновь повторить то или иное упражнение, музыкальную фразу, аккорд для получения еще большего удовольствия. Однако в подавляющем большинстве происходит обратное: - ребенку, слышавшему великолепное звучание такого инструмента на концерте или с диска, «дарят» такую «фанеру» для обучения, что с первых шагов у ребенка портится настроение, теряется уверенность в своих возможностях, умирает интерес к музицированию... Кощунство – начинать обучение на плохом инструменте!
В каждом ребенке звучит внутренний мир, связанный с богатством познания окружающего – начиная с подсознательного, рефлексного и дополняющегося жизненным опытом. И музыка, как и другие виды искусств, играет архиважную роль в зарождении и развитии прекрасного духовного целого, питающего светлыми, положительными эмоциями жизнь человека. Музыка – редчайшее сокровище, оказывающее мощнейшее влияние на весь мир. Для человека музыка - это окно в мир чувств и ощущений, инструмент самоосознания и самоутверждения... Необходимо сделать не так уж и много, чтобы это окно с самого начала было светлым, наполненным яркой палитрой музыкальных красок).
Если главные необходимые условия достижения уровня гениальности в музыке очевидны и достоверны , то, ступая на зыбкую почву достаточных (дополнительных) условий, весьма трудно нащупать верные направления и обосновать их выбор.
Конечно, отправной точкой здесь становится композиция. Её идея и образы, представленные звуками мелодий, фоновым сопровождением аккомпанимента, ритмами и паузами, нюансами и специальными эффектами, настолько заряжаются энергией чувств, переживаний и работы души Композитора, что постоянно излучают эту энергию гениальности. И чудодейственная сила её не зависит от стиля или ритмического рисунка произведения, от формы или характера, комичности или трагедийности его. Баховская философская строгость, моцартовская легкость и четкость выражения, бетховенская неистовость и напряженность, пронзительная прозрачность и глубокая проникновенность в композициях Чайковского.., - энергетика каждого Гениального индивидуальна, неповторима, но имеет одно общее – обладает чудом возможности строить резонансные спектры в наших душах и сердцах, вызывая то самое вибрато, о котором так эмоционально говорил мой приятель.
Итак, гениальное музыкальное произведение, - плод Композитора, - обладает чудесной энергией вибрато. Однако, эта энергия, вначале только тайная, пока никак не проявляющая себя, остается до времени лишь потенциальной...
Но вот на сцену выходит Исполнитель этого произведения: - он живет сейчас в том же мире композиции и Композитора, наэлектризованный услышанной им идеей, завороженный призывными образами единственной вселенной, разгаданной им в вязи нотного языка. Он понял всю глубину тех мгновений, когда рождалось это произведение и волнуется от этого так, что душа и сердце его трепещут от напряжения.
На мгновение полное отрешение от действительности захватывает его - кажется, он забыл даже, зачем он здесь. Но вот в один миг происходит полное преображение Исполнителя, атмосфера вокруг уплотняется до звенящей тишины, слушатели затаили дыхание... И он, вступая в права чародея, сливается с инструментом и начинает исполнение...
С каждым звуком, все шире и глубже проникает в нас тайная энергия Композитора, заключенная в его произведении. Пропуская ее через себя, Исполнитель преображает сжатую в сухие музыкальные знаки на нотоносце потенциальную энергию в энергию объединения человеческих душ, заставляющую их колебаться в едином порыве, биться сердца одним ритмом, - наивысшую энергию со-переживания!...
...Влюбленный может говорить о предмете любви бесконечно, находя все новые и новые эпитеты и образы, находясь в плену нескончаемых фантазий, отрываясь все далее от реального... Но повторю только: «Вибрато!, - вот он верный ключ от тайны гениальности!». И на этом закончу...
******
Благодарю тебя, мой друг, за ангела терпение
в прочтении всего того, что мною наворочено.
По сути важно для меня читательское мнение,
когда оно «не в бровь, а в глаз» критически отточено.