Великая Скифия и округа в 500 г. до н. э

Петр Золин
 
 
http://gumilevica.kulichki.net/chronosophy/atlasVBC.htm

Великая Скифия и округа в 500 г. до н.э.
Для лучшего просмотра карты по команде "Вид" задавайте масштаб 200%

Для необходимого последовательного просвещения неонорманизма и "антифольк-хисторизма" продолжим тему http://www.proza.ru/cgi-bin/login/page.pl
Данная карта Владимира Владимировича БУЛАТА [7.2.1974, Запорожье;  http://vlbulat.narod.ru/   полезна, с некоторыми уточнениями и дополнениями, для всяких исторических построений по отечественной истории по периоду около 25 веков назад.

Автор педалирует доминирующий в мировой историографии по отношению к варварам термин «Племенные союзы». На самом деле – это уже нередко полиэтносы, имевшие свою государственность – своих царей, богатую знать, войска. Такая ошибка проходит и в легендах по другим картам, за что В.В.Булата обвинять нельзя – он лишь суммировал представления многих снобствующих историков.
О путанице понятий «этнос» - «народ» - «племя» см. Петрухин В.Я., Раевский Д.С
Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье (2004)
С.7 – 16. http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1856527


Легенда Алгоритм описания:
1. Название государства.   1а. Варианты названия на других языках.
2. Площадь. 3. Население.
4. Столица
  4а. Население столицы.5. Династия.
  5а. Правитель (иногда один титул).
6. Господствующая религия.
7. Денежная единица.
8. Источники.

6. ЭТРУССКИ Свои цари, правящие и Римом
1. Этрусская федерация
1а. самоназвание: Расена, греч. Тиррена.
2. 70, 4 тысячи кв. км.
4. наиболее влиятельный город Вольсинии.
5. Федерация 12 городов: Арреций, Вейи, Ветулония, Волатерры, Вольсинии, Вольцы, Клузий, Перузия, Рузеллы, Тарквиния, Фезулы, Цере.
5а. царь Порсена.
6. Традиционные верования.
8. 28, Т 1, с 489, карта; 63, Кн 1, с 378; 66, Т 1, с 180; 135, Т 7, с 430, с 984.
7. РЕТЫ
1. Племенные союзы ретов: бриксенты, веносты, камуны, ленонтии, мезиаты, тридентинцы, эвганеи.
2. 31, 4 тысячи кв. км.
6. Традиционные верования.
8. 28, Т 1, с 482; ru. wikipedia. org.

15. ВЕНЕТЫ
1. Венетский племенной союз.
2. 9, 9 тысячи кв. км.
4. Атесте.
6. Традиционные верования.
8. 28, Т 1, с 120, с 489, карта.
22. МЕЗИИ
1. Племенной союз мезиев.
2. 16, 3 тысячи кв. км.
6. Традиционные верования.
8. 135, Т 5, с 795, карта.

 
34. АГАФИРСЫ (СИГИННЫ)
1. Племенной союз агафирсов. Свои цари с 6 века до н.э.
2. 267, 4 тысячи кв. км.
4. Сингидун.
5. Скифская династия.
6. Традиционные верования.
8. 27, с 547; 66, Т 1, с 210.


71. МАКЕДОНИЯ Цари с 5 века
1. Македонские племенные союзы: линкесты, мигдоны, оресты, пиэрии, элимии, эмафы.
2. 23, 6 тысячи кв. км.
4. Пелла.
5. Агеады.
5а. базилевс Аминта I до 495 г до н. э.
6. Традиционные верования.
8. 3, с 8, карта; 28, Т 1, с 390; 166, р 29; abuss.narod.ru/Biblio/maps1. htm;
www.genealogia.ru/lib/catalog/rulers.
72. ПЕОНИЯ
1. Племенной союз пеонов.
2. 13, 3 тысячи кв. км.
4. Билазора (совр. Велес).
6. Традиционные верования.
8.ru. wikipedia. org
73. ФРАКИЯ Цари со времен Реза
1. Племенные союзы фракийцев: бесы, бизалты, киконы, корпилы, кробизы, меды, одоманты, одриссы, сапеи, сатры, трибаллы, эдоны.
2. 85, 7 тысячи кв. км.
4. столица одриссов Кипсела.
5. Преобладающая династия: Филаиды.
6. Традиционные верования.
8. 56, Т 1, с 24; 66, Т 1, с 213, с 376; 159, с 200; alexhistory.narod.ru
74. КУЛЬТУРА ПОДКЛЕШЕВЫХ ПОГРЕБЕНИЙ
1. Племена культуры подклешевых погребений (возможно, предки славян).
2. 207, 7 тысячи кв. км.
6. Традиционные верования.
8. 131, с 11, карта.

75. НЕВРЫ Цари с 6 века
1. Племенной союз невров (милоградская культура).
2. 141, 7 тысячи кв. км.
6. Традиционные верования.
8. 101, с 246; 127, с 20, карта.
76. БУДИНЫ Цари с 6 века
1. Племенной союз будинов (юхновская культура).
2. 165, 9 тысячи кв. км.
6. Традиционные верования.
8. 127, с 20, карта.
77. ГЕЛОНЫ в составе будинов
1. Племенной союз гелонов (северо-донецкая культура).
2. 24, 1 тысячи кв. км.
6. Традиционные верования.
8. 127, с 20, карта.
78. ДНЕПРО-ДВИНСКАЯ КУЛЬТУРА
1. Племена днепро-двинской культуры.
2. 99, 3 тысячи кв. км.
6. Традиционные верования.
8. 101, с 245; 127, с 20, карта.
79. КУЛЬТУРА ШТРИХОВАННОЙ КЕРАМИКИ.
1. Племена культуры штрихованной керамики (предки литовцев).
2. 53, 2 тысячи кв. км.
6. Традиционные верования.
8. 96а, с 351; 104а, с 131, карта.
80. НИЖНЕНЕМАНСКАЯ КУЛЬТУРА.
1. Племена нижненеманской культуры (предки куршей).
2. 65, 6 тысячи кв. км.
6. Традиционные верования.
8. 104а, с 131, карта.
81. ВОСТОЧНО-ПРУССКАЯ КУЛЬТУРА.
1. Племена восточно-прусской культуры (предки пруссов).
2. 145, 5 тысячи кв. км.
6. Традиционные верования.
8. 104а, с 131, карта.

НЕТ МЕЛАНХЛЕНОВ со своими царями

82. ФИССАГЕТЫ
1. Племенной союз фиссагетов (городецкая культура, возможно, предки мордвы).
2. 192 тысячи кв. км.
6. Традиционные верования.
8. 101, с 249; 108, с 232; 127, с 20, карта.
83. ИИРКИ
1. Племенной союз иирков (дьяковская культура, возможно, предки мерян).
2. 376 тысяч кв. км.
6. Традиционные верования.
8. 101, с 246-247; 127, с 20, карта.

 
84. АНАНЬИНСКАЯ КУЛЬТУРА
1. Племена ананьинской культуры (возможно, предки пермяков и удмуртов).
2. 291, 8 тысячи кв. км.
6. Традиционные верования.
8. 101, с 249, с 361, карта; 108, с 347.

 
95. ТИРА
1. Олигархия Тирас.
2. 0, 6 тысячи кв. км.
4. Тирас.
6. Традиционные верования.
7. Драхма.
8. 28, Т 2, с 176.
96. ОЛЬВИЯ
1. Олигархия Ольвия.
2. 0, 6 тысяч кв. км.
4. Ольвия.
6. Традиционные верования.
7. Драхма.
8. 28, Т 1, с 458.
97. ФЕОДОСИЯ
1. Олигархия Феодосия.
2. 0, 8 тысяч кв. км.
4. Феодосия.
6. Традиционные верования.
7. Драхма.
8. 135, Т 15, с 50.
98. ПАНТИКАПЕЙ
1. Пантикапейская демократия.
2. 4, 8 тысячи кв. км.
4. Пантикапей.
6. Традиционные верования.
7. Драхма.
8. 28, Т 1, с 13.
99. СКИФЫ свои цари с 8 века (по эпосу – с 4 мтыс. До н.э.)
1. Племенные союзы скифов.
2. 1070 тысяч кв. км.
5а. наиболее влиятельные цари Иданфирс, Скопасис и Таксакис.
6. Традиционные верования.
8. 27, с 565, с 589-590; 66, Т 1, с 377; 76, с 4, карта; 101, с 202, карта; 135, Т 12, с 953.
100. ТАВРЫ свои цари
1. Племенной союз тавров.
2. 4, 3 тысячи кв. км.
6. Традиционные верования.
8. 103, с 57-58.
101. МЕОТЫ свои цари
1. Племенные союзы меотов: дандарии, досхи, керкеты, псессы, синды, тарпеты, тореты, фатеи, хариматы.
2. 97, 3 тысячи кв. км.
4. Корокондама.
6. Традиционные верования.
8. 11а, с 21, карта; 28, Т 2, с 123; 76, с 4, карта; 103, с 87.
102. КАЯКЕНТСКО-ХОРОЧОЕВСКАЯ КУЛЬТУРА
1. Племена каякентско-хорочоевской культуры.
2. 40, 7 тысячи кв. км.
6. Традиционные верования.
8. 101, с 141, карта; 130б, с 146; 156а, с 352.
103. САВРОМАТЫ свои цари
1. Племенные союзы савроматов.
2. 621, 6 тысячи кв. км.
6. Традиционные верования.
8. 76, с 4, карта; 101, с 202, карта.

АНДРОНОВСКИЕ ПЛЕМЕНА (104-105)
104. ИССЕДОНЫ
1. Племенной союз исседонов.
2. 630, 8 тысячи кв. км.
6. Традиционные верования.
8. 76, с 4, карта.
 
105. АРИМАСПЫ
1. Племенные союзы аримаспов.
2. 1443 тысячи кв. км.
6. Традиционные верования.
8. 27, с 190; 76, с 4, карта.

 
106. АРГИППЕИ (возможно, угорские племена)
1. Племенные союзы аргиппеев.
2. 296 тысяч кв. км.
6. Традиционные верования.
8. 27, с 193; 76, с 4, карта; 138а, с 55.
107. МАССАГЕТЫ Свои цари
1. Великая Сакская Орда.
2. 250, 5 тысячи кв. км.
3. 200 тысяч человек.
5. Сиявушиды.
6. Традиционные верования.
8. 76, с 4, карта; 141, с 341.
108. САКИ Свои цари
1. Племенные союзы саков: амюргии, тиграхауда, хаумаварга.
2. 521 тысяча кв. км.
5а. самый влиятельный царь Омарг.
6. Традиционные верования.
8. 76, с 4, карта; 101, с 202, карта; 125, с 248; 142, с 106.
109. ЮЭЧЖИ
1. Племенные союзы юэчжей.
2. 1598 тысяч кв. км.
6. Традиционные верования.
8. 37, с 213, карта; 101, с 202, карта.
110. ТОХАРЫ
1. Тохарские племенные союзы.
2. 722, 7 тысячи кв. км.
6. Традиционные верования.
8. 37, с 213, карта.
111. ТАГАР
1. Тагарский племенной союз.
1а. кит. Динлин.
2. 266, 7 тысячи кв. км.
6. Традиционные верования.
8. 35, с 461; 101, с 202, карты.
112. УЮКЦЫ
1. Племенной союз уюкцев.
2. 133, 1 тысячи кв. км.
6. Традиционные верования.
8. 75, с 95.
113. ХУННУ Свои цари
1. Племенной союз хунну.
2. 595, 3 тысячи кв. км.
5. Люаньти.
6. Традиционные верования.
8. 74, с 98, карта; 91, с 10.
114. ДУНХУ
1. Племенной союз Дунху.
2. 226, 4 тысячи кв. км.
6. Традиционные верования.
8. 74, с 98, карта.

115. ПЕРСИЯ
1. Персидское царство.
1а. самоназвание: Иран.
2. 6335 тысяч кв. км.
3. 28 миллионов человек.
4. Пасаргады (гр. Персеполис).
5. Ахемениды.
5а. шах Дарий I 521-486 гг до н. э.
6. Зороастризм и традиционные верования.
7. Дарик 8, 4 г золотом.
8. 27, с 363; 28, Т 1, с 207, с 478-479, карта, Т 2, с 335; 97, с 144, карта; 164, р 34-35; www.genealogia.ru/lib/catalog/rulers.

 
126. ИВЕРЫ
1. Племенные союзы иверов.
2. 16, 3 тысячи кв. км.
6. Традиционные верования.
8. 101, с 141, карта; 108, с 140.
127. КАСПИАНА
1. Каспийские союзы племен: гаргары, каспии, леги, утии.
2. 28, 5 тысячи кв. км.
6. Традиционные верования.
8. 28, Т 1, с 476-477, карта.

 
186. ПУЕ
1. Племенной союз Пуе.
1а. кит. Фуюй.
2. 293, 1 тысячи кв. км.
6. Традиционные верования.
8. 75, с 107-109.


Эта страница была последний раз обновлена 02/15/08.
 И соседи
http://gumilevica.kulichki.net/chronosophy/atlasVBC.htm

А вот кратко реалии периода к 500 году.
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/008a/02111080.htm


VI в. до н.э. - этот век до нашей эры входит в число нескольких, когда Скифия (затем со средних веков Россия и соседи) оказывала наибольшее влияние на всемирную историю. Войска скифов от Дона помогали Урарту, где правил Руса III, и Мидии царя Киак-сара (625 — 584; еще одного «царя Кия»), громить Ассирию. Но другие скифы фактически выступили в защиту ассирийцев, имевших многовековые связи с северянами. Новый век, как правило, начинался еще в старом...

Около 612 г. до н.э. в Мидию у юга Каспия «вторглись огромные полчища скифов во главе с царем Мадием, сыном Прототея (женатого на ассирийской царевне). Мадьяры (венгры) считают Мадия одним из финно-угров (у тюрков и индоиранцев – свои доводы), но мог происходить царь и из близких праславянам индоевропейцев, будущих Модестов и прочих людей с созвучными именами. Скифы вытеснили киммерийцев из Европы и преследовали их в Азии, а «теперь вторглись в Мидийскую землю».

Путь от Азовского моря через Кавказ или вокруг Кавказа до Мидии занял два-три месяца. У низовий Куры или южнее «произошла битва мидян со скифами. Мидяне потерпели поражение, и их могущество было сломлено. Скифы же распространили свое владычество по всей Азии». Египетский царь Псамметих I (665 — 609) в округе Палестины дарами и просьбами склонил завоевателей не вторгаться в Египет. «28 лет владычествовали скифы в Азии и своей наглостью и бесчинством привели все там в полное расстройство. Ведь, помимо того, что они собирали с каждого народа установленную дань, скифы еще разъезжали по стране и грабили все, что попадалось».

Здесь есть некоторое лукавство. Так скифы явно мстили южанам за долговременные притеснения, сборы дани южными царями с северных народов. Скифы в 610 г. громят последнюю державшуюся ассирийскую крепость Харран, куда полторы тысячи лет назад уводил родных Авраам из халдейского Ура. Они помогли мидянам сокрушить последнего урартского царя Русу III (605 — 585) и, возможно, Русу 1У. Скифскими стрелами в 590 г. покрыта вся Тушпа, столица Урарту у озера Ван. 585 год принес крах Тейшебани — урартскому Санкт-Петербургу. Бога Тейшебу связывают со славянским Даждьбогом. Скифские наемники активно проявляли себя и в Вавилоне, где в 605 — 562 гг. правил Наву-ходоно-сор II, зять Киак-сара, которому служили некоторые скифские дружины (множество скифов Киак однажды пригласил на пир, напоил и убил).

Вероятно, «вавилонские скифы» (периода скифского господства над всей Азией) помогли Вавилону разгромить египтян в 605 г. в Сирии при Кархемише, затем захватить и Палестину. Войска Навуходоносора в 601 г. подошли к границам Египта, позже грабили Аравию. Уже в 597 г. захватили Иерусалим и пленили более 3 тыс. иудеев. А в 587 г. вновь захватили восставший город и вывели в Вавилон (на земли нынешнего Ирака) свыше 9 тыс. пленных.

Среди них был и будущий библейский пророк Иезекииль, который оформил представления иудеев о могуществе северных воинов образом Гога в земле Магог, «князя Роша» (Роса у греков: не знали «ш» и меняли на «с »), со Скифией. Византийцы по мере христианизации и называли Скифию Росией. Этот сюжет для устойчивого запоминания надо повторять и повторять, чтобы противостоять диктату норманистских и прочих схожих теорий, лишающих россиян славных страниц реальной истории своих пращуров-земляков.

Рисунки 28 – 29 отражают различные акценты в данном периоде для региона, где тысячи лет просматривается активное участие народов Великой Скифии. Для кого-то здесь важна история Нововавилоского царства, а для кого-то последние десятилетия Мидии, в границах которой затем формировалась Великая Персия, наследовавшая в противоборствах со Скифией традиции самой Ассирии.
Увеличить >>>

http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/008a/02111080.htm
Увеличить >>>


Рис. 28 – 29. Переднеазиатский мир времен господства дружин скифа Мадия и поздней Мидии

Если верить Иезекиилю и подобным авторам, войска «князя Роша» включали «многие народы», потомков Гомера (киммерийцев) и Фогармы (будущих армян или хазар), персов, эфиопов, ливийцев (африканцев из древних индоевропейцев). Там были многие тысячи «коней и всадников, (много) всех в полном вооружении.... в бронях и со щитами, всех вооруженных мечами». Иудеи надеялись, что со временем бог пошлет «огонь на землю Магог и на жителей островов, живущих беспечно». А полчища Гога, пришедшие «от краев севера», падут на горах Израиля. Семь лет луками, булавами, копьями, щитами и другим оружием дружин Гога жители городов Израиля мог ли бы топить свои очаги—древки шли вместо дров. Чем не сюжет экономики ?!
Семь месяцев Израилю бы требовалось на похороны всех северных воинов, на очистку от них земли. Так иудеи надеялись, что «ограбят грабителей своих и оберут обирателей своих» (лозунг в виде «Грабь награбленное!» использовали большевики). Допускалось поедание «мяса мужей сильных» вперемежку с баранами, ягнятами, козлами и тельцами. Так складывался библейский образ «скифской (русской) угрозы» (ст-рашен). Он видоизменяется и умело используется врагами Скифии (России) тысячи лет. Каннибализм же «запуганных» очевиден – смешивать «мясо мужей сильных» с мясом скота…

Среди скифских наемников, бравших Иерусалим, возможно, были Самгар-Нево, Нергал-Шарецер (известен и начальник магов-волхвов с таким именем), другие близкие вавилонскому царю лица. В эти годы в Афинах проявляют себя скифские философы Токсарис и Анахарсис (Ана-Хорс), встречавшиеся с самим Солоном (638 — 559). Выходцы из Скифии заметны и в других странах.

Начальником евнухов (ими стала и часть скифов в результате ограблений храмов Иштар) при Навуходоносоре оказался Асфеназ (Аскеназ, скиф, сын библейского Гомера). По воле царя он отобрал красивых и сметливых иудейских мальчиков для обучения и «годных служить в чертогах царских».
Так Даниил, Ананий, Мисаил и Азарий получили от евнуха северные имена Валтасар, Седрах, Мисах, Авденаго.
Даниил (Валтасар; Валта-Валда – древнее северное имя «могучих мужей», отсюда и «валтузить» – бить), позже известный как пророк, достиг высоких постов в Персии и провоцировал ее натиск — под флагом распространения веры в Яхве — на Скифию. Хотя кроме библейских есть и иные версии этого натиска: персы мстили северянам за древние походы на юг, персидские цари хотели породниться с царскими родами скифов, получать богатые дары от северян и т.п. Скифо-вавилонское Валтасар созвучно средневековым Вальдемару, Валдаю и подобным ононимам-именам (в частности, Валданис — название Кубани начала средних веков).

Когда Мадий пошел на юг, царем Скифии остался Спаргапиф или его сын Лик. Затем царствовал Гнур (южнорусское и украинское «Хряк», сын Лика), отец Анахарсиса и достигшего власти Савлия. Анахарсис встречался с царем Лидии Крезом (560 — 546), писал ему письма. Скифский философ погиб у низовий Днепра, когда проводил тайное почитание Матери Богов (Кибелы, Купалы), а официально Скифия чтила Гестию (Табити), Зевса (Папая), Ареса (Марса) и подобных богов. Анахарсиса убил из лука его брат, царь Савлий (имя встречается в новгородских берестяных грамотах). Сын Савлия и племянник Анахарсиса — царь Антир (Ид-ант-ирс) разгромил на просторах Скифии полчища Дария I. Многое о скифах той поры рассказывают «отец истории» Геродот, другие древние авторы.

Возможно, в честь прадеда был назван Спаргапис, сын царицы «массаготов» (массегетов) Томирис, отвечавшей за границы Скифии у Аракса. Масса-гетам и пришлось первыми показать укреплявшейся Персии силу державы «князя Роша». По ряду версий лингвистов, индоиранцы, близкие индоевропейцам, впервые уходили на юг вдоль Каспия в XXIII в. до н.э. Затем волны перемещений повторялись. Но скифский след в истории Персии почти не учитывается, хотя экономических и других взаимосвязей между мощнейшими державами древности было много. Сотни талантов (талант – мера денег, весом до двух пудов) золота, сотни мальчиков и девочек почти ежегодно шли от северян южным царям.

Северные силы, способствовавшие созданию Мидии (в память о мифической Медеи), привели и к формированию около 550 г. Персии (Парса, Фарса; рис. 30). Лидеры Персии нередко искали поддержку у народов, живших в округе Каспия и Приазовья. Первой реальной династией персидских царей стали Ахемениды (558 — 330), начинавшие род от легендарного Ахемена. Династия прекратилась при Дарии III, погибшем во время войны с Александром Македонским. Царский род персов более чем на век уступал по древности царскому роду скифов Ари-анта. Персия явно уступала Скифии по силе и влиянию в мире, но пропаганда родичей Даниила с веками, по сути, формировала антискифскую историю — замалчивая и искажая античное прошлое державы «князя Роша», пращуров-земляков нынешних россиян.

Скифы, бежавшие от Киаксара, попали под защиту царя Лидии Алиатта. Несколько лет с переменным успехом из-за этих скифов шла война, прекращенная солнечным затмением 28 мая 585/4 года. Затем был заключен мир, сын Киаксара Астиаг женился на Ариенис (Арине) — дочери Алиатта. Договоры скрепили клятвами и кровью. Этого Астиага, деда своего по матери, и низложил Кир II великий (558 — 529), реальный основатель персидской династии. Он же победил и Креза, а в 539 г. захватил Вавилонию.

С чего начинал Кир ?!

Астиаг выдал свою дочь за перса Камбиса, спокойного нравом, среди персов знатного, но по знатности «гораздо ниже среднего мидянина». Царская дочь Мандана (часть имени перешла в русское ругательство) и родила Кира, но воспитывали его пастух Митридат(имя типа Митрофан и подобных) и рабыня Спако («собака»; славянизм) в долинах «по направлению к Евксинскому Понту» (Черному морю), на путях из Скифии к Мидии. Здесь явно были богатые пастбища, контролируемые и северянами. Это вскоре и определило судьбу Кира.
Увеличить >>>
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/008a/02111080.htm
Рис.30. Карта державы Ахеменидов как противника Великой Скифии

Будущий царь мужал в конфликтах с родом знатного мидянина, «руса»-барина, Артембара, сына которого во время игры велел избить плетью. Затем Киру удалось противопоставить мидян и персов, а среди последних выделялись земледельцы — пасаргаты, марафии, панфиалеи, дерусиеи, германии... Так Мидию сменила Персия, вынужденная тоже определять свою политику по отношению к могущественной державе «князя Роша», наследников Арианта и Мадия. После победы в 546 г. над Лидией, имевшей особые отношения со Скифией, «Кир стал владыкой Азии», как таким владыкой за полвека до него был приазовец Мадий. Единым божеством Персии утверждался Митра (солнце), якобы ежегодно рождавшийся в самый короткий день. Культ позже был принят армией и частью знати Рима, в форме «рождества Христова» ныне известен христианству. А «митры» теперь носят священники.

От Черного моря и Каспия двинул новый властитель наемников на юг. А после покорения Вавилона Кир задумал подчинить скифов-массагетов за рекой Араксом, что иногда указывалась даже больше Истра. Соседями этого многочисленного и храброго народа считались жившие от Урала до Алтая исседоны. Кир мнил себя сверхчеловеком, испытав успех во всех войнах, поэтому рискнул пойти на север — под предлогом сватовства на царице Томирис. Та быстро поняла, что он жаждет не ее, а «домогается царства массагетов, и отказала ему». Тогда Кир и решился на войну.

Через Аракс персы навели понтонные мосты с боевыми башнями. Обманом войска Кира смогли пленить Спаргаписа, сына Томирис, и его дружины. Но в решающей битве массагеты во главе с царицей уничтожили около 200 тыс. врагов, исчерпав запас стрел и сражаясь врукопашную копьями и кинжалами. Томирис велела бросить голову убитого Кира в мешок с кровью, сказав: «...Как и грозила тебе, напою тебя кровью». Это произошло в 530/529 г. И века два—до времен Александра Македонского— крупных попыток прорваться в Скифию вдоль Каспия не было. Образованные южные цари хотя бы из книг пророков и Геродота знали о могуществе державы «князя Роша».

Если верить Библии, Кир говорил, что «все царства земли дал мне Господь, Бог небесный», якобы велевший ему с первых лет царствования и возродить храм в Иерусалиме. Кир неизбежно хотел подчинить Скифию и Вавилонию (где было немало скифских переселенцев) иудейской вере. Иудеи в то время переходили на службу и царям на Кавказе, от таких иудеев ведут и династию армяно-грузинских Багаратов (Баг-ратидов), ныне пытавшихся пробраться на русский престол (двух дородных женщин и упитанного подростка часто показывало телевидение, известное ориентацией своих пропагандистских усилий).

Даниил (Валтасар) на склоне своих дней добился провозглашения «третьим властелином в царстве», а в ту же самую ночь провозгласивший его реальный «Валтасар, царь Халдейский, был убит. И Дарий Мидянин принял царство, будучи 62 лет» (Дан.5:29-31). Этот царь тоже попал за свои усилия во славу Яхве в библию.

Якобы под влиянием пророка Дарий написал всем народам, племенам и языкам, живущим на земле:«Мир вам да умножится! Мною дается повеление, чтобы во всякой области царства моего трепетали и благоговели перед Богом Данииловым, потому что Он есть Бог живой и присносущий, и владычество Его несокрушимо, и царство Его бесконечно» (6:25 — 26).

Несокрушимо-бесконечное царство-владычество требовало подтверждений на практике. Дарий смог захватить земли от Индии до Египта, утвердился в Средней Азии, но атаковать Скифию по путям Кира уже не рисковал. Но, как и Кир, Дарий пошел в поход на Скифию после покорения Вавилона, убийства царя Валтасара. По данным Геродота, Дарий пожелал «наказать скифов за вторжение в Мидию и за то, что скифы, победив своих противников-мидян, первыми нарушили мир». Мстил он и за унижение Киаксара или убийство Кира, но — возможно — и за походы скифов на юг позже Кира.

Через Дунай, покорив города Греции и Фракии, Дарий бросил на державу «князя Роша» 700-800 тыс. воинов и 600 боевых кораблей. Отводил на свой «блиц-криг» 60 дней. Вероятно, так как доходил до Дона, потратил и больше. Но был разгромлен и с позором бежал. Это произошло в 514 или 512 годах.

Скифия, организуя отпор врагу, собрала Совет царей «стран содружества» (народов-землячеств) от Черного моря почти до Балтики и Волги. Цари гелонов, будинов и савроматов, у которых ищут черты близости с праславянами, сразу решили помогать скифам.
Цари агафирсов, невров, андрофагов, меланхленов и тавров (а у Булата все племенные союзы) первоначально воздерживались, но затем включались в борьбу. Невров, меланхленов (смолян) и тавроскифов связывают с будущими словено-русами. Агафирсов сближают с румынами и модаванами, цыганами. Андрофагов – с балтийскими народами.

Основные силы персов были оттянуты к Дону савроматами (казаками) царя Скопаса (Скопасиса; русское Скопин). Великий царь Антир (Иданфирс) и царь Таксакис отводили мирных жителей и резервы вдоль Днепра на север. Персидская армия выматывалась примерно так, как позже армады Наполеона и Гитлера (рис. 31)... Египетские жрецы затем отказали Дарию поставить его статуи в храмах, так как он воевал против скифов значительно хуже, чем Рамсес II или Сесострис. Дарий отказу не возразил.
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/008a/02111080.htm

Рис. 31. Разгром полчищ Дария 1 на просторах Скифии

Так Скифия дважды за два десятилетия разгромила Персию, которая считалась самой могущественной империей античного мира VI — IV вв. до н.э. Сломав зубы на Скифии, Персия не смогла затем покорить и Грецию, которую активно поддерживали ски фы. Особые контакты складывались у Скифии со Спартой и округой Афин, Милетом и некоторыми другими греческими центрами. Знать Скифии была грамотной, активно использовала греческой письмо (свидетельств найдены сотни).

Да, скифы и близкие им северяне активно использовали греческую (затем и латинскую) письменность, что подтверждает множество находок археологов. В средние века, как видоизменение греческого письма, складывается и славянская азбука канонического типа, используемая для распространения христианства. Умели писать скифские философы Токсарис и Анахарсис, царь Скил и многие другие скифы. Иного в столь могучей державе быть и не могло. А отсутствие о ней сведений в массовом сознании россиян надо относить к результатам многовековой антироссийской пропаганды, которая и против реальных глубин истории отечественной экономики, педагогики, дипломатии...
Петр Золин, Великая Скифия от Тевтара до Арианта // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.13907, 17.10.2006
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/008a/02111080.htm

После смерти Луция Гордого (Супербуса: 534 — 510), убившего римского царя Сервия (раба, рабыней рожденного), Рим почти на пять веков вступает в республиканский период. И влияние в Риме и округе восточных индоевропейцев заметно усиливается, что очень неохотно признает промасонская наука. Особенно ее бесят сопоставления венеды (энеты) – праславяне и эт-русски- «русские». Хотя обилие созвучий античных археологических культур юга России, Украины, Молдавии и Этрурии – все более неопровержимые факты. Луций – известная и ныне фамилия в России. Сервы-сербы – привычное унижение римлянами северян, особенно славян.

Около 502 г. до н.э. республика воюет с огромными войсками «аврунков» (абронков), землями которых в IV в. уже н.э. владела «васи» (весь). Луций завершал и период господства эт-русков (самоназвание «расна») в элите Рима. Среди римских консулов появляются Деции, а в III в. тоже нашей эры римский император Деций (из паннонийцев, праславян) в битве со скифами гибнет у Танаиса. Археологи подтверждают вероятность выхода к Риму и на Запад Европы во времена Луция и консулов Дециев части народов или войск Скифии. Курган жрицы в департаменте Кот-д' 0р во Франции содержал скифские диадему, кратер, браслеты и янтарные бусы. Много скифских вкраплений в праславянской лужицкой культуре, достигавшей Чехии и Саксонии.


Увеличить >>>
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/008a/02111078.htm
Рис. 3. Республика Рим 509 г. до н.э. — времен славы Великой Скифии


Победа над Дарием I значительно повышала авторитет Скифии в ведущих странах античного мира. Если Дарий решился напасть на Скифию, имея 700 тыс. воинов и 600 кораблей, то его сын Ксерск уже вел против сравнительно небольшой Греции не менее 1700 тыс. воинов-пехотинцев, 80 тыс. всадников и 1207 триер (судов с тремя рядами весел). Мидяне, бактрийцы, скифы-саки (азиатские), каспии составляли ударную силу этих войск. Персы, мидяне и саки были на каждом корабле, чтобы блокировать измены инородцев и иноверцев. Число грузовых судов было доведено до 3000. Ученые иногда снижают эти числа на порядок, но и сниженные силы – очень мощные для своего времени. Желая уничтожить Грецию, Персия по сути пыталась разгромить явного союзника Скифии, имевшего с северянами и тесные экономические связи.

Ксеркс назначен наследником престола в 496 г., хотя Дарий скончался лишь через десять лет. В год назначения «скифские кочевые племена, раздраженные вторжением Дария, объединились и дошли до Херсонеса» (округи Византия, где обосновались года на три). Будущий победитель Марафонской битвы Мильтиад, ранее служивший персам и женатый на дочери фракийского царя Олора, «не стал ожидать вторжения скифов, а бежал в изгнание, пока скифы не ушли...» Жену Мильтиада звали Гегесипила (созвучные имена были популярны и в Северном Причерноморье), возможно, она и вдохновляла мужа на борьбу с персами, фактически на стороне скифов.

Скифы в 493 г. оставили округу Византия под контроль финикийцев. А весной 492 г. сюда явился морем Мардоний, сын участвовавшего в скифском походе перса Гобрия. К большому флоту на поддержку вышло огромное сухопутное войско. Флот контролировал проливы и обеспечивал десант в Европу. Скифы до этого явно поддерживали ионийское восстание против персов, вспыхнувшее еще в 499 г. Ведущую роль в восстании играл Милет, тоже имевший тесные и прочные экономические связи с округой Скифии. Милет осенью 494 г. пал, что было и одной из причин отхода скифов. Это не факты истории народов нашей страны?!

Уже в 490 г. состоялась знаменитая Марафонская битва, затем и другие славные события в истории Греции, видевшей могучую опору именно в Скифии. К этому времени скифы вступили в переговоры с царем Спарты Клеоменом с целью еще больше отомстить Дарию и Персии. «Они отправили в Спарту послов и заключили союз с лакедемонянами. При этом было решено, что сами скифы сделают попытку вторгнуться в Мидию вдоль течения реки Фасиса (Риони), в то время как спартанцы из Эфеса направятся внутрь (персидской) страны на соединение со скифами. Клеомен же, как говорят, когда скифы прибыли (в Спарту) для переговоров, слишком часто общался со скифами; общаясь же с ними больше, чем подобало, он научился у них пить неразбавленное вино. От этого-то, как думают, спартанский царь и впал в безумие. С тех пор спартанцы, когда хотят выпить хмельного вина, говорят «Наливай по-скифски !»..» Это свидетельствовал Геродот примерно через полвека после событий. Клеомен мог погибнуть от «белой горячки», но ему могли подмешать в вино тайное снадобье и агенты персов — противники скифов. Разработка эффективных противоядий на века стала заботой скифских врачей.

Влияние Скифии в ту пору сказывалось и в том, что становилось популярным само имя Скиф (как память о сыне Геракла). Имя Скиф носил отец Кадма, тиран города Занклы (Мессины) на Сицилии, куда попадало немало скифских переселенцев. Си-ракузский тиран Гелон (485 — 478) победил в 480 г. карфагенян при Гимире (Гимере) на севере Сицилии.

В том же году города Приазовья, на берегах Боспора Киммерийского, объединились в одно государство, которым почти полвека правила династия Археанактидов. Цари династии могли происходить из бежавших аристократов Милета (или Митилена, города на острове Лесбос) или из рода окрестных вождей-царей, включая и скифов. Ведь с округой Меотиды (Матери-моря) эпос связывал Ахилла, Иалмена, Таная и других северных героев. Отсюда уводил в походы дружины царь Мадий. Отсюда скифы намечали через Кавказ нападать на Персию, реализуя договоренности с царями Спарты. Милетцами — как градостроителями — за несколько десятилетий до основания Боспорского царства эпохи Археанактидов были созданы многие окрестные города, включая Пантикапей (Керчь) и Феодосию.

Скифией около 495 г. стал править малолетний Ариапиф, опекуном которого был Тимн (Тимон, Тимой, Тимофей — так развилось это имя ко временам средневековых грамот). Позже среди жен Ариапифа была и уроженка Истрии, не из скифов. Она обучила своего сына Скила говорить и писать по эллински, воспитала в духе презрения к обычаям Скифии. Агентуре Персии или Греции удалось привести Скила к власти.
Увеличить >>>
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/008a/02111078.htm
Рис. 4. Основные походы и сражения Греко-персидских войн

Царь агафирсов (прикарпатцев) Спаргапиф коварно убил Ариапифа. Престол около 460 г. по наследству перешел к Скилу вместе с одной из жен покойного отца — Опией, имевшей своего сына Орика (есть и этим именам русские средневековые созвучия). Мачеха и ее сын были вскоре от престола оттеснены.

«Царствуя над скифами, Скил вовсе не любил образа жизни этого народа. В силу полученного им воспитания царь был гораздо более склонен к эллинским обычаям и поступал, например, так: когда царю приходилось вступать с войском в пределы города борисфенитов (эти борисфениты сами себя называют милетянами), он оставлял свиту перед городскими воротами, а сам один входил в город и приказывал запирать городские ворота. Затем Скил снимал свое скифское платье и облачался в эллинскую одежду. В этом наряде царь ходил по рыночной площади без телохранителей и других спутников (ворога же охранялись, чтобы никто из скифов не видел царя в таком наряде). Царь же не только придерживался эллинских обычаев, но даже совершал жертвоприношения по обрядам эллинов. Месяц или даже больше он оставался в городе, а затем вновь надевал скифскую одежду и покидал город. Такие посещения повторялись неоднократно, и Скил даже построил себе дом в Борисфене и поселил там жену, местную уроженку».

Следы большого роскошного дворца Скила, обнесенного стеной и окруженного беломраморными сфинксами и грифонами, ищут в Ольвии или на острове Березань у низовий Борисфена (Днепра). Царь однажды пожелал принять посвящение в таинства Диониса Вакха, торжества в честь которого раз в три года проходили и в огромном скифском городе Гелоне (указывают на Бельск под Полтавой и ряд других крупнейших античных поселения на территории России). Кто-то пустил в тайный царский дворец «красного петуха». «На этот-то дворец бог обрушил свой перун, и он весь погиб в пламени. Тем не менее Скил совершил обряд посвящения. Скифы осуждают эллинов за вакхические исступления. Ведь, по их словам, не может существовать божество, которое делает людей безумными».

Пьянство осуждалось массой рядовых скифов, но явно веками культивировалось знатью. Один из борисфенитов (приднепровцев) тайно провел «скифских бояр» в башню городской стены, откуда все могли увидеть порочность царя. Он безумствовал, как одержимый бесом. «При виде Скила, проходившего мимо с толпой вакхантов в вакхическом исступлении (пьяниц в наркотическом состоянии), скифы пришли в страшное негодование. Спустившись с башни, они рассказали затем всему войску о виденном.»

Такой царь явно не мог осуществлять политику, достойную Скифии, прославленной Зевсом и Гераклом, их наследниками, Танаем, Ариантом, Мадием... По возвращении Скила, на север или северо-запад, «домой скифы подняли против него восстание и провозгласили царем Октамасада, сына дочери Терея. Когда Скил узнал о восстании и о причине его, то бежал во Фракию. Октамасад же, услышав об этом, выступил походом на фракийцев. На Истре его встретили фракийцы...».

Греция к 449 г. одерживала полную победу над Персией, при этом выходцы из Скифии сражались за каждую из сторон. Подобное происходило и с Фракией. Она еще в 480 г. дала в помощь персам 120 кораблей (около 24 тыс. моряков), 300 тыс. сухопутных воинов, среди которых были заметны фракийцы, пеоны, бриги, македоняне, ахейцы и десяток других народов-землячеств. Это была почти восьмая часть всех боевых сил Персии. Фракийский царь Ситалк, сын Терея, мог вывести против Скифии подобные войска и к Дунаю.

«Войска готовились уже вступить в сражение, когда Ситалк послал к Октамасаду сказать следующее: «Зачем нам нападать друг на друга: ведь ты сын моей сестры, у тебя в руках мой брат. Отдай мне его, а я выдам тебе твоего Скила, но не будем подвергать взаимной опасности наши войска!» Это предложение Ситалк велел передать через глашатая.»

У царя скифов, действительно, находил убежище брат Ситалка, дядя по матери Октамасаду. И царь своего дядю выдал, «а взамен получил брата Скила: Ситалк принял своего брата и удалился с войском, а Октамасад велел тут же отрубить голову Скилу. Так крепко скифы держатся своих обычаев и такой суровой каре они подвергают тех, кто заимствует чужие.» Скила обычно сравнивали с Анахарсисом, тоже убитым родным братом (но у Днепра) за почитание чуждой тогда скифам Матери Богов, Кибелы-Купалы (при христианстве этот языческий праздник «купалий» получил мужской род – Ивана Купалы).

Спарта во время войны с Персией играла в Греции лидирующую роль, что явно поддерживала и Скифия. Но роль гегемона Греции Спарте вновь пришлось подтверждать в Пелопонесской войне 431 — 404 гг. В начале войны афинянин Перикл ввел в Черное море афинский флот, пытаясь диктовать странам Причерноморья греческую политику. Афиняне явно были недовольны поддержкой Спарты со стороны Скифии.

Около 430 г. фракийский царь Ситалк, выдавший Скила, перехватил спартанских послов и выдал их афинянам. Послы якобы направлялись в Азию, но граница Азии и Европы тогда проводилась по Танаису (Дону). В связи со Спартой или нет, но в 438 г. Боспорское царство возглавила династия Спартокидов, развивавшая разнообразные отношения с Грецией. Города-царства, например — Нимфей (западнее Керчи), могли быть членами Афинского морского союза. После покорения Греции Римом и у последнего стали складываться особые отношения с городами на южных рубежах Скифии. Но то было уже перед началом нашей эры...

Пример со Скилом (созвучные имена есть в берестяных грамотах) показывает, что скифские цари иногда поддерживали города на своих рубежах, как притягательные глотки «цивильной жизни», возможность вкусить блага античной элиты. Города имели экономическое и военное значение, оказывались устойчивыми адресами для разнообразных связей с иными странами, но могли быть уничтожены ратной мощью Скифии в любой момент. Достаточно примеров, когда такие моменты наступали.

Геродот четвертой книгой своей «Истории» привел немало географических и этнических подробностей о Скифии V в. до н.э., аналогов столь раннему описанию нет у подавляющего большинства европейских стран и народов, включая Рим, Испанию, Галлию (Францию), Германию...
Реальная слава Европы во многом начиналась многотысячелетней славой Скифии, хотя ту же страну, но под именем Россия, разными способами пытаются из Европы исключать, противопоставлять «державу Роса» и НАТО, русский «базар» и общеевропейский «рынок», хлебающий наши нефть и газ.

http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/008a/02111078.htm