Ожидание

Сергей Каратов
ОЖИДАНИЕ 


    Обожаю каникулы, когда все экзамены и волнения, связанные с ними, позади, а впереди целых два месяца отдыха. По случаю нашего короткого расставания на лето, девчонки предложили устроить небольшой междусобойчик. Втроем мы поднялись на их второй этаж, заранее прихватив с собой все, что полагается для такого случая. Конечно, погладили брюки и рубашки, надраили корочки, подвязали наши знаменитые красные шнурки... Их пятеро, и тоже все такие нарядные, на взводе. Магнитофон и несколько катушек - все как надо. А стол! Загляденье! Девчонки не с нашего курса, но мы с ними живем дружнее, чем со своими. Те старше, опытнее, и смотрят на нас снисходительно.
Тост поручили произнести  высокому гостю - у Миши рост под сто девяносто. До меня, слава Богу, очередь не дошла. Предпочитаю не высовываться.
 Все девушки красивы, каждая по-своему. А мне нравится та, которой здесь нет. Мне почему-то всегда предпочтительнее не та, которая рядом, с которой иду и держу за руку или с которой переглядываюсь, как сейчас, оказавшись за одним праздничным столом. А переглядываюсь я с Леной. Она мне нравится, но только тогда, когда я ее вижу. Стоит потерять ее из виду и все очарование исчезает. Странно, не правда ли! А с другой девчонкой и при встрече хорошо, и после расставания она из головы не выходит. Все возбуждены, на лицах румянец. Кто-то обронил вилку. Вася заявил, что должна прийти женщина. Миша пошутил, что придет комендантша и не даст нам потанцевать. Танцую я отвратительно. Сколько бились со мной мои одноклассницы еще в школе - так ничего и не вышло. Поэтому я старался утянуть свою партнершу в затененный угол и скорее делать вид, что танцую, а самому больше нравилось под шумок нашептывать ей что-нибудь на ушко, чтобы развеселить ее и расположить к дружескому разговору.
   На этой вечеринке мне не хочется никого веселить, и я чувствую, что прячусь в скорлупу. Меня пригласили, значит, кто-то из присутствующих хотел, чтобы я был. А я, похоже, не оправдаю ее надежд. Не люблю, когда я нравлюсь девушке, к которой сам я равнодушен. Не люблю, когда находят меня. Обожаю находить сам и обхаживать понравившуюся девчонку, путь даже и без взаимности. Правда, это случается редко,  зато доставляет мне и много хлопот,  и немало приятных ощущений.

   Звучит популярная мелодия “Маленькая девочка” из болгарского кинофильма. Все высыпают на середину комнаты и начинают бодро выдрючиваться в такт этой зажигательной  песни.
   Стараюсь не танцевать; все больше курю у настежь открытого окна. Летняя ночь приносит запах цветущей сирени из сада и влажный дух огромного пруда, напоминающий запах сетей, после удачного лова развешанных для просушки. На глади пруда маслянисто отсвечивают огни старого города, продолжающегося на том берегу.
На ум приходят стихотворные строки:

             Вальпургиева ночь с полетами валькирий.
             Сосед, уснуть невмочь, поигрывает гирей.
             Над гирями грудей и я не прочь склоняться,
             Но догадал же черт бессмысленно слоняться...               

Я, наверное, тоже долго не смогу уснуть, терзаемый сомнениями из-за своей нерешительности, из-за отъезда на каникулы. Знаю, что буду скучать по этим запахам из цветущего сада, по огням на этом и том берегу.  Безумно люблю этот  город, особенно его старую часть, где сохранились купеческие каменные дома с массивными каменными заборами, с брусчатыми мостовыми, с узорно отлитыми из чугуна решетками ворот, с именными магазинами и гастрономами,  где в Петровском мы чаще всего покупаем что-нибудь сладкое к чаю, а в Горбатом знаем цены на все крепленые вина, настойки и фруктовые наливки, где мы, зайдя со стипендии, можем позволить себе кое-какие деликатесы и сигареты с золотыми ободками. Обожаю большое и красивое старинное здание, в котором мы учимся, и сад вокруг него, и вкрадчивые тени, и свисающие за чугунный забор зеленые кудри акаций, жимолости, жасмина и бузины. А еще мне нравится сад в центре города, рядом с площадью и часами над ней. Там я обычно назначаю свидание  девушке, чтобы  пойти в кино, поехать на берег озера или посидеть на скамейке в пору, когда цветут яблони и вишни. Наклоняю бело-розовую ветку и до самозабвения наслаждаюсь ее ароматом. Теряю голову, забываю, зачем я здесь. И только подошедшая девушка возвращает из рая, чтобы потом снова окунуть меня во что-то неизведанное и неземное. Мы спрячемся с ней в самой глубине сада, в самой его  белизне и благоухании.
    На той же центральной площади, наискосок от часов, в угловом здании, на первом его этаже расположена парикмахерская, где я заказываю себе самую модную прическу. Дороже она всего-то на двадцать копеек.  Делать ее берется молоденькая блондинка, небольшого роста, голубоглазая, с алыми пухленькими губами. На ее круглом личике родинка чуть ниже левой щеки. Когда я начинаю крутить головой, она делается строгой и одергивает непоседу. Я смотрю на нее через большое настенное зеркало. У блондинки точные движения, пальчики  ловко держат большие ножницы, которые, не умолкая, позвякивают над моей головой даже тогда, когда она не выстригает ими высветлившиеся пучки из моей шевелюры. Иногда девушка своим торсом касается моего плеча и меня охватывает легкая дрожь. Иногда она задевает меня своим бедром. Тогда я заговариваю с ней в шутливых тонах. Пытаюсь выманить птичку из зеркально-серебряной клетки... Она улыбается, и мне хочется целовать ее  родинку на левой щеке...
  По утрам мы с долговязым Мишей делаем пробежки, а после занятий таскаем железо в спортзале. В эту зиму приноровились после зарядки обливаться ледяной водой, черпая ее ведром прямо из проруби, - благо, пруд под самыми окнами.
   Люблю этот город, его тихие улицы с палисадниками, которые то взбираются  высоко в гору, то тянутся вдоль берегов пруда, то утопают в лесопарковой зоне. За годы учебы побывал почти повсюду в этой части города. В основном, провожая девчонок по домам или просто рассматривая старину. Старый город стал городом моей юности, где я завел самых верных и лучших друзей, где я овладел мастерством серцеедства, вращаясь среди такого пышного розария прекрасных девчонок, каких я, наверное, уже никогда и нигде не встречу в своей жизни. Ровно через год я в одночасье лишусь всего этого. Мы заканчиваем педучилище. Мы сами скоро кого-то начнем учить. Но чему?..
   Я задумался и не услышал, что объявили белый танец. На мое плечо ложится рука. Оборачиваюсь: Лена. Неужели я хоть чуточку нравлюсь ей? Странно. Она такая недотрога. Гордячка. Когда-то я позвал было ее на каток - она не пошла, сославшись на участие в училищном спектакле. Красавица! Темные волосы, четкие брови, карие глаза, на шее ленточка из черного шелка с брошью, на среднем пальце правой руки колечко с кабошоном из тигрового глаза. Все со вкусом и все подчеркивает характер. Кому-то она составит отличную пару и до конца жизни сделает своего избранника счастливым человеком.
   Но мне нравится другая, которую я по-настоящему и не добиваюсь. Просто переглядываюсь с ней, когда оказываюсь в одной компашке, посылаю ей чудаковатые письма и не получаю на них ответа, иногда провожаю ее после занятий и нарочито стараюсь не прикоснуться к ней. Знаю, что это несерьезно, но по-другому и не хочу. Наверное, потому, что у меня другие планы. Я лелею мечту и живу ожиданием чего-то такого, о чем и сам не подозреваю. Но верю,  что моя жизнь не должна принадлежать моим сиюминутным настроениям, не должна подвергаться риску быть закабаленной из-за поспешно принятого решения. Я что-то ищу в этом мире и, проходя мимо чудесных предметов, ярких событий и интересных мне людей, стараюсь никого и ничего не задеть,  не нарушить  сложившуюся до меня гармонию. Просто я ищу себя и ради этого жертвую всем тем, что мне само дается в руки. Может быть, я теряю самую красивую раннюю дружбу, из которой со временем  произросла бы настоящая любовь. Догадываюсь, что я буду когда-то очень сильно сожалеть обо всем, что я с такой легкостью отметаю сегодня, ради  чего-то неведомого и неосязаемого. Однако ничего не могу поделать с собой. Таков уж мой удел.
   Не терплю никакой конкуренции, и, если на одну и ту же девушку есть другие претенденты, то я ухожу первым. Отчасти это из уважения к товарищу, а в целом - из желания не обременять себя лишними хлопотами, потому что все это для меня не главное. Но когда я пойму, что пора остановиться, то найду ту, которую полюблю, и тут уж не потерплю вмешательств. А пока...
Я иду танцевать с Леной, вроде бы даже польщенный ее вниманием, а душа моя где-то далеко отсюда.
   ...Это мы едем с одной девчонкой на велосипедах. Зовут ее Таня. Каштановые волосы, схваченные резинкой, вьются по ветру. Весна. Подсохшая проселочная дорога тянется вдоль умеженившейся после половодья речки. Над водой  благоухают цветущие вербы и черемушник. Запах такой, что кружится голова. Впрочем, голова, наверное, больше  кружится от присутствия Тани, к которой я давно уже неравнодушен. Мы останавливаемся и набираем огромный букет черемухи. Сияет солнце. По голубому небу кое-где плывут облака, такие же белые, как отражения черемух на воде, как букет, который я торжественно вручаю Тане. Она улыбается, а мне больше ничего и не надо, кроме этой ослепительной улыбки и смешливых глаз. В гуще черемушника раздается трель соловья - должно быть, не насвистелся за ночь...
Боже мой, думаю я, какая это благодать - вот так вот ехать рядом с хорошенькой девчонкой среди всей этой будоражащей душу красоты!
   Вскоре мы оказываемся на шоссе, вдоль которого гудят столбы и тянется в бесконечную синеву сужающаяся провись проводов. На асфальте небольшие лужи от ночного дождя. Я не знаю, почему меня так сильно влечет эта  даль, перед которой даже цепь зелено-синих гор не может устоять на должной ей высоте и спадает, спадает вниз каждым своим удаляющимся звеном.
Мы останавливаемся. Оказывается, у Таниного велосипеда приспустило заднее колесо. Я достаю насос и начинаю прикручивать шланг. Таня придерживает свой велосипед, стоя на обочине, а сама то и дело склоняется к букету, привязанному к багажнику, и вдыхает аромат черемухи. Я тоже снизу тянусь к букету, и вдруг мы так близко сходимся с ней лицом к лицу. В следующее мгновение ее губы соприкасаются с моими, а ее левая рука нежно обхватывает за шею. Я обалдеваю и, выронив насос, сажусь на дорогу. Но тут же вскакиваю, и мы повторяем поцелуй, теперь  уже и я  имею возможность обнять Таню. Велосипед падает, ну да и Бог с ним.
    И снова мы крутим педали, шутим, смеемся, словно бы ничего не произошло. А впереди ровная, освещенная весенним солнцем дорога, и провода, тянущиеся куда-то к другому концу жизни, о котором не хочется думать, а хочется только, чтобы рядом была любящая и понимающая тебя девушка, чтобы не иссякало это ощущение счастья, чтобы под нами была эта солнечная дорога, по которой можно было бы ехать и ехать, и никогда никуда не приезжать.

Май 1998 г.