Мечты о солнце

Наталья Каблукова
Это был самый лучший день в году, потому что с завтрашнего начинались  летние каникулы!
Уроков уже не было, сегодня мы только сдавали учебники. Я, Наташка, Ирка и Любаня  задержались в школе, хотя можно было уже уходить.
 У Любани был новый мяч. Он пах резиной, краской и летом, вот   мы и решили немного поиграть.
  Как же было весело! Шум, гам, смех, наши радостные возгласы  оглашали школьный двор.
Маленький разноцветный мяч пролетел высоко над головой, и я не успела его поймать. Он звонко ударился  о стену школы, потом смешно прыгнул по ступенькам школьного подвала и скатился  в его открытую дверь.

- А, Варя, ты не поймала, тебе и бежать, - смеются девчонки.
 А я и не отказалась, вприпрыжку побежала к подвалу и заглянула в него.
Ступеньки старые, местами выщербленные. Где-то внизу тускло горит свет.
Спускаясь, приходилось держаться  руками за  шершавые, выбеленные стены. 
 В подвале царил  полумрак. От сухой и старой пыли моментально засвербело в носу, и я начала отчаянно чихать.
Где же мяч? Коридор подвала достаточно широкий,  неподалёку я заметила сваленные в кучу старые горны и школьные доски. Тут же  лежали, сложенные друг на друга,  маты, а   к стене кто-то прислонил транспаранты, оставшиеся с майских демонстраций.
 
 Мяч нашёлся быстро, несмотря на то, что он закатился далеко, почти к краю коридора. Я подняла его и уже повернулась   в сторону выхода, как заметила, что коридор подвала поворачивает и уходит куда-то влево.
 Заглянув  в полумрак, осторожно шагнула,  решив взглянуть хоть одним глазком, что же там такое.
  В закутке ничего интересного не оказалось: старые газеты, рыбьи кости: видимо, кто-то кормил бродячих котов.
Я повернула обратно, ведя рукой вдоль    стены. Как   совершенно внезапно обнаружила странную дверь.
 «Вот он, потайной выход! Наверняка, тут можно выйти с другой стороны здания! То-то девчонки удивятся» - подумалось мне.
 Любопытство  взяло верх, и я  осторожно,  но уверенно  дёрнула дверную ручку на себя.

 Божешь мой! Как я заорала! Из складского помещения   вывалился скелет! Челюсти его клацнули   перед моим носом, и в голове пронеслась любимая поговорка  классной дамы: «Любопытной Варваре на базаре нос оторвали». И, кажется, я поняла, как это происходит в обычной жизни со всеми Варварами!

От страха у меня подкосились колени, ноги стали ватными,  и я побежала, не разбирая дороги, судорожно сжимая в руке мяч.

 В тот момент я даже не думала, что в подвале, с одним коридором можно заблудиться. Да и вообще не думала, бежала со всех ног, к выходу, а его всё не было и не было.
 Я остановилась, перевела дух – сердце колотилось так,  будто большая птица билась в тесной клетке. Осмотрелась, пригорюнилась – я здесь не проходила.
Ну как можно заблудиться в скромном школьном подвале? Такое случается только со мной.
 После получасовых гуляний по подвалу поняла, что окончательно заблудилась, и не знаю, в какую сторону идти.

Спасало то, что освещение в подвале хоть тусклое, но присутствовало.
Сначала я  пыталась позвать на помощь. Голос, как мяч, отскакивал от замшелых стен, уходил за поворот и возвращался обратно.
 Потом внезапно погас свет.
 Впору было выть.
«Так, поплакать я всегда успею», - подумала я и присев на край выступа в стене, попыталась собраться с мыслями.
Сколько я просидела в полной тишине, от которой начался звон в ушах,  не помню.
 Мысли были только о том, что обо мне не могли забыть, подруги обязательно позовут кого-нибудь из взрослых и меня найдут. Главное, сидеть на одном месте и бегать по подвалу, чтобы в темноте не наткнуться на что-то более страшное, чем скелет в шкафу.


 Постепенно привыкнув к темноте, я заметила,  что в стенах тут и там видны едва заметные серые проёмы!
Если идти в одну сторону – то видишь только сплошную стену. А если возвращаться обратно – видишь ход в стене. Мне показалось это забавным,  и я  подумала, что неплохо бы размяться, прогуляться через проём.
 Вдруг мне послышалось, что кто-то напевает песню.  Совсем рядом раздавался грустный мотив и печальный голос выводил:
- Как грустно мне сегодня,
 Погасло моё солнце…

Соскочила, встрепенулась, прислушалась – нет, не кажется! Так и есть, не одна я в этом заколдованном подвале.
 Я  пролезла через  тот ход в стене, что был ближе остальных, и  попала в совершенно странный коридор. Там в стене тоже был маленький ход, я шла, торопилась, боялась, что тот, кто поёт, уйдёт, и я останусь в этом подвале навсегда.

 Увидев перед собой маленькую дверь, из-за которой доносилась песня, осторожно открыла её, а там...
В маленькой полутёмной комнатке на табуретке сидел крыс. В серой рубашке, в  темно-зелёных форменных штанах, в фартуке крыс шил-починял обувь!
Он посмотрел на меня и удивился:
- О, ты как сюда попала? Люди не могут, не умеют проходить в наш мир!
- Заблудилась,  -  заплакала я. - У меня мяч.. А я за ним.. А потом скелет...
- О-хо-хо! – грустно сказал крыс. - Не бойся. Сейчас я закончу работу и отведу тебя обратно. Как там на улице? Солнце светит? Тепло?
- Да, очень тепло, - сказала я и присела на край деревянной скамьи, что стояла у стены. – Даже жарко.
Не могу сказать, почему меня в тот момент ничего из увиденного не удивило!
- Я очень люблю солнце, - с грустью в голосе сказал Крыс. - Давно  не был у вас. Всё бы отдал, чтобы жить наверху.
- А что Вам мешает? – спросила я.
 Странный сапожник не успел ответить на мой вопрос. За дверью послышалась возня и  топот маленьких ножек. Крыс соскочил с табуретки и тихо шепнул:
- Быстро прячься в сундук!
В углу комнатки  красовался расписной старинный сундук. Крыс открыл крышку, я забралась в него с ногами.  Хозяин сапожной лавки сел на табурет и взял в лапы туфель, и тут же дверь его каморки распахнулась!  Приоткрыв крышку сундука, чтобы посмотреть  на визитёров я едва сдержала крик - в комнату ввалились четыре крысы! Да не простые, а жандармы!



 Главный жандарм  был  толстым, с длинными усами, которыми он явно гордился. Одетый в зеленую форму, с погонами на плечах, с саблей в лапах  он  имел очень устрашающий вид.   
 Трое солдат были одеты  гораздо проще, но тоже вооружены  до зубов. А зубы!
 Таких острых клыков я никогда раньше не видела!
-  Тут никого подозрительного не было? - грозно спросил полицейский сапожника и сердито пошевелил усами. - Из тюрьмы сбежал опасный преступник. Через тебя он не пройдёт, ты тут один на Пограничье!
- Нет, Ваше Сиятельство. Никто не пробегал.
- Смотри у меня, докладывать обо всех подозрительных! - приказал полицейский и вдруг начал принюхиваться. - А чего это  тут запах странный? Как есть  человеком пахнет? А?
- Да дети сегодня с учителями в подвал старые учебники  сдавали. Несколько классов    было. С той стороны навеяло, ещё не выветрилось, - спокойно, не прерывая работы, ответил Крыс.
Полицейский презрительно скривился, проговорил ехидно: "Эти людишки..." и выбежал из комнаты. За ним выскочили солдаты.
Я покинула своё убежище, а Крыс, метнувшийся к дверям, какое-то время прислушивался, потом сказал:
- Пошли.

И только сейчас я заметила, что Крыс прикован за лапу к стене тонкой цепью.
- За что это Вас? - спросила я. 
- За мечты, - ответил Крыс.  - За желание вернуться наверх. Я же не всегда был крысой. Только они не знают,  кто я. И что мне для свободы нужно совсем немного…

Он наклонился, осторожно отсоединил цепь от лапы, пристегнул её к табурету.
-Бегом, у нас всего 10 минут. Пока сохраняется тепло. Потом меня могут хватиться.
Крыс  ловко провёл меня сквозь все переходы – проёмы, довёл до дверей, за которыми был выход наверх. Слышались голоса моих подружек, они боялись спуститься в подвал и звали меня сверху.
- Беги, - грустно сказал Крыс. - Постарайся больше сюда не попадать, неизвестно, смогу ли помочь в следующий раз.
Я толкнула дверь и вышла на улицу. Обернувшись, увидела, как Крыс смотрит мне в след и по щеке его катится слеза.


- Ну, ты где пропала?  И почему  ты такая чумазая? Будто в сапожной мастерской была! - спрашивали девчонки.
- Да, пыльно там, -  отмахнулась я и отдала мяч подругам.
Играть в тот день мне больше не хотелось.. .
 

( продолжение следует)