Деревенский концерт

Николай Шурик
Этот рассказ, конечно, должен находиться               
в книге "Вечера  на хуторе близ Савраньки".
Однако, тут и Анечкина (и моя) деревня, ее
родственники, один из деревенских концертов,
в которых она всегда участвовала. Поэтому,
данная зарисовка  не в меньшей степени
относится к книжке "Анечка" и будет там
продублирована. Думаю, прочитав ее, Вы
согласитесь с моим решением..
Кстати, справа вверху - школа, а внизу
в центре, клуб, со сцены которого так часто
звучал Анечкин голос. И этот концерт тоже
проходил здесь, а представление на Янку-Купалу,
а, порой, и дискотеки, - на площадке перед ним...

      Валя-молдаванка с утра дважды напоминала мне, что в восемь вечера начнется праздничный концерт, где будет петь Денис. Припозднившись с делами, напрасно я боялся, что пропущу половину концерта, в зале было не более 10 взрослых, да дети с тюльпанами -  наверняка, родители и младшие братья-сестры участников концерта. За час ожидания, сдобренного нудным РЭПом из динамика и обрывками другой современной музыки, зал наполнился больше, чем наполовину. Свист и аплодисменты, наконец, способствовали началу концерта. У задника сцены стояла фанерная контурная копия постамента в Трептов - Парке. Хорошо, что немцы успели отреставрировать памятник и установить на своё место к Дню Победы, о чём поведала «Немецкая волна» (сейчас, - не то, что раньше, «злые языки» не только не глушат, а транслируют один - два раза в день на государственных радиостанциях, прекращая свои передачи на этой волне).
      Начало концерта с декламацией было слегка скомкано, но далее концерт пошёл классически. Была и минута молчания, очень органично часть текста ведущей была на русском, часть на украинском языке. То же было и с песнями. Свой женский деревенский ансамбль задушевно исполнял и «Алёшу» и украинские песни, при этом, голос одной из певуний всегда можно было выделить среди остальных семи. Затем она же отлично спела «В мае 45-ого» и этот щемящий вальс только что не выдавил слезу. Солировали и другие певицы, хотя разница в классе чувствовалась. Сколько-то лет назад кто-то из них также выступал в таких концертах, еще будучи школьницами.
      А вот и Денис - сын Вали и брат Анечки, которая сейчас поёт уже не «люби», а «профи», учится в Киевском Театральном и подрабатывает, то на ТВ, то в концертах. После его объявления и выхода на сцену расслабленной походкой МЭТРА, раздались аплодисменты, свист и визг, совсем, как при выходе настоящих звезд эстрады, разве что, уровень звуков восторга и их продолжительность были пониже стандартов.
Три песни, из них две на русском, одна на украинском, были приняты очень тепло. Хотя, конечно, баланс музыка / микрофон всегда желательно корректировать, чтобы текст был определяющим. Бабульки, пыхтя, подходили к сцене и подавали ему букеты сирени, а девчушки лет 14 взлетали на сцену с тремя тюльпанчиками и с удовольствием подставляли щёчку для Денисиного поцелуя.
       Но, конечно, как всегда, «забойными» номерами были выступления участников танцевальных групп: младшей (1 - 2 класс), средней (5-6 класс) и нынешних выпускниц.  Красочные костюмы, зажигательные мелодии и азарт исполнителей создавали неповторимую атмосферу истинного праздника. Многие из зрителей подпевали мелодиям, похлопывали в ладоши и даже пританцовывали ногами, сидя на стуле (и я тоже). Пусть даже не всё идеально получалось у танцоров, особенно у малышей, но было настоящее удовольствие смотреть на их старания. Кто-то напряжен, как бы проговаривает про себя: вот сейчас повернуться, сейчас хлопнуть в ладошки, сейчас от одного хоровода перейти к двум, потом четырём. А вот та девчушка, - пусть на восьмую, на четверть такта опаздывает, но делает всё так озорно, весело и открыто, что сразу видно, что для неё это выступление - не работа, а праздник.
      А эта, уже покрупнее, с множеством косичек, делает те же движения, но почти по-девичьи игриво. Ребят в таких коллективах традиционно меньше, плюс к тому, они, как правило, ниже ростом, нежели партнерши. Однако, держатся они с достоинством, и с галантностью кавалеров завершают танцы. Четыре девушки старшей группы с более строгим танцем знакомы зрителям по предыдущим концертам, когда были они ещё в средней группе. Наложение в памяти предыдущих картинок их выступлений придают особый колорит нынешнему восприятию.
      И вся эта феерия создана руками (и ногами, - о танце куда сложнее рассказать, чем показать) маленькой женщины, что ростом уступает ребятам своей средней группы. Сколько раз я бывал на этих концертах, всегда ждал и с наслаждением, не смотрел, а впитывал эти выступления. Думаю, не ошибусь, если скажу, что эта терапия, нет, даже не танцевать, а только лишь смотреть такие выступления. Они снимут и мигрень, и другие неврологические болезни, улучшат работу сердца, уменьшат физическую и умственную усталость, а, насколько это поднимает тонус, - поверьте, «ни в сказке сказать, ни пером описать».
      Видел я выступления детских танцевальных коллективов, где весь танец был отточен, всё, как по линеечке, - и руки поднимаются на одну высоту, и пол-оборота  на счет «раз, два, три», как в армии на параде. Честно скажу, эта геометричность, - она занимательна, приятна для глаз, но ребята там были, как автоматы, даже улыбались одинаково. Не знаю, как у других, но у меня через несколько танцев появлялось ощущение, что передо мной лежат десять одинаковых часов со снятыми крышками - все блестят, все крутятся, и никогда я не испытывал там такого восторга, как здесь. Да, наверно, и публика, и реакция ее в том и другом случае была различна. Одно дело, - смотр-конкурс, там публика уже искушенная. А здесь, когда рядом сидит древняя бабулька и, глядя на танцующую правнучку, прямо дрожит и шепчет: «Внученька, ой, красавица, как у тебя здорово получается!». И я чувствую эту дрожь, что передается по скамейке, и слышу этот прерывистый шепот. Они суммируются в голове с моей радостью, и она становится ещё больше. Я рад и за раскрасневшуюся девчушку, и за её прабабку, что с трудом доковыляла сюда, но сейчас забыла про больные ноги, про одышку, что мучает уже несколько лет; про кур, что перестали нестись, и только одно у неё сейчас, - вот она какая, её душечка! Рад я и за девчушкиного папашу, пропустившего ради праздника не одну рюмку, что стоит сейчас протрезвевший и удивленно наклонивший голову, - «Во, дает моя пигалица! Надо же!»
      А больше всего я рад за ту маленькую женщину, что приложила столько труда для этого вечера. Сейчас она чувствует общий подъем зала, и её тоже переполняет радость. Здесь публика попроще и после хорошего спектакля она не будет аплодисментами вызывать режиссера, - автора или постановщика этого действия, чтобы наградить его по достоинству. Но то признание её заслуг, что выражено в восторженных аплодисментах её ребятам, разве эти аплодисменты не ей?  Перед глазами проплывает феерия тех разнообразных  танцев, что видел я за десять лет в этом зале, удивительные костюмы и, конечно, дети, что танцевали с радостью и доставляли залу незабываемые впечатления.   И я от всех зрителей и от всех участников склоняюсь перед этой женщиной, целую ей руку и говорю: «Спасибо за все!»

Чемерпiль - Москва     9 - 10 мая 2004 года