Поединок

Игорь Ваганов
ПОЕДИНОК

Мой дед, Иван Максимович Ваганов (участник Сталинградской битвы) в годы Великой Отечественной войны воевал в составе Южноуральской 54-й механизированной бригады, которая вначале была отдельной частью, потом вошла в состав 66-й армии, а затем 54-я механизированная бригада была включена в 6-й механизированный корпус 2-й гвардейской армии под командованием генерал-полковника Р.Я. Малиновского. С 4 января 1943 года 6-й механизированный корпус был переименован в 5-й гвардейский моторизованный корпус, а 54-я бригада стала именоваться 11-й гвардейской.
При обороне Сталинграда и последующем наступлении советских войск, бригада, в которой воевал И.М. Ваганов, часто действовала в тесном взаимодействии с 4-м Донским казачьим корпусом. И это было вполне естественно: задача механизированных бригад состояла в разгроме оборонительных сооружений и укреплений противника, а задача конницы – уничтожение живой силы, тыловых частей и коммуникаций.
Именно в те грозные легендарные годы капитан Иван Ваганов близко познакомился с бытом донских казаков. Особенно его восхищала забота о конях: казаки сами голодные останутся, а коней накормят.
54-я бригада проделала долгий и трагический путь от Дона до Волги, выстояла в боях за Сталинград (обороняя северные окраины города), а потом двинулась обратно, освобождая города, станицы, хутора. В боях себя не щадили, немцев уничтожали беспощадно, лучшей наградой считали освобождение очередной станицы или хутора. За освобождение станицы Цимлянской (нынче город Цимлянск) И.М. Ваганов был удостоен звания «Почетного гражданина города Цимлянска».
Советские механизированные корпуса были оснащены неплохо – в их распоряжении были артиллерия, танки, автомашины, тягачи. А у донских казаков были только кони, шашки и карабины. Но даже с таким оружием они проявляли чудеса отваги и смекалки.
Об одном из подобных случаев вспоминает капитан Ваганов в своем фронтовом дневнике.

16 января 1943 года 11-я (бывшая 54-я) гвардейская механизированная бригада освободила станицу Московскую и к вечеру также очистила ряд хуторов: Сухой, Лимановский, Александровский, Золотарев. На следующий день бригада медленно двигалась по холмам между Манычем и Доном, просматривая хутора и рельефы местности. Противник отступил без боя, хотя слева вели бои 87-я и 302-я стрелковые дивизии, а справа 3-й танковый корпус выбивал немцев с левого берега Дона. Следом за 11-й гвардейской механизированной бригадой двигались передовые части 4-го Донского казачьего корпуса.
Внезапно над колонной мехбригады пролетел фашистский самолет-разведчик («рама»). Умудренные боевым опытом бойцы торопливо укрыли в лесистых балках танки и другую технику, и начали снимать чехлы с зениток и выдвигать установки противовоздушных пулеметов. Эти меры не были напрасными – вскоре налетели вражеские бомбардировщики, которые не обнаружив замаскированной техники, улетели на восток.
В это время на ближайшем от дороги холме появился одинокий всадник – казак 4-го Донского корпуса, который, вероятно, был послан командованием с каким-нибудь срочным поручением. Он на несколько минут замер на вершине холма, обозревая окрестности, а потом стал не спеша спускаться вниз.
И тут из-за туч вылетел немецкий истребитель, и помчался прямо на всадника, строча из пулемета.
Как только сзади и спереди всадника запульсировали снежные фонтанчики (от вражеских пуль), казак вместе с конем немедленно упал на мерзлую землю. Самолет пронесся над ним и ушел вверх, набирая высоту. Конь и казак поднялись и поскакали по степи. Истребитель развернулся и вновь погнался за всадником, надеясь уничтожить легкую, как казалось вражескому летчику, мишень. (От пулеметов и зениток механизированной бригады он предпочитал держаться подальше.) Но казак моментально укрылся в ближайшей воронке, и фашист опять остался ни с чем, пролетел мимо, и казак уже вновь скакал по степи.
В это время появился второй немецкий истребитель, но казак не паниковал, стрелой проносился по открытому участку степи и вновь исчезал в каком-нибудь укрытии.
В конце-концов немецкие самолеты прекратили свое преследование (чему способствовал и огонь наших зениток) и улетели на запад, а казак ускакал выполнять поручение.

2007 г.