Мой новый знакомый. Коп

Игорь Дадашев
 – Привет! Вы офицер Хоган?
– Так точно! Можете звать меня просто Дэннис, неформально, сэр.
– Ну, в таком, случае, зовите меня просто Игорь и безо всякого «сэра», лады?
– Лады.
– Что ж, для начала вводный инструктаж, Дэннис?
– Верно, сэр.
– Дэннис, мы же договорились?
– Окей, что ты хочешь узнать о службе простого офицера полиции?
– Для начала расскажи немного о себе. 
– Боюсь, что в этом отношении я мало отличаюсь от других копов Миннеаполиса. Ну что рассказать о себе? С детства я мечтал стать пилотом. Но когда вырос вдруг понял, что мое призвание защищать простых людей. Окончил колледж. Четыре курса. Для того чтобы стать полицейским в Миннесоте, необходимо иметь соответственный класс подготовки, или, если угодно, классификацию. Это как минимум два курса колледжа. Чем больше ты окончил, тем выше будет твоя позиция на службе. Я поступил в полицию шесть лет назад. Мне тогда только исполнилось двадцать два года.
– Дэннис, когда у вас подходит срок выхода на пенсию?
– Это зависит от выслуги лет и от того к о г д а ты пришел в полицию. Надо прослужить не менее тридцати лет. Если я начал службу в двадцать два, то, соответственно, в пятьдесят два уже могу выйти на пенсию. Но могу дотянуть до пятидесяти пяти. И уже после этого выходить на заслуженный отдых.
– Занятный у тебя ремень!
– Это точно. Если интересуешься, то здесь у меня два магазина. Их также называют обоймами, но мы предпочитаем использовать термин «магазин». Рядом в кармашке электрошокер. Весьма эффективное оружие самообороны. Ты знаешь, я ведь не супермен, не могу противостоять каким-нибудь бугаям.
– Но ты и так достаточно высок и крепок. Сколько в тебе росту?
– Шесть футов, два дюйма.
– Что еще опасного для преступников таит в себе твой пояс?
– Газовый балончик. Фонарь. Довольно хорошо светит в полной темноте. Смотри!
– А здесь пара наручников. Пистолет, извини, не могу показать. Вообще без нужды вынимать его я не имею права. И складная дубинка.
Тут Дэнис вытащил из заднего отделения своего пояса дубинку, резко взмахнул ею и она раскрылась, как телескоп, или подзорная труба. Да она по внешнему виду и напоминала трубу. Каучуковая рукоятка и два металлических сочленения, выскочивших изнутри. Довольно увесистая.
– Мы все проходим специальные курсы владения дубинкой. И по правилам должны применять ее в особо опасных случаях против агрессивно настроенных личностей, угрожающих другим людям, или же полицейскому, то есть мне или моему напарнику. Мы должны избегать ударов по суставам и костям, чтобы не нанести человеку тяжкого повреждения, не сломать ему кость, и бить только по мягким частям. Вот сюда: по плечу, предплечью, по бедрам и икрам.
Дэннис дал мне подержать дубинку, а сам, неуловимым движением, выхватил два ножа. Я даже не успел заметить, откуда он их взял. Щелкнул кнопкой и один тут же раскрылся. Второй он развернул как обычный складной нож.
– Видишь зазубрины на кончиках ножей. Обычно я открываю ими дверь. Это мои «воровские инструменты». Если надо проникнуть в запертое помещение, в котором скрывается подозреваемый, то обычно я вскрываю двери этими ножами.
Дэннис изящно и так же молниеносно, как достал, сложил оба ножа. Как фокусник. И спрятал в боковых карманах брюк.
– Как часто ты упражняешься в стрельбе?
– Ежемесячно я должен упражняться в тире, и каждые три месяца подтверждать свою квалификацию. Есть еще ежегодные тесты в которых я должен показать, что мои результаты не ухудшились и я одинаково стреляю с обеих рук. Кроме этого каждые три года нам приходится подтверждать уровень подготовки.
– Дэннис, в чем заключаются твои обязанности и каков твой типичный день на службе?
– Если ты думаешь, что мы целыми днями гоняем преступников, боюсь, что разочарую тебя. Ты видишь мой пояс. Довольно тяжелая штука. Однако, гораздо чаще, чем газовым балончиком, или электрошокером, не говоря уже про пистолет или дубинку, я пользуюсь шариковой ручкой. Здесь, в нагрудном кармане, у меня лежат две ручки и еще одна запасная, на случай, если вдруг кончится паста в обеих. И поверь, что я больше беспокоюсь не забыл ли взять запасную. Потому что писать приходится часто и много. Штрафы, квитанции, отчеты.
– Окей, Дэннис, поехали. Каков маршрут?
– Обычно я патрулирую наш район. У каждого из нас свои рабочие часы. Я выхожу на смену с четырех дня до четырех утра. Кто-то работает с девяти утра до пяти. Кто-то с семи вечера до семи утра. У нас разные смены и разные участки работы. Так как я ночная птица, фонарь мне очень кстати.
– Ты прав, скоро совсем стемнеет. Скажи мне Дэннис, в чем принципиальная разница между копом и детективом?
– Ха, в нашем департаменте нет такого разделения обязанностей. Я и коп, патрульный офицер, и детектив. Когда я не в форме, но на задании, когда мне поручают какое-то дело, то я обычно в цивильном и не на служебной машине, а на своей. Но сейчас мы с тобой просто в рядовом патруле.
– Ты не жалеешь, что избрал именно эту профессию, а не стал летчиком, как мечтал в детстве?
– Ничуть. Моя работа, хоть и трудна и, может быть, даже опасна порой, но она более интересна для меня, чем профессия летчика. Ну что у него за жизнь. Взлет и посадка. Летишь на автопилоте. Скукота.
– Дэннис, ты женат? И если да, то что думает жена о твоей работе?
– Я пока свободен. Но у моей мамы чуть ли не ежемесячно сердечный приступ из-за моей работы. Знаешь, наш город довольно спокойное место. Но иногда случаются происшествия...
– Что в таких случаях делаешь ты, твои коллеги?
– Ты знаешь, у нас есть неписаное правило, прежде чем сообщать прессе о том, что тот или иной коп погиб или ранен, мы едем к его семье, к жене или матери и лично сообщаем им. Чтобы они не узнали об этом от журналистов. Это трудно, поверь. Но мой напарник знает все мои телефоны, хорошо знаком с моей мамой, и в случае чего, это его обязанность сообщить печальное известие ей. Тоже самое и для меня. Мой долг, если, тьфу-тьфу (тут Дэннис машинально, совсем как русский, постучал по приборной доске, хотя она была пластиковая, а не из дерева), что-то с ним случится, то я первым делом поеду к его жене.
– Как часто случаются здесь серьезные происшествия, к примеру, похищения?
– Смотря какое похищение. Одно дело пропажа детей, другое если похищен взрослый. Но знаешь, за двадцать последних лет в нашем городе был лишь один такой случай. Гораздо больше происходит других преступлений, а реальных случаев похищения не припомню, обычно, это разборки между разведенными супругами. Скажем, отец несколько задержался с ребенком на свидании, опоздал на полчаса – час, а мамаша уже звонит в полицию, украли ребенка. Когда мы приезжаем, дитя уже дома, и бледный папа ждет нас с уверенностью, что мы его потащим в кутузку.
Я хотел было задать вопрос Дэннису, который волнует моих знакомых вьетнамцев и мексиканцев. Почему на задержание чернокожего подозреваемого, или преступника азиатского происхождения обычно требуется три-четыре копа, а чтобы арестовать белого всего один? Но что-то помешало мне задать этот неполиткорректный вопрос. То ли потому что мы оба с ним белые, то ли по иной причине. Хотя Дэннис был очень дружелюбен и открыт. Он сразу предупредил, что я могу его спрашивать обо всем не стесняясь. Потому что полиция содержится на деньги налогоплательщиков и состоит на службе у граждан. Посему каждый человек вправе задать любой, сколь бы нелицеприятный вопрос копу. Но мной вдруг овладела излишняя стеснительность и какая-то нелепая скромность. Издержки советского воспитания...
– Скажи мне, Дэннис, насколько реальная служба в полиции схожа с телевизионными шоу или кинофильмами? Я имею в виду все эти полицеские картины, вроде тех что снимал Клинт Иствуд, «Грязный Гарри» и другие. Где герой-одиночка противостоит и преступникам, и коррумпированным коллегам, и либералам во власти, которые вольно или невольно потакают криминалитету. И если вспоминать старый добрый вестерн, один из моих любимых классических фильмов «Ровно в полдень» с Гэри Купером, помнишь такой?
– Угу.
– Так вот там в конце Гэри Купер, постреляв бандитов, срывает свой значок шерифа и бросает его в пыль. А после уезжает из города, где все его предали и оставили один на один с бандюганами. То же самое сделал и Клинт Иствуд в одном из своих полицейских фильмов. Тот же самый жест. Честный коп, которому начальство связывало руки, сделал свое дело, пусть даже формально нарушив закон, который попустительствовал маньяку-убийце, но он избавил общество от злодея. А потом, разочарованный,швырнул значок в реку и отправился восвояси. Вот что ты думаешь по этому поводу, Дэннис, когда надеваешь перед сменой свой китель с серебряной звездой? Испытывешь ли ты гордость, бывали ли у тебя сомнения, или неприятности по службе? Да и как насчет коррупции в сегодняшней американской полиции? Когда-то дома, в России, я видел немало ваших фильмов об этом. Конечно, времена меняются и я знаю, что вообще-то реальная жизнь далека от голливудских картин, но все же...
– Могу сказать тебе одно, что я не мыслю себя вне этой работы. Я не хотел бы променять ее на что-либо другое. Насчет коррупции, ты знаешь, у нас существует многоуровневая система защиты против нее. Мне доводилось попадать в передряги. У нас, как и везде, бывают свои плохие дни, но хороших все-таки больше. Поверь! Моя работа мне нравится! А что касается закона, то мое мнение: закон есть закон. Закон суров, но это закон. И надо уважать его. В противном случае – тюрьма.
–  Тебе приходится следить и за соблюдением правил дорожного движения?
– Так точно!
– В Миннесоте довольно дисциплинированные водители, все-таки этот штат, где преобладают выходцы из Германии и Скандинавии, но в то же время, тут довольно либеральные законы. Здесь разрешено на красный свет поворачивать направо, если нет помехи твоему движению.
– Да, это разумно. Зачем стоять на перекрестке и жечь попусту бензин, если дорога свободна.
– И еще я знаю, что если водитель чуть-чуть превысит скорость, не больше чем на пять миль, то, обычно, копы закрывают на это глаза. Но в принципе за это можно получить штраф?
– Смотря где превысить скорость. Если там, где установленный лимит двадцать пять миль, это одно, а если на трассе, где пятьдесят пять миль, совсем другое. Да, ты можешь получить штрафную квитанцию, так что лучше не превышай скорость. Но в принципе, если ты едешь на три-четыре мили больше лимита, то это нормально. Даже пять миль допустимо. Но не больше. Мне недавно пришлось остановить лихача, который мчал по скоростному шоссе, где предел шестьдесят пять миль в час, а он держал под сто.
– Дэннис, меня давно интересует вопрос свободной продажи оружия в США. Что ты думаешь по этому поводу? Влияет ли этот фактор на рост преступности? Кстати, в моей стране очень трудно приобрести винтовку или пистолет. Нужно быть членом общества охотников, получить справки от психиатра, от нашей полиции. В общем, не так как здесь.
– Знаешь, Игорь, это не входит в компетенцию копа. Это вопрос из сферы политики. Но как частное лицо я могу ответить на него. Мы обрели свое государство после революции и войны с Англией. В Конституции США написано, что каждый американец имеет право на владение оружием для самозащиты. Кроме этого, как завещано отцами-основателями, если когда-нибудь наше правитетельство превратится в нового тирана, каким был английский король, то долг каждого американца с оружием в руках восстать и свергнуть тиранию. Хотя, я не хотел бы дожить до такого дня. Пусть лучше наша страна живет и благоденствует, а правительство остается нормальным, чтобы его не пришлось свергать. Это мое личное мнение. Как гражданина США. И оно не расходится с мнением других американцев. Кстати, я сам не люблю оружия. У меня дома нет ни одного пистолета или ружья. Я не охотник на животных, и не ношу оружия, кроме как на службе. В этом смысле я не типичный американец.
– Как ты расслабляешься от стрессов?
– Весной, летом и осенью гоняю на мотоцикле. Зимой на сноуборде.
– И еще вопрос. Если я потеряюсь, могу ли обратиться к копу за помощью? Доставит ли он меня по назначению?
– Ха-ха! Хороший вопрос! Знаешь, если коп будет в хорошем настроении, не на задании, не в засаде, если он не подстерегает наркодилера, то вполне вероятно. Я допускаю такое. Но не обольщайся насчет моих коллег. Спросить помощи ты можешь, но не факт, что тебе ее окажут. Да, в крайнем случае, если это серьезно, но в функции полиции не входит быть чьим-то таксистом. Другое дело, если потерялся ребенок.   
– Похоже, сегодня выдался спокойный день, вернее, ночь. Удачи тебе, Дэннис и пусть все будет хорошо! Рад знакомству с тобой!
– Взаимно, Игорь! Не скучаешь по России?
– Спрашиваешь, конечно! Но знаешь, мне интересно тут узнавать всякий раз что-то новое об Америке и американцах. Спасибо тебе, у нас была интересная беседа!
– Всегда к твоим услугам! Счастливо и удачи! Если что, звони. А так я всегда в это время на дежурстве. Я ночная птица. Пока!
– Пока, Дэннис, береги себя!
Он уехал. Простой, улыбчивый светловолосый парень. Если бы не темно-синяя форма копа, и не английская речь, он ничем не отличался бы от русского. Такое же круглое, типично славянское лицо. У нас, в Старом Свете, сказали бы – истинный ариец, а тут говорят «человек кавказской расы», что означает не наше пресловутое «лицо кавказской национальности», но белый, европеоид...
Таков мой новый знакомый – коп.
23.02.2010 г.