Воспоминания. часть 49. послесловие

Осипов Александр
ПОСЛЕСЛОВИЕ



«Не делай того, что осуждает твоя совесть, и не говори того, что не согласно с правдой.
Соблюдай это самое важное, и ты выполнишь всю задачу своей жизни».

(Марк Авралий)


Оглядываясь на прожитые годы, можно сказать, что на жизненном пути было всё: взлёты и падения, радости и горечи. Действительно, как гласит народная мудрость: «Жизнь прожить – не поле перейти». Анализируя свои ошибки, которые совершил в жизни, хочется сказать, что их было бы меньше, если бы порой не делал скоропостижных шагов. Всё же не всегда удавалось придерживаться народной мудрости: «Утро – вечера мудренее», или: «Не руби с плеча» В жизни порой мешало и повышенное чувство справедливости. Мешала и повышенная стеснительность перед начальством и старшими людьми.
В армии при мне всегда была записная книжка, в которой были записаны слова писателя Николая Островского: «Самое дорогое у человека – это жизнь. … Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое мелкое прошлое и чтобы, умирая, мог сказать: «Вся жизнь, все силы были отданы самому прекрасному на земле – борьбе за освобождение человечества!» Когда мне было трудно, то я доставал записную книжку, и зачитывал слова Н. Островского, и мне становилось легче.
Работая на заводе в должности начальника ПЭО и главного бухгалтера, у меня в рабочем столе всегда лежала записная книжка, в которую я записал стихотворение, прочитанное в журнале или газете – уже не помню, но к строкам этого стихотворения обращался  всегда, когда было трудно. Этим стихотворением я и хочу закончить свои воспоминания.

«Твори добро – нет большей радости
И жизнью жертвуй, и спеши
Не ради славы или сладостей,
А по велению души.
Когда кипишь, судьбой обиженной,
Ты от бессилья и стыда,
Не позволяй душе обиженной
Сиюминутного суда.
Постой. Остынь. Поверь –
Действительно всё встанет на свои места.
Ты сильный. Сильные не мстительны.
Оружие сильных – доброта.