Интересное на Прозе. Александр Солин

Татьяна Осипцова
Замечание от 25.02.13
Должна предупредить читателей, что на данный момент многих из упомянутых произведений нет на странице Александра Солина. Но я свою статью не убираю по той причине, что автор периодически производит ротацию на своей странице. Возможно, эти рассказы там еще появятся. Но и другие рассказы и романы, уверяю вас, заслуживают похвалы.


Александр Солин   
http://www.proza.ru/avtor/alex346

Этот автор на Проза.ру  старожил. Нет, слово «автор» тут неуместно – Александр Солин – Писатель, именно Писатель, слово «автор» в данном случае мелковато.

Его произведения не то, что можно проглотить одним махом, на лету. Я бы сравнила их с изысканным блюдом, которое следует смаковать, читать внимательно, но непрерывно, наслаждаясь филигранной точностью подбора слов, необычностью эпитетов, поэтичностью языка. В одной рецензии ему написали: «Сам Набоков кусал бы губы от зависти». Как говорится: умри - лучше не скажешь.

Александр Солин уверяет, что не пишет собственных стихов, но, на мой взгляд, проза его очень поэтична.
 Однако мастерское, профессиональное, волшебное владение словом – не единственное достоинство его произведений. Все его рассказы проникнуты глубоким смыслом, автор ставит вопросы, порой дает ответы, и обязательно заставляет задуматься. Он не описывает необычные ситуации, я не заметила сверхсложных, парадоксальных героев, как у некоторых весьма популярных здесь и уважаемых (и мною в том числе) авторов. Все правдиво, реально, но описано под определенным углом.

Вот пунктирно о некоторых его произведениях.

Рассказ «Дура» - кусочек женской судьбы, в котором потрясающие описания неба, солнца, облаков волшебным образом усиливают трагичность истории.

 «Зигзаг спирали» - фантастическое произведение, но и в нем, помимо сюжета на уровне Брэдбери, присутствуют пронзительные описания замершего и замерзшего блокадного Ленинграда.

«Звонок с того света» - рассказ о старой женщине, у которой не осталось ничего, кроме воспоминаний.  Как всегда у Александра, очень вкусный и точный язык. "...бормотала ленинградская радиоточка, дай бог ей здоровья. Бормотала языком тех далеких строгих лет, когда по радио еще вещали, а не кривлялись".  Две простых фразы, а сколько за ними смысла?

«Вечер». Описание невозможно красивого пейзажа, но неспешно-глубокие наблюдения, созерцательное настроение героя обманчивы.  В жизни его присутствуют и любовь,  и трагедия и боль...

«Век воли» - рассказ о встрече двух старых приятелей, давно разведенных жизнью, каждый из них видит в ней свой смысл, и цели у них разные. Непринужденно, в ходе диалога, раскрываются два противоположных характера.  Как часто бывает у Солина, неодушевленные предметы «живут» и действуют по воле автора:
"...триллерообразно скрипнула дверь в нашу с ним относительно благообразную жизнь". Прелесть,  не правда ли?

«Счастливый билет»  - вроде бы всего лишь забавный рассказ об анонимной переписке молодого человека и девушки.  Но какие волшебные слова! Вот фраза, на мой взгляд, журчащая словно ручеек: "...лист, по белой одежде которого тесными стройными рядами побежали узкие строчки, написанные аккуратным, безусловно женским почерком. Так десятичасовым летним утром спускаются к голубой прохладной волне среди нарастающей душистой влажности гиацинтов ступени лестницы из позаимствованных у моря невозмутимо ласковых окатышей".


Рассказ «Кто кого». Интимные, глубинные мысли взрослого мужчины, облеченные в очень точные слова, правильные и целомудренные. За ними чувствуется зрелость автора не только как писателя, но и как человека.


«За пивом» - диалог двух писателей, решивших выступить в соавторстве. Написано забавно,  сочным вкусным языком, и концовка интригующая.

«В Париж, умирать». Мне кажется, в этом рассказе наиболее заметен  потрясающий солинский стиль. Используя всем известные слова, автор складывает их особенным образом, получая неожиданные метафоры. Он будто глядит на окружающее под своим собственным углом и, при безусловном узнавании, читатель замирает в удивлении: «А ведь точно, так оно и есть - но как же он это описал!»
На мой взгляд, загадка (и разгадка) прелести прозы Александра – в красоте слога, в волшебном владении русским литературным языком. Кроме того, в данном рассказе автор поставил перед собой цель отразить страдания, чувства и мысли человека в пяти шагах от смерти. И с этой задачей Солин великолепно справился.


        Более подробно я попробую донести до вас свое впечатление от рассказа «Вояж, как средство от морщин» http://www.proza.ru/2010/01/04/23.
Не стану скрывать, меня, уже давно не молодую девушку, привлекли слова: «средство от морщин». И, думаю, не у меня одной, глядя на заголовок, возникла мысль о каком-нибудь легком заграничном путешествии, в котором героиня (ну вот думалось, что именно дама) отдохнет и, возможно, закрутит романчик…
 
Но прочитав первый абзац рассказа, я, конечно же, пришла в себя и вспомнила, что это Александр Солин, и легкого чтива он не пишет. Меня ждет встреча со Словом и Смыслом:
«Скудный свет, как бюджетное золото, что посылает городу бледное больное солнце и воруется по пути жадными облаками-чиновниками; непролазный снег - меценат сумерек, действующий из одного лишь расчета удобнее устроиться; дни, как сырые дрова, что гаснут, не успев разгореться; ночи, черные, как кинозал без кино, где вместо полноценных снов изредка мелькают обрывки старой хроники; люди и новости, надоевшие, как скудный свет, больное солнце, ворюги-облака, снег-меценат, калеки-дни и имперские ночи вместе взятые – вот декабрь, который надо как-то пережить». 

Уставший от дел, суеты, маеты большого города герой отправляется в «путешествие». Это воображаемый вояж в прошлое, старый проверенный прием, дающий ему возможность мысленно собраться в дорогу, отправиться в путь с людного вокзала, добраться до родных мест и встретиться со своей юностью в далеком городе. Ведь толчком к «вояжу» стала вытащенная наугад из пачки фотография выпускного класса.

Путь до родины не близкий, и Александр с потрясающими образными подробностями ведет по нему читателя, постепенно приближаясь к главному – друзьям юности, девушкам, в которых был влюблен герой, и которые были в него влюблены. Поименно представленные друзья и подруги и их судьбы описаны точными, легкими и необидными штрихами. Писатель и его герой смотрят на них не только с высоты прожитых лет, а отстраненным, совершенно не предвзятым философским взглядом - со стороны, но не свысока. Великолепны воспоминания о жарких ощущениях первой влюбленности и мысль о том, что ничем это не кончилось, и сомнение – а правильно ли распорядились там, наверху, по поводу перспективности юного чувства…

Какими  в чем-то одинаковыми, порывистыми и чистыми были друзья  юности, и как по-разному сложились их судьбы.

"Те же, кто мог и должен был нас просветить, лгали нам - порой заразительно и вдохновенно, порой по простоте душевной. И получились мы светлые и доверчивые. Слишком светлые и слишком доверчивые".

«Его путешествие, которого не было, окончено. Он оставит здесь воздушную водку, подарки и тысячи извинений, увезет назад оправдательные документы и больше никогда сюда не вернется. Конечно, жаль, что он так ни с кем и не встретится, чтобы вместе опрокинуться в прошлое и найти там... Что найти? Миражи сгоревших дней? Аромат увядших радостей?»

Как мудро. Ведь порой возвращение к друзьям юности приносит разочарование. А наш герой, «путешествовавший» лишь в своем воображении, испытал светлые чувства, стряхнул часть груза прожитых лет, отвлекся и чуточку помолодел…


В заключение мне бы хотелось привести фразу из рассказа «Счастливый билет»:
 "Он ощутил легкую зависть вроде той, что испытывал, когда читал достойные стихи из современных, лучше тех, чем сочинял он".

Читая прозу Александра Солина, я испытываю то же – легкую белую зависть и желание работать, совершенствоваться. Понимаю, конечно, что не каждому дано, и пишу я совершенно в другом жанре, и не только талантом, но и масштабом души не дотягиваю, но … хочется дотянуться. Если не дотянуться, то хотя бы прикоснуться к истинному таланту.