Экономика коммунизма наяву?

Алишер Таксанов
(Статья была подготовлена в начале 2001 года для журнала «Экономика и статистика»)
............................................
О развитии общинного хозяйства в Израиле

Мечта создать общество с равными возможностями, ответственностью и собственностью витала у многих мыслителей с древних времен. Все подобные идеи обычно не шли дальше умозаключения и теории, но были и такие, которые практически пытались их осуществить. Например, английский экономист Роберт ОУЭН (1771-1858) пытался организовать «кооперативные общины» в США («Новая Гармония») и в Англии («Арбистон» и «Мизеруэлл»), считая, что счастье возможно на базе общественной собственности. Ячейкой общества должна стать кооперативная община, а основой богатства – обязательный для всех труд, - таково положение экономической теории английского утописта. Оуэн выдвинул принцип: от каждого по способности, каждому – по труду. Чтобы исключить в будущем обществе противоположность между городом и деревней, он предполагал, что занятия в общине земледелием и промышленным трудом будет чередоваться. Но все попытки Оэуна приводили к тому, что коммуны или распадались, или превращались в капиталистические хозяйства. Но некоторые положения социал-утописта были положены в философию киббуцев.

ФИЛОСОФИЯ И ИСТОРИЯ КИББУЦНОГО ДВИЖЕНИЯ

Первые киббуцы были образованы почти сто лет назад, еще в 1910 году в Израиле стали функционировать сельскохозяйственные коммуны, объединявших вначале несколько семей. Прототипами этих семейно-производственных организаций были российские общины, созданные писателем графом Львом Толстым. Нужно заметить, что толстовские коммуны зарекомендовали себя с положительной стороны: они сумели не только показать экономическую эффективность коллективного хозяйства, но и воспитывали профессиональных, грамотных специалистов с широким кругозором. Даже в 20-30 годах они ярко выделялись из тех колхозов, которые насильственным путем формировались большевиками, но это было также и началом их заката: Сталин не мог терпеть организации, имеющих статус независимых. В Год великого перелома коммуны были разогнаны.
В Израиле коммуны наоборот получили широкое развитие. Многие из них, кстати, были организованы меньшевиками, покинувших Россию и переехавших осуществлять свои коммунистические идеи в Палестину. Но в отличие от советских колхозов эти коллективные хозяйства были созданы на принципе исключительной добровольности. Если в 1920 году здесь существовало всего 12 киббуцев с общей численностью членов в 805 человек, то к началу Второй мировой войны – уже 82 с 26,5 тыс. членами. Наибольшего развития они получили в 1991 году, когда в Израиле насчитывалось 270 киббуцев, в котором проживало 129,3 тыс. человек. Некоторые эксперты считают, что такого количества удалось добиться за счет миграции евреев из бывшего СССР. Именно в этих коммунах выходцы увидели то, о чем они мечтали 70 лет и которую им не удалось создать. Однако, в дальнейшем наблюдалась тенденция уменьшения численности коммун до 269 и их членов до 123,9 тыс. человек (на 1995 год). Дело в том, что в нынешних условиях многие израилетяне желают все же иметь собственное дело, быть владельцем частной собственности и распоряжаться собой по своему усмотрению, поэтому некоторые из киббуцников выходят из общин.
Каждый киббуц – это автономное общественное устройство, имеющее свои социальные и экономические принципы функционирования и развития, но между членами коммуны есть прочные обязательства, в частности сотрудничества и взаимной помощи. Эти обязательства формализованы в национальные федерации, которые координируют деятельность каждого члена – киббуца, и обеспечивают его экономическими, общественными, культурными и другими услугами.
Нужно заметить, что в то же время каждый киббуц выступает как четкое социоэкономическое предприятие, базирующееся на принципе «общего кошелька». В этом значении коммуну можно понять как большой дом, но его размеры распространяются не только на одну семью, но и на целое общество (то есть совокупность семей). Киббуц нельзя рассматривать как какую-то деревню (как это может показаться при первом же взгляде), в юридическом смысле он - частная область по отношению к государству и другим предприятиям. Хотя внутри общества складываются коллективные отношения к собственности, а значит к производству, распределению и потреблению продуктов и услуг, при проведении каких-либо экономических операций с иными субъектами хозяйствования киббуц выступает как юридическое лицо и имеет статус негосударственного, частного собственника и хозяйственника. Кстати, никакие общественные дороги не проходят через общины, поскольку киббуци на своей территории возводит свои дороги. Общество в киббуце строит свою жизнь, как особый образец коммунистических отношений, сплачивая членов вокруг коллективной общественной, культурной и экономической деятельности.
Конечно, жители общины проживают в жилых зданиях, находящимся в собственности коммуны, здесь не предусматривается частное владение отдельным строением, транспортом. Если киббуцнику необходимо выехать в город, то ему предоставляют машину, если ему необходима одежда, то по карточке он может ее получить в киббуцном магазине (сейчас, правда, практикуется выдача денег, чтобы семья могла приобрести какие-то вещи за пределами киббуца исходя из личностных желаний). Пока большинство потребления в общине основано на принципе коллективизма, как это и было заложено в первых киббуцах, но время оказывает свое влияние на внутреннюю жизнь общины. Уже сейчас возрастающее влияние консюмеризма провело к перераспределению ресурсов в системе коммуны, например, обладая значительными финансовыми средствами, киббуц при распределении персональных ресурсов (одежды, мебели, бытовой утвари) все больше принимает во внимание индивидуальный выбор киббуцников. Большинство производимых товаров и услуг потребляются в пределах киббуцев, однако невозможно отметать личностный фактор в выборе данной услуги или товара. Этот фактор порой играет серьезную роль в жизни общины.
Все экономические операции выполняются под общественным контролем и безвозмездно со стороны каждого лица, в то же время киббуц демонстрирует наиболее эффективный пример слияния собственности рабочего и управления. То есть, работая на коммуну, каждый работает на себя, на свои потребности, и от качества и количества вложенного труда, самоконтроля и самоответственности зависит экономическое благополучие общины, а значит, и отдельной семьи. Работа есть часть жизненного пути любого киббуцника, и она подлежит учету как вложенный персональный труд на развитие общества. Групповая работа выделяется как общественная необходимая, и при этом минимально подчеркиваются различия статусов работников (к примеру, между начальниками и подчиненными), а десятилетиями сложившиеся трудовые отношения регулируют роль каждого киббуцника на производстве. Между тем, в связи с получением многими членами киббуца узкого высшего образования или специализация и профессиональная подготовка отдельных членов привело к тому, что не всегда коммуна способна предоставить им работу, соответствующую требуемому уровню. Это привело к тому, что все больше участников общины находят работу вне киббуцев, однако в итоге доход от их деятельности получает все равно коммуна.

ГЕОГРАФИЯ И ДЕМОГРАФИЯ КИББУЦЕВ

В 1995 году число киббуцев по сравнению с 1920 годом возросло в 22,4 раза, а население – в 153 раза. Между тем, численность членов киббуцев колеблется, особенно в последнее десятилетие: так, в стране насчитывалось 15 коммун с числом жителей до 99 человек и 10 – с числом свыше 1,0 тыс. В то же время, 46 коммун располагают числом членов от 500 до 599 человек (это 17,1% от общей численности коммун), что позволяет судить о модальном признаке. В то же время подавляющая часть киббуцев – 199 единиц - имеют коллектив от 200 до 699 человек (см. таблицу № 1).

Таблица № 1. Распределение численности членов общин (на 1994 год)
Население, чел. Число киббуцев % Всего население %
1000 и выше 10 3,7 11900 9,6
900-999 2 0,7 1900 1,5
800-899 5 1,9 4300 3,5
700-799 20 7,4 14900 12,0
600-699 29 10,8 18600 14,9
500-599 46 17,1 25600 20,5
400-499 43 16,0 19100 15,3
300-399 45 16,7 15700 12,6
200-299 33 12,3 8500 6,8
100-199 21 7,8 3200 2,6
0-99 15 5,6 900 0,7
Итого 269 100,0 124600 100,0

Киббуцы имеют свои национальных федераций, призванные лоббировать и защищать интересы коммун на государственном уровне. Самый большой из них – Союз Перемещенных Киббуцев, который чаще всего именуется еврейским акронимом (аббревиатурой) TAKAM. В это движение входит 60% всех членов киббуц страны. Следующий союз, также большой по размеру - это Kibbutz Artzi с 32% населения. Третья федерация Kibbutz Dati (религиозная) с 6% населения. Есть два других, более ортодоксальных киббуцных сообществ, объединенных в союз Poeley Agudat Israel (см. таблицу № 2).

Табл.№ 2. Статистика киббуцного движения (на 1995 год)
Киббуцные союзы Численность В %
Киббуцев Населения
«ТАКАМ» 166 75100 60,3
«Киббуцы Артзи» 84 39600 31,8
«Киббуцы Дати» 17 8100 6,5
«Поэлеу Агудат Исраэл» 2 1800 1,4
Итого 269 124600 100,0

Рассматривая дислокацию коммун в географическом смысле, то необходимо сказать, что они разбросаны по всему Израилю, но большинство из них располагаются в северных долинах и Галилейских горах, а также к югу Негевской пустыни. Так, 42% всех киббуцев расположено в Галилее и Негеве, 43,6% - в Жезреельской долине и в Центральном Израиле, остальная часть разбросана в районах реки Иордан, Голландских высот, секторе Газа (см. таблицу № 3).

Табл.№ 3. Географическое расположение киббуцев
Регион Киббуцы Население
Число В % Число В %
Галилей 56 20,8 26700 21,4
Долина реки Иордан 21 7,8 10000 8,0
Жезреельская Долина 48 17,8 26400 21,2
Голландские Высоты 10 3,7 2400 1,9
Центральный Израиль 51 19,0 27900 22,4
Еврейские Холмы 8 3,0 3600 2,9
Негев 66 24,6 25600 20,6
Западный Банк и Газа 9 3,3 2000 1,6

ЭКОНОМИКА КОММУНЫ: ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЯВЛЕНА ВРЕМЕНЕМ

Каковы же объемы собственности киббуцев? Если во всем Израиле общая площадь орошаемых земель достигает 482,5 тыс. акров, то киббуцам из них принадлежит 207,5 тыс. акров, то есть практически 43%. Из общей площади неорошаемых земель коммуны владеют 146,8 тыс. акров или 36,3%. Как видно из этого, сельскохозяйственные общины являются значительными землевладельцами, хотя в киббуцах проживает всего 2% населения страны. В своих садах киббуцники выращивают многие плодовые, кормовые, технические и цитрусовые культуры: только под цитрусовые киббуцы выделяют 10,9 тыс. акров (это 14,5% от общей площади цитрусовых плантаций) и 28,2 тыс. акров – под другие культуры (29,1%).
Более того, киббуцы вносят серьезный вклад в развитие аграрного сектора, в частности, животноводства, птицеводства и рыболовства, обеспечивая страну продовольствием и промышленным сырьем. Например, в 1995 году они имели 17,5 тыс. голов крупного рогатого скота (что составляло 29% от общей численности голов в Израиле), 113,9 тыс. молочного скота (или 40,7%), 78,1 тыс. тонн птицы (или 45,2%), 33,9 тыс. тонн индейки (36,7%). Добавим, что в том же году население получило от киббуцев 538,1 тыс. литров молока (это 51,3% от общего производства в стране) и  11,4 тыс. тонн рыбы (98,8%).
Непосредственно в экономике киббуцев работает 76,7 тыс. человек, то есть почти 62% всех членов коммуны. Удивительно, что это небольшое количество людей практически обеспечивают всю страну необходимыми продуктами питания, промышленными изделиями и сырьем. Стоит сказать, что всего лишь 24 тыс. человек на 389 заводах, принадлежащим коммунам, произвели и продали промышленных товаров на 3,1 млрд. долларов, из них 1/ 3 было экспортировано в другие государства. Статистически получается, что в среднем один рабочий производит продукции на 128 тыс. долларов, а экспортирует на 43 тыс. долларов. 
Подавляющая часть индустрии киббуцев занято в сфере химического производства и производства пластических масс (см. таблицу № 4), что свидетельствует о приверженности коммун к высоким технологиям. О конкурентоспособности их продукции говорит и то, что 1/ 2 часть производимой продукции экспортируется за пределы страны. 79 фабрик и заводов занято в сфере металлообработки, киббуци вывозят за рубеж 28% производимой продукции.

Табл. №4. Промышленное развитие киббуцев (на 1995 год)
Отрасль Количество продаж, в млн. долл. В том числе экспорт, в млн. долл. Число заводов Численность работающих
Производство пластических масс 1156,3 486,0 89 8049
Металлопродукция 532,1 149,0 79 5245
Производство пищевой продукции 506,7 180,0 34 3326
Строительные материалы 184,4 12,0 21 955
Текстиль 165,4 63,0 29 1641
Печатная продукция и бумага 149,6 22,0 16 1237
Электроника 132,3 47,0 30 1256
Мебель 113,2 8,0 20 1006
Фармацевтика 120,6 41,0 26 683
Оптика 29,4 18,0 9 552
Индустриальное обслуживание 12,0 … 15 196
Драгоценности и ювелирные изделия  20,0 15,0 21 283
Всего 3122,0 1041,0 380 24429

Как видно из таблицы №5, коммуны постепенно преображаются в общество сферы услуг, то есть новой фазы пост-индустриального общества. Более 48% занятых работают в сфере услуг, науки и управления. Остальные члены киббуц привержены к труду в материальных отраслях. Таким образом, на фоне развития профессиональной структуры общин можно судить не только о социальной структуре всего Израиля, но и о новых тенденциях экономического развития государства. Как и любые предприятия, киббуцы диверсифицируют свое производство.

Табл. №5. Где работают члены киббуцев (по данным на 1995 год)
Сектор экономики От 15 лет и выше
Численность В %
Сельское хозяйство и рыболовство 13200 17,2
Индустрия и разработка карьеров 20300 26,5
Строительство 1600 2,1
Коммерция и ремонт механики 3900 5,1
Туризм и общественное питание 5900 7,7
Транспорт, хранение грузов и коммуникации 2800 3,7
Финансы и бизнес сервис 6500 8,5
Общественное управление 800 1,0
Образование 10200 13,3
Здравоохранение и благосостояние 7000 9,1
Общественный и личный сервис 3900 5,1
Другие 600 0,8
Итого 76700 100,0

Необходимо заметить, что профессиональный рост киббуцников значительно возрос. Даже работа в сельском хозяйстве требует значительной квалификации. Между тем, в связи с внедрением высоких технологий в киббуцное производство, община стала проявлять заинтересованность в повышении профессиональной подготовки и знаний у своих членов (см. таблицу № 6).

Табл. №6. Профессиональная структура работников киббуцев (данные на 1994 год)
Профессиональная категория (от 15 лет и старше) Численность В %
Научный и академический уровень 3800 4,9
Профессиональные техники 11000 14,3
Управленцы 3000 3,9
Канцелярские сотрудники (клерки) 10600 13,6
Маркетинг, специалисты по рынку 3300 4,2
Занятые в сфере услуг 16900 21,8
Сельскохозяйственные работники 12300 15,8
Квалифицированные работники 12100 15,6
Другие 4600 5,9
Итого 77700 100,0

ЛУЧШЕ САМОМУ УВИДЕТЬ, ЧЕМ УСЛЫШАТЬ

Автор данной статьи лично побывал в многоотраслевом киббуце Yizre’el, расположенном в двух часах езды от Хайфы. Мистер Арни ФРИЕДМАН, руководитель, продемонстрировал экономический уровень коммуны, в котором проживало около 400 человек (среди них были и выходцы из СНГ). Киббуц, с одной стороны, продолжает развивать сельскохозяйственное направление, которое было заложено с самого начала их создания, в частности, животноводство (мясное и молочное, коневодство) и производство комбикормов, цитрусовых, а с другой – немалые усилия прилагает в укреплении новых сфер. Речь идет о высоких технологиях, все больше охватывающих профессиональные кадры и привлекающих внутренние капиталовложения и инвестиции. Так, в киббуце производят пластмассовых роботов «Дельфин», предназначенных для очистки бассейнов. Эта гусеничная машина может двигаться под водой, как по горизонтальной, так и по вертикальной поверхности. «Как это делается – наш промышленный секрет», - похвастался один из конструкторов, и он же добавил, что ежегодно они экспортируют их в страны Латинской Америки, Западной Европы, США и Юго-Восточной Азии на сумму более чем в 13 млн. долларов. Продукцией все больше интересуются и промышленные и научные предприятия, занятые в кораблестроении, обслуживании морских судов.
Одновременно киббуц занят в деревообработке и в небольших цехах производит мебель, пользующуюся спросом в Израиле, поддерживает устремления отдельных членов в раскрытии своего творческого потенциала. В этом смысле жизненная философия киббуца заключается в том, что киббуцники имеют все условия для саморазвития, ибо это тоже приносит доход. Например, в данной коммуне действовала скульптурная мастерская, телестанция, где молодежь и более взрослое поколение раскрывают свои способности.
В другом киббуце (к сожалению, название выпало из памяти), расположенном в районе Мертвого моря, автор ознакомился с работой завода, на котором члены общины производили косметические и фармацевтические препараты из минерального и природного сырья. Нужно сказать, что это приносит неплохой доход, поскольку препараты потребляются не только жителями Израиля и гостями страны, но и экспортируются во многие регионы мира. Учитывая, что Мертвое море богато ресурсами, а со стороны населения имеется долговременный устойчивый спрос на данную продукцию, то можно считать, что киббуци обеспечено процветание на этой хозяйственной специализации.
Кроме того, киббуци владеют широкой сетью гостиниц, санаторно-курортных и лечебных учреждений, которые также экономически развиваются. Поэтому неразумно считать, что коммунистическая собственность, специфика которой наиболее ярко проявилась в Израиле (в отличие от Северной Кореи или Кубы), вымрет в условиях рыночной экономики. Более того, киббуци являются равными элементами этой системы, обеспечивая экономическую конкуренцию многим другим формам собственности и хозяйствования.