Глава 2. 2. Черти притихших омутов

Валентин Левин
(Написано: февраль 2004 г. Предыдущая Глава "Обвальная перестройка" - http://www.proza.ru/2010/02/23/359)

Глава 2.2. Черти притихших омутов

Восстановительное оживление российской экономики в 1998-2003 годах дало хлеб множеству чертей, часть которых родились давно, другие  - в «смутные 90-е».
Черти – это всевозможные оборотни. На свету – в приличной форме, в тени – вампиры.
Чертовщина – когда рассчитываешь на человека, как на человека, а он ведет себя, как не человек. И всегда имеет оправдание - благое намерение.

Черти – не отдельные люди. И вообще, не люди. Это фантомы, вселяющиеся в души людей и вызывающие перерождение личностей. Явления чертовщины сопровождают общества по  всей истории выделения из животного мира. Но особенно массовы там, где люди отчуждены от условий жизнедеятельности.

В здоровом обществе черти – редкость.
В больном -  чертовщина превращается в уклады (способы производства) жизни, в часть экономического базиса

Общие виды чертовщины: обман, мошенничество, предательство, продажность, вымогательство, беспредел, сатанизм.

Экономический базис России поражен чертовскими укладами:
1) фальсификации оценочной информации,
2) мошеннической имитации служебных или договорных действий,
3) злоупотребления служебным или договорным положением (правом),
4) криминального и служебного беспредела,
5) властной чертовщины,
6) внутрипроизводственной чертовщины,
7) воровских рынков.

Каждый попадает в ситуацию, провоцирующую впустить в себя черта. Одни не поддаются. Другие отдаются.

2.2.1. Важным условием жизни в обществе является оценочная информация.
На ее основе заключают и расторгают договоры, открывают финансирование, отгружают (приобретают) продукцию, поощряют и наказывают, принимают на работу, увольняют, избирают и отзывают депутатов, принимают законы…

Дипломы и сертификаты, экспертные заключения, протоколы испытаний, сайты Интернета, реклама, выступления в СМИ, избирательные бюллетени, кнопки электронного голосования, - это носители оценочной информации. Она – продукт чьей-то деятельности. От нее зависят чьи-то дела  и жизни. Ее фальсификация – это особый продукт, -«лжепродукт».

Продажей и куплей лжепродуктов вообще - и фальсифицированной оценочной информации, в частности, - живут, кто впустил в душу черта.
Их не останавливает мысль о многократных убытках тех, кто получит неквалифицированные кадры, неверные экспертные заключения, неправильные данные геологоразведки, неправильные законы, некачественные инструменты, приборы, материалы, сырье и т.д.

Лжепродукты  могут угнетать экономику больше, чем налоги.

2.2.2.Следующий чертовский уклад - мошенническая имитация служебных действий должностными лицами.

Законы, договоры или приказы определяют функции и ограничения, которым должны следовать те или иные исполнители. В этом ряду стоят и функции надзора за ними. Сознательная фальсификация этих функций – массовый уклад экономики России.

Многочисленные инспекторы промышляют имитацией плановых и иных проверок.
Инспекторы экологических, геологических,  природопользовательских и т.д. ведомств, обязанные проверять предприятия,  предлагают услуги подготовки отчетов перед комиссиями, в которых они же и работают.

Волчата в форме сотрудников ГИБДД пасутся на дорогах, - якобы ради безопасности движения, которому ощутимо мешают. Штрафы наличными делят пополам  с наказуемыми – якобы благо для водителей.

Стайки шакалов в форме сотрудников транспортной милиции барражируют по пассажирским поездам, выискивая иммигрантов, - собирают сторублевки - вместо штрафов за «несвоевременную регистрацию». Россию выставляют на посмешище. Обижают бывших советских сограждан, но  себя рядят в благодетели – мол, могли бы  взять и больше…

Законы в руках  этих чертят - эффективные орудия набивания личных карманов. Рукоплещут каждому очередному закону, ужесточающему правила дорожного движения, либо регистрации граждан России или иммигрантов, либо правила землепользования, недропользования, сертификации продукции, получения лицензий и т.д.

Их жатва, как правило,  курируется начальством, вплоть до Москвы. Миллионы ручейков маленьких взяток сливаются в могучие реки, впадающие в карманы высших чиновников. Их законотворческие инициативы –  высший пилотаж чертовского бизнеса.

2.2.3. Безнаказанность чиновнического мошенничества провоцирует активные злоупотребления служебным положением ради дополнительного выкачивания денег из зависимых граждан.
Новация последнего десятилетия – легализация взяток.
Бюрократические организации необъятной России облепляются «малыми» предприятиями, оказывающими «услуги». Например,  оформления «заявлений».
Застрельщик этого бизнеса - с начала 90-х - Госавтоинспекция. Вся услуга-то  – бланк заявления с копией чека о его оплате. Ни  один вопрос оформления или переоформления транспортных средств не рассматривается без этого бланка. Гениально-незатейливая форма приватизации ощутимых платежей населения.

Процедурно-юридическая мафия, от адвокатов до судей, ни одно заявление не рассматривает, если оно написано «не профессионалом». Простейшие заявления в спорах между юридическими лицами стоят от  10.000 рублей и выше.

Налоговая инспекция устроила бум подобному чертовскому бизнесу, выделяет ему площади во всех районных инспекциях – в помощь «малограмотным» предпринимателям. Размножает случаи, когда необходимы официальные заявления, усложняет требования к их формам. А размножающиеся черти помогают их заполнять - на ощутимо платной основе. Будь то составление заявлений о регистрации предприятий, о внесении изменений в Единый государственный реестр или о получении выписок из него, либо помощь в оформлении налоговой отчетности, в том числе в электронном виде и т.д. Как бумажные, так и электронные стандарты отчетности налоговики непрерывно меняют, создавая  монополию «своим» чертенятам.

Обирая активное население, эти черти вносят - ростом продаж  «услуг» - лепту в валовой внутренний продукт, - на радость руководству страны. Молодежь же, пристроенная в «малый бизнес» при налоговых инспекциях, да и в  оную, все чаще смотрит на предпринимателей как на низшее сословие, не скрывая пренебрежения.

Поддержание и обслуживание отчужденности  активного населения (предпринимателей) от необходимых условий производительной деятельности – ключевой момент бюрократического бизнеса.

Вооружившись компьютерными технологиями, российская бюрократия творит революцию в методах отчуждения людей от собственности. Создавая всевозможные «единые реестры», отчуждает юридические и физические лица от прав на собственные юридические реквизиты (названия, адреса), на официальную информацию о себе, на принятие оперативных решений о смене руководства предприятий, о купле-продаже недвижимости и т.д. Каждый шаг, требующий официального подтверждения  себя как собственника недвижимости, собственника или руководителя бизнеса, сопрягается  со все большей необходимостью запросов и платежей бюрократам или в бюрократский бизнес.

Особые схемы злоупотреблений – развитие и обслуживание отчужденности предпринимателей от природных ресурсов. Будь то ископаемые недр или биоресурсы моря, - схема чертовского бизнеса едина. Возьмем золотодобычу. Имея утвержденный проект разработки месторождения и лицензионное соглашение сроком на годы, предприятия держатся в непрерывной зависимости от чиновников. Регулярно должны получать квоту на добычу. В ее обоснование надо отчитаться за выполнение предыдущей квоты, согласовать с чиновниками планы очередного сезона,  подтвердить соблюдение лицензионного соглашения. Квоты раздает высшее московское ведомство. Золотодобытчикам - Гохран. По документам, согласовываемым с районными и областными чиновниками.

Всегда есть отклонения практики от утвержденных проектов и планов. Эти отклонения – золотая жила. Каждый шаг от далекого района до московского Гохрана – это шаг по Клондайку, разрабатываемому множеством благодетелей, в критический момент «выручающих» предприятия и подписывающих документы, несмотря на отклонения.
Фальсификация оценок и мошенническая имитация функций - предварительная фаза. Главная – служебных злоупотреблений - впереди.

Предприятие получит квоту, возьмет кредит, расплатится с чертями и приступит к работе. Но, в разгар сезона, наступит настоящая «чертовщина».
Вызовут руководителя кое-куда и сокрушенно-доверительно сообщат:
«Кое-кому «в верхах» срочно нужны деньги. Есть команда «разверстать» требуемую сумму между «нарушителями». На Вас - такая-то сумма. Вы на грани лишения лицензии. Через три дня - заседание комиссии. Проект решения об отзыве лицензии готов. Если срочно не принесете столько-то, - мы бессильны защитить Вас».
«Пощадите, - молвит руководитель, - «у нас денег - только на дизтопливо да на запчасти. Мы же встанем!».
«Выбирайте, – дизтопливо, или лицензия», - ответят.
И вот, в разгар сезона, останавливается в тайге предприятие, мужики клянут руководителя: «Ни соляры, ни запчастей, ни путевой жратвы, ни…  Будем без заработка!».
Руководитель - чертей поминает: «План не выполним. Квоту не сделаем. Опять будем зимой чертей кормить».
Черти - руки потирают: «Летом взяли – значит, и зимой возьмем!»

Эксплуатация активности населения – лишь один из укладов бюрократического бизнеса.

Существует немало схем прямого разворовывания бюджета. Возможно, Россия – главный претендент на место в Книге рекордов Гиннеса по этим видам воровства. Здесь, судя по прессе, – похищают целиком от траншей внешних займов до целых разделов госбюджета.  Интересно бы узнать, например, как израсходованы средства, собранные в госбюджет  в начале 90-х годов в виде «спецналога на поддержание базовых отраслей промышленности»? Какова судьба множества проектов, исследований и разработок, срочно выполнявшихся тогда в интересах «базовых отраслей»? Время было явно не инновационное, а выполнение подставными фирмами ложных проектов, ложных исследований и разработок – очевидная схема разворовывания бюджета.

2.2.4. Особая тема – служебно-криминальный беспредел.
Что творится «внизу» властной пирамиды, - одного этого достаточно, чтобы ужаснуться. О беспределах «вверху» можно лишь догадываться. В России верна не только пословица «что охраняем – то имеем», но и «кого охраняем – того имеем» и  «с чем боремся – то и творим».

О бандах «оборотней в погонах», занимающихся грабежами и вымогательством,  написано немало. Нужны специальные исследования этих процессов. Нельзя всех обвинять. Среди сотрудников правоохранительных органов много честно исполняющих свой долг. Но общее впечатление жителей России таково, что в России целые отрасли криминального бизнеса монополизированы переродившимися работниками правоохранительных органов, действуют при их личном участии либо под  их контролем.
Это рэкет и «крышевание» бизнеса, проституция, наркоторговля, заказное силовое подавление конкурентов, заказные убийства, заказные вооруженные захваты предприятий, их офисов или имущества.

Невозможно не выделить в этом беспределе сутенерский промысел работников  милиции.

Вспышка массовой проституции – оборотная сторона безработицы, неплатежей и нищенского уровня зарплаты.   На деньги, недоплаченные работягам, покупаются тела их дочерей и жен. А распоясавшиеся менты за «крышевание» жриц любви не только берут деньги,  но и - по всем городам России -  устраивают массовые «субботники», бессовестно глумятся над ними. В некоторых городах менты – в рабочее время, на служебных машинах, не таясь, - расставляют женщин по обочинам дорог, стайками объезжают, контролируют обслуживание клиентов. С грубым насилием запихивают в машины и увозят мешающих им красивых молодых женщин с тех мест, куда тут же выставляют «своих».

Притча во языцах – борьба с наркоторговлей. Только откровенным попустительством со стороны властей можно объяснить масштабы наркоторговли в России.  На каждую разгромленную наркоточку или перехваченную партию зелья приходятся сотни и тысячи, действующих или распространяемых почти открыто. Очереди больной молодежи за «дозой» перед дверями наркоточек  в десятках тысяч подъездов российских домов – привычное зрелище переходных лет, как и фешенебельные особняки наркоторговцев.

2.2.5. Специфическое явление переходной экономики  – массовая властная чертовщина.
Власть – хоть в частной фирме, хоть в государстве – должна быть адекватна подвластному ей организму: обеспечивать эффективную сбалансированность жизненно-важных функций, видеть перспективы, понимать логику развития, быть в «струе» общего развития окружающего мира либо в осознанной оппозиции ему, уметь принимать и выполнять целесообразные решения...

Ключевым моментом адекватности власти является ее возвышенность над частными интересами звеньев и органов, способность формулировать и преследовать объединяющий всех интерес.
Осколки советской суперфабрики, многочисленные партии и другие организации, масса вновь созданных предприятий  стали ареной  стихийного  переформирования властной структуры общества. В управление вторглась логика, свойственная такой низшей форме организации общества, как дикая стая. Борьба за власть идет как между стаями, так и внутри стай. Предприятия, партии и другие организации раздираются этой борьбой.  Ключевое отношение стаи – власть вожака и борьба за лидерство.
Типичным методом смены руководителей стали заказные убийства.
При кадровых назначениях – выше профессионализма – ценится стайная преданность.
Выработка управленческих решений находится в плену стайных интересов.
Руководители нередко действуют в  парадигме внутристайной борьбы за сохранение лидерства.  Боятся окружать себя профессионально сильными коллегами. Усматривая в них «волков»,  стремятся – вместо того, чтобы возвышаться до уровня льва, - избавиться от них, принизить  до уровня «зайцев», либо окружить себя «зайцами», катастрофически снижая дееспособность управленческой структуры. Это проявляется кадровой чехардой, интригами и нервотрепками. Корни властной чертовщины – в отсутствии у бывших  советских граждан культуры быть самостоятельным хозяином, самостоятельным руководителем.

Сменится целое поколение, прежде чем вместо вожаков волчьих стай во главе бизнеса окажутся львы.

Пример властной чертовщины - инфляционное ограбление населения в 1992-1993 годах. Оправдываясь спасением промышленности и бюджетной сферы от кризиса неплатежей, Центробанк осуществлял бешенную эмиссию. Подлинным мотивом был страх потерять власть, страх перед номенклатурной гвардией, сохранявшей командные высоты и манипулировавшей проблемами выплаты зарплаты. Стихию возмущения «гасили» в угоду этой гвардии, выгребая деньги из сбережений тех, к заботе о ком апеллировали.

2.2.6. Формой властной чертовщины в масштабах общества является охота на ведьм.
Ведьмы – это козлы отпущения, на которых черти сваливают свои грехи. Если черти слишком напроказят, так что необходимо оправдаться и успокоить ограбленное население, - ведьмам устраивают массовое кровопускание. Страна покрывается кострищами, на которых жгут людей, проклятых чертями.

«Во всем виноват Чубайс». Этот крылатый лозунг – пример чертовской подготовки к развертыванию массовой охоты на ведьм. В этом же ряду – атаки чертей на «олигархов», которых они же и породили. Постоянное пощипывание «олигархов» и подогревание общественной антипатии к ним – это не просто способ заработать очки  в избирательных гонках. Это страховка чертей на случай серьезного кризиса.  Упадут цены на нефть - кончатся «нефтедоллары» - и массовая охота на ведьм станет способом сохранить власть чертовскому сословию, которое призовет общество к  консолидации в борьбе против заранее указанных врагов.

2.2.7. Господство бюрократических укладов не просто угнетает производительные уклады, но и порождает внутри них своеобразную пятую колонну бюрократии,  извращающую внутрипроизводственную логику и способствующую существенному снижению эффективности производства.

Пятая колонна бюрократии – это должностные лица и сотрудники предприятий, объективно призванные подчинять предприятия требованиям внешней бюрократии. Предприятия вынуждены создавать должности и даже отделы, специализированные на обслуживании бюрократических требований. Внутренние отношения осложняются деятельностью, часто не оправданной логикой производства, возникают излишние барьеры и напряженности, информационная база раскалывается на несовместимые части, управление дезориентируется.

На выполнение бюрократических требований к предприятиям расходуются колоссальные ресурсы.

Убытки предприятий и организаций России по прямым трудозатратам только на обслуживание неразумно организованной налоговой системы превышает 100 миллиардов рублей ежегодно! Но истинные убытки от действующей налоговой системы в несколько раз (!) выше. Мало того, что она вносит раскол внутрь предприятий, вызывая  противостояние между бухгалтерией и  остальными службами. Налоговый кодекс оброс и стремительно продолжает обрастать множеством подзаконных актов, выворачивающих руки и карманы целым отраслям промышленности.

2.2.8. Обзор чертовских укладов неполон без упоминания  множества воровских рынков. Одну из его  форм назовем  таежным рынком.

Таежный рынок – это рынок ворованной техники производственного назначения, запасных  частей и горюче-смазочных материалов.  Поставщиками на этом рынке выступают работники предприятий, которые разукомплектовывают доверенную им технику, сливают с доверенных им транспортных средств и оборудования горюче-смазочные материалы и выносят на рынок. Во многих городах, особенно приближенных к местам сосредоточения предприятий горно-добывающей промышленности – сформировалась целая инфраструктура, обслуживающая продвижение ворованных ценностей производственного назначения к предприятиям-покупателям.

Коренная причина развития таежного рынка – отчужденное отношение наемных работников к своей трудовой деятельности. Для его преодоления необходимо перестраивать внутрипроизводственные отношения. Главные помехи на этом пути - господство стайных форм власти, давление бюрократических укладов и чертовской идеологии, которые подрывают  внутрипроизводственную организацию.

Другим, заслуживающим упоминания, примером воровского рынка, является рынок информации.  Можно лишь догадываться о его оборотах. Многие примеры свидетельствуют, что сведения о гражданах и юридических лицах, которые централизуются у чиновников в силу служебного положения, поступают в заинтересованные коммерческие структуры.  Конкуренты покупают информацию друг о друге. Органы безопасности предприятий – покупают информацию как о контрагентах, так и о собственных работниках.

Нужна законодательная защита граждан и юридических лиц при торговле информацией о них.
(Продолжение: Чеченская война. Смотри здесь: http://www.proza.ru/2010/02/22/717 )