Пылающий гроб

Станислав Афонский
фото автора      

               
        Читатели, в большинстве своём, увидев в заголовке рассказа слово «гроб»,  внутренне напрягаются, желание читать пропадает почти мгновенно и напрочь. Кому, в самом деле, хочется на добром досуге читать про  какой-то там символ скорби человеческой, да ещё и горящий...  Унылость, безнадёга и бренность всего земного. Но не спешите с выводами. Случай действительно волнительный произошёл, но волнение это было интригующим… Как и многое на Кавказе.  Надеюсь, слово пылающий сможет кого-нибудь заинтриговать.
        Как всякое и везде всё имеет начало.  В тот раз он, случай-то, начался в одном из красивейших мест центрального Кавказа, особенно дорогих моему сердцу тем, что с него началась моя горно-туристская биография. В этом же месте она могла  и бесславно окончиться, но всё обошлось – случай же случаю и помог.
        Турбаза  «Архыз». Возле аула с точно таким же названием, только без кавычек.  Один только перевод названия аула звучит уже зловеще: «след селя»… След, однако, уже давно простыл, а понятие сель многим и не знакомо. Так называется очень грозная штука. Смесь воды с грязью и камнями. Мчащаяся с гибельной скоростью.   Об  этом жутком явлении природы, у которой, как известно, даже погоды плохой не бывает, ничто уже не напоминает, кроме названия, а великолепная панорама выглядит очень мирно и экзотически.
          Цель туристов – перейти через несколько перевалов к побережью Чёрного моря. Цель инструкторов туристов – подготовить их к этому подвигу путём тренировочных походов. Один из них – к водопаду, отвесно и красиво сверкающему под солнцем с кружащей голову высоты. Другой – поход в Долину Софии. Чтобы оказаться в ней от турбазы "Архыз" нужно идти пешком часа два – три  вверх по течению изумрудной реки Зеленчук. Путь, для новичков в туризме вообще, а в горном особенно, довольно утомителен – идти приходится  на подъём, не очень крутой, но и не горизонтальный, неся на себе рюкзаки с грузом: своё и продукты на группу. И поклажу, и головы туристов освещает и опаляет очень яркое и очень активное солнце. Вскоре после начала маршрута спины, лбы, носы, и даже ногти на руках, покрываются обильным потом. Кажется,  потеют даже рюкзаки.  Голову необходимо чем-нибудь прикрывать от перегрева и мысленного перенапряжения от дум, типа: а зачем мне всё это надо вместо того, чтобы в комфорте доехать до того же самого синего чёрного на поезде… Развлекать себя такими или подобными думами можно сколько угодно, но уже поздно – поезд ушёл по рельсам, а под ногами -  горная тропа.
          Трудности  горно-пешеходной стези с лихвой окупаются зрелищем необыкновенной красоты. Просто сказочной.  Сквозь струи пота, стелющегося со лба, новичок видит перед собой сверкающую на тёмно-синем фоне горного неба ослепительно белую вершину горы  София с такими же ослепительными снежниками. Стряхнув  усталой рукой трудовой пот, турист замечает вокруг себя поросшие густыми лесами склоны гор, окружающих пейзаж, словно рамкой, роскошные цветники альпийских лугов и ещё одну речку, искрящуюся на камнях дна ущелья. Здесь – долгожданный и натруженный конец тренировочного похода, ночёвка и небольшой сабантуйчик в честь первого горного «крещения». В честь этого же торжества новички несут  на себе и некоторые,  необходимые для его проведения,  составляющие…   
       Угас закат, разгорелся костерок, голубоватый  дым романтически поднимается, и даже можно сказать – струится, к безоблачному небу. Возле костра начинается таинство суеты  предвкушения горно-походного  пиршества. Девушки, блистая тугими декольте под штормовками и стройными ножками под джинсами,  смеются несколько оживлённее обычного, мастеря какие-то удивительные блюда. Ну, и, конечно, шашлык. Мужчины  подтаскивают сучья, найденные окрест, а я сосредоточенно делаю своё, самое главное, дело: укладываю эти дрова в костёр и «алхимничю» над сюрпризом – им я нещадно интриговал всю группу весь день.
         Все  в той или иной степени заняты, как вдруг в доносящийся из-за кустов шумок речки вмешался посторонний звук -  перестук конских копыт и возле костра появилось несколько всадников в папахах и в бурках. Сразу ассоциации - старинная коробка папирос «Казбек» с картинкой: сахарная пирамида горы и всадник на лихом коне. Чего и не хватало для полного впечатления от гор кавказских.   Они и вправду очень эффектно смотрелись на своих конях. Одно слово – джигиты.  Покрасовавшись, экзотические гости вежливо, и даже галантно, поздоровались, весело скаля зубы из под папах, сказали несколько острот и комплиментов нашим туристкам,  предложили «кр-расавыцам» прокатиться верхом на конях.
        О-о-о!  На конях! Верхом! По горному ущелью!.. Да сфотографироваться!.. Где тут устоять. Несколько  минут неглубоких легкомысленных раздумий , и несколько доблестных девчонок решили превратиться в амазонок, хотя бы на время.   Но верхом ездить никто не умеет, кроме, разумеется, джигитов, и наши наездницы, счастливо, и кокетливо, улыбаясь, согласились сесть на коня  вместе с ними в одно седло. Впереди  всадников… Сесть на коня верхом – дело для неумех не простое – в одиночку не получится. И джигиты помогли, поддерживая повизгивающих девиц то за бедро снизу, то повыше…
    Теперь попрошу немножко напрячь воображение и  представить себе как это выглядит… И ощущения самих джигитов, с учётом их кавказских  темпераментов, когда девушка, верхом, сидит практически на их…ногах своим традиционным, и крайне соблазнительным, местом для сидения... Тут каждый мужчина, будь он хоть трижды не кавказец, почувствует  одно и то же… Если он мужчина, разумеется...
         Как бы то ни было, но вскоре лихие всадники и всадницы  скрылись в глубине ущелья и конский топ  постепенно затих вдали…Завистливо поглядев им во след, оставшиеся туристки вернулись к прерванным  занятиям, с нетерпением ожидая своей очереди… Однако темнело всё гуще и гуще. Звёзды, крупные  как нигде, кроме гор, замигали над вершинами.  Луна с любопытством выглянула из-за хребта: что там у вас с вечеринкой?.. С вечеринкой было никак. Все ждали ускакавших, а их  всё  не было…
        Но вот  издали  донёсся какой-то дробный стук. Странным он показался, потому что  на стук конских копыт не походил, но имел ритм хорошего галопа.  Звук  всё ближе и ближе и вот показалась… бегущая во весь опор наша Тамара. Без коня и джигита на нём.
        -  Почему одна?  Где конь?  Где джигит?  Где остальные?!
        Внятных ответов не последовало. Тамара, жгучая гоубоглазка-блондинка в синем трико, обтягивающем ноги и выше так, что не оставалось никаких внешних секретов, неопределённо махнула рукой куда-то назад и поспешно спряталась в темноту  за моей  спиной. 
      -  Да что случилось-то?
       -  Я у-убежала… Он т-там остался… Он хотел…
      Чего хотел джигит она не договорила – дыхание перехватило. И не мудрено: это с какой же скоростью надо  бежать, какаую прыть иметь, чтобы  верхового скакуна обогнать?..
      Через несколько минут возле костра замер уже конский галоп и из мрака ночи появились сверкающие глаза лошади и всадник над ними. Он был хмур и агрессивен, как настоящий абрек.
       -  Гдэ Тамар?!  Гдэ  эта каварный жэнщына?  Гдэ  этот  обманщыца? – обратился он  сначала к пространству, а потом, заприметив в нём меня, и ко мне.
       -  Не знаю, дорогой, - ответил я. – А в чём она тебя обманула?
       -  В чём, в чём! Мэня!  Она и тэбя обманет!  Она всех мужчин обманет! Где Тамара?! – и рука его потянулась к тому месту, где, как всем известно, каждый кавказский джигит считает своим почётным долгом носить кинжал… Кинжалы же у них, надо отметить, такие острые, что бритва по сравнению с ними – тупой обух  старого топора.   
       Дело принимало вполне скверный оборот. Одна за другой появились в свете огня и луны «амазонки».  Кое-кто заплакан и все – испуганы.  Джигиты  нервно смеются,   злы и явно провоцируют  скандал, а то и поножовщину. Превосходство сил  на их стороне:  шестеро вооружённых  против трёх безоружных туристов. Два других мужчины из нашей группы, отправившиеся в поход с детьми и жёнами, предпочли  по добру – по здорову укрыться в своих палатках и не высовываться от греха, и джигитов, подальше.
       Что делать?.. Посредником мог бы выступить инструктор, тоже «лицо кавказской национальности», но он вернулся на базу по каким-то своим надобностям.   Раздумывая с деланно безразличным видом, медленно подбрасываю в костёр дровишки. Кавказцы подбрасывают провокационные реплики, изощряются и издеваются... Огонь разгорается всё  больше… Что там у них произошло, завернись они все в блин?.. Не задавай себе дурацких вопросов: «что»… Загадка века: «что»… Джигиты резонно подумали: если женщина, у которой всё наружу, садится верхом на ноги мужика и подпрыгивает на них ритмично и долго…Что с ней надо делать?.. А не сделалось. Женщина вдруг  стала против. А зачем садилась, а?  А зачем прыгала, а?!  Выхода  страсти нет, а выход страсти нужен. И немедленно.
         С кулаками против кинжалов… Трое против шестерых…Это вам, ребята, не то, что шестеро против троих…
        И вдруг: идея!
      -  Да бросьте вы, мужики, скандалить! Женщины, женщины… Всегда мужиков обманывают, редиски.  Так давайте  будем мужчинами –  выпьем, что Бог послал.
      -   А что там у тэбя - есть что выпить?  Чай, что ли, который, вон, на твоём тухлом костре варится?
      - Да хотя бы и чай. Он у меня особенный.
      -  Вах, смотрите: чай у нэго особэнный. Пей его сам со своими бэзабразными  жэнщынами!
        Это вот уж они напрасно: девушки в нашей группе – хоть всех в фото-модели. Из-за безобразных так бы не свирепели… «Бэзабразных»  на себя не посадили бы…
       «Чай»  между тем, заглядываю в котёл,  почти готов… Обматываю правую руку первой, попавшейся под руку, тряпицей. В левую - горящую головешку из костра тащу. Горцы заливаются глумливым смехом: вай какой глупый!.  Быстро поднимаю крышку над котлом,  сую под неё головёшку…  Котёл шибает во все стороны ярким голубым пламенем…
        Мёртвая  тишина. Джигиты немеют, с отвисшими челюстями и круглыми глазами глядя завороженно  на мой горящий «чай».
     -  Ва!  И ты будешь это пить?!
     -  Конечно, буду, да ещё как!  – бодренько отвечаю, лихорадочно придумывая дальнейший ход.
        Своё варево в горящем виде пробовать не приходилось никогда, но марку держать в данном случае  просто жизненно  необходимо вполне возможно, что и буквально.
        Наливаю жидкость в металлическую кружку. Языки пламени из черпака норовят лизнуть мою руку. Горит ещё, но скоро погаснет… Подношу ко рту и в самый последний момент, дунув, гашу огонь. Медленно,  со вкусом, крошечными глотками пью, делая вид, что не обжигаюсь… Кавказцы смотрят на меня, как на обречённого смертника. Но я выживаю, с удовольствием облизываюсь, изображая «райское наслаждение».
        -  Ну, что, ребята? Наливать?  Али как?.. Девчата, дайте, пожалуйста, каждому гостю кружки. Можно тому, с кем  скака… кхм,  ехали.
         Девушки робко появились на свет. Тамара успела переодеться в широкие штаны… Другие тоже преобразились…Глазки долу, ножек не видать, декольте исчезли…
          
        На этом неприятный инцидент оказался исчерпанным, а «чай» с воодушевлением выпитым до дна и даже глубже. После первой же кружки джигиты сильно подобрели. Коварные женщины не только нашей компании, но и всего мира, были прощены, а у робко выползшей из-за моей спины Тамары её «коллега по лошади» даже попросил прощения с совершенно искренним видом и рыцарской галантностью.  Праздник удался. Почуяв перемену ситуации, из своих укрытий повылезали и семейные. Увидев детей, «абреки» окончательно растрогались, достали из перемётных сум сладкие чурчхелы, подарили ребятишкам. Мы пели свои туристские песни, джигиты исполнили свои и даже сплясали лезгинку. Уже далеко за полночь, тепло попрощавшись, ускакали во мрак, продолжая напевать весёлые песни на своём кавказском языке …
         А утром мы обнаружили возле потухшего, но ещё дымящегося, костра значительных размеров котёл со свежим айраном и вкуснейший кавказский сыр.  Всё, заметьте, бесплатно, хотя мы и не были мышами  в мышеловке…
        В  Авадхаре нас догнала идущая следом другая группа туристов, проводившая ночь в той же Долине Софии дня через два после нас.
        -  Слушайте, ребята: чем вы поили тамошних джигитов?   
        -  Чаем поили… Цейлонским.  А что?
        -  Да, понимаете,  сидим вечером у костра, вдруг из темноты появляется несколько местных в папахах и спрашивают: у вас гроб есть?..
        Представляете?.. Сидят люди тихо – мирно. Никого не трогают, звёздами любуются, песни поют, и  вдруг какие-то мрачные личности  интересуются  у них  насчёт гроба…   
      -  К-какой такой г-гроб? Зачем вам?.. Что вы в виду имеете?..
      - Да так, интэресуемся… Вот  перед вами группа была, так у них такой гроб был, такой вкусный, такой гарячий, такой крэпкий  гроб…
      И джигиты, скорбно поникнув головами, махнули рукой и  удалились, оставив несчастных  с мозгами, напрочь закрученными в тугую спираль: у каких-то чокнутых горных туристов есть  гроб, который они невесть зачем таскают  с собой по перевалам, да он ещё у них  «горячий и вкусный»…
      А вся загвоздка  в том, что варево, которое  я  кипятил на костре, называлось грог… Последнюю букву этого слова кавказцы просто перепутали, или не расслышали, или позабыли под его  горячим воздействием
      Вот какую положительную роль  сыграл грог в разгоравшемся почти международном и почти вооружённом конфликте. А вы говорите: алкоголь вреден… Это, ведь, какой алкоголь… Может быть, вовремя выпитый  согревающий души напиток  способен гасить конфликты, а тогда и гробов меньше понадобится?..