фото автора
Читатели, в большинстве своём, увидев в заголовке рассказа слово «гроб», внутренне напрягаются, желание читать пропадает почти мгновенно и напрочь. Кому, в самом деле, хочется на добром досуге читать про какой-то там символ скорби человеческой, да ещё и горящий... Унылость, безнадёга и бренность всего земного. Но не спешите с выводами. Случай действительно волнительный произошёл, но волнение это было интригующим… Как и многое на Кавказе. Надеюсь, слово пылающий сможет кого-нибудь заинтриговать.
Как всякое и везде всё имеет начало. В тот раз он, случай-то, начался в одном из красивейших мест центрального Кавказа, особенно дорогих моему сердцу тем, что с него началась моя горно-туристская биография. В этом же месте она могла и бесславно окончиться, но всё обошлось – случай же случаю и помог.
Турбаза «Архыз». Возле аула с точно таким же названием, только без кавычек. Один только перевод названия аула звучит уже зловеще: «след селя»… След, однако, уже давно простыл, а понятие сель многим и не знакомо. Так называется очень грозная штука. Смесь воды с грязью и камнями. Мчащаяся с гибельной скоростью. Об этом жутком явлении природы, у которой, как известно, даже погоды плохой не бывает, ничто уже не напоминает, кроме названия, а великолепная панорама выглядит очень мирно и экзотически.
Цель туристов – перейти через несколько перевалов к побережью Чёрного моря. Цель инструкторов туристов – подготовить их к этому подвигу путём тренировочных походов. Один из них – к водопаду, отвесно и красиво сверкающему под солнцем с кружащей голову высоты. Другой – поход в Долину Софии. Чтобы оказаться в ней от турбазы "Архыз" нужно идти пешком часа два – три вверх по течению изумрудной реки Зеленчук. Путь, для новичков в туризме вообще, а в горном особенно, довольно утомителен – идти приходится на подъём, не очень крутой, но и не горизонтальный, неся на себе рюкзаки с грузом: своё и продукты на группу. И поклажу, и головы туристов освещает и опаляет очень яркое и очень активное солнце. Вскоре после начала маршрута спины, лбы, носы, и даже ногти на руках, покрываются обильным потом. Кажется, потеют даже рюкзаки. Голову необходимо чем-нибудь прикрывать от перегрева и мысленного перенапряжения от дум, типа: а зачем мне всё это надо вместо того, чтобы в комфорте доехать до того же самого синего чёрного на поезде… Развлекать себя такими или подобными думами можно сколько угодно, но уже поздно – поезд ушёл по рельсам, а под ногами - горная тропа.
Трудности горно-пешеходной стези с лихвой окупаются зрелищем необыкновенной красоты. Просто сказочной. Сквозь струи пота, стелющегося со лба, новичок видит перед собой сверкающую на тёмно-синем фоне горного неба ослепительно белую вершину горы София с такими же ослепительными снежниками. Стряхнув усталой рукой трудовой пот, турист замечает вокруг себя поросшие густыми лесами склоны гор, окружающих пейзаж, словно рамкой, роскошные цветники альпийских лугов и ещё одну речку, искрящуюся на камнях дна ущелья. Здесь – долгожданный и натруженный конец тренировочного похода, ночёвка и небольшой сабантуйчик в честь первого горного «крещения». В честь этого же торжества новички несут на себе и некоторые, необходимые для его проведения, составляющие…
Угас закат, разгорелся костерок, голубоватый дым романтически поднимается, и даже можно сказать – струится, к безоблачному небу. Возле костра начинается таинство суеты предвкушения горно-походного пиршества. Девушки, блистая тугими декольте под штормовками и стройными ножками под джинсами, смеются несколько оживлённее обычного, мастеря какие-то удивительные блюда. Ну, и, конечно, шашлык. Мужчины подтаскивают сучья, найденные окрест, а я сосредоточенно делаю своё, самое главное, дело: укладываю эти дрова в костёр и «алхимничю» над сюрпризом – им я нещадно интриговал всю группу весь день.
Все в той или иной степени заняты, как вдруг в доносящийся из-за кустов шумок речки вмешался посторонний звук - перестук конских копыт и возле костра появилось несколько всадников в папахах и в бурках. Сразу ассоциации - старинная коробка папирос «Казбек» с картинкой: сахарная пирамида горы и всадник на лихом коне. Чего и не хватало для полного впечатления от гор кавказских. Они и вправду очень эффектно смотрелись на своих конях. Одно слово – джигиты. Покрасовавшись, экзотические гости вежливо, и даже галантно, поздоровались, весело скаля зубы из под папах, сказали несколько острот и комплиментов нашим туристкам, предложили «кр-расавыцам» прокатиться верхом на конях.
О-о-о! На конях! Верхом! По горному ущелью!.. Да сфотографироваться!.. Где тут устоять. Несколько минут неглубоких легкомысленных раздумий , и несколько доблестных девчонок решили превратиться в амазонок, хотя бы на время. Но верхом ездить никто не умеет, кроме, разумеется, джигитов, и наши наездницы, счастливо, и кокетливо, улыбаясь, согласились сесть на коня вместе с ними в одно седло. Впереди всадников… Сесть на коня верхом – дело для неумех не простое – в одиночку не получится. И джигиты помогли, поддерживая повизгивающих девиц то за бедро снизу, то повыше…
Теперь попрошу немножко напрячь воображение и представить себе как это выглядит… И ощущения самих джигитов, с учётом их кавказских темпераментов, когда девушка, верхом, сидит практически на их…ногах своим традиционным, и крайне соблазнительным, местом для сидения... Тут каждый мужчина, будь он хоть трижды не кавказец, почувствует одно и то же… Если он мужчина, разумеется...
Как бы то ни было, но вскоре лихие всадники и всадницы скрылись в глубине ущелья и конский топ постепенно затих вдали…Завистливо поглядев им во след, оставшиеся туристки вернулись к прерванным занятиям, с нетерпением ожидая своей очереди… Однако темнело всё гуще и гуще. Звёзды, крупные как нигде, кроме гор, замигали над вершинами. Луна с любопытством выглянула из-за хребта: что там у вас с вечеринкой?.. С вечеринкой было никак. Все ждали ускакавших, а их всё не было…
Но вот издали донёсся какой-то дробный стук. Странным он показался, потому что на стук конских копыт не походил, но имел ритм хорошего галопа. Звук всё ближе и ближе и вот показалась… бегущая во весь опор наша Тамара. Без коня и джигита на нём.
- Почему одна? Где конь? Где джигит? Где остальные?!
Внятных ответов не последовало. Тамара, жгучая гоубоглазка-блондинка в синем трико, обтягивающем ноги и выше так, что не оставалось никаких внешних секретов, неопределённо махнула рукой куда-то назад и поспешно спряталась в темноту за моей спиной.
- Да что случилось-то?
- Я у-убежала… Он т-там остался… Он хотел…
Чего хотел джигит она не договорила – дыхание перехватило. И не мудрено: это с какой же скоростью надо бежать, какаую прыть иметь, чтобы верхового скакуна обогнать?..
Через несколько минут возле костра замер уже конский галоп и из мрака ночи появились сверкающие глаза лошади и всадник над ними. Он был хмур и агрессивен, как настоящий абрек.
- Гдэ Тамар?! Гдэ эта каварный жэнщына? Гдэ этот обманщыца? – обратился он сначала к пространству, а потом, заприметив в нём меня, и ко мне.
- Не знаю, дорогой, - ответил я. – А в чём она тебя обманула?
- В чём, в чём! Мэня! Она и тэбя обманет! Она всех мужчин обманет! Где Тамара?! – и рука его потянулась к тому месту, где, как всем известно, каждый кавказский джигит считает своим почётным долгом носить кинжал… Кинжалы же у них, надо отметить, такие острые, что бритва по сравнению с ними – тупой обух старого топора.
Дело принимало вполне скверный оборот. Одна за другой появились в свете огня и луны «амазонки». Кое-кто заплакан и все – испуганы. Джигиты нервно смеются, злы и явно провоцируют скандал, а то и поножовщину. Превосходство сил на их стороне: шестеро вооружённых против трёх безоружных туристов. Два других мужчины из нашей группы, отправившиеся в поход с детьми и жёнами, предпочли по добру – по здорову укрыться в своих палатках и не высовываться от греха, и джигитов, подальше.
Что делать?.. Посредником мог бы выступить инструктор, тоже «лицо кавказской национальности», но он вернулся на базу по каким-то своим надобностям. Раздумывая с деланно безразличным видом, медленно подбрасываю в костёр дровишки. Кавказцы подбрасывают провокационные реплики, изощряются и издеваются... Огонь разгорается всё больше… Что там у них произошло, завернись они все в блин?.. Не задавай себе дурацких вопросов: «что»… Загадка века: «что»… Джигиты резонно подумали: если женщина, у которой всё наружу, садится верхом на ноги мужика и подпрыгивает на них ритмично и долго…Что с ней надо делать?.. А не сделалось. Женщина вдруг стала против. А зачем садилась, а? А зачем прыгала, а?! Выхода страсти нет, а выход страсти нужен. И немедленно.
С кулаками против кинжалов… Трое против шестерых…Это вам, ребята, не то, что шестеро против троих…
И вдруг: идея!
- Да бросьте вы, мужики, скандалить! Женщины, женщины… Всегда мужиков обманывают, редиски. Так давайте будем мужчинами – выпьем, что Бог послал.
- А что там у тэбя - есть что выпить? Чай, что ли, который, вон, на твоём тухлом костре варится?
- Да хотя бы и чай. Он у меня особенный.
- Вах, смотрите: чай у нэго особэнный. Пей его сам со своими бэзабразными жэнщынами!
Это вот уж они напрасно: девушки в нашей группе – хоть всех в фото-модели. Из-за безобразных так бы не свирепели… «Бэзабразных» на себя не посадили бы…
«Чай» между тем, заглядываю в котёл, почти готов… Обматываю правую руку первой, попавшейся под руку, тряпицей. В левую - горящую головешку из костра тащу. Горцы заливаются глумливым смехом: вай какой глупый!. Быстро поднимаю крышку над котлом, сую под неё головёшку… Котёл шибает во все стороны ярким голубым пламенем…
Мёртвая тишина. Джигиты немеют, с отвисшими челюстями и круглыми глазами глядя завороженно на мой горящий «чай».
- Ва! И ты будешь это пить?!
- Конечно, буду, да ещё как! – бодренько отвечаю, лихорадочно придумывая дальнейший ход.
Своё варево в горящем виде пробовать не приходилось никогда, но марку держать в данном случае просто жизненно необходимо вполне возможно, что и буквально.
Наливаю жидкость в металлическую кружку. Языки пламени из черпака норовят лизнуть мою руку. Горит ещё, но скоро погаснет… Подношу ко рту и в самый последний момент, дунув, гашу огонь. Медленно, со вкусом, крошечными глотками пью, делая вид, что не обжигаюсь… Кавказцы смотрят на меня, как на обречённого смертника. Но я выживаю, с удовольствием облизываюсь, изображая «райское наслаждение».
- Ну, что, ребята? Наливать? Али как?.. Девчата, дайте, пожалуйста, каждому гостю кружки. Можно тому, с кем скака… кхм, ехали.
Девушки робко появились на свет. Тамара успела переодеться в широкие штаны… Другие тоже преобразились…Глазки долу, ножек не видать, декольте исчезли…
На этом неприятный инцидент оказался исчерпанным, а «чай» с воодушевлением выпитым до дна и даже глубже. После первой же кружки джигиты сильно подобрели. Коварные женщины не только нашей компании, но и всего мира, были прощены, а у робко выползшей из-за моей спины Тамары её «коллега по лошади» даже попросил прощения с совершенно искренним видом и рыцарской галантностью. Праздник удался. Почуяв перемену ситуации, из своих укрытий повылезали и семейные. Увидев детей, «абреки» окончательно растрогались, достали из перемётных сум сладкие чурчхелы, подарили ребятишкам. Мы пели свои туристские песни, джигиты исполнили свои и даже сплясали лезгинку. Уже далеко за полночь, тепло попрощавшись, ускакали во мрак, продолжая напевать весёлые песни на своём кавказском языке …
А утром мы обнаружили возле потухшего, но ещё дымящегося, костра значительных размеров котёл со свежим айраном и вкуснейший кавказский сыр. Всё, заметьте, бесплатно, хотя мы и не были мышами в мышеловке…
В Авадхаре нас догнала идущая следом другая группа туристов, проводившая ночь в той же Долине Софии дня через два после нас.
- Слушайте, ребята: чем вы поили тамошних джигитов?
- Чаем поили… Цейлонским. А что?
- Да, понимаете, сидим вечером у костра, вдруг из темноты появляется несколько местных в папахах и спрашивают: у вас гроб есть?..
Представляете?.. Сидят люди тихо – мирно. Никого не трогают, звёздами любуются, песни поют, и вдруг какие-то мрачные личности интересуются у них насчёт гроба…
- К-какой такой г-гроб? Зачем вам?.. Что вы в виду имеете?..
- Да так, интэресуемся… Вот перед вами группа была, так у них такой гроб был, такой вкусный, такой гарячий, такой крэпкий гроб…
И джигиты, скорбно поникнув головами, махнули рукой и удалились, оставив несчастных с мозгами, напрочь закрученными в тугую спираль: у каких-то чокнутых горных туристов есть гроб, который они невесть зачем таскают с собой по перевалам, да он ещё у них «горячий и вкусный»…
А вся загвоздка в том, что варево, которое я кипятил на костре, называлось грог… Последнюю букву этого слова кавказцы просто перепутали, или не расслышали, или позабыли под его горячим воздействием
Вот какую положительную роль сыграл грог в разгоравшемся почти международном и почти вооружённом конфликте. А вы говорите: алкоголь вреден… Это, ведь, какой алкоголь… Может быть, вовремя выпитый согревающий души напиток способен гасить конфликты, а тогда и гробов меньше понадобится?..