О Хармсе

Захар Гинзбург
По поводу Хармса...
Мне кажется, я неплохо его чувствую.

Слабый, болезненный, раздражённый, кислый, вечно ноющий, вечно тоскующий, глобально недовольный всем и в первую очередь собой, замкнутый - погружённый в себя, в размышление и в созерцание - в общем, чисто еврейский тип…

Я читал недоуменную статью:
"Как мог Хармс, писавший такие детские стихи, говорить такие ужасы о детях?!"
(Он действительно говорил о детях дико. "Дети - это гадость" - это ещё самое мягкое.)

Мне кажется, Хармс писал хорошие детские стихи не из любви к детям, а потому, что сам не повзрослел.
Отсюда и его слова о детях: не повзрослевший человек не может любить детей так, как их любит взрослый.

Отношение Хармса к детям - это отношение капризного болезненного ребёнка к своему новорожденному брату:
"Раньше всё внимание и вся забота были мне, а теперь - этому хнычущему пузырю.
И я тоже должен о нём беспокоиться...
Зачем он вообще нужен?!"

Отсюда и "распущенность": физиология взрослая, а психология детская и болезненная - капризная, безвольная...

Я как-то скептически отношусь к "загадкам личности".
По-моему, разгадки большинства этих загадок можно найти в медицинском справочнике...