Бездонный колодец Андрея Тарковского

Алкора
     Истина, утверждают китайцы, это «и то, и это одновременно». Мой любимый режиссер Андрей Тарковский  озабочен не столько объяснением мира, сколько попыткой понять человека. Проблема совести, выбора своего пути и анализа наших поступков при взгляде на них сверху – вот главные темы его фильмов. 

   В его «Сталкере» есть чудный эпизод. Почти добравшись до заветной точки путешествия в Зоне, искатели счастья присели возле колодца. Один из них бездумно кинул в него булыжник. И… ничего не произошло. И только, когда брошенный вниз камень был всеми почти забыт, неожиданно раздался звук его падения. «Вот и еще один эксперимент!» - глубокомысленно заметил герой.

     Тарковский не удосуживается ничего к этому добавить. Он вообще не любит давать нам скучных комментариев – кто понял, тот понял. Нашу собственную душу – бездонный колодец, не познаешь в одночасье и, идя к этой цели известными и предсказуемыми путями. Мы ищем дорогу в заветную комнату, исполняющую желания или  избавляющую от страданий, а решения проблем находятся вовсе не там, в нас самих - в бездонном колодце нашего я,  подобному бесконечному миру, который этот колодец отражает.

    Критерии добра и зла, блага и вреда нам придется, хотим мы этого или нет, определить самостоятельно, опираясь только на свою интуицию и совесть. Не исключено, что они у каждого чуть-чуть свои – мы имеем разный опыт, разное предназначение и различные возможности. Из целого и необъятного по своим возможностям мира мы сможем отразить в себе ровно столько, на сколько для этого подготовлены.