День расстрела парламента

Владислав Карпешин
4 октября 1993 года. Выстрелы раздались в полном соответствии с ультиматумом Шумейко о возможных мерах насилия к Верховному Совету России.


В этот день я ехал на работу в каком-то оцепенении. Страшно хотелось вернуться назад. Преследовало ощущение, будто бросаюсь с зеленой лужайки в зловонное болото.
Но вернуться было нельзя. Потерять самоуважение было еще горше.

На электричке до Филей, там, на метро до центра, лучше до Александровского сада, и еще немножко пешком. Воздвиженка, 4. Привычный маршрут.
Место моей работы – Приемная Верховного Совета РФ. Как раз напротив Кремля.

Последние дни мы дежурили круглосуточно и ждали нападения именно у себя, поскольку были ближе всего к цитадели президента.
Приемная занимала всего два этажа, в остальных располагались представительства регионов, и еще какие-то конторы. Оружия у нас не было, но приемную охранял специальный офицерский отряд МВД. Вот эти ребята были вооружены на славу, и УЗИ, и десантные автоматы Калашникова, и даже новейшие чешские пистолеты – автоматы.
В случае стрельбы в тесных помещениях, нет сомнения, что первыми бы положили нас, работников приемной.

А в ноябре 1991 года мои коллеги по прокуратуре Союза ССР, провожая меня на работу в Верховный Совет, убежденно говорили, что Белый дом – сама стабильность, как же – оплот демократии.
Это было второе предложение о работе в парламенте, первый раз не сложилось, а второе предложение я принял, понимая, что в скором времени лишусь своей тогдашней работы.

Советский Союз был ликвидирован, и в начале 1992 года рухнули все союзные структуры.
Это миф, что СССР развалился сам по себе, прежнюю страну целенаправленно и систематически разваливали, прежде всего «демократы» России, а уже потом национальные республики.

Три дня назад, мы, получив соответствующее поручение, должны были проникнуть в здание Верховного Совета на Краснопресненской набережной, т.е. в так называемый «Белый дом».
Что оказалось совершенно невозможным делом, бойцы дивизии им. Дзержинского образовали три непроходимых кольца, а последнее было замкнуто водометными машинами и БМП таким образом, что не проскочила бы и мышь.
С внешней стороны толпился какой-то народ, играла гармошка, и один наш работник, ветеран ВОВ, решил остаться, погулять, на свою беду.
Мы же, убедившись в тщетности своих попыток, возвратились назад.

На следующий день наш ветеран пришел на работу со следами жестоких побоев. Оказывается, примерно через час после нашего ухода, была дана команда и дзержинцы начали избивать присутствовавших людей,  причем делали они это крайне жестоко, поскольку для поддержания «боевого духа» их держали впроголодь.

Поэтому просто смешным кажется утверждение, что защитники Верховного Совета спровоцировали применение силы, вначале испугав солдат дивизии МВД, а когда те разбежались, то заняли их место около Белого дома, и затем совершили  налет на телебашню. Такие вот пугливые оказались солдаты и милиционеры.

Однако, помнится, как стреляли из крупнокалиберных пулеметов в безоружных «налетчиков» около телебашни.

Конечно, это была тщательно продуманная и хорошо организованная провокация, необходимая для расстрела Белого дома.
Вообще, «демократическое» движение с конца 80-х годов прошлого столетия отличалось двумя характерными чертами. Предательством и провокацией.

Ну, а в этот день, с тяжелым сердцем, и с самыми нехорошими предчувствиями, я дошел до работы и увидел в дверях нервно курящего парня из нашей охраны. На душе сразу отлегло.
- Уходите, немедленно уходите! Иначе Вас арестуют! В Вашем кабинете уже сидит следователь и ворошит Ваши бумаги, - офицер замахал руками, как будто прогоняя меня.

Мгновенно исчез страх, и вместо него возникла холодная злость.
Быстро проскочив по пустому коридору, зашел в свой кабинет, там сидел следователь и внимательно рассматривал мои бумаги, изъятые из сейфа самым элементарным способом при помощи дубликата ключей.

- Вряд ли Вы что-нибудь найдете, уличающее в измене родины. И вообще, существуют определенные УПК правила изъятия документов, или это делается в присутствии и  с согласия хозяина документов.
В глазах следователя плеснулось бешенство и неясно, чем бы закончилась наша стычка, если бы не раздался знакомый голос.

- Карпешин, мать твою, ты то, что тут делаешь, и тебя загребли в бригаду! Но постой, ведь у тебя другая специализация, - таким образом, приветствовал меня старший из группы, большинство из которых я знал еще по прокуратуре Союза.
- Да, я, нынче, враг народа. По другую сторону баррикад.
- Ладно тебе дурака валять. Конечно, в дерьмо мы вляпались такое, что не расхлебать. Но мы же люди государственные, понимать должен.

Побалагурив, группа удалилась, и мы уже спокойно поговорили со следователем.
- Ну, ладно, Конституцию похерили, но ведь остается УК, защищающий основной закон, - заметил я, - как же Вы будете вести следствие.
Следователь лишь с досадою махнул рукой, - а руководствуясь правосознанием. Как в 1937 году.

Своих ребят я нашел в одном маленьком кабинете. Они сидели угрюмые, нахохлившиеся и молчаливые.
- К 10 часам утра по Белому дому выпущено 40 осколочно – фугасных снарядов,- сообщил один из моих товарищей.
Мысленно представив себе, я ужаснулся, мне как старому артиллеристу, была прекрасно известна поражающая способность этих снарядов.

Между прочим, в Белом доме, как я узнал впоследствии, в это время, действительно была группа ребятишек, которую привел туда какой-то идиот.
Но на просьбу выпустить детей, «ельциноиды» ответили отказом. Якобы не поверили.

Вообще, по меньшей мере, странной выглядит борьба, вооруженных с одной стороны стрелковым оружием, а с другой – танками. Ну, какая это борьба, это расстрел и уничтожение.

Нечто подобное сотворили впоследствии грузины в Южной Осетии. И этот расстрел нынешние российские власти дружно осуждают.

А тут всего лишь расстреляли законно избранный парламент, отменив предварительно основной закон страны, стержень всей правовой системы.
И также дружно наши власти постарались данный расстрел забыть.

Правосознание рвалось в лоскуты. Вновь торжествовал подлый закон иезуитов «цель оправдывает средства».
Именно под таким лозунгом и победил фашизм в Германии.
А нас в России победила «демократия». На крови.

В юриспруденции понятие юридической силы правовых актов, является основой основ. Не может федеральный закон быть отменен постановлением правительства и не может указом президента быть отменен конституционный федеральный закон, а тем более, отменена Конституция страны.
Это всё равно, как если бы Конституцию отменил бы дворник, наспех подписавший соответствующую бумажку.

Если такое происходит в стране, то извините, это уже не государство, а просто некая банда, захватившая власть. И доказывать здесь нечего, это аксиома.

Ельцин и его грамотные сподвижники, конечно, знали о таком «казусе», и отменили известный указ «приостанавливающей действие Конституции». Но уже после принятия новой Конституции, устанавливающей диктатуру исполнительной власти.

Впрочем, совсем недавно, нам продемонстрировали, как без участия народа, можно изменить Конституцию, увеличив срок полномочий президента в полтора раза. Высшие чиновники успокаивали СМИ «изменение не коснулось существенных положений Конституции».
Потрясающая логика, т.е. доводы, которые потрясают саму логику.
Так что не исключено, что мы однажды проснемся в стране с наследственной монархией.

Ну, а к нам, 4 октября, приехали агитаторы, которые скороговоркой поздравили нас с победой «демократии», и сообщили, что профессионалы нужны любой власти. Мы, дружно плюнули, и быстро разошлись.
Как сказал один известный «демократ», - лучше быть расстрелянным за верность, чем повешенным за предательство.
Только жизнь показывает, что за предательство не вешают, а получают заслуженные 30 серебрянников и другие преференции.
Иуда повесился, так ведь он сильно переживал.

Никогда, наверно мы не узнаем, имена «героев» тех событий, которые в безопасности, защищенные броней, расстреливали беззащитных людей из танков. А также количество их серебрянников.
Сейчас все дела, касающиеся тех событий, засекречены.
Как только власть крупно напакостит, туда сразу ставят, по обыкновению, гриф секретности.

Но были и другие люди, которые не торговали своей честью и достоинством.
Бойцы подразделения «Альфа» слушали матерную речь президента, требовавшего штурмовать Белый дом, знали, чем это им грозит, и отказались выполнить приказ.
Легендарный боевой отряд, несмотря на насущную востребованность, по приказу Ельцина был расформирован. «Ельциноидам» не нужны профессионалы, им нужны преданные холуи.
Но именно «Альфа» предотвратил резню после окончания штурма здания Верховного Совета и это также не понравилось Ельцину и его приспешникам.

В такие переломные, экстремальные моменты жизни и обнажается подлинная натура человека, всё напускное слетает как шелуха.

- Крови, больше крови «красно-коричневых», - взывали представители рода человеческого, почему-то считающих себя интеллигентами. Им вторили воры и бандиты всех мастей, понимающие, какие возможности для воровства откроются в будущем.
- Раздавите эту гадину, - визжала в пароксизме истерики Лия Ахеджакова, и можно было поверить, что эта дамочка не убоится чужой крови.

А вот Егор Гайдар, видящий вместо живых людей экономические символы и цифры, оказался тем человеком, кем и назывался. Агностиком и либералом.
С единомышленниками он вышел на митинг с лозунгами против позиций Верховного Совета, не понимая, что с депутатами не нужно дискутировать, их проще расстрелять.

После клятвенного обещания президентской стороны об их безопасности, из Белого дома начали группами выходить работники аппарата Верховного Совета.
Вот где порезвились милиционеры различных служб, они вышли на охоту за людьми и всё их человеческое вмиг сдуло. Какая редкая возможность совершенно безнаказанно грабить, убивать и насиловать. И милиция в полной мере воспользовалась представившейся возможностью.
Сколько преступлений было совершено, сколько невинных людей погибло, трудно пересчитать.
Существует масса доказательств этих зверств. Много свидетелей, фотографий и видеозаписей. Но все они похоронены в прекращенных уголовных делах.

Мой хороший знакомый, Сергей Жаров, подполковник милиции, опытный сыщик, рассказывал, что его группа, в основном состоящая из молодых девчонок, чудом осталась жива. Их приютила семья, в квартире которой они отсиделись.

Спустя несколько дней после расстрела Белого дома, я шел от метро Краснопресненская до Краснопресненской набережной. Такая приятная в прошлом дорога была буквально усыпана цветами, везде лежали венки и поминальные записки.
Потом это все, конечно, убрали.

Сколько тогда погибло людей? 500, 2 тысячи, а может гораздо больше? Официальная статистика этого не знает.

А по дороге находится такой маленький, уютный стадион, где раньше тренировались детские команды и отдыхали близ живущие граждане.
На период описываемых событий, данный стадиончик был превращен в концентрационный лагерь, туда свозили всех защитников Верховного Совета, пусть даже они защищали его только на словах. Там их пытали и убивали.

Прямая аналогия с событиями свержения президента Альенде в Сантьяго. Такой же стадион, такие же методы.
Но в Чили к власти пришел фашист Пиночет! А кто пришел к власти тогда в
России?

Вечером я смотрел всемирное шоу – расстрел парламента, на Белом доме вспыхивали и чернели разрывы снарядов. Мне было очень стыдно. Национальный позор России, на потеху остальному миру!
Жена посмотрела на меня внимательно, взяла за руку и отвела на кухню, а там молча налила мне рюмку водки.

А в последующие дни я сидел вместе с верным псом Райтом на веранде дома, рядом с телефоном. Или часами гулял с овчаркой по лесу.
Действовал негласный запрет на трудоустройство бывших работников Верховного Совета России. Но и этот запрет просуществовал недолго.

Следствие пришло к выводу, что в указанных событиях виноваты обе стороны. Ельцин рвал и метал. Виновными должны быть признаны защитники Верховного Совета и точка! Но сделать это было невозможно, доказательства утверждали обратное. Существовала лишь возможность признать виновными и палачей и их жертвы, они же тоже стреляли.

И тогда отыгрались на и.о. Генерального прокурора Ильюшенко, верноподданейшего слуги власти и ничтожного в сущности прокурора.
Его посадили в Лефортовскую тюрьму за махинации с двумя джипами, где он просидел два года, а затем выпустили, прекратив дело.
Ильюшенко сейчас забыт начисто.

Затем последовала хитрая амнистия, все вышли на свободу, и даже память о расстреле парламента предана анафеме.
Это, дескать, была единственная возможность предотвратить гражданскую войну.

Парадоксально, но факт, чем нелепее и наглее ложь, тем выглядит правдоподобнее.
Помилуйте, если бы были предпосылки для гражданской войны, она бы непременно началась. А расстрел парламента – это повод для войны, а не основание для примирения.

Недавно профессор Хасбулатов опубликовал статью, где утверждал, что в октябре 1993 года решался вопрос о выборе пути России. Парламент предлагал шведский путь развития.
Насколько верно данное утверждение, не могу судить.

Но я никогда не верил Хасбулатову и Руцкому.
Один остался при своей шикарной квартире на Щусева и дворце в Архангельском.
А когда Руцкой находился в следственном изоляторе, лихорадочно строились  два его особняка на земельном участке площадью в четыре квадратных километра. Затем он пристроился к кормушке в Курской области и не скрывал своих шкурнических интересов.

Но ведь были сотни других людей, не щадивших свои жизни за убеждения, и искренне желающих добра своему народу и своей стране.

С тех событий прошло уже 17 лет и можно сделать определенные выводы.
Нужно только понимать, что противопоставление политики 90-х годов и двухтысячных не более чем идеологическая увертка. За этот период власть целенаправленно и плавно передавалась от сподвижника к сподвижнику.

Итак, попытаемся объективно изложить некоторые краткие итоги развития страны.

1. В результате так называемых «реформ» большинство бывшей государственной и общественной собственности перешло в руки незначительного меньшинства. 1,5 % населения РФ владеет 50 %  национального богатства.

Бедность и нищета подавляющей части населения противостоит исключительному богатству незначительной части, ядром которой являются власть имущие.

Действует четкая пропорциональная зависимость между бедными и богатыми. И разрыв этот катастрофически растет.

2. Законодательство и правоприменительная деятельность обслуживает интересы богатых граждан, а не всего населения.


3. Экономика страны окончательно приняла колониальный характер, вывозятся природные ископаемые и ввозятся товары потребления.

Промышленность и сельское хозяйство имеют рудиментарный вид.

4. Существует тотальная коррупция сверху донизу.
       Попытки ограничить коррупцию декларативны и ничтожны.

     5. Ликвидированы практически все социальные завоевания народа под            
      благовидными предлогами.

       В надлежащем виде отсутствуют право на бесплатную медицинскую      помощь, на образование, на отдых, на труд и так далее.

5. Режим власти все отчетливее принимает авторитарный характер

Фактически существуют однопартийная система, явный приоритет исполнительной власти, отсутствие свободных выборов, отсутствие общественного контроля над властью и фиктивные демократические институты.
Отсутствие надлежащей оппозиции. Население лишено представительства во власти.
В настоящее время существует лишь оппозиция опальных миллиардеров.

6. Национальная политика отличается игнорированием интересов государственно- образующей, титульной нации.

Миллиарды вкладываются в национальные республики, бюджет русских регионов формируется по остаточному принципу.

Отчасти это объясняется тем, что государственность в современной России находится на минном поле в виде ряда конституций национальных республик, которые и получают все преференции от федеральных властей.

7. Несмотря на отсутствие идеологических расхождений, «все капиталисты братья по классу», внешняя политика России изоляционная. К союзникам, кроме некоторых стран СНГ, можно отнести лишь Венесуэлу.
Любые попытки России вести самостоятельную политику натыкаются на противодействие мирового сообщества и его блоков.


Таким образом, итоги прошедших лет для большинства населения выглядят неутешительно.

Так зачем в 1993 году расстреляли парламент? Тогда же были отключены все системы жизнеобеспечения, нужно было просто подождать.

Николай второй и большевики обошлись без крови, «красно-коричневые» не решились на штурм, Джохар Дудаев обошелся без расстрела.

Бессмысленно и жестоко!

Это если посмотреть с одной стороны. А если посмотреть со стороны состоятельного меньшинства, то в стране все замечательно. Созданы исключительные условия для криминального приумножения богатства и уклонения от ответственности.
Поэтому задача только одна – внушить населению, что, несмотря на трудности, мы идем правильным путем, и где-то там за поворотом народ ждет достойная, обеспеченная жизнь.
Правда, при этом власть имущие забывают объяснить, что мы почему-то всё время идем по кругу.