Я буду жить

Анна Новожилова
   
Эта книга издана и продается здесь:
                Предисловие.

Эта тема была мной заброшена на годы. А теперь что-то словно толкает меня. И я задаю себе вопрос:» разве все было зря»?
В семнадцать лет, теплым августовским утром 1998 года  я почувствовала какой-то дискомфорт на шее, под ухом и нащупала там что-то новое. Это была опухоль. Злокачественная.





Глава 1

                Холстомер. ( Вспомнить все)


                «…Всегда  Шухов  по  подъему  вставал, а сегодня
                не встал. Еще с вечера ему было не по себе, не то
                знобило, не то ломало. И ночью не угрелся. Сквозь
                сон  чудилось – то  вроде совсем заболел, то отходил
                маленько. Все не хотелось, чтобы утро…»
               
                Александр Солженицын
                «Один день Ивана Денисовича».
         
        Жестяной  будильник  загрохотал  из  оцинкованного  ведра. В  последнее  время  разбудить  себя  на  работу  можно было  только  таким  способом. Еще  дикое  усилие – слезть  с  кровати. Адски  болит  голова, болит  шея, шатаясь, иду  в  ванную. Хорошо, что  не  повесила  зеркало. Ну  его, правдивое  стекло.
       Как  хочется  снова шлепнуться  на  диван  и  не  просыпаться, НЕ  ПРОСЫПАТЬСЯ!!! Но  надо  идти. Есть  ничего  не  хочется, мутит.
       Мерзкая  зимняя  луна  делит  небо  с  мерзким  зимним  солнцем. Декабрь, декабря, или  вообще  «тридцать  второе  мартобря», как  написала  Марина  Палей, которой  я  зачитывалась  в  юности. Она цитировала «Записки сумасшедшего», хотя я не уверена. В общем, была вечная ночь.

 Зябко. Надо  доплестись  до  метро. Найти  в  кармане  проездной, так  его  и  растак! Нет  проездного! Как  хочется  спать! Голова  не  варит. Что  там  в  кармане? Что  за  барахло? Закрома  Плюшкина. ( Бумажки  веером  летят  на  пол, прислоняюсь  к  стенке  и  пытаюсь  одновременно  взять  себя  в  руки  и  не  уснуть  стоя).
       Вот  он, билетик, прохожу, стоя  дремлю  в  вагоне, и вяло  думаю:»а  что  если  освободить  вагон, освободить  его  напрочь, а  на  сиденьях  разложить  простыни, постельные  принадлежности  и  как  захрапеть, ну…хотя  бы  до  конечной».
       Выхожу  на  своей станции. Ватными  ногами  перебираю, как  Холстомер, да  что  там  Холстомер? Никакая  я  не  старая  лошадь, мне  ведь  только  девятнадцать.
      Но  что  это? У  меня  что-то  с  головой? Куда  выходят  все  эти  люди? Почему  у  меня  нет  выхода? Я  нарезаю  круги  по  подземелью  и  вот-вот  опоздаю  на  работу. Но  у  них  есть  выход, через  который  они  попадают  на  улицу  и  топают  в  свои  офисы. Почему же я не вижу выхода?!
     Прибывают  поезда, люди  заполняют  станцию, потом  поезд  исчезает  в  тоннеле, исчезают  шаги  пассажиров, они  куда-то  выходят. Я уже  три  поезда  пропустила, а  выход  -  не  нашла. Надо  включить  мозги. Проклятая  слабость! Для  них  выход  есть, а  для  меня – нет. А  ведь  еще  целый  день  работать.  Работать…Работать…Рабо…Тать. Общество состоит из рабов и татей
 

             
  За несколько месяцев до этого, когда  опухоль на моей шее злобным карликом в меня вцепилась, я поняла, что она пьет мою жизнь. Тогда впервые мелькнула мысль:» это рак». Но я тут же одернула себя:»какой еще рак в 18 лет»?!
Карлик  сидел на мне тогда уже года полтора. Скоро я научусь «бить по рукам» свирепое существо». У Карлика-опухоли появилась новая манера – лезть на лицо. Он хотел выбраться из заушной впадины, ему уже становилось тесно там. 
          Я все время мазала его въетнамским бальзамом, по привычке, вначале думая, что простудила на шее железку. И уже поняв, что это – не простуда, я не могла отказаться от  вьетнамской мази, после нее – такой приятный холодок. Только на работе постоянно спрашивали:»от кого так разит аптекой»? 
        Мазаться мазью приходилось несколько раз в день, но щупальца утихомиривались и на долгие часы переставали копаться в моем лице.
Идти к врачу мне не хотелось, да и сил не было. Я все думала что простуда, на втором году опухоли я даже поставила на нее горчичник. Вот дура-то. Ощущения были…Короче, мерзавец, уже полтора года живший на моей шее, начал меня трясти за голову. Мозг поплыл. Снимать меня с люстры было некому, пришлось самой спускаться.

                Это было в квартире моей матери, там вообще ничего хорошего быть не могло. Вот не могло быть и все.
                Заканчивался 1999- год, двухтысячный я встречала с Альбертом, был такой персонаж,  а 2001 – одна. Хотя почему одна? Нас было двое – я и опухоль.   Но я и хотела  же этого. Другой вопрос, что в 19 лет встречать 21-й век в компании  раковой опухоли и сломанного магнитофона-радио – откровенный сюр. Но зато никто не устроит скандал и не плюнет в лицо. Я – дома. Мой дом - моя крепость!





                «Вспомнить все»

               Я сидела без работы ( работать, работать, рабо…), а моя  мать каждый день звонила к нам домой ( жила я тогда у бабушки с дедушкой) и спрашивала, чем я занимаюсь? Узнав в очередной раз за полтора месяца, что я пока не нашла работу, она взвилась  и заорала в телефон:» да пусть идет хоть на панель, лишь бы деньги в дом приносила»!
             Вот этого я всегда боялась, я боялась, что не ошиблась, что она объявит свои намерения и попрет танком. Я боялась ( есть такая книга Е.Замятина «Я боюсь», ее обложка цвета брусники, это были не буквы на брусничного цвета фоне, а красный крик:»я боюсь»!. Вот и я боялась ярким  красным ужасом.)
             Моим идеалом было абсолютное одиночество и полная независимость. В тринадцать лет я ездила по московским вещевым рынкам и записывала в тетрадочку цены. Схема спекуляции на разнице в цене была старой как мир.
            Мне нужны были деньги, чтобы убежать из дому, чтобы мои родственнички меня больше никогда не нашли. В те времена четырнадцатилетним паспортов не давали, так что бежать пришлось бы без документов, я решила, что на вопросы типа ( а где твоя мама, детка» я буду отвечать купюрами. Будучи довольно начитанной, я знала, что деньги способны заставить замолчать.)
             В четырнадцать лет я пристроилась к соседке работать, она пекла беляши, а я продавала за 20 рублей в день. Только она всегда платила мне 10 рублей и извинялась:»Анечка-деточка, ну завтра обязательно дам 20, правда-правда». На другой день повторялось то же самое. Накопив стартовый капитал, я бросила вероломную соседку, прикупила партию какой-то шмоточной мелочи, не то водолазки, не то носочки,  уже и не помню, и стояла на рынке.
Там я красиво простыла, схватила боронхит и на две недели вышла из строя, за это время моя товарная партия «повисла». Осознав, что торговле моей «кирдык», что на дворе уже ноябрь, а на ногах у меня худые кроссовки и мужская осенняя куртка, а моим товаром завалены все ларьки, я впала в депрессию. Лежала лицом к стене и ничего не ела. Это было страшно – осознать, что тебе не уйти из дому!
Через три недели я начала ходить по квартире, потом стала выходить, и пошла искать работу. В попытках и поисках прошла зима, мне исполнилось 15 лет…Мать молчала, не вникая в мои дела.
А когда мне стукнуло 18, она заговорила про панель. Чего ж она боялась раньше? А вот я боялась. И все время пыталась найти пути к отступлению.
Образно говоря, я ковыряла тюремную стену, и  почти всегда мне удавалось пробить ход …в соседнюю камеру.
Я плетусь на работу, вспоминая юность. С не полных 16 я работала, рынок был забыт, мысль о бизнесе, спекулятивных схемах торговли и прочих романтичных бреднях счастливых 90-х причиняли боль как разбитая мечта.
90-годы…Ужасные и прекрасные, время надежд и бездомья, когда одна за другой не сбывались мечты, но были силы на все это.
         Я пришла, приползла к финишу. Я добилась отдельного жилья. И  дама в паспортном столе смотрела на меня с завистью, даже сказала:» надо же, 19 лет, а уже своя квартира». Знала бы ты…
 Едва переставляя ноги, подхожу, умудряюсь не опоздать на работу. Завтра – то же самое. Снова неуверенным шатким призраком на бледных ножках  (« о, закрой свои бледные ноги» )  поплетусь через мокрую декабрьскую ( мартобрятскую) ночь на «любимую» работу – занимать чужое место. Через силу передвигаясь, в параллельном каком-то мире, к вечеру устану снова так, что буду в полуобмороке.

        Опухоль клюет меня в шею, словно живое существо:»забудь, усни, все – суета, маета, усни»…»Не спи»! - орет начальник и продолжает» - «Это невозможно, до чего сонная тетеря, только в нашей богадельне держат таких, как ты, давно пора уволить, ты только из милости еще зарплату получаешь»!
Впрочем, мои начальники были правы. Толку от меня не было. Мало того, я шаркала ногами, что бесило всех окружающих.

Начальница орала на меня поминутно. А когда не орала, поддевала так:» ну ты совсем без огонька, тебя никто замуж не возьмет».


Я молчу, препираться незачем, не в моей ситуации  гонор
свой поляцкий выказывать, затаиваю обиду, перевожу дух, экономлю силы.
Уволит-не уволит, а по дороге домой тоже надо не упасть.
Я читала, что чем сильнее желание, тем сильнее и противодействие обстоятельств. Как ни странно, замуж я все-таки вышла. И уже, лежа на больничной койке в Онкоцентре, радовалась, что если умру, моя квартира не достанется моей матери.





               
                Глава  2 «Палестинское танго»

            
                «…Еще томит, еще пьянит весна,
                А жить уже осталось так немного,
                И на висках белеет седина…»

                А.Вертинский «Палестинское танго»
         
          …..Тогда, в 20 лет, лежа на больничной койке, я впервые решила взяться за мемуары. ( Я становлюсь знатной мемуаристкой). Именно так я мысленно это называла – «Мемуары». В ход пошла  толстая  «общая» тетрадь, компьютера у меня тогда не было, да и сейчас бы не рискнула брать ноутбук в больницу – были случаи воровства у пациентов, пока те в перевязочной или на лучевой.
            Сейчас я пишу, видимо, вторую серию мемуаров. Мемуар Онкологический, через восемь лет, прошло уже восемь лет после операции. Итак, в онкологической больнице был Мемуар о детстве. Назывался он «Палестинское танго». Дело в том, что я очень люблю песни Александра Вертинского, и эта, «Палестинское танго» - одна из моих любимых.

Я и услышала ее впервые там, в онкологическом центре. Еще была жива моя бабушка, она дала мне в больницу деньги, и я так вдруг захотела услышать в своей больничной палате Вертинского, что вышла, поменяла пять  долларов  в каком-то обменнике и купила  себе запись.

«…И люди там застенчивы и мудры,
И небо там как синее стекло.
И мне, уставшему от лжи и пудры,
Мне было с ними тихо и светло…».


 И правда. Эти строки идеально подходили. Никто больше не называл меня лентяйкой, разиней, плохим работником, дурочкой,  и далее по списку.
Я так устала быть «должна», «обязана» и «виновата».Наконец-то мне удалось «Достучаться до небес», кстати, очень мне нравится этот фильм, докричаться до людей – это много сложнее.
             Оказалось, что меня можно жалеть, а не только подгонять и понукать. В онкологическом центре я прожила три месяца настоящего счастья.
Оказывается, я – не виновата, не знаю, в чем, да и не важно, просто – не виновата. Я не хуже других , просто мне немного не повезло. Я это поняла только в Онкоцентре.
             Не нужно никуда спешить, никто не достанет. Мои бабушка и дедушка знали, конечно, где я, но не говорили моей матери. Она не знала моего настоящего адреса и телефона, а врачам было обо мне известно больше, чем ей, женщине, родившей меня совершенно неожиданно для себя.
Она, судя по всему, ожидала через девять месяцев увидеть кого-то другого, а это оказалась я.
          Мне не хотелось омрачать свое больничное счастье ее физиономией и визгливым презрительным голосом. Но главное было не это. Она могла наговорить «сорок бочек арестантов» и узнать мой домашний адрес. А дома меня ждал муж. Моя мать его никогда не видела, я конспирировалась. Я боялась.
   Моя больница – моя крепость...

Продолжение http://www.proza.ru/2011/11/13/872  Здесь еще глава: http://www.proza.ru/2011/06/22/938
Здесь еще : http://www.proza.ru/2010/04/06/1474

Книга вышла