Искупление

Елена Демчинская
  22 сентября 1942 года

Они шли по дороге вымощенной булыжником с незапамятных времён и раньше знававшую всякие события , но сегодня принимая поступь тысяч молчаливо идущих людей дорога была свидетелем их отчаянья и обречённости.Пустынные улицы селения , выбеленные хаты с кое где прячущимися за зановесями любопытными жителями , деревья с тронутыми желтизной кронами - всё вокруг казалось замерло глядя в зловещем предчувствии на несчастных людей , вся беда которых заключалась лишь в том , что их угораздило родиться евреями.
В основном это были старики , женщины и дети. Они знали , что доброго от людей в нацистской форме им ждать нечего , мольбы о помиловании бесполезны и поэтому шли молча , даже дети испуганно жавшиеся к матерям не смели плакать. Им оставалось уповать лишь на чудо.
  Фашисты с утра не церемонясь согнали всех на Базарную площадь ,обшарив хаты. Около трёх тысяч несчастных , измученных  , беспомощных людей окружили солдаты с автоматам и всем приказано было идти по этой самой мощёной дороге. Колонна   прошествовала по посёлку ведомая конвоем.
  Люди с автоматами были уверены в своём превосходстве над этими бедолагами , оправдывая свои действия долгом перед фюрером , немецкой нацией  и ещё Бог знает чем. А может и не искали себе оправдание , ведь сила была на их стороне и какое им дело до жизни этих несчастных  евреев, до их чувств и мыслей.
Мощеная улица перешла в неширокую грунтовую дорогу , стелющуюся между огородами селян. Угасавшее лето , прощаясь решило порадовать всех солнечным ярким денёчком.Дивный вид открывался здесь за селом. Широкие поля , ещё достаточно зелёные луга , уже слегка раззолоченная осенью опушка леса , отсюда с пригорка видна была река серебристой лентой разделяющая два посёлка. С тоской  глядели люди на эту красоту  уже предчувствуя , что навсегда покинули они свои дома  , навсегда покинут эти благодатные места , землю. И знали они , что тех кто ведёт их умирать , тех ,чья душа заблудилась , а сердце обледенело от зла ,  бессмысленно молить о пощаде. И матери лишь крепче сжимали свои сокровища , не прося о милости. Старики смахивая слёзы молились о детях своих и внуках . Как нелепо и страшно было умирать в этот солнечный сентябрьский день. Но надежда на что то  всё же теплившаяся в их душах мгновенно улетучилась едва завидели  они силуэты безжалостных убийц , затаившихся по краю оврага , где им суждено было окончить свой путь.


 Выполняя приказ он нажал на курок , посылая смерть людям на дне оврага. Он не видел их лица , не старался разглядеть несчастных , он просто стрелял , а они падали. Их было много , а он был хорошим солдатом и должен был исполнить приказ.
На мгновение он отпустил курок. Молодая еврейка стоя на коленях прижимая обмякшее , окровавленное тельце малыша смотрела прямо на него. Сквозь ветки кустарника служившим ему укрытием он почувствовал обжигающий взгляд полный ненависти. Переполненные болью и гневом глаза жертвы на одно лишь мгновение встретились с глазами карателя. Палец снова придавил курок . Она всё так же прижимая мёртвого ребёнка упала , а солдат обезумев всё стрелял и стрелял по метавшимся в овраге людям ,сея смерть.
Наконец всё кончилось , кровь безвинных жертв тоненькой струйкой текла в реку , вода принимала её смывая  страшный грех , растворяя в своём потоке. Стоны раненых ещё раздавались в овраге когда пригнали местных жителей присыпать песком страшное место казни. Раздавались они и тогда , когда железные танки с не менее железными людьми ровняли тела погибших и ещё живых людей с землёй . Раздавались они ещё несколько дней.
  Солдат сам не зная почему  исполнив приказ спустился в овраг поближе посмотреть на содеянное. Уходя он оглянулся , снова почувствовав взгляд. Застывшие глаза той самой матери с укором смотрели ему в спину.
 
  Солдат вернулся с войны , женился , прожил долгую как ему казалось счастливую жизнь, растил детей , нянчил внуков. Но взгляд мёртвой матери он забыть не мог , хоть и не считал себя слишком виновным , ведь была война , а он просто исполнял приказ. Наконец смерть открыла ему свои объятья , время стёрло его следы на земле...

   * * *
 
  Молоденькая чернокожая девушка умирала , её ребёнок погиб даже не увидев этот мир. Она так ждала эту кроху , так мечтали они с мужем об этом ребёнке.
"За что , за что мне это?"- вопрошала она мучаясь от боли и горя. С каждой минутой слабела нить связывающая её с жизнью.
И вот боль ушла. На её хорошеньком личике вдруг появилось выражение ужаса и смятения  -  Глаза мёртвой матери с укором глядели в спину удаляющегося солдата.
Ещё мгновение и лицо чернокожей красавицы навеки озарила блаженная улыбка.Освобождённый дух с лёгкостью покинул мёртвое тело.